Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Личность, общество, государство
Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. Личность - это субъект с присущими ему индивидуальными чертами и качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми. Если человек - это разумное психофизиологическое или биосоциальное существо, живущее в обществе, то понятие «личность», как научная абстракция, подчеркивает факт наиболее полного отделения человека от природы. Понятие «личность» в правовом смысле - это, прежде всего, человек как физическое лицо. Кроме того, это понятие употребляется и в более широком смысле, объединяя в единое целое категории человека и гражданина. Гражданин же - это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы и обязанности. Этимологически и по существу понятия «правовое положение» и«правовой статус» личности совпадают. В них отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: потребности; интересы, мотивы; политическая, общественная, трудовая и иная деятельность; виды взаимоотношений с государством. Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом. Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса. В самом общем виде правовой статус личности определяется как юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. В структуру конституционного статуса личности входят следующие компоненты: – гражданство; – основные права, свободы, законные интересы и обязанности; – правосубъектность, включающая правоспособность и дееспособность; – правовые принципы; – гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность. Основу правового положения личности составляют ее права, свободы, законные интересы и обязанности в их единстве. Свободы личности одновременно являются и ее правами. Правовой статус личности, закрепленный в Конституции Республики Беларусь, основан на новой концепции прав человека по сравнению с предшествующими конституциями, базируется на международно-правовых документах. Универсальный набор прав и свобод сформулирован в таких международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). Понятия «права человека»и «права гражданина» близки, но по своей природе и своему содержанию не совпадают, так как отражают различные аспекты положения личности. Первое понятие подчеркивает неотчуждаемость прав личности как таковой, исходя из присущих всем членам человеческого общества свободы и достоинства; второе - исходит из характеристики прав личности как гражданина государства, определяет его права и свободы в качестве такового. Поэтому в одних статьях Конституции Республики Беларусь права и свободы адресуются «каждому», в других - «гражданину». Целостность системы прав человека и гражданина определяется системой принципов закрепления и реализации их правового статуса. Конституционное выражение в Конституции Республики Беларусь по аналогии с конституциями других государств получили следующие принципы правового статуса личности: – равноправие; – непосредственное действие прав и свобод; – неотчуждаемость прав и свобод; – гарантированность прав, свобод и обязанностей; – признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Республики Беларусь составной частью ее правовой системы; – запрещение на незаконное ограничение конституционных прав и свобод. Кроме собственных граждан на территории Республики Беларусь, как и других государств, постоянно или временно проживают иностранные граждане и лица без гражданства. Конституционное законодательство содержит нормы, регулирующие их взаимоотношения с государством. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется также Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства», гражданским и гражданско-процессуальным, уголовным и уголовно-процессуальным, таможенным и иным законодательством. Исходной является статья 11 Конституции Республики Беларусь, предусматривающая, что «иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются в правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами». Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах и нормах всего текущего законодательства. Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой определенную систему. Все они, закрепленные в статьях 21-63 (Раздел II) Конституции Республики Беларусь, выступают как некое единое целое, что обусловлено единством исходных принципов, прежде всего, равноправия и социальной справедливости, вытекающих из теории естественного права, и юридическим равенством, содержание которого составляют: – равенство прав; – равенство обязанностей; – равенство перед законом и судом. По содержанию прав и свобод человека и гражданина они делятся на: – личные (гражданские) права и свободы; – политические; – экономические; – социально-культурные права и свободы человека и гражданина. Правовой статус человека и гражданина включает в себя не только его права и свободы, но и обязанности. Так, в статье 53 фактически закреплена обязанность каждого уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц. Статья 32 Конституции Республики Беларусь предусматривает обязанности родителей по воспитанию детей, заботе об их здоровье, развитии и обучении, а совершеннолетних детей – заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь. Статья 54 Конституции Республики Беларусь возлагает на каждого обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности. Конституция Республики Беларусь закрепляет 4 вида основных всеобщих обязанностей: – обязанность всех соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законы (стст. 2 и 52); – обязанность платить законом установленные государством налоги, пошлины и иные платежи (ст. 56); – обязанность охранять природу (ст. 55); – обязанность и священный долг защиты Республики Беларусь (ст. 57). Личные (гражданские) права и свободы зачастую открывают перечень прав, свобод человека и гражданина, составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций. Согласно Конституции Республики Беларусь к этой группе прав относятся: – право на жизнь (ст. 24); – право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25); – неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан (ст. 29); – защита каждого от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции,телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28); – право граждан на свободное передвижение и выбор места жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30); – свобода совести (ст. 31) и т.д. Важнейшими духовными правами человека являются: – свобода совести; – свобода вероисповедания. Политические права связаны с обладанием гражданством государства и в отличие от личных прав, адресованных в конституциях «каждому», принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет. Наиболее общим правом этого вида является право участвовать в управлении делами государства (см., например, статью 37 Конституции Республики Беларусь). Формами непосредственного осуществления гражданами политической власти являются: – референдумы; – всенародное голосование по вопросам государственной и местной жизни; – все виды участия в выборах в представительные органы и органы местного самоуправления. Формами воздействия граждан на политическую власть всех уровней являются: – влияние избирателей на своих депутатов; – выражение общественного мнения по всем вопросам внутренней и внешней политики. Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединения в политические партии. Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для ограничения его прав и свобод либо для недопущения исполнения им установленных законом обязанностей, за исключением некоторых случаев, предусмотренных законом. Кроме того, не допускается требование об указании в официальных документах на членство в той либо другой политической партии. Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для предоставления либо непредоставления ему государством льгот и преимуществ. Особое место в системе политических прав и свобод занимает свобода собраний и манифестаций. Согласно статье 35 Конституции Республики Беларусь «свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь гарантируется государством». Права и свободы, входящие в группу социально-экономических или социальных, являются основой всех иных прав и свобод и поэтому образуют особую группу основных прав и свобод человека и гражданина. Они относятся к таким важным сферам жизни как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование и служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие. В Конституции Республики Беларусь закреплены положения, определяющие экономические, социальные и культурные права человека и гражданина. К ним, к примеру, относятся: – право на предпринимательскую деятельность (часть 3 статьи 13); – право на частную собственность (часть 1 статьи 13 и статья 44); – право на труд (статья 41); – право на отдых (статья 43); – охрана семьи (статья 32); – право социального обеспечения (статья 47); – право на жилище (статья 48); – право на охрану здоровья (статья 45); – право на благоприятную окружающую среду (статья 46); – право на образование (статья 49); – право на участие в культурной жизни (статья 51). Важнейшим элементом в реализации прав и свобод человека и гражданина является эффективно функционирующий правозащитный механизм. Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. Государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами. В статье 79 Конституции указано, что гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь. Функцию гаранта Президент реализует как в своей каждодневной практике, так и инициируя законы, издавая декреты, указы, направленные на защиту правового положения каждой личности и отдельных групп населения, например: пенсионеров, вынужденных переселенцев, военнослужащих и других, нуждающихся в защите. Защита прав и свобод человека осуществляется не только Президентом, но и Правительством, которое в соответствии со статьей 107 Конституции Республики Беларусь обязано принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан, что оно делает в первую очередь через органы внутренних дел и другие правоохранительные органы. Гарантии конституционных прав и свобод содержатся в соответствующих статьях Конституции Республики Беларусь, их предусматривающих, а также в нормах отраслевого законодательства. Наиболее эффективной гарантией прав и свобод человека и гражданина является правосудие. Как установлено статьей 60 Конституции Республики Беларусь, «каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки». Согласно статье 61 Конституции Республики Беларусь каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Роль контрольного механизма за соблюдением властями правового статуса личности осуществляет в Республике Беларусь Конституционный Суд, наделенный определенными полномочиями в этой сфере. Существенной гарантией прав и свобод по конституциям всех государств считается помощь профессионального защитника (адвоката) в уголовном, гражданском и административном процессе. Особо значимы юридические гарантии, закрепляющие этические (моральные) принципы и нормы. Согласно статье 27 Конституции Республики Беларусь, «никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы». Конституция Республики Беларусь предусматривает, что законом охраняются права потерпевших от преступлений и нарушений законности. Важная роль принадлежит международно-правовым гарантиям правового статуса личности. Они заложены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международных пактах о правах человека. Важная роль принадлежит Международному суду ООН, а также специализированным учреждениям в рамках межамериканской, европейской и африканской систем. В Европе эта деятельность основывается на Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и дополнительных протоколах к ней. Контроль за соблюдением прав личности в государствах-членах Совета осуществляют Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.
Date: 2016-07-18; view: 345; Нарушение авторских прав |