Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Движение неприсоединения: история и современность.
Доктрина неприсоединения зародилась в конце 40-х годов XX столетия. В ней нашли свое отражение и развитие общедемократические установки национально-освободительного движения, идеи суверенитета и независимости народов, принципы политического и экономического равноправия. Неприсоединение позволило развивающимся странам избегать жесткого выбора между двумя социально-политическими системами, между идеологией социализма и ценностями капитализма, защитило от попыток внешних сил втянуть их в идеологическое и военно-политическое противоборство между двумя блоками. Движение неприсоединения как межгосударственное объединение оформилось в 60-70-е годы по мере получения независимости и выхода на международную арену в качестве полноправных субъектов международных отношений десятков новых молодых государств, избравших неприсоединение одним из принципов своего внешнеполитического курса и проявивших стремление к координации и осуществлению совместных действий – коллективной дипломатии в различных формах и проявлениях – сначала на субрегиональном и региональном уровнях, а затем и в глобальном масштабе. На разных этапах эволюции Движения менялись его приоритеты, но неизменными оставались цели и принципы ДН, позволившие сохранить единство в многообразии и авторитет этого уникального объединения. Процесс серьезного переосмысления Движением своей роли и места в мире начался на его IX саммите (Белград, сентябрь 1989 г.), который поставил перед неприсоединившимися странами (НС) две стратегические задачи: "создать возможно лучшие условия для своего развития накануне XXI века и более активно влиять на обстановку в мире". Однако последовавшие в начале 90-х гг. поистине исторические события, изменившие всю политическую конфигурацию современного мироустройства, поставили Движение неприсоединения перед лицом кризиса, пожалуй, самого серьезного за всю историю его существования. "Холодная война" закончилась, конфронтация сверхдержав и блоков уступила место диалогу и сотрудничеству, рухнула биполярная система международных отношений, на обломках которой возник однополюсный мир, характеризующийся жестким политическим и военным доминированием США. Идея, лежавшая в основе создания Движения - неприсоединение к противостоящим военным блокам - оказалась в этих условиях лишенной всякого смысла. Ситуация вокруг ДН усугублялась нарастанием кризисных тенденций внутри самого Движения. Распалась СФРЮ (Югославия) - его Председатель, избранный в 1989 г.; в 1991 г. ряды ДН покинула Аргентина, на "перепутье" оказались и некоторые другие латиноамериканские государства-участники этого объединения. Такие влиятельные члены Движения, как Индия, Куба, Алжир по различным причинам в основном внутреннего порядка, ослабили свое внимание к проблематике неприсоединения. Утратили интерес к ДН его европейские участники - Кипр и Мальта, устремившиеся в "общеевропейский дом" и подавшие заявки на участие в ЕС. Недвусмысленным свидетельством неудовлетворенности многих сравнительно развитых неприсоединившихся стран неэффективностью Движения в деле практического решения их насущных проблем явилось создание в 1989 г. в ходе IX Конференции глав государств и правительств НС новой Группы 15, в которую объединились не только 13 государств-членов ДН, обладающие наиболее крупным потенциалом динамичного развития, но и страны, имеющие в Движении статус "наблюдателя" - Бразилия и Мексика. "Лидерство государств", пришедшее на смену "лидерству вождей" в Движении, усилило не только тенденцию регионализма и формирования центров силы и влияния в "третьем мире", но и ярко продемонстрировало кризис "вождизма", который ранее объективно способствовал развитию центростремительных сил внутри ДН. Действительно, старые "харизматические" вожди Движения неприсоединения (Неру, Тито, Насер, Сухарто, И.Ганди, Бандаранаике) постепенно уходили со сцены. Новые лидеры, занявшие их место, были менее значимыми фигурами (за исключением, пожалуй, Фиделя Кастро). И это не случайно. Харизматический тип лидерства уже не соответствовал практическим и насущным задачам, стоящим перед большинством НС. Нужны были не страстные левые или националистические призывы и обличения империализма и гегемонизма, а конструктивные действия по сотрудничеству с Севером для "создания новых более справедливых обществ XXI века". Серьезным испытанием для Движения стала также агрессия Ирака против Кувейта в 1991 г. Несмотря на предпринимавшиеся инициативные посреднические меры неприсоединившихся стран, как самостоятельные, так и на коллективной основе, направленные на разрешение кризиса мирными средствами, ДН не смогло привести стороны к соглашению. Это еще более углубило внутри Движения