Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Античная философия, ее характерные черты. Основные этапы развития и их





Представители.

Подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец 7 в. до н.э. – 2 в. н.э.). Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии, было стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм – характерная черта греческой философии. Человек рассматривался в его отношении к космосу, как элемент космоса. Космос же понимался как бесконечная и упорядоченная природа. За этими пределами хаос во Вселенной. При этом рассуждения о космосе носили чисто умозрительный характер, то есть не были основаны на научных данных. Ранние греческие мыслители искали материальное начало мира и космоса, его первоначало – праматерию. Фалес считал такой праматерией воду, Анаксимен воздух, Гераклит – огонь. Назывались также четыре стихий – вода, земля, воздух, огонь, из сочетания которых якобы состоят все тела. Обращение к данным стихиям есть материалистический подход, ибо оно ориентирует на познание реальной действительности – природы, космоса, всей вселенной. Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп высказал идею, что мир состоит из атомов. В мире есть только атом и пустота, атомы объединяются в пустоте, создавая тела и даже души. Атомы неделимы и универсальны.

Идеи атомизма способствовали установлению принципа материального единства мира. Рассматривая вопрос о движении и покое, сформировались две точки зрения:

1. Покоя не существует – в мире все движется. (Гераклит) 2. Не существует

движения. Наряду с материалистическим развивалось и идеалистическое направление античной философии. Оно было представлено многими философами, среди которых выделялся Платон.

Основным содержанием античной философии был космоцентриз - особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка) – это восприятие и признание совершенства, гармоничности, разумности и одушевленности, природы (космоса). Понятие «космос» рассматривалось в двух значениях: 1. Порядок, противоположность хаосу. 2. Красота. Человек признавался неотъемлемой частью космоса. Разум человека считался вторичным по отношению к космическому уму. Космоцентризм определял основную проблематику философских исследований: 1. Проблема бытия и небытия, материи, душа и Бог - из чего состоит мир? Движется ли он или покоится? Как соотносится материя и форма? строения материи души? 2. Права человека – что такое добродетели? Как они формируются? В чем смысл и цель человеческой жизни? Какое государство является наилучшим? 3. Проблема воли и свободы человека - Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур); Цель философии определяется как свободное познание истины, исключающее всякую выгоду. Важной задачей философии является нравственное совершенствование человека. Методом античной философии было рациональное познание природы и человека.

Характерные черты античной философии: 1. АФ возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира. 2. Изначальная нерасчлененность знаний в АФ. возникла как учение о природе, космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века до н. э. (Сократ) возникает учение о человеке с этого момента две тесно связанные линии: Постижение природы и Постижение человека. 3. космоцентризм – понимание космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). 4. АФ многого достигла на понятийном уровне - концепция идей Платона, понятие формы (Эйдоса) Аристотеля, понятие смысла слова у стоиков. Однако она почти не знает законов. Логика античности - это преимущественно логика общих имен, понятий. 5. Обращает на себя внимание поразительное умение античных философов находить ответы на кардинальные вопросы бытия. АФ по-настоящему функциональна, она призвана помочь людям в их жизни.

Основные этапы:

а) Философы физиса (природы) (VII—V вв. до н. э). Первые греческие натурфилософы ("досократики") не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук. Основные школы: 1) Милетская школа. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Ксенафан. 2) Элеаты. Парменид, Зенон (из Элеи). 3) Пифагорейцы. 4) Гераклид 5) Демокрит б) Гуманисты (Сократ, софисты). (V—IV вв. до н. э.) проблемы добра и зла, этики поведения человека в) Академия Платона и Аристотеля. (IV—III вв. до н. э.) г) Эллинисткий период. (IV—I вв. до н. э.) Период завоевания Греции сначала Македонией, а потом Римом. Поскольку в период оккупации на первый план встали вновь проблемы человека, данный период характеризуется этико-философией. д)Неоплатонизм. е) Патристика. Попытка объединить античную философию с социальным философствованием христианства.


Гуманисты

Названы так потому, что в центр их философии положено исследование человека.

Сократ. Произвел поворот античной мысли от прежней натурфилософии к человеку и к моральной философии. Сократ не искал натурфилософских истин, потому что натурфилософия, по его мнению, не решает главного вопроса – откудавзялись сами первовещества? А без ответа на этот вопрос натурфилософия исследует только следствия, но не сами причины, что ошибочно как метод. Говорил: “Я знаю только то, что я ничего не знаю”. Добавлял: “Некоторые не знают и малую долю того, что знаю я”. На вид был невзрачен. Был простолюдин, сын каменотеса. Ничего не писал. Все его идеи известны из работ его учеников – Платон и Диоген (из Синопа). Сократ считал, что сущность человека – его душа. Она формируется всей жизнью, большое значение здесь имеют образование и воспитание. Сократ считал, что не следует сразу говорить ученикам выводы. Идея должна зародиться в сознании ученика, сформироваться и им же быть высказана. Это майевтика. Сократ – автор метода иронии ( метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, что мешает думать обязательно предопределенным образом ) или ученого незнания. Также автор рационалистической этики античности. Считал, что причина зла – незнание, и если люди знают, что это зло, то они так поступать не будут. Общество долго не сможет обойтись без насилия, но насилие должно быть в рамках закона. Смерть Сократа (суд за «развращение молодежи» и «непочитание богов»), помимо известных вещей показала, что у людей, играющих грязными методами, чисто выиграть нельзя. Учение Сократа – поворот от материалистической натурфилософии к идеализму. Агностицист, знать можно только самого себя: “Познай самого себя”. Задача знания – не теоретического, а практического – искусство жить.

Софисты. (София – мудрость). V в. до н.э. Это мудрецы в философии. древнегреческие платные преподаватели красноречия. Протагор – желая заработать деньги, повторил мысль Сократа о том, что душа человека формируется, воспитывается. Его поддержали купцы. Он был одним из первых платных учителей философии. “Человек есть мера всех вещей, и в том, что они есть, и в том, что их нет”. Вещи – это не природные, а созданные людьми. "Все есть таким, каким оно кажется нам." Протагор хотел научить своих учеников выигрывать полемику (политически, юридически). Разработал целую систему эзотерических (только для своих) методов приемов ведения полемики:


- самая изощренная ложь – полуправда

- вещь, доведенная до крайности, становится своей противоположностью

- правильный ответ есть только у правильно поставленного вопроса

- очернить человека проще, чем ему оправдаться

- ответ вопросом на вопрос

Протагор заметил то, что сейчас называется экзистенциальным (э-м: признается индивидуальная духовная жизнь и стремление доказать бессмысленность жизни, бесплодность общественной деятельности), или субъективным, аспектом истины. Обычно, обсуждая проблему истины, выделяют грани:

- объективность

- конкретность

- абсолютность

- относительность

Сейчас выделяют еще субъективность истины.

Протагор создал 1-е поколение софистов: Гиппий, Антифон и др. Это были уважаемые люди, юристы. 2-е поколение – спорщик и: Горгий и другие граждане. (Горгий - софист, агностицист. Известен в изложении Платона и др.). Спорщики вызывали нелюбовь народа, поскольку их выступления были издевками. 3-е поколение – политики. Они считали, что политика и этика несовместимы. И политики должны упражняться в нарушении норм этики.







Date: 2016-07-18; view: 655; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию