Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы конституционного строя





Под общественным строем понималось, прежде всего, воплощение законов развития общественно-экономической формации, социальная система, взятая в единстве способа производства и общественной надстройки и соответствующих учреждений.

Конституционный строй - это отраженные в Конституции и реально существующие устои жизни общества и государства; это способ организации государства, который обеспечивает подчинение его (государства) праву и характеризует его как конституционное государство; это - порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с Конституцией.

Конституционный строй Республики Беларусь включает систему отношений, складывающихся в обществе и закрепленных всеми отраслями национального права и законодательства. Вместе с тем ведущую роль среди них играют нормы, закрепляющие главные устои Белорусского государства, в качестве которых выступают основы конституционного строя, которые призваны обеспечивать Республике Беларусь характер конституционного государства. Под основами конституционного строя понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Республике Беларусь характер конституционного государства.

Основы конституционного строя, согласно Конституции Республики Беларусь, составляют:

– демократизм (выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, признании и гарантировании местного самоуправления);

– правовое государство (воплощение которого и является конституционное государство);

– признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью;

– социальное рыночное хозяйство (в его рамках в основном осуществляется производство и распределение товаров и благ).

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные Конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что Республика Беларусь - есть унитарное демократичес­кое социальное правовое государство.

Унитарное государство (от лат unitas – единство). Таким государством обычно называют простое государство. Оно делится на административно-территориальные единицы. В отличие от федерации в унитарном государстве имеется одна конституция, один высший представительный орган, одно правительство, один президент и т.д., что создает организационно-правовые предпосылки для усиления центральной власти на территории всей страны.

Демократическое государство - государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Важнейшие признаки демократического государства:

а) реальная представительная демократия;

б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Правовое государство - государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Правовымгосударство называется тогда, когда не только его конституционные положения, но и реальная действительность характеризуется следующими чертами:

– признанием, соблюдением и защитой прав человека;

– установлением основ механизма гарантий прав и свобод.

– обязанностью государства, его органов, учреждений, должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов;

– конституционным закреплением принципа независимости суда;

– принципом верховенства конституции по отношению к другим законам;

– приоритетом норм международного права перед нормами на­ционального права.

Социальное государство означает, что государство служит обществу и стремится свести к минимуму социальные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальным обычно называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. В Конституции Республики Беларусь социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. В разделе II «Личность, общество, государство» дается некоторая расшифровка обязанностей государства:

– охрана труда и здоровья людей;

– установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

– обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

– развитие системы социальных служб;

– установление государственных пенсий, пособий;

– иные гарантии социальной защиты.

Неотъемлемым атрибутом правового государства является гражданское общество. Понятие «гражданское общество» возникло еще в Древней Греции и вплоть до ХYIII в. использовалось как синоним понятия «государство». С процессом упрочения демократических ценностей, принципов и институтов в XX в. произошло возрождение интереса к проблемам гражданского общества. Гражданское общество в современном его понимании представляет собой общество, в котором существуют различные формы собственности и виды экономической деятельности, а также создаются все предпосылки для проповедования идеологических постулатов; это необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии; это самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система. Гражданское общество можно также рассматривать как общество, в котором существуют развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения между составляющими его индивидами, которые не опосредованы государством. В таком обществе существует широкая сфера публичных отношений, в которой активно действуют массовые движения, партии, группировки по интересам, убеждениям, а также по иным признакам. Для формирования гражданского общества необходима сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежащих в основе правового государства.

Гражданскому обществу присущи следующие существенные признаки:

во-первых, это общество подлинной свободы и демократии, в котором признается приоритет прав человека;

во-вторых, это общество, построенное на основе принципов самоуправления, свободной инициативы граж­дан и их коллективов;

в-третьих, это общество социального рыночного хозяйства, в котором обеспечена свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита, общественная польза и добросовестная конкуренция;

в-четвертых, это общество, которое обеспечивает социальную защищенность граждан, достойную жизнь и развитие человека.

Важнейшими структурными элементами гражданского общества являются:

– добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, различные ассоциации, хозяйственные корпорации и другие общественные объединения);

– совокупность негосударственных (т.е. неполитических) общественных отношений;

– производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы и традиции;

– сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, защищенная от вмешательства государственной власти.

Важнейшим элементом фундамента гражданского общества является институт экономических отношений. Экономические отношения представляют собой экономический базис гражданского общества и складываются из отношений собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Как система гражданское общество охватывает также и социальные отношения, с помощью которых осуществляется социальная политика государства. Основополагающие принципы социальных отношений нашли свое отражение и в Конституции Республики Беларусь. Она в широком объеме зафиксировала все общепризнанные мировым сообществом социально-экономические права и свободы человека.

Нормы конституционного права регулируют и сферу духовно-культурных отношений. Устанавливая важнейшие принципы, на базе которых обеспечивается доступность получения духовно-культурных благ, государство создает условия для оптимального развития духовно-куль­турной сферы личности.

Политические отношения - это взаимодействие субъектов политики и власти; это отношения, возникающие в ходе осуществления политической власти в обществе. С помощью политической власти осуществляется управление делами гражданского общества. В ее осуществлении принимают участие государство и институты, образующие политическую систему общества (политические партии и движения).

Таким образом, конституционное законодательство определяет основы политического процесса в обществе, т.е. формы, способы и направления политической деятельности ее субъектов.

Среди важнейших видов политического процесса можно отметить:

– избирательный,

– законодательный,

– бюджетный и др.

Политическая власть в любом государстве осуществляется с помощью особой системы приемов, методов, способов и форм. Их закрепление в конституции позволяет судить о характере политического режима, который установлен в стране. Политический режим представляет собой совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, применяемых властью средств и методов, сложившихся отношений государственной власти и общества.Он дает возможность определить форму правления государства, уровень политической свободы, которой обладают его граждане.

Для развитого гражданского общества присущ демократический политический режим правления, который характеризуется активным участием граждан в политической жизни: наличием форм прямой и представительной демократии; широкой системой прав и свобод граждан, реализация которых гарантирована.

Демократический политический режим способствует разрешению конфликтных ситуаций правовыми способами, с помощью судебных органов либо специальных процедур. Он исключает возможность использования силовых методов управления.

 

Date: 2016-07-18; view: 230; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию