Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позитивизми неопозитивизм в философской неклассике.





Возникшая в 30-40-е годы XIX века во Франции философская школа позитивизма

поставила задачу и предложила метод получения позитивного (хорошего,

правильного) научного знания о мире. Суть этого метода

состояла в том, чтобы отказаться от традиционной философии, как средства

познания, и создать новую философию, которую они называли «позитивная

синтетическая философия», определяющее единственным источником истинного,

действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную

ценность философского исследования.

Известно, что философия делится на классическую, неклассическую

и постнеклассическую.

Позитивизм – одна из разновидностей рационализма в неклассической

философии (Огюст Конт, Спенсер). Вообще по поводу позитивизма и всех

форм неопозитивизма можно сказать следующее: представители этого направления

преследовали правильные цели. Не сумев достигнуть цели, они привлекли внимание

ученых к проблемам этики. Конт и Спенсер, например, пытались четко определить

предмет исследования философии и связь философского знания с наукой.

Исследование Конта по существу подтолкнуло других исследователей к изучению

целого ряда философских проблем науки: методология науки, специфика научного

познания и т.д. Вывод Конта о том, что предмет философии распочковывается не

верен и это видно из структуры философского знания и из тех функций, которые

она выполняет. Фактически все звенья структуры философского знания и сейчас

разрабатываются по преимуществу философией.

Неопозитивизм: эмпириокритицизм (пер. положительный) (Эрнст

Мах, Пуанкаре, Авинариус); идею о том, что для познания мира

необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный

на математических и логико-лингвистических конструкциях в

эпистемологии.

Эмпириокритицизм – философия, основанная на критическом опыте. Эти ученые

поставили целый ряд проблем по связи чувственного и рационального познания,

роли математической науки. Философия науки не должна содержать

двусмысленностей. Эти люди поставили задачу выстроить строгий язык философии и

науки, но они увидели, что нет общей теории языка и они ее создали. Они авторы

семантики, семиотики, синтактики, прагматики.

Логические и семантические позитивисты подчеркивали, что в языке отражена

история, культура и традиция народа. В языке очень много "спящих" смыслов

Эмпириокритицизм фактически затронул проблемы методологии математики и роли

математических символов в рациональном познании. Пытаясь их обсуждать пришли

к субъективному идеализму. Если бы эта философия оставалась личным мнением

этих ученых, то ее можно было бы оставить без внимания. Эмпириокритики после

выхода работ Ленина больше ничего в философии не публиковали.

 

24. «Волюнтаризм» Шопенгауэра

Одной из самых ярких фигур иррационализма является Артур Шопенгауэр.

Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное,

абсолютизирование понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума как

области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в

него бессознательно-иррациональные моменты.

Интеллект, согласно Шопенгауэру, сам того не сознавая, функционирует не по

своему рациональному плану, но по указаниям воли, которая признается единой

энергийной основой всех личных воль и самого объективного мира: для него

интеллект — это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект

утомляется, а воля неутомима. Таким образом, Шопенгауэр, с одной стороны,

стремился, как и Фейербах, к расширению наших представлений о мире

человеческой психики, сводимой ранее преимущественно к рациональному началу,

а с другой — он остался на позициях объективного идеализма Гегеля, заменив на

«посту» первопричины мира рациональную абсолютную идею на иррациональный

момент человеческой психики — метафизическую первоволю. Реальна только одна

космически громадная воля, которая проявляется во всем течении событий

Вселенной: мир — только зеркало этого воления, выступающее как представление.

Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира — это история бессмысленной

флуктуации волевых искр, когда воля вынуждена пожирать самое себя, так как,

кроме нее, ничего нет и она к тому же — голодная и жестокая, постоянно ткущая

паутину страдания. Отсюда травля, боязнь и страдание. Точно так же и буддизм

провозглашает земное бытие в психофизической оболочке человеческой личности


неискоренимым страданием.

Отстаивая примат воли по отношению к разуму, философ высказал немало тонких и

оригинальных идей относительно особенностей волевых и эмоциональных

составляющих духовного мира человека и их жизненной значимости. Он подверг

критике ошибочную позицию сторонников крайнего рационализма, согласно

которому воля являет собой простой придаток разума или просто отождествляется

с ним. По Шопенгауэру, воля, т.е. хотения, желания, мотивы побуждения

человека к действию, и сами процессы его осуществления специфичны: они в

значительной степени определяют направленность и характер реализации

действия, и его результат. Однако Шопенгауэр превра-1ил волю в совсем

свободное хотение, т.е. он абсолютизировал нолю, превратив ее из составляющей

духа в самодостаточное начало. Более того, Шопенгауэр рассматривал волю как

нечто родственное «неисповедимым силам» мироздания, считая, что всему сущему

свойственны «волевые порывы». Воля для Шопенгауэра — абсолютное начало,

корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление. Таким образом,

волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии

мыслителя.

 

Философия Ницше.

Фридрих Ницше — немецкий философ и филолог, яркий проповедник

индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник

направления, именуемого философией жизни. В человеке он подчеркивал принцип

телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть

лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в

первую очередь инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует

мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Мышление —

метафорично, что в наибольшей степени связывает нас с реальностью. Каждый

человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных

особенностей: у каждого в голове — своя индивидуальная мифология в условиях

его стадного бытия.

Теория познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания

мыслителя. А некоторые его высказывания по этим вопросам проникнуты

субъективизмом и агностицизмом.

Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он

противопоставляет ему любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и

справедливости как разлагающие цельность человеческой природы.

По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы

человеческого поведения маскируют волю к власти. У людей слабых она

проявляется как воля к «свободе», у более сильных — как воля к большей власти

или, если это не приводит к успеху, как воля к «справедливости», у самых

сильных — как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлению

чужой воли. Наконец, представление о хаотичности мира, об отсутствии в нем

закономерного развития означает и бессмысленность морали. Для Ницше как

философа жизни критерием оценки всех явлений духа служит степень

автоматической включенности человека в стихийный и нерасчлененно-целостный

поток бытия.

Ницше не только характеризовал «волю к власти» как определяющий стимул поступков

человека, как главную особенность его деяний, но простирал этот принцип на всю

«ткань бытия». Чтобы понять, что такое «жизнь» и какой род стремления и

напряжения она представляет, эту форму в одинаковой мере следует отнести как к

дереву и растению, так и к животному. Характеризуя жизнь как специфическую волю

к аккумуляции силы, Ницше утверждает: жизнь как таковая стремится к

максимуму чувства власти.







Date: 2016-07-18; view: 213; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию