Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Происхождение библейских книг 1 page
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ *Еврейские племена во II тысячелетии до н.э.* До середины IIтысячелетия до н.э. племена евреев или, точнее, их предков,принадлежавших к общесемитической группе (в том числе арабов и др.),жили в Аравии и на Синайском полуострове. По сравнению с египтянами,вавилонянами и другими народами древнего Востока они стояли на оченьнизком уровне хозяйственного, общественного и культурного развития.Основным их занятием было кочевое скотоводство, причем разводили ониглавным образом мелкий рогатый скот - овец и коз. Основу организацииобщества составлял род во главе со старейшиной-патриархом. Властьпатриарха была чрезвычайно сильной, он был полновластен в жизни исмерти каждого из членов рода, на совместном ведении родовогохозяйства и участии в войнах, на круговой поруке членов рода,связанной с кровавой местью рода за убитого или обиженного его члена.Изгнание из рода являлось тяжким наказанием, ибо подвергшийся этомунаказанию оказывался вне защиты своих сородичей. Для идеологии родового строя характерно большое значение кровногородства - именно оно считалось наиболее важной формой связи междулюдьми. Поэтому закрепление этой связи при помощи родословных списков(такой-то произошел от такого-то, а тот - от такого-то и т.д.)являлось серьезнейшим делом. "Родовое имя, - писал Маркс, - создавалородословную, рядом с которой родословная отдельной семьипредставлялась лишенной значения. Это родовое имя должно было теперьсвидетельствовать о факте общего происхождения его носителей; нородословная рода уходила так далеко вглубь времен, что его члены немогли уже доказать действительно существовавшего между нимиродства"[См. Ф.Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности игосударства, Госполитиздат, 1953, стр.105.]. В таких случаях фантазияприходила на помощь и создавала вымышленные родословные: "...связьпоколений, особенно с возникновением моногамии, отодвигается в глубьвремен и минувшая действительность находит свое отражение вфантастических образах мифологии..."[Там же] В Библии это нашло своевыражение в большом количестве всевозможных родословных списков типа:"Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова" и т.д. Роды объединялись в племена. Под библейскими двенадцатью"коленами Израилевыми" надо понимать именно племена; они существовализадолго до возникновения Библии. Связь между родами в племени тожерассматривалась как кровная связь. Обоснованием ее являлись длинныеродословные списки, шедшие от основателей родов к основателям племен.Прочной связи между племенами еще не было; обычно племена объединялисьв союз и выбирали общего военачальника только во время войны.Идеологическое обоснование этого акта тоже заключалось в предположениио кровнородственной связи, существующей якобы между всеми еврейскимиплеменами: считалось, что основатели племен происходят от общегопредка. Нет никаких оснований считать, что религией евреев этого периодабыло единобожие. Их религия мало чем отличалась от верований другихнародов и племен, находившихся на стадии родового общества. В Библиимного раз говорится о том, что в прежние времена евреи служили "богаминым"[Книга Иисуса Навина, гл.XXIV, ст.2,14,15.]. При этом, какрассказывается в Библии, они постоянно возвращаются к служению этиминым богам, что вызывает каждый раз ярость Яхве. В период родовогообщества не было вообще еще многобожия в том смысле, что не было верыв определенных богов с собственными именами. Такая вера сталапоявляться только в период распада родового общества. В период же, окотором здесь идет речь, господствовала вера в силы и стихии природы,в многочисленных духов, прежде всего в духов предков. С этой верой былсвязан и культ. Предметами непосредственного поклонения были горы, деревья, рощи,колодцы, камни. Воздвигались так называемые массебы - каменные столбы,имевшие, по представлению верующих, таинственно-религиозные значение.Почитались также "ашеры" - деревянные столбы, символизировавшие живыесвященные деревья, тамариски, требинтные деревья. Каждый род и каждаясемья имели своих домашних божков - терафим, небольших, довольно грубосделанных статуэток. Вначале предметы, которым поклонялись, - явленияприроды, животные, растения - сами по себе считались священными, а вдальнейшем, по мере формирования представления о душе, поклонениенаправлялось в адрес духа данного предмета, будь то гора или река,животное или растение, ветер, гром, пустыня. В домашних божках воплощался дух предка - родоначальника семьиили рода. Вообще, как и во всех древних религиях, в религии евреев впериод родового общества культ предков занимал большое место. Вошедшиевпоследствии в Библию сказания о патриархах Аврааме, Исааке и Иаковеявляются именно сохранившимися остатками легенд о богах-предках. Лишьпостепенно, в ходе развития родового общества и его религии,предки-боги превратились в сознании людей в предков-героев, святых,патриархов. Наряду с поклонением духам предков имело место поклонениедухам вообще. В этот период еще не было специальных служителей культа - жрецов.Главным религиозным обрядом было жертвоприношение; оно выполнялосьсамими верующими. Более сложные церемонии, особенно связанные спраздничными жертвоприношениями, совершались главой семьи или рода.Верующий приносил духу или божеству в жертву то, чем сам был богат:скотовод жертвовал барана (агнца), быка или другое домашнее животное,земледелец приносил в жертву продукты своего труда. Жертва либоцеликом сжигалась (всесожжение), либо употреблялась в пищу послесоответствующих обрядов самим верующим и его семьей, причем считалось,что божество принимает участие в трапезе вместе с людьми. Из праздников в этот период существовал весенний праздник отелакоров и ягнения овец. Чтобы задобрить духов, им приносили в жертвуягненка (агнца), т.е. в предписанном порядке коллективно, семьей,съедали его; в древнейшие времена его поедали сырым и лишь вдальнейшем стали подпаливать и поджаривать на огне, угощая духов ибогов возносившимся "к небу" ароматом паленого и жареного мяса. Позжеиз этого праздника возникла пасха. Одним из древнейших был праздникноволуния, справлявшийся, естественно, каждый месяц. В быту скотоводовимел также место праздник духа пустыни Азазела. В день этого праздникасовершался обряд изгнания в пустыню козла, который, очевидно, такимспособом приносился в жертву духу пустыни. На этого "козла отпущения"люди, совершившие обряд, "перекладывали" свои бедствия и болезни. В этот древнейший период еврейской истории еще не было не толькоБиблии, но и письменности. *Завоевание Палестины* Примерно в середине II тысячелетия до н.э.семитские племена, известные окружающим народам под именем хапиру,начинают вторгаться в Палестину. Палестина была заселена уже в древнейшие времена. Коренноенаселение страны издавна составляли ханаанеи, или ханаанеяне, отназвания которых страна и называлась Ханааном. Палестиной онавпоследствии стала называться от названия одного из народов -филистимлян, вселившихся в страну примерно в одно время с евреями. В наиболее плодородной части страны - на равнинах долины Иордана- рано развилось земледелие и садоводство, в частности виноградарство.Ханаан занимал благоприятное географическое положение на торговыхкараванных путях, соединявших богатые и передовые в то время страны -Египет, с одной стороны, Финикию и страны Месопотамии - с другой. Ковремени вторжения еврейских племен в Ханаане уже существовали города сдовольно многочисленным оседлым населением, занимавшимсяпреимущественно земледелием. Вторгшиеся варвары беспощадно уничтожалиместное население и захватывали его достояние. Однако полностьюистребить ханаанеян или вытеснить их из Палестины евреям не удалось, ас частью их они в дальнейшем смешались. Постепенно скотоводы-евреизаимствовали у более культурных ханаанеян земледелие и сталипереходить к оседлому образу жизни. В ходе этого процесса разлагалсяродовой строй, возникало классовое деление общества, из разрозненныхранее племен образовывалось более или менее прочное межплеменноеобъединение. Объединения племен часто происходили и в период расцвета родовогостроя. Они носили, однако, временный характер и были обусловленыобычно потребностями войны. Вероятно, завоевание евреями Ханаана необошлось без временного объединения племен в одно ополчение подруководством специально избиравшихся межплеменных военачальников. Тоже происходило и в дальнейшем, когда нападения внешних враговзаставляли племена евреев объединяться между собой. Нечто подобноеописывается, например, в библейском рассказе о войне, которую велиевреи против Сисары под руководством Деворы и Варака. После войны избранный военачальник складывал свои полномочия.Видимо, в дальнейшем стало постепенно входить в общественный быт такоеположение, когда даже в перерывах между войнами авторитет военноговождя давал ему возможность сохранять некоторые элементы власти: праворазбирать конфликты между людьми, родами и племенами, выступать в ролисудьи. Это нашло свое отражение в Библии, где целой эпохе в историиевреев дано наименование эпохи судей. Разложение родового общества вело к образованиюрабовладельческого строя и возникновению в Палестинерабовладельческого же государства. Ряды рабов комплектовались частьюза счет покоренного коренного населения Ханаана, частью - за счетеврейских землевладельцев и скотоводов, попавших в долговую кабалу.Возникла частная собственность на землю, на скот и рабов, развилсяобмен и денежное хозяйство, общество все более распадалось на богатыхземлевладельцев и рабовладельцев, с одной стороны, и бедняков -свободных безземельных и рабов, - с другой стороны. Прежние племенные и родовые различия все более отступали назадний план перед различиями классовыми. Племена и роды все болееперемешивались между собой. Чем дальше, тем все чаще в пределах одногопоселения оказывались представители разных родов и племен, а членыодних и тех же родов оказывались рассеянными по территории всейстраны. Распаду родовых отношений и возникновению классового обществаспособствовало географическое положение Палестины, которая, как ужеговорилось, находилась на перепутье, на скрещении ряда караванныхторговых путей, соединявших Египет с Сирией и Месопотамией. В ходе образования классового общества возникло и государство. Кконцу II века до н.э. временное, непрочное объединение племенсменилось постоянным, а учреждения родового общества были замененыорганами государственной власти. Этот процесс был ускорен тем, чтоевреям пришлось иметь дело с сильным внешним врагом: с филистимлянамии моавитянами. Для военных нужд требовалось максимальное сплочениееврейских племен, а такое сплочение могло быть обеспечено толькогосударством. Около 1000 г. до н.э. образовалось Израильское царство,первым царем которого был, по преданию, Саул. *Культ Яхве* Эти важнейшие изменения в общественной жизни людейне могли не найти своего отражения в религии: из многочисленного сонмадухов и богов, в которых верили различные еврейские племена и роды,выделился бог, который стал считаться покровителем всего еврейскогонарода. Понятно, что это могло иметь место только тогда, когда сталиобъединяться племена. Богом еврейского народа стали считать Яхве, или,как его раньше неправильно именовали в литературе, Иегову. Культ Яхве очень древнего происхождения. Он существовал задолгодо объединения еврейских племен в израильское государство. Но тогда онбыл одним из многих культов, а сам Яхве считался одним из многихбогов, которым поклонялись различные еврейские племена. Известны,например, имена богини Анат, богов Бетэль, Эльон, Шаддай. Сказывалосьи влияние народов-соседей, в частности финикиян, ассирян, вавилонян:евреи заимствовали у них богов Таммуза, Молоха, Астарту. В истории известна форма религии, которой в конце XIX векаучеными было дано название {генотеизма}. Она заключается в том, чтоданный народ или данное племя поклоняются определенному богу, считаяего своим верховным покровителем и руководителем: но при этом он неотрицает существования и других богов, чужих, покровительствующихдругим народам и племенам. Поклонение Яхве было на протяжении многихстолетий не монотеистическим, не единобожеским, а геотеистическим: ононе исключало, а, наоборот, предполагало признание того, что у другихнародов существуют другие боги. Вначале Яхве почитался некоторыми родами и племенамискотоводов-кочевников как дух или демон пустыни. В дальнейшем онпревратился в бога племени Иуды. Когда еврейские племена соединились вИзраильское государство, причем главную роль в этом соединении сыгралоплемя Иуды, бог-покровитель этого племени стал богом-покровителемвсего еврейского народа и Израильского царства. Изменилась и егоосновная функция. Так как главной его задачей, как покровителя, сталоруководство военными операциями против филистимлян, моавитян и прочихвнешних врагов, он стал богом войны. Постепенно менялся в воображенииверующих и внешний вид бога Яхве. Первоначально он изображался,вероятно, в виде льва, потом - в виде быка (тельца). В дальнейшем Яхвеприобретает человеческий образ, хотя в очень многих случаях ипозднейшие его изображения сохраняют черты животного. В представлении верующих Яхве отнюдь не был вездесущим: он обиталв определенном месте. Известно, что гора Синай долго считаласьобиталищем Яхве. Высоты ее служили предметом культа и других боговПалестины. Когда культ Яхве стал приобретать преобладающий характер,на тех же высотах стало совершаться служение Яхве, так же до сих порна них совершалось служение прочим ваалам (хозяевам, богам).Переадресовать богослужение с любого ваала на Яхве было очень легко,так как характер этого богослужения был один и тот же: как правило,это было кровавое жертвоприношение, сопровождаемое весьма краткимсловесным обращением к богу. Вопрос о месте богослужения считалсявесьма важным. Он был связан с вопросом о том, где живет бог, ибомолиться ему надо было именно там, где он находился. С течениемвремени возникло представление о том, что Яхве обитает в одномопределенном месте - в ковчеге. По библейскому описанию, ковчегпредставлял собой ящик на носилках, на крышке которого стояли двазолотых литых керуба (херувимы)[См. Исход, гл.XXXVII.]. Некоторыеисследователи древнееврейской религии считают, что первоначальноковчег изображал собой трон Яхве, другие полагают, что в немнаходились статуи Яхве в виде тельца и его жены Анат-Яху. Существуетеще мнение, что в ковчеге находились камни-метеориты. Во всякомслучае, примечательно, что бог Яхве, по библейским представлениям, жилв переносном ящике. По мере того как культ Яхве все больше вытеснял культы другихплеменных и родовых богов, выделялись и с течением времени приобреталивсе большее значение жрецы этого бога. Главной их обязанностью в этотпериод являлось не жертвоприношение - этим, по старой традицииродового общества, занимаются еще сами верующие, преимущественно главыродов и семей, - а вопрошание божества, испрашивание у негопредсказаний и совета. Жрец гадал при помощи камешков или палочек,называющихся урим и тумим, а также другими способами; Яхве емубезотказно отвечал, а верующий, обратившийся к помощи Яхве черезпосредство жреца, получал "точный" ответ на вопрос о том, как емупоступить в данном конкретном случае. В случае если с вопросомобращался сам царь, ответ приобретал особенно важное значение: взависимости от него царь мог, например, начать или не начинать войну.В руках жрецов имелось, таким образом, важное средство воздействия нагосударственную политику. Нет сомнений в том, что богу Яхве приносились человеческиежертвы. Библия сохранила много следов этого варварства. Хотясоответствующие места ее написаны в более позднее время, обычайчеловеческих жертвоприношений, безусловно, имеет более древнеепроисхождение и, конечно, относиться и к тому периоду, о котором мысейчас говорим. В этот период современных библейских книг еще не было. Былиустные предания, сказания, песни, притчи и другие произведениянародного творчества, конечно религиозно окрашенного. *Древнейшие элементы и источники Ветхого Завета* Отдельныеэлементы Библии возникли задолго до того, как сложились библейскиекниги, и даже до того, как возникла древнееврейская письменность. Онисначала бытовали в устной форме, передавались из поколения впоколение, все время видоизменяясь в зависимости от изменения жизнинарода. Некоторые выходили из употребления и постепенно забывались,другие возникали и сливались с уже существующими или вытесняли их. Таккак в общественных условиях того времени над сознанием людей тяготелисилы природы и классовой эксплуатации, произведения народной фантазииносили религиозный характер. Различные формы или жанры религиозных произведений возникают вразличных группах населения. Например, победные песни сблагодарностью богам распевали девушки, встречая возвращавшихсявоинов-победителей. Погребальные причитания над умершим сочинялинаемные плакальщицы. Жрецы при святилищах занимались сочинениемторжественных гимнов, а также законодательных положений, освящаемыхрелигией. Прорицатели, или пророки, существование которых известно ещев очень древние времена, сочиняли предсказания - пророчества, иногдавесьма сложно и искусно построенные. В народе возникали притчи,пословицы, басни, загадки, сатирические произведения. После долгих столетий бытования в устной форме те произведенияэтих жанров, которые не были забыты, стали записываться и такимобразом закрепляться для будущих поколений. Вначале записывалисьпесни, потом - сказания и хроники (летописи). Наиболее древниефрагменты (части, куски) Библии как раз являются такими отдельнымипроизведениями, созданными народной фантазией и лишь потом включеннымив общебиблейский текст. Древнейшим фрагментом во всей Библии следует считать победнуюпеснь Деворы из книги Судей[См. книгу Судей Израилевых, гл.V.]. Вканоническом тексте Ветхого Завета она вместе с сопровождающим ееповествовательным текстом вмонтирована в рассказ, относящийся кзначительно более позднему времени. Там сообщается о войне междуизраильтянами и хананеянами, которая закончилась победой первых,предводительствуемых пророчицей Деворой и военачальником Вараком.После победы Девора и Варак поют благодарственную песнь Яхве.Тщательное изучение языка и стиля песни, а также ряд историческихпризнаков ее показывают, что она возникла примерно в XIII веке до н.э. В конце II или начале I тысячелетия до н.э., после того какевреями была заимствована у финикиян письменность, отдельныепроизведения ранее устной словесности стали записываться. В этотпериод появились и существовали некоторые книги, послужившие потомисточниками для составления библейских книг. В Ветхом Завете есть прямые ссылки на некоторые книги, которые донас не дошли, но, очевидно, были в распоряжении составителейбиблейских книг. Упоминается, в частности, "Книга войн Яхве", а такженекая "Книга Доблестного"; последнее заглавие расшифровываетсянекоторыми исследователями как "Книга песен". Во всяком случае, быликакие-то древние книги, до нас не дошедшие, и не исключено, что онисуществовали уже к моменту основания Израильского царства. Посодержанию это, видимо, были преимущественно описания войн и походов,в которых участвовали еврейские племена. Этот материал в значительнойсвоей части вошел, по всей вероятности, в соответствующие библейскиекниги. В современном тексте Библии из материала, относящегося к этомупериоду, можно с полной уверенностью назвать песнь Деворы, о которойвыше уже говорилось, а также похоронную песнь Давида по поводу смертиСаула и Ионафана[См. II книгу Царств, гл.I, ст.17 и сл.]. Основные жекниги, вошедшие в состав нынешней Библии, безусловно относятся кпоследующему периоду. Когда в дальнейшем в силу ряда политических и религиозных условийвыдвинулась и была осуществлена задача создания Священного Писания,многие из ранее разрозненных фрагментов нашли себе место в этомсложном комплексе. Порядок их соединения, внутренняя связь между ними,чередование книг, составленных из них, смысл, который придавалсяотдельным частям создаваемого целого, - все это определялось текущимирелигиозно-политическими задачами, как их понимали составители иредакторы. Поэтому нередко оказывается, что какой-нибудь очень древнийотрывок вставлен в рамки значительно более позднего повествования, инаоборот. Для того чтобы выяснить общественно-исторические условия, вкоторых происходило составление первых ветхозаветных книг, сделаемобзор исторических событий этого периода. *От возникновения Израильского царства до вавилонского плена*Первый царь Израиля - Саул погиб в борьбе против филистимлян. Егопреемником был Давид. Еще при жизни Саула он стал царем племени Иуды вХеброне, а после смерти своего предшественника завоевал власть и наддругими еврейскими племенами, захватил у ханаанеян Иерусалим, сделалего своей столицей и стал царем над объединенным еврейскимгосударством. В его царствование еврейское государство вело войны, врезультате которых было свергнуто господство филистимлян, покореныэдомитяне, моавитяне и другие народы. После смерти Давида,последовавшей в первой половине X века до н.э., царем стал Соломон. Вего царствование еврейское государство переживало период быстрогоэкономического и культурного развития. Было развернуто широкое длятого времени строительство; в частности, при Соломоне был построенхрам Яхве. Большое значение имела проведенная в это времяадминистративная реформа - государство было разделено натерриториальные округа, что нанесло сильнейших удар древнемуплеменному делению. Основой всех этих исторических явлений был продолжавшийся процессклассового разделения общества, связанный с постепеннымобезземеливанием свободного крестьянства, развитием рабовладельческихотношений и торговли, обогащением рабовладельческой и жреческойверхушки общества, растущим обнищанием широких народных масс.