неприсоединения неверие в свои силы и возможности. Ход событий в Персидском заливе породил у многих НС тревогу в связи с тем, что прежнее биполярное устройство превратится в безраздельную гегемонию одного полюса силы, самостоятельно противостоять которому Движение уже не сможет. Наряду с этим в ДН высказывались опасения такого рода, что процессы сближения между Востоком и Западом приведут, в конечном счете, к экономическому противоборству "единого Севера" и "разобщенного Юга", повлекут за собой ослабление интереса развитых стран к комплексу проблем "третьего мира". Это, по мнению многих неприсоединившихся стран, подорвет "концептуальную автономию" Движения, сузит его возможности маневрировать, а значит, оно будет вынуждено отступить от той роли, которую до сих пор играло в качестве группы международного давления, и странам-участницам останется только приспособиться к силе, подчиниться ей. В этой связи некоторые НС предлагали встать на путь радикального переустройства ДН в духе его деполитизации, сделать Движение сугубо экономическим сообществом, что в итоге привело бы к слиянию ДН и Группы 77. Были, правда, и оппоненты сторонников такого рода подходов, которые, признавая возможность и опасность конвергенции Востока и Запада, считали капитуляцию перед таким гипотетическим "суперсоюзом" недопустимой и призывали противостоять ему, используя коллективный потенциал Движения неприсоединения, бороться с "диктатом" великих держав в ООН, добиваясь повышения значения Генассамблеи и спецучреждений ООН, демократизации и реформы Совета Безопасности. Подавляющее большинство НС высказывало уверенность, что предстоящая переориентация экономической помощи Запада из государств "третьего мира" на Восточную Европу и Россию, которая отягощена своими проблемами и закрывает глаза на "нужды и чаяния" неприсоединившихся стран, приведет к дальнейшему политико-экономическому забвению беднейших государств. В целом, модальность всех выступлений и точек зрения сводилась к следующему выводу: Движение - на грани выживания, реально замаячила угроза его исчезновения с мировой арены как реликта биполярного мира. Дискуссия по поводу жизнеспособности и перспектив Движения неприсоединения, его стратегии и тактики в случае политического выживания, методов достижения организационного единства достигла своего апогея к моменту созыва X форума ДН на высшем уровне в Джакарте в сентябре 1992 г. Он стал в определенном смысле историческим или, по крайней мере, этапным для Движения, полностью опровергнув "похоронный сценарий" его будущего, выписанный футурологами-скептиками. Руководство ДН приняла на себя одна из крупнейших неприсоединившихся стран Азии - Индонезия, лидер которой - Сухарто пользовался тогда широким международным авторитетом. Именно и во многом благодаря его "пожарному" председательству (1992-1995 гг.) Движение смогло выжить и доказать, что хотя и зародилось в климате "холодной войны", отнюдь не является продуктом конфронтации. В этот критический для ДН момент политические лидеры ведущих НС - Индии и Индонезии, Египта и Нигерии, Колумбии и Чили - осознали, что Движению неприсоединения необходимо освободиться от своего архаичного идеологического багажа и искать новые критерии и концепции, создавать современные механизмы взаимодействия, адекватные нарождающемуся послеблоковому мироустройству. Вызов времени приняла на себя Колумбия, которая на XI саммите Движения (Картахена, октябрь 1995 г.) была избрана его Председателем и от имени НС недвусмысленно заявила о твердом намерении Движения участвовать в формировании современного многополюсного мира в качестве самостоятельной политической силы. Вся трехлетняя деятельность Колумбии на посту Председателя Движения неприсоединения была пронизана духом реформаторства и оправдала в этом смысле ожидания НС. Об этом в полный голос заявила XII Конференция в Дурбане (ЮАР, сентябрь 1998 г.), в которой закреплены место и роль ДН в международных отношениях как "передовой силы нового тысячелетия, знаменующего собой эру возрождающихся наций, эру Юга, эру оправдавшейся надежды". По существу, это программа вхождения развивающихся государств в XXI век. Таким образом, саммит ДН в Дурбане завершил критический и крайне ответственный этап истории Движения, начавшийся в Джакарте в 1992 г., - обновление и поиск своего амплуа в новых "международных реалиях". Движение неприсоединения не кануло в лету, став одной из несущих конструкций, находящегося в стадии формирования многополюсного мироустройства. Приоритетный вопрос, который сегодня стоит на повестке дня Движения неприсоединения, - искоренение бедности и обеспечение устойчивого развития стран "третьего мира". Пути преодоления отсталости развивающихся государств и взаимодействия с Севером в реструктуризации их долга индустриальным