Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Судебная система. Прокуратура. Комитет государственного контроля. Местное управление и самоуправление
Судебная власть наряду с законодательной и исполнительной является особой ветвью государственной власти и важнейшим признаком демократического государства. Судебная власть обеспечивает реализацию важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, включая социально-экономические и политические права, конституционный строй, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. В соответствии со статьей 109 Конституции Республики Беларусь судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями. Разбирательство дел во всех судах Республики Беларусь проводится открыто. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства. Конституция Республики Беларусь установила, что правосудие в стране осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. При этом стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений. Судебной власти присущи специфические признаки, отличающие ее от других ветвей власти - законодательной и исполнительной.Одним из этих признаков являетсяисключительность судебной власти, суть которой заключается в том, что осуществление основной функции судебной власти - правосудия - не может осуществляться каким-либо иным органом кроме суда. Кроме того, судебная власть отличается особым статусом и режимом деятельности судей, осуществляющих эту власть. Конституция Республики Беларусь устанавливает, что судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Эти и иные требования определяются специальным законодательством. Так, обязательным условием занятия должности судьи является достижение гражданином Республики Беларусь 25-летнего возраста, наличие высшего юридического образования (за исключением судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, которые могут иметь как высшее юридическое, так и высшее техническое или естественнонаучное образование), стаж работы по юридической специальности и сдача квалификационного экзамена специальной экзаменационной комиссии. Кандидатом на должность судьи может быть лицо, не совершившее порочащих его поступков. Судьей по административным делам и исполнительным производствам может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 23 лет, имеющий высшее юридическое образование и не совершивший порочащих его поступков. Под судебной системой государства понимается совокупность всех судов страны. Судебная система Республики Беларусь - это совокупность взаимодействующих между собой судебных учреждений Беларуси всех видов, осуществляющих правосудие и иные правовые функции в процессуальных формах. Судебная система Республики Беларусь включает две основные разновидности судебных учреждений: – суды общей юрисдикции (осуществляют рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел); – специальные суды. Систему общих судов составляют: – Верховный Суд Республики Беларусь; – областные суды; – городские суды; – районные (городские) суды. Кроме того, в систему общих судов входят и военные суды, возглавляемые Военной Коллегией Верховного Суда. Специальными судами в Республике Беларусь являются Конституционный Суд, Высший Хозяйственный Суд и возглавляемая им система хозяйственных судов. В соответствии со статьей 116 Конституции Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом. Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и Законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь». Согласно статье 12 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» членами Конституционного Суда являются Председатель, заместитель Председателя Конституционного Суда и 10 судей, из которых 6 назначаются Президентом Республики Беларусь, а 6 - избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда. Судьей Конституционного Суда может быть назначен или избран гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий, как правило, ученую степень, а также обладающий высокими моральными качествами. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет. Судьи Конституционного Суда назначаются или избираются на 11 лет и могут быть назначены или избраны на новый срок. Компетенция Конституционного Суда определяется статьей 5 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», в соответствии с которой данный орган рассматривает дела и дает заключения о: – соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; – соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам; – соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь; – соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь. В целях совершенствования деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, повышения эффективности конституционного контроля Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» установлено, что наряду с полномочиями, осуществляемыми в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей Конституционный Суд: 1) осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь, – до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь; 2) по предложению Президента Республики Беларусь излагает позицию о конституционности международных договоров – до подписания Президентом Республики Беларусь нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров. 3) по поручению Президента Республики Беларусь дает официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан; 4) по предложению Президиума Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства. 5) по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права. По поручению Президента Республики Беларусь судьи Конституционного Суда Республики Беларусь проводят проверку конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов. Официальное толкование декрета или указа Президента Республики Беларусь, данное Конституционным Судом Республики Беларусь, является обязательным для государственных органов и иных организаций, должностных лиц и граждан. Предложения о проверке конституционности акта вправе внести в Конституционный Суд: – Президент Республики Беларусь; – Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь; – Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь; – Совет Министров Республики Беларусь; – Верховный Суд Республики Беларусь; – Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. Другие государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта. Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. В соответствии с Кодексом о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством. Согласно статье 84 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Верховного Суда, судей Верховного Суда, иных судей Республики Беларусь, а также освобождает от должности Председателя и судей Верховного Суда по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики. Хозяйственные суды в Республике Беларусь являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами. Единую систему хозяйственных судов составляют: – Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь; – хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска, а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь возглавляет систему хозяйственных судов, несет ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды, а также за организацию, состояние и совершенствование их деятельности. Он является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью. Основными задачами хозяйственных судов являются: – обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности путем осуществления правосудия; – обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия; – содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Высшего Хозяйственного Суда и судей данного Суда, а также освобождает от должности Председателя и судей данного Суда по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики. Судьи хозяйственных судов областей назначаются Президентом и исполняют свои обязанности бессрочно, кроме назначенных на должность судьи впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей. Органы прокуратуры играют важную роль в обеспечении стабильности конституционного строя, его основ и занимают важное место в государственном механизме страны. Основным назначением прокуратуры практически на всех этапах ее существования был надзор за исполнением законов всеми государственными, общественными органами и гражданами. Действующая Конституция Республики Беларусь посвящает прокуратуре статьи 125 - 128. Так, статья 125 устанавливает, что на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Прокуратура не относится ни к одной из трех ветвей власти. Она осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законодательства, принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию ветвей власти, их согласованному функционированию как единой государственной власти. Место и роль прокуратуры в государственном механизме Республики Беларусь находит свое конкретное воплощение в её функциях, которые представляют собой основные направления деятельности прокуратуры, осуществляемые с использованием специфических форм и методов в рамках определенной законом компетенции. Перечень данных функций определяется Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007г. Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, учреждений, организаций, общественных объединений, политических партий. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах. Единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания. В своей деятельности Генеральный прокурор Республики Беларусь подотчетен Президенту. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором. Генеральный прокурор и нижестоящие прокуроры независимы в осуществлении своих полномочий и руководствуются законодательством. В системе прокуратуры Республики Беларусь функционируют также специализированные звенья прокурорской системы (органы Главной военной прокуратуры, транспортные прокуратуры, природоохранные прокуратуры и некоторые другие). Эти прокуратуры являются составной частью единой и централизованной системы органов прокуратуры, осуществляют свою деятельность в соответствии с конституционными принципами прокурорского надзора, Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» и руководствуются приказами и указаниями Генерального прокурора. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О политических партиях» прокурорские работники (как и судьи, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов, органов безопасности, военнослужащие и другие лица, на которых распространяется статус военнослужащих) не могут быть членами политических партий на весь период своих полномочий. Прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры не допускается. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор: – за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами; – за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; – за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях; – за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. В случаях, предусмотренных законом, прокуратура осуществляет расследование преступлений. Кроме того, прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, поддерживают государственное обвинение. Организация деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь строится на следующих основных принципах: во-первых, данные органы составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь; во-вторых, осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь; в-третьих, принимают меры по пресечению нарушений закона, от кого бы они ни исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения; в-четвертых, взаимодействуют с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка; в-пятых, действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны. При осуществлении своей деятельности прокурорские работники обеспечивают соблюдение гарантированных государством прав и свобод личности независимо от гражданства, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, образования, отношения к религии, политических и иных убеждений. Ограничение граждан в их правах и свободах допускается лишь на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Не допускается разглашение сведений, относящихся к личной жизни гражданина, порочащих его честь и достоинство, или могущих повредить его правам и законным интересам, если исполнение предусмотренных законом обязанностей не требует иного. При расследовании преступлений прокурорские работники предоставляют задержанным и заключенным под стражу лицам возможность реализации права на юридическую защиту. В свою очередь граждане вправе получать от органов прокуратуры разъяснения, информацию по поводу ограничения их прав и свобод, знакомиться с имеющимися в отношении их материалами после завершения проверки или расследования. Лицо, полагая, что действиями прокурорского работника ущемлены его права, свободы и законные интересы, вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, а в случаях, предусмотренных законом, - в суд. Срок полномочий Генерального прокурора Республики Беларусь и всех нижестоящих прокуроров - 5 лет. Государственный контроль представляет собой одну из важнейших функций государства, осуществляемых в целях организации выполнения конституционных установлений, иных актов законодательства, соблюдения государственной дисциплины, правильного использования финансовых средств и имущества, а также работы с предложениями и заявлениями граждан. В той или иной мере государственный контроль осуществляют все государственные органы. Для этих целей создаются специальные государственные или государственно-общественные органы и контрольные подразделения в государственных органах. В 1996 г. после внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь был образован конституционный орган - Комитет государственного контроля Республики Беларусь, который осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. Комитет государственного контроля Республики Беларусь образуется Президентом Республики Беларусь. Систему органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы - комитеты государственного контроля областей и города Минска. По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь. Комитет государственного контроля возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь. Председатели территориальных органов Комитета государственного контроля (за исключением районных и городских) назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Комитета государственного контроля Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Председатель Комитета государственного контроля несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет и его территориальные органы задач. Сотрудники Комитета государственного контроля и его территориальных органов не могут быть членами политических партий на весь период своих полномочий. Основными направлениями деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов является осуществление контроля за: – исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов; – расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества; – исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности и инвестиционной деятельности; – законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов; – соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств, и состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах; – финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждений Республики Беларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета; – соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь и иное. Компетенция Комитета государственного контроля и его территориальных органов определяется Законом Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь». Определение современного понятия местного управления и самоуправления в Республике Беларусь дано в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Местное самоуправление – это форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Местное самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах. Система органов местного самоуправления включает Советы и органы территориального общественного самоуправления. Система Советов в Республике Беларусь состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы. К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской Советы. Советы областного уровня являются вышестоящими по отношению к Советам базового и первичного территориальных уровней. К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы. Советы базового уровня являются вышестоящими по отношению к Советам первичного территориального уровня. Минский городской Совет обладает также правами Совета базового уровня. К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы. Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан. Система органов местного управления состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты и местные администрации районов в городах. К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской исполкомы. Исполкомы областного уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам базового и первичного территориальных уровней. К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные исполкомы. Исполкомы базового уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам первичного территориального уровня. Минский городской исполком обладает также правами исполкома базового уровня. К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские исполкомы, местные администрации. Местное управление и самоуправление осуществляются в соответствии со следующими основными принципами: – законность; – социальная справедливость; – защита прав и законных интересов граждан; – сочетание общегосударственных и местных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан; – единство и целостность системы местного управления и самоуправления; – взаимодействие органов местного управления и самоуправления; – разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления; – выборность органов местного самоуправления, их подотчетность гражданам; – гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения; – ответственность органов местного управления и самоуправления за законность и обоснованность принимаемых решений; – обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции; – самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения, недопущение ограничения полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Советы проводят мероприятия по совершенствованию организации работы с гражданами и юридическими лицами, в том числе по внедрению в деятельность государственных органов и иных государственных организаций заявительного принципа одного окна, а также участвуют в осуществлении контроля за проведением таких мероприятий на соответствующей территории. Советы являются представительными государственными органами, создаваемыми в установленном законодательством порядке на территории соответствующих административно-территориальных единиц, и основным звеном системы местного самоуправления. Совет избирается гражданами соответствующей административно-территориальной единицы на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года в порядке, установленном Избирательным кодексом Республики Беларусь. В своей деятельности по решению вопросов местного значения Совет исходит из общегосударственных интересов и интересов граждан, участвует в обсуждении вопросов республиканского значения, затрагивающих интересы соответствующей территории, вносит по ним свои предложения в соответствующие государственные органы и иные организации, исполняет решения вышестоящих государственных органов. Совет осуществляет свою деятельность в форме сессий и через деятельность органов Совета, а также путем реализации депутатами Совета своих полномочий, в том числе посредством создания и деятельности депутатских групп и других депутатских объединений. Вышестоящие Советы осуществляют координацию деятельности нижестоящих Советов и их органов, оказывают им организационно-методическую помощь. Территориальное общественное самоуправление – деятельность граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, агрогородков, поселков, деревень и др.) в целях решения вопросов местного значения непосредственно или через органы территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления – организационная форма осуществления гражданами территориального общественного самоуправления. На соответствующей части административно-территориальной единицы может быть создан только один орган территориального общественного самоуправления. Основной целью территориального общественного самоуправления являются развитие и осуществление на соответствующей части административно-территориальной единицы инициатив граждан по вопросам местного значения. Основными задачами территориального общественного самоуправления являются: – содействие в реализации прав, свобод и законных интересов граждан; – оказание помощи исполнительным и распорядительным органам, Советам в работе с гражданами; – изучение, анализ и учет мнения граждан по вопросам экономического и социального развития, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; – привлечение граждан к решению вопросов улучшения сохранности, эксплуатации, ремонта, благоустройства жилых домов и придомовых территорий; – участие в мероприятиях по социальной поддержке семей и различных категорий граждан, нуждающихся в такой поддержке (детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов и других); – содействие в организации досуга граждан; – участие в организации работы с неблагополучными семьями; – содействие благотворительности; – содействие возрождению и сохранению культурных ценностей, национальных обычаев и традиций, развитию художественного и технического творчества; – содействие уполномоченным органам в осуществлении деятельности по профилактике правонарушений; – содействие в осуществлении нормотворческой инициативы граждан по вопросам местного значения; – содействие в решении иных вопросов местного значения. Местное собрание – совместное присутствие группы граждан, собравшихся для обсуждения вопросов государственной и общественной жизни республиканского или местного значения, основная форма непосредственного участия граждан в управлении делами общества и государства. Для решения вопросов, имеющих важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенных к компетенции соответствующих Советов, исполнительных и распорядительных органов, могут проводиться местные референдумы. Исполнительные и распорядительные органы являются государственными органами и осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом и иными актами законодательства. Исполком является исполнительным и распорядительным органом на территории области, города, района, поселка, сельсовета, а местная администрация – на территории района в городе. Исполкомы областного уровня подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь, а также Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь. Исполкомы базового и первичного уровней, местные администрации подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполкомам. Исполкомы подотчетны соответствующим Советам по вопросам, отнесенным к компетенции этих Советов. Вышестоящие исполнительные и распорядительные органы осуществляют координацию деятельности нижестоящих исполнительных и распорядительных органов, оказывают им необходимую помощь, в том числе организационно-методическую, материальную, техническую, информационную. Согласно статье 120 Конституции Республики Беларусь местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов. В силу статьи 121 Конституции Республики Беларусь кисключительной компетенцииместных Советов депутатов относятся: – утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; – установление в соответствии с законодательством местных налогов и сборов; – определение в пределах, установленных законодательством, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; – назначение местных референдумов. Основными формами работы органов местного управления являются заседания исполнительного комитета. Они созываются председателем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета. Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год, докладывает о своей деятельности Совету, а также информирует об этом граждан на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства. Согласно статье 122 Конституции Республики Беларусь местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства и в пределах своих полномочий принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Решения Совета должны соответствовать законодательству Республики Беларусь. Решения Совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими Советами, исполнительными комитетами, местными администрациями, иными расположенными на соответствующей территории государственными органами, а также предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами. Рекомендуемые источники: 1. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - № 25. - 2/145; № 64. - 2/181; 2003. - № 8. - 2/932; 2006. - № 166. - 2/1263; 2010. - №15. - 2/1657. 2. Кодекс о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. - № 107. - 2/1236; 2007. - № 4. - 2/1292; 2010. - № 5. - 2/1629. 3. О Конституционном Суде Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 30 марта 1994 г.// Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь. – 1994. - № 15. - ст.220; 1995. - № 20. - ст.237; Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. - 1997. - № 7. - ст.162; № 25–26. - ст.464; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - № 59. - 2/176; 2003. - № 8. - 2/932; 2005. - № 175. - 2/1144; 2009. - № 148. - 2/1578. 4. О Комитете государственного контроля Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 9 февраля 2000 г. № 369-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - № 18. - 2/144; 2004. - № 189. - 2/1089; 2006. - № 6. - 2/1177; № 107. - 2/1235; № 122. - 2/1259; 2008. - № 14. - 2/1414; № 170. - 2/1464. 5. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 8 мая 2007 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2007. - № 119. - 2/1317; 2009. - № 16. - 2/1559; 2010. - № 15. - 2/1666. 6. О Национальном собрании Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 8 июля 2008 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2008. - № 172. - 2/1467; 2010. - № 15. - 2/1666. 7. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 23 июля 2008 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2008. - №184. - 2/1521; 2010. - № 15. - 2/1666. 8. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 4 января 2010 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2010. - № 17. - 2/1660. 9. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 4 января 2010 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2010. - № 15. - 2/1657. 10. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2008. - № 158. - 1/9829. 11. Положение о Комитете государственного контроля Республики Беларусь: утв. Указом Президента Респ. Беларусь от 27 ноября 2008 г. № 647 // НРПА. - 2008. - № 289. - 1/10260; 2009. - № 97. - 1/10636. 12. Василевич, Г. А. Конституция Республики Беларусь (научно-практический комментарий). - Минск: Право и экономика, 2000; Минск: ГИУСТ БГУ, 2005. 13. Тиковенко, А. Конституционное правосудие: новые вершины // Беларуская думка. - 2009. - № 8. - C. 8-14.
Date: 2016-07-18; view: 279; Нарушение авторских прав |