Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Законодательство Республики Беларусь
Источники права – это внешние формы выражения и закрепления правовых норм. В теории права выделяются следующие источники права: – Правовой обычай – это обычаи, которым государство придало общеобязательное значение, и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Источником права обычай признан Конвенцией ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» 1980 г. – Юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, ставшее образцом при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем. Является основным источником в системе общего права, включающей право Англии и других стран, взявших английское право за образец. – Нормативно-правовой договор – это двустороннее или многостороннее соглашение, содержащее нормы права. Наиболее распространенным договором является коллективный договор, заключаемый в соответствии с трудовым законодательством между нанимателем и коллективом работников. В качестве основного источника нормативно-правовой договор выступает в международном праве. – Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Система нормативных правовых актов в каждой стране определяется Конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами и положениями. В Республике Беларусь нормативный правовой акт является основным источником права. Нормативные правовые акты приводятся в единую систему путем их взаимного согласования, определения иерархии нормативных правовых актов, а также путем подготовки издания соответствующих сводов законов и законодательства Республики Беларусь, характеризующуюся внутренней согласованностью и обеспечивающую правовое регулирование общественных отношений. Главной классификацией нормативных правовых актов является их классификация по юридической силе. Акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих. Последние принимаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими органами. Акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих. Последние принимаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими органами. Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета, указа или иного нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция Республики Беларусь. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам. Законы, декреты, указы, постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов. Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. Юридическая сила уставов, положений, инструкций, регламентов и правил определяется юридической силой нормативного правового акта, которым они утверждаются. Нормативный правовой акт вышестоящего государственного органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам нижестоящего государственного органа (должностного лица). Новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица). Нормативный правовой акт, принятый (изданный) государственным органом (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по отношению к нормативному правовому акту государственного органа (должностного лица) одного уровня, если государственный орган (должностное лицо), принявший (издавший) такой акт, специально уполномочен на регулирование определенной области общественных отношений. К видам нормативных правовых актовотносятся: Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Решение референдума - нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом. Программный закон - закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам. Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) - закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Закон Республики Беларусь - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Декрет Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений. Указ Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы. Директива Президента Республики Беларусь - указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение. Постановления палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента - Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь - нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами. Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Регламент - нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов. Инструкция - нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений. Правила - кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам. Устав (положение) - нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности. Приказ республиканского органа государственного управления - нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления. Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Законодательная инициатива - официальное внесение субъектом, определенным Конституцией Республики Беларусь, проекта закона Республики Беларусь в законодательный орган. Правом законодательной инициативы обладают Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Правом законодательной инициативы по вопросу об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь обладают Президент Республики Беларусь или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Правотворчество - это процесс создания, изменения или отмены правовых норм компетентными государственными или иными органами. Органы правотворчества: – законодательная ветвь власти: Парламент - Национальное собрание - принимает законы и постановления; – исполнительная ветвь власти: Совет Министров, министерства, ведомства, государственные комитеты издают постановления и другие акты на основе Конституции, законов, декретов и указов Президента; – местные органы управления и самоуправления – местные Советы депутатов, исполкомы, администрации районов в пределах своей компетенции принимают правовые акты в форме решений; – организации – субъекты хозяйствования принимают локальные акты: коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка. Действие нормативных правовых актов осуществляется во времени, в пространстве, по кругу лиц. Действие нормативно-правового акта во времени связано с вступлением его в силу и моментом утраты им юридической силы. Любой нормативный правовой акт начинает действовать с какой-либо даты. Все нормативно-правовые акты вступают в силу по истечении определенного времени после официального опубликования, если при принятии акта не установлен другой срок введения его в действие. Официальным опубликованием актов, принимаемых законодательными органами, считается опубликование их в специальных официальных изданиях. Законы и декреты подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Законы официально публикуются в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, Ведомостях Национального собрания Республики Беларусь, газетах «Звязда», «Народная газета». Действие нормативных актов в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию, к которой относятся: – земля, ее недра, – внутренние и территориальные воды, – воздушное пространство над водой и сушей, – территории дипломатических представительств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, – кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав какого-либо государства. Любой нормативный акт имеет определенную сферу своего действия. Действие по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Адресатами нормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории. Законодательство – это вся совокупность законов и иных нормативно-правовых актов, действующих в стране. Оно имеет свою систему, включающую составные элементы. Составные элементы законодательства: – статья нормативного правового акта; – нормативный правовой акт; – отрасль законодательства. Система права органически связана с системой законодательства, т.к. в законодательстве правовые нормы получают свое реальное выражение. Они соотносятся как форма и содержание. Каждая отрасль права имеет свою систему законодательства, т.е. систему источников права. В соответствии со ст. 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.