странам обсуждались также на саммитах Юг-Юг (Гавана, апрель 2000 г. и Доха (Катар), июнь 2005 г.), созванных по инициативе ДН и Группы 77. Однако, несмотря на предпринимавшиеся многочисленные попытки формировать общую платформу Юга в отношении параметров компромисса с Севером в решении проблем протекционизма, задолженности, а также привлечения инвестиций в экономику развивающегося мира, главы государств и правительств НС так и не пришли к общему знаменателю. Разногласия эти носят не случайный, и не конъюнктурный характер, а являются производными генезиса интеграции стран Юга, который ведет ко все более драматической социально-экономической дифференциации НС. К концу 90-х годов в Движении неприсоединения четко обозначились, по крайней мере, три группы государств. Наиболее благополучные новые индустриальные страны ЮВА, ведущие латиноамериканские страны, ЮАР, Египет и некоторые другие африканские и азиатские государства, прежде всего нефтедобывающие, которые уже сами заинтересованы в освоении новых рынков в "третьем мире". Наименее развитые страны - приблизительно 40 беднейших государств, прежде всего Африки. И расположенная между этими двумя группами основная масса (около 60) малых и средних неприсоединившихся стран с относительно средним для стран Юга уровнем дохода на душу населения. Другой серьезной проблемой, нарушающей равновесие и равенство внутри Движения, становятся процессы быстрого наращивания потенциалов не только обычных, но и ядерных вооружений, а также милитаризация экономик некоторых неприсоединившихся стран. В целом, Движение неприсоединения на всех международных форумах и, прежде всего в ООН, занимает наступательную позицию по всему комплексу "разоруженческого досье". Причем, приоритетной политической задачей будет борьба за ядерное разоружение. НС возлагают всю вину за отсутствие прогресса на переговорах по ядерному разоружению исключительно на пять ядерных держав - США, Россию, Францию, Великобританию и Китай, которые, мол, не отказываются от принципа построения своей безопасности на основе ядерного сдерживания. Подобная позиция расценивается Движением как заявка "ядерного клуба" на монополию в управлении вопросами международного мира и является объективной причиной, подпитывающей ядерные амбиции "пороговых" государств. Поэтому ДН прямо не осудило Индию и Пакистан, которые де-факто стали ядерными державами, и закрывает глаза на ведущиеся в этом направлении работы в Иране и Северной Корее3. Также обстоит дело и с обычными вооружениями. ДН декларирует сохранение и обеспечение баланса обычных вооружений, прежде всего в "третьем мире" первостепенной задачей всего мирового сообщества, однако приобретение и производство оружия развивающимися государствами, вопреки всем благим намерениям продолжается невиданными темпами. Третьим важнейшим направлением деятельности Движения неприсоединения является реформа ООН. Лидеры неприсоединившихся стран высказались за возрастание роли Организации Объединенных Наций в формировании нового миропорядка. Принципиально важно, что совпадают мнения о целесообразности расширения Совета Безопасности, бóльшей транспарентности его деятельности. В целом, как и прежде, ДН выступает за перераспределение полномочий между Советом Безопасности и Генассамблеей в пользу последней, установление подотчетности ей СБ, повышение роли ООНовских специализированных органов и организаций. НС убеждены, что реформа СБ должна проводиться параллельно и в "едином пакете" со всеми другими преобразованиями в структуре и методах деятельности ООН, причем институт вето принадлежит ликвидации как таковой. Четвертое направление и первостепенная задача в деятельности НС в рамках Движения неприсоединения - укрепление сложившегося организационно-идейного равновесия, совершенствование дипломатического механизма его функционирования. Сегодня уже вряд ли кто-либо решится подвергать сомнению тот факт, что подавляющее большинство ДН твердо привержено принципам демократии и рыночной экономики. Резюмируя анализ внутренних процессов, которые происходят в настоящее время в ДН, хотелось бы высказать утверждение, что объединяющие его участников мотивы превалируют и в обозримом будущем будут превалировать над тем, что их разъединяет. Движение неприсоединения - это объединение малых и средних развивающихся стран Юга. И в этом его качестве заложена одна из важнейших предпосылок долголетия и сохранения международного престижа ДН. Кстати о престиже. Наглядным свидетельством его роста стало признание де-факто Движения всеми европейскими странами, включая Великобританию, Германию, Францию, Италию, а также США, Канадой, Японией, Южной Кореей, Австралией, Новой Зеландией и Китаем, который получил в нем статус наблюдателя. Date: 2016-07-18; view: 3067; Нарушение авторских прав |