Строительство, предпринятое Соломоном, еще больше ухудшило положениенарода, так как легло тяжелым бременем на его плечи. Библия дает нам подробное описание того, как Соломон строил храмЯхве и что нового это внесло в культ. В Палестине очень мало лесов и древесины, постройки там обычновозводились из камня, которым изобилуют палестинские горы. Давид иСоломон впервые стали строить для себя невиданные ранее в Палестинеизысканные и удобные по тем временам деревянные постройки, причемдерево для них - кедры и кипарисы - с огромными затратами привозилисьиз Ливана. Соломон заключил договор с финикийским царем Хирамом, которыйобязался не только поставлять для постройки храма весь нужный лес, нои представить квалифицированную рабочую силу, которой не было вотсталой Иудее. За это Соломон, естественно, должен был расплачиватьсяс Хирамом. Это ложилось дополнительным бременем на плечи народа,который и без того нес чудовищные тяготы. Каждый третий месяц взрослыйгражданин должен был работать на постройке. Как сообщает Библия, 10тысяч человек непрерывно работали в ливанских лесах, 70 тысяч носилитяжести и 80 тысяч человек добывали камень в горах. За счет нечеловеческих усилий и страданий народа храм былпостроен. В Библии подробнейшим образом описывается все великолепиеэтого храма, в частности "давир" - святая святых, место, которое былопредназначено для "ковчега Завета" и для обитающего в этом ящике изакациевого дерева бога Яхве. Цари Давид и Соломон впервые в истории древних евреев ввели вобыкновение постоянную запись всех происходящих выдающихся событий.Они держали при себе летописцев, которые систематически вели такуюзапись. Впоследствии, когда составлялись книги Царств, эти летописиеще существовали и составители Библии довольно часто ссылаются на них,но до нас они не дошли. Одна из этих книг называлась "Книга деянийСоломоновых", другие назывались просто книгами летописей. Периодцарствования Давида и Соломона описан в Библии по этим летописям,поэтому здесь мы и наблюдаем больше исторической конкретности иправдоподобия, чем в описании предшествующих периодов, котороеделалось на основании устных легенд и преданий или в лучшем случае наосновании поздних записей этих легенд. После смерти Соломона в стране началось брожение. Народ былпридавлен непосильными повинностями для строительства, даже частьбогатых рабовладельцев и жрецов была недовольна теми тяготами, которыевозложил на них Соломон. Когда сын Соломона Ровоам отказался облегчитьположение народа, большинство еврейских племен во главе с племенемЭфраим откололось от еврейского государства и образовало на северестраны свое государство под названием Израиль, выбрав царя из племениэфраимитов - Иеровоама. Верным династии Давида осталось только одноплемя, правда, самое многочисленное, - племя Иуды и, возможно, такжеплемя Вениамина. Образовалось, таким образом, два еврейскихгосударства: северное - Израиль и южное - Иудея. Столицей Иудеи былИерусалим, столицей Израиля - выстроенная вскоре после основаниянового государства Самария, отчего и подданные Израильского царстваименовались самарянами. Это произошло около 900 г. до н.э. Два еврейских государства находились в довольно сложныхвзаимоотношениях. Часто они вели между собой ожесточенную борьбу,доходившую до кровавых военных столкновений, иногда объединялись навремя для совместной борьбы против общего врага. *Религия допленного периода* Основное изменение, характерное длярелигии этого периода, заключается в том, что родовые и племенные богипостепенно вытесняются в сознании людей богами, не связанными с темили иным родом или племенем. Боги приобретают характер либо местный,как обитатели и покровители той или иной местности, либофункциональный, как покровители той или иной функции, той или инойобласти человеческой деятельности. Раньше, например, бог Иаков, бог Авраам и другие почитались темиили другими отдельными племенами как их племенные боги. Теперь, впроцессе отмирания родовых и племенных связей, Иаков превратился вбога определенной местности - Бетэля, Авраам стал местным богомХеброна и Сихема. Эти боги почитались уже не представителямиопределенного племени, а всеми живущими в данной местности, независимоот принадлежности к тому или другому племени. Помимо того, появилсяряд богов, у каждого из которых была своя функция в отношении верующихв них людей: боги скотоводства, виноградарства, торговли, мореходстваи т.д. Культ Яхве с большим трудом вытеснял из религиозного обиходадревних евреев многочисленные культы других богов, распространенныесреди них. Продолжалось поклонение древним ханаанским богам-ваалам,которым строили жертвенники в уединенных местах, поклонение священнымдеревьям и рощам. Многочисленные жены Соломона, например, принадлежалик различным "чужим" народам, исповедовавшим другие религии. Соломон нетолько строил храмы их богам, но и сам молился в этих храмах, считая,что есть смысл быть в хороших отношениях не только с Яхве, но и совсеми другими богами. Сами евреи в то время, как было уже отмеченовыше, верили в существование многих других богов, помимо Яхве; правда,они выделяли Яхве из сонма других богов, как своего собственного бога,считая других богов покровителями других народов. Яхве не считался даже единственным еврейским богом. Советскийисследователь Н.М. Никольский насчитывал в составе еврейских богов впериод, предшествовавший вавилонскому плену, не менее 53 имен. Сюдавходят родовые, племенные, местные, центральные и заимствованные богив количестве 45. К ним нужно еще добавить восемь главных злых духов,каждый из которых также имел свое имя: Азазел, Белиал, Шеол, Абаддон имногие другие[См. Н.М. Нiкольскi, Полiтэiзм i монотэiзм у яурэйскайрэлiгii, Менск 1931, стр.41-42.]. Таким образом, то, чторассказывается богословами о якобы исконном древнееврейскомединобожии, является такой же легендой, как и легенда о том, чтоМоисей получил эту веру в единого бога от самого Яхве. С завоеванием племенем Иуды господствующего положения средидругих еврейских племен бог этого племени приобрел в глазах всехевреев ореол господствующего и, может быть, наиболее сильного избогов. Разделение еврейского государства на Иудею и Израиль поколебало"авторитет" Яхве, ибо другие еврейские племена, объединившиеся вокругплемени Эфраим, имели своих богов, которые, после того как эти племенастали самостоятельными, могли также претендовать на самостоятельность:когда племя Иуды перестало господствовать над другими племенами, Яхвеперестал господствовать над богами других племен. После гибелиИзраильского царства бог племени Иуды Яхве стал укрепляться в сознанииевреев как наиболее сильный из богов и во всяком случае больше другихбогов заслуживающий поклонения. И все же на всем протяжении допленнойэпохи религия древних евреев была многобожеской. В последние двести лет допленной эпохи начинают появлятьсязаписанные на свитках пергамента отдельные фрагменты и отрывки ВетхогоЗавета. Из современного текста Ветхого Завета ни одна страница непоявилась раньше IX века до н.э. *Яхвист, Элохист и Второзаконие* В IX-VIII вв. появляются теэлементы Библии, которые известны под названием Элохиста и Яхвиста.Нельзя сказать, чтобы история появления этих древнейших элементовВетхого Завета была выяснена с полной точностью. Имена их составителейнам, конечно, не известны, и трудно предвидеть, станут ли оникогда-нибудь известны в результате новых археологических находок. Неизвестно даже, Яхвист или Элохист появился первым. Нам представляютсяубедительными соображения, высказанные по этому поводу академиком Н.М.Никольским. В Яхвисте, отмечает советский исследователь, чувствуетсястремление выдвинуть на первый план племя Иуды, доказать егопервенство среди остальных племен и его право на господствующееположение; вместе с правом племени Иуды на первенство среди другихплемен всячески пропагандируется первенство Яхве среди богов. Этосвидетельствует о том, что Яхвист представляет собойрелигиозно-исторический памятник Иудеи, а не Израиля. Элохист несет на себе следы происхождения из эфраимистского, т.е.израильского, источника, ибо в подборе и изложении его материалачувствуется тенденция доказать первенство племен Иосифа и Эфраима.Элохист игнорирует бога Яхве, как покровителя соперничающего племениИуды. Можно предположить, что Элохист возник раньше