Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Будущее Большого Ближнего Востока





Несомненно, что нынешний Большой Ближний Восток напоминает минное поле потенциальных этнических и пограничных конфликтов, готовых взорваться при любом неосторожном движении. Таким образом, крушение авторитарных режимов на Большом Ближнем Востоке, начавшееся в ходе «арабской весны», могло бы стать очередным этапом единого исторического процесса. Вслед за Восточной Европой и Балканами Большой Ближний Восток способен вступить в сообщество государств, отношения между которыми базируются на единых ценностях. Но для этого необходимо встречное движение со стороны Запада, его согласие играть по единым правилам формирующегося многополярного мира, уважение к религиозным чувствам местного населения, безусловное соблюдение государственного суверенитета и отказ от попыток подмены его соображениями политической целесообразности. В США, как лидере западного мира, к этому не готовы. Как следствие, американцы не отказываются от концепции «демократизации» Большого Ближнего Востока. Это будет создавать в странах Ближнего (Среднего) Востока и Северной Африки значительную нестабильность, что негативно повлияет на безопасность европейских государств. К сожалению, такое в Вашингтоне стараются не замечать.

67. Политика «мирного сосуществования».

Мирное сосуществование, тип отношений между государствами с различным общественным строем, который предполагает: отказ от войны как средства решения спорных вопросов между государствами, разрешение их путём переговоров; равноправие, взаимопонимание и доверие между государствами, учёт интересов друг друга: невмешательство во внутренние дела, признание за каждым народом права свободно избирать свой социально-экономический и политический строй; строгое уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран; развитие экономического и культурного сотрудничества на основе полного равенства и взаимной выгоды. Она призвана вытеснить из международной жизни отношения господства и подчинения, утвердить общедемократические нормы, попранные империализмом.
Мирное сосуществование является формой классовой борьбы между социализмом и капитализмом на международной арене, но формой специфической. Потому что, во-первых, борьба ведётся между правящими классами, каждый из которых располагает полнотой государственной власти, а во-вторых, - антагонистической в своей основе конфликт двух противоположных социально-экономических систем переводится из плоскости военных столкновений в русло экономического соревнования, сопоставления политических систем и образов жизни, противоборства идеологий.

Мирное сосуществование (или Мирное сосуществование — как форма продолжения классовой борьбы) —идеологическая концепция, лежавшая в основе внешнеполитической идеологии и пропаганды КПСС и Советского Союза в 60-х — 80-х годах XX века, вследствие ядерного паритета с США и НАТО, как скрытая альтернатива лозунгу «победы коммунизма во всем мире». Впервые употреблялась в лексиконе советского правительства ещё в 20-х годах. Была принята в качестве официальной внешнеполитической доктрины после Карибского кризиса 1962 года и реальной угрозы начала 3-ей мировой войны. Концепция заключалась в том, что, хотя между странами капиталистического и социалистического лагеря существуют антагонические классовые противоречия, эти противоречия не всегда должны решаться военной силой. Этот вывод был в значительной мере связан с осознанием опасности возможности начала ядерной войны и советская теория Мирного сосуществования стала одним из элементов холодной войны. Основоположником современной теории мирного сосуществования можно считать Н. С. Хрущева, первым из руководителей Советского государства начавшего активные зарубежные государственные визиты и принимавшего личное участие в работе международных межправительственных организаций. Концепция мирного сосуществования закреплена в многочисленных документах КПСС. Советское государство всемерно развивало и поддерживало пацифистские и антивоенные движения в странах Запада, солидарные с советской концепцией мирного сосуществования. Одним из основных проводников теории мирного сосуществования стал организованный в 1949 г. Всемирный Совет Мира

70. Международные организации и их роль в регулировании МО.

Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов современного международного развития.


Согласно данным Союза международных ассоциаций, в 1998г. существовало 6020 международных организаций; за последние два десятилетия их общее число возросло более чем вдвое.

Международные организации, как правило, разделяют на две основные группы.

1. Межгосударственные (межправительственные) организации учреждаются на основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.

2. Международные неправительственные организации возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств.

Понятно, что межгосударственные организации оказывают гораздо более ощутимое воздействие на международно-политическое развитие - в той мере, в какой главными действующими лицами на международной арене остаются государства. Вместе с тем международных неправительственных организаций больше, чем межгосударственных, причем на протяжении многих лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения их числа. В 1968 г. было 1899 международных неправительственных организаций, в 1978 г. - 2420, в 1987 г. - 4235, в 1998г.- 5766. В этом находит свое проявление усиливающаяся глобализация мировой системы с отчетливо выраженным возрастанием объема разнообразных транснациональных (точнее, трансграничных) взаимодействий.

В принципе в таком развитии можно видеть предпосылки для радикальной трансформации системы международных отношений и формирования глобального мирового сообщества, в котором самоорганизация и регулирование общественных процессов будут осуществляться не через взаимодействие между государствами, а непосредственно, с помощью механизмов прямого действия. Международные неправительственные организации в таком случае могут рассматриваться как элементы формирующегося глобального гражданского общества. Следует отметить, что среди специалистов нет единого мнения в трактовке этой тенденции. Но в любом случае появление все большего числа негосударственных действующих лиц (акторов), оперирующих на международной арене параллельно с государствами и в известном смысле оспаривающих их монопольное положение, становится примечательным феноменом в развитии международных отношений.

Достаточно ощутимо и влияние неправительственных организаций на международную жизнь. Они могут поднимать вопросы, которые не затрагиваются деятельностью правительств; собирать, обрабатывать и распространять информацию о международных проблемах, требующих общественного внимания; инициировать конкретные подходы к их решению и побуждать правительства к заключению соответствующих соглашений; осуществлять наблюдение за деятельностью правительств в тех или иных сферах международной жизни и выполнением государствами взятых на себя обязательств; мобилизовывать общественное мнение и способствовать возникновению чувства причастности «простого человека» к крупным международным проблемам.


И все же значение межгосударственных организаций для регулирования международной жизни неизмеримо больше. В этом отношении они проявляют себя как бы в двух ипостасях - с одной стороны, образуя поле кооперативного или конфликтного взаимодействия между государствами-членами, с другой - выступая в качестве специфических действующих лиц на международной арене и таким образом оказывая самостоятельное влияние на динамику развития международных отношений.

Впрочем, мера такой самостоятельности - вопрос тоже достаточно спорный и традиционно являющийся предметом дебатов среди аналитиков. Сторонники «реалистической парадигмы» в подходе к международным отношениям полагают, что межгосударственные организации «производят» лишь то, что «вкладывают» в них государства-члены, и не способны генерировать никакой импульс, выходящий за пределы внешней политики последних. Иными словами, межгосударственные организации рассматриваются лишь как постоянный дипломатический форум, выявляющий совпадение позиций участников. С другой стороны, адепты «идеалистической парадигмы» подчеркивают, что в результате деятельности межгосударственных организаций возникает новое качество, не сводимое лишь к сумме внешнеполитических импульсов стран-членов. Именно по этому пути, считают они, будет происходить преобразование всей системы международных отношений, ее трансформация из арены установления баланса интересов в механизм выявления и решения глобальных проблем человечества.

Первый из указанных выше двух подходов, по-видимому, в большей степени отражает фактическое положение дел на международной арене. Но в любом случае имеет смысл подчеркнуть три обстоятельства.

Во-первых, даже если рассматривать межгосударственные организации как вторичные, производные субъекты международного права, они вовлечены (и в некоторых случаях весьма активно) в процесс формирования и осуществления международно-правовых норм. Более того, эффективность последних все больше зависит от того, в какой степени они санкционированы межгосударственными организациями.

Во-вторых, деятельность этих организаций ощутимым образом влияет на международно-политическое поведение участвующих в них государств и в более широком смысле, причем даже в тех случаях, когда речь не идет о формировании некоторых правовых норм, принимаемых к обязательному исполнению. Можно сказать, что само участие в межгосударственных организациях становится для государств фактором их международной социализации.

В-третьих, хотя государства (общим числом порядка двухсот) и являются главными действующими лицами на международной арене, межгосударственных организаций значительно больше, и они в совокупности образуют довольно развернутую сеть, охватывающую практически все сегменты современных международных отношений.

В 1998 г. существовало 254 межгосударственных организации. Они различаются по кругу участников (универсальные и региональные), функциональному предназначению (общей и специальной компетенции), порядку вступления новых членов (открытые и закрытые), характеру полномочий (основанные на традиционном приведении к общему знаменателю позиций стран-членов и содержащие элементы наднациональности). Общими тенденциями в развитии межгосударственных организаций можно считать следующие: а) относительное усиление региональных аспектов в их деятельности, позволяющее сфокусироваться на более конкретных проблемах; б) значительное возрастание числа организаций специальной компетенции для регулирования специфических сфер международного взаимодействия; в) более частое и более широкое наделение межгосударственных организаций наднациональными полномочиями.


Масштабы, характер и глубина воздействия межгосударственных организаций на международно-политическую жизнь варьируются в довольно широких пределах. Деятельность некоторых из них имеет особое значение для современных международных отношений и заслуживает специального рассмотрения.

73. Внешнеполитическая доктрина КНР. Проблема «двух Китаев». Российско-китайские отношения в 1991-2016 гг.

Внутренняя и внешняя политика подчинена задаче возрождения Китая - государства, которое по своей мощи никому не уступит. Под возрождением понимается построение процветающего, демократического, цивилизованного, социалистического государства. Для этого нужно выполнить три исторические миссии: модернизация; объединение с Тайванем; содействие миру во всем мире. Для обеспечения возрождения Китая и выполнения трех исторических миссий в области внешней политике Китай наметил достижение следующих целей:

· Безусловное признание мировым сообществом территориальной целостности;

· Международное признание особых прав Китая в Южно-Китайском море;

· Достижение преобладающего влияние Китая в Юго-Восточной Азии;

· Приемлемое для Китая решение территориальных вопросов с соседними государствами;

· Признание особых интересов Китая в Центральной Азии;

· Стремление добиться отказа других стран от участия в антикитайских коалициях и от военного противостояния Китаю;

· Признание ведущей роли Китая в регионе, что должно выражаться в форме неформальных консультаций с Пекином при принятии важных политических решений;

· Обеспечение китайским государством и правительством благоприятных условий для эмиграции населения Китая в другие страны;

· Продвижение употребления китайского языка в Азии.

Независимая, самостоятельная, мирная внешняя политика – такого курса придерживается Китай в международных отношениях. Внешняя политика Китая характеризуется следующими основополагающими моментами:

- Китай независимо и самостоятельно вырабатывает свою позицию и политический курс по всем международным вопросам; он не вступает ни в какие союзы и не устанавливает никаких стратегических отношений с крупными державами или блоками стран, выступает против гегемонизма и политики силы.

- Китай стремится развивать отношения со всеми странами на основе пяти принципов мирного сосуществования.

Направления внешнеполитической стратегии Пекина в XXI веке:

1. стремление уменьшить отставание по стратегической мощи от США за счет создания современных видов вооружения, за счет создания самостоятельных программ в освоении космоса; за счет наращивания ядерного и военного потенциала. Китай пока развивается на заимствованных технологиях (РФ, США, Япония), но будет развивать и собственные технологии.

2. активизация деятельности в международных институтах: ООН, ВТО. Налаживание диалога с «восьмеркой», НАТО, ЕС.

3. наращивание активности на региональных направлениях: в Северо-Восточной Азии, ЮВА, Центральной Азии, Африке, Латинской Америке. 4. продолжение политики по обеспечению мира и добрососедства с соседями, большой упор на экономическое сотрудничество.