Рекомендуемые источники: 1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 дек. 1998 г. // Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь. - 1999. - № 7-9. - Ст. 101; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. - № 69. – 2/190; 2001. - № 46. – 2/750; 2002. - № 7. – 2/828; № 62. – 2/853; № 75. – 2/862; № 84. – 2/877; № 128. – 2/897; 2003. - № 1. – 2/908; № 8. – 2/932; № 74. – 2/960; 2004. - № 4. – 2/1016; № 137. – 2/1065; 2005. - № 73. – 2/1106; № 122. – 2/1141; 2006. - № 6. – 2/1173; № 18. – 2/1196; № 78. – 2/1212; № 106. – 2/1234; № 107. – 2/1235; № 114. – 2/1247; № 122. – 2/1257; 2/1259; 2007. - № 4. – 2/1290; № 118. – 2/1309; № 132. – 2/1330; № 199. - 2/1375; № 305. - 2/1397; 2/1398; 2008. - № 157. - 2/1444; № 170. - 2/1463. 2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 55. - 2/53; 2002. - № 55. - 2/847; 2003. - № 8. - 2/932; № 80. - 2/969; 2004. - № 107. - 2/1047; № 195. - 2/1097; 2005. - № 120. - 2/1134; 2006. - № 112. - 2/1244; № 122. - 2/1261; 2007. - № 170. - 2/1348; № 305. - 2/1398; 2008. - № 14. - 2/1412; № 158. - 2/1451; № 275. - 2/1543; 2009. - № 173. - 2/1595. 3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 63. - 2/946; № 87. - 2/980; № 139. - 2/1004; 2004. - № 94. - 2/1039; № 107. - 2/1048; 2005. - № 73. - 2/1110; № 74. - 2/1112; № 120. - 2/1128; № 120. - 2/1129; № 121. - 2/1137; № 179. - 2/1151; 2006. - № 6. - 2/1182; № 7. - 2/1188; № 78. - 2/1207, 2/1211, 2/1212; № 106. - 2/1233, 2/1234; № 107. - 2/1235; № 111. - 2/1242; № 112. - 2/1244, 2/1245; № 122. - 2/1259; 2007. - № 4. - 2/1284, 2/1296; № 6. - 2/1298; № 118. - 2/1306, 2/1307, 2/1309; № 119. - 2/1318; № 120. - 2/1325; № 121. - 2/1326; № 123. - 2/1328; № 132. - 2/1330; № 146. - 2/1332; № 160. - 2/1343; № 170. - 2/1348; № 175. - 2/1370, 2/1371; № 263. - 2/1376; № 291. - 2/1385; № 305. - 2/1397, 2/1401; 2008. - № 14. - 2/1417, 2/1418; № 119. - 2/1434; № 170. - 2/1464; № 184. - 2/1508; № 196. - 2/1525; № 277. - 2/1547; 2009. - № 148. - 2/1578; 2010. - № 16. - 2/1651. 4. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 80. - 2/70; 2005. - № 120. - 2/1134; 2006. - № 86. - 2/1215; №106. - 2/1230; 2007. - № 118. - 2/1316; № 183. - 2/1369; 2008. - №3. - 2/1396; 2009 - № 16. - 2/1558; № 119. - 2/1571. 5. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. - № 76. - 2/50; 2002. - № 55. - 2/847; № 75. - 2/861; 2003. - № 8. - 2/922; № 80. - 2/969; № 83. - 2/974; 2004. - № 123. - 2/1058; 2005. - № 73. - 2/1110; № 74. - 2/1112; № 120. - 2/1134; № 121. - 2/1137, 2/1139, 2/1140; 2006. - № 1. - 2/1168; № 6. - 2/1179; № 9. - 2/1194; № 92. - 2/1219; № 107. - 2/1235; № 111. - 2/1242; № 112. - 2/1244; № 122. - 2/1259; 2007. - № 118. - 2/1306, 2/1309; № 119. - 2/1319; № 120. - 2/1325; №123. - 2/1328; № 160. - 2/1343; № 173. - 2/1361, 2/1363; № 175. - 2/1371; № 291. - 2/1385; 2008. - № 1. - 2/1394; № 14. - 2/1412; № 170. - 2/1464; № 175. - 2/1494; № 184. - 2/1508; № 184. - 2/1514; № 277. - 2/1547; 2009. - № 148. - 2/1578; № 173. - 2/1594. 6. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - № 7. - 2/136; 2002. - № 7. - 2/830; 2004. - № 175. - 2/1070; 2005. - № 179. - 2/1152; 2006. - № 86. - 2/1216; № 107. - 2/1235; 2007. - № 118. - 2/1309; 2008. - № 184. - 2/1507; 2009. - № 161. - 2/1583. 7. Василевич, Г. А. Конституция Республики Беларусь (научно-практический комментарий). - Минск: Право и экономика, 2000; ГИУСТ БГУ, 2005. 8. Вишневский, А. Ф., Горбаток, Н. А., Кучинский, В. А. Общая теория государства и права. – Минск: Амалфея, 2004. 9. Права человека: международно-правовые документы и практика их применения. В 4т. / сост. Е. В. Кузнецова. - Минск: Амалфея, 2009.
Date: 2016-07-18; view: 273; Нарушение авторских прав |