Проблема двух Китаев сводится к тайваньской проблеме. Вопрос о воссоединении КНР с Тайванем или о национальном объединении остается одной из самых сложных проблем региональных отношений. Истоки проблемы уходят к последним месяцам гражданской войны в Китае осенью 1949 г., когда бывшее центральное правительство Китайской Республики во главе с лидером Национальной партии (гоминьдан) Чан Кайши под давлением коммунистических отрядов Мао Цзэдуна отступило на Тайвань. С тех пор каждое правительство - новое, коммунистическое, в Пекине и старое, гоминьдановское, в Тайбэе - претендовало за легитимность и считало себя единственным законным общекитайским правительством. Советский Союз признал КНР, а США и их союзники - Чан Кайши.

В 1972 г. США признали КНР и разорвали дипломатические отношения с Тайванем, сохранив неофициальные отношения с правительством Чан Кайши и продолжив оказание ему военной помощи на основании Закона 1979 г. об отношениях с Тайванем. В 1975 г. Чан Кайши умер. Его преемники продолжали исходить из формулы существования «одного Китая» и признавали значимость задачи национального объединения. Однако с течением времени ситуация осложнилась. Внутри Тайваня росло влияние местных уроженцев - сторонников отказа от единства с «большим Китаем», требовавших провозглашения независимости острова. Поэтапная демократизация на Тайване позволила сепаратистам получить представительство в парламенте и оказывать влияние на внешнюю политику.

КНР болезненно реагирует на рост влияния сторонников независимости на Тайване. Учитывая неформальные гарантии США, руководство КНР не идет на применение силы для объединения. Однако оно систематически дает понять, что применение силы против острова в чрезвычайных обстоятельствах, под которыми понимается принятие Тайванем решения об объявлении независимости, не исключается.

При этом представители КНР и Тайваня поддерживают полуофициальные контакты для обсуждения условий возможного объединения. Позиция Пекина сводится к формуле «одно государство - две системы», которая предполагает, что после объединения Тайвань станет одной из провинций КНР, сохранив рыночную модель экономики и автономную административную систему, но передав Пекину руководство своей внешней и оборонной политикой. Тайваньская сторона не считает эти условия приемлемыми. Она не исключает объединения, но видит его как длительный демократический процесс слияния двух равноценных политических субъектов. Исходной точкой объединительного процесса в Тайбэе считают признание Пекином Тайваня в качестве равного партнера. Тайвань поддерживает дипломатические отношения с 29 странами мира.

Проблема осложняется вовлеченностью в конфликт США, так как Вашингтон использует тайваньский вопрос в качестве инструмента давления на Китай.

 

РФ и КНР

На рубеже 80-90-х годов в отношениях между СССР и КНР произошел радикальный поворот от бесплодной полемики к конструктивному диалогу и переговорам, от конфронтации к добрососедству, от соперничества на международной арене к сотрудничеству и партнерству. Важным шагом на этом пути стал визит М.Горбачева в КНР в мае 1989 г. Переговоры на высшем уровне с китайскими руководителями и подписанное 18 мая 1989 г. советско-китайское коммюнике официально подтвердили нормализацию советско-китайских отношений и положили начало качественно новому этапу их развития.

Распад СССР и образование нового государства - России - не вызвал негативного отношения к этому со стороны официальных кругов КНР. Более того, после дипломатического признания правительством КНР 24 декабря 1991 г. Российской Федерации в качестве правопреемницы международных прав и обязательств бывшего Советского Союза начался период нового, "постсоветского" развития отношений между двумя странами. Уже в 1992 г. было преодолено главное препятствие на пути сближения сторон. Переговоры по пограничному урегулированию, начатые еще в 1964 г., дали, наконец, свои положительные результаты. С 16 марта 1992 г. вступило в силу Соглашение о государственной границе между двумя странами в ее восточной части.

Первым большим шагом вперед в развитии российско-китайских отношений стал визит Президента России Б.Ельцина в Пекин в декабре 1992 г. Главы двух государств подписали совместную декларацию об основах взаимоотношений между РФ и КНР.

Взятый Россией и Китаем курс на установление конструктивного партнерства, обращенного в XXI в., привел в действие и механизмы такого сотрудничества: регулярные встречи и переговоры на высшем уровне, между министерствами обороны с целью обеспечения мер доверия и взаимной безопасности, военно-технического сотрудничества; торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество и т.д.

Визит Б.Ельцина в Китай в 1996 г. ознаменовался уникальным историческим событием. 26 апреля 1996 г. главы 5 государств-соседей - РФ, КНР, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана подписали в Шанхае Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы. Это единственное подобного рода соглашение в Азии.

2000е.

Территориальные споры

14 октября 2004 года в ходе визита в Пекин, Путин подписал договор дополнение к соглашению о российско-китайской государственной границе. В 2005 году была проведена демаркация российско-китайской границы, в результате Китай получил 337 км2 спорной территории: остров Тарабаров, часть острова Большой Уссурийский. В итоге улучшение отношений с Китаем и снятие угрозы территориального конфликта в будущем.

Экономические проблемы

Хотя на политическом уровне полное сближение и взаимопонимание, в экономической сфере существует несколько разногласий и нерешенных проблем. Остается неясным, являются ли Россия и Китай естественными торговыми партнерами, экономическая взаимодополняемость которых дает возможность каждому извлекать устойчивую выгоду для себя, или же конкурентами, соперничающими в сфере международной торговли и инвестиций. Например, Китай недоволен российской тактикой в области энергетики. Пекин сетует на слишком высокие цены за электроэнергию.

Стратегическое взаимодействие России и Китая.

Россия и Китай имеют общую позицию, похожие международные статусы на мировой арене и взаимодействие двухсторонних отношений привели РФ и КНР к стратегическому сотрудничеству на глобальном, региональном, многостороннем и двухстороннем уровнях.

РФ и КНР сближают свои стратегические интересы: от стремления ограничить влияние США в важных для Москвы и Пекина регионах мира до возможности совместных или скоординированных «антигегемонистических» акций. После интервенций НАТО это положение можно было принять как заявку на организацию российско-китайской коалиции в защиту права на суверенитет и гарантию невмешательства, которым противоречила отстаиваемая странами НАТО политика и практика «гуманитарных интервенций». РФ и КНР считают принцип анти-гегемонии США значительным преимуществом в своей внешней политике.

Главы двух держав считают, что достигнутое «понимание и сотрудничество» является одним из путей преодоления неблагоприятных последствий однополярности. Кроме того, в последнее время усиливается и расширяется влияние РФ и КНР на мировую политику и на экономическое сотрудничество, объединяющее четыре крупные страны – Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР.

Заключение

В настоящее время российско-китайские отношения и стратегическое взаимодействие достигли беспрецедентно высокого уровня. Политические взаимоотношения двух стран развиваются стремительно. Нас ждет хорошее и самое главное стабильное будущие, поскольку эти две державы не собираются прекращать свое общение, а заключают новые договора между собой на очень выгодных условиях, что для Российской Федерации и для Китайской Народной Республике очень выгодно. За этот период(2000—2010 г.) произошло значительное повышение доверия и сотрудничества обеих держав, увеличение визитов президентов и премьер – министров друг к другу.

Российско-китайское партнерство, включая взаимодействие в ООН и других многосторонних форумах, вносит значительный вклад в укрепление международного мира. Россия и Китай вместе выступают за предотвращение размещения в космическом пространстве оружия любого вида и призывают другие страны поддержать их инициативу по выработке соответствующей международно-правовой договоренности, которая стала бы крупным шагом на пути дальнейшего укрепление стратегической стабильности и международной безопасности.

Особую значимость имеет тесная координация наших действий в таких важнейших областях, как противодействие распространению всех видов оружия массового уничтожения, всеобъемлющее запрещение ядерных испытаний, устранение рисков ядерного терроризма и т. п.

На данный момент обе стороны заинтересованы как по ряду политических, так и экономических причин в тесном сотрудничестве. И, не считая некоторых разногласий, наши отношения развиваются довольно успешно.

Газовое соглашение, подписанное между двумя странами является большим достижением в отношении двух стран. Подписание газового контракта между Россией и КНР является проявлением "монументального сдвига" в мировой торговле и перехода к многополярному миропорядку.







Date: 2016-07-18; view: 685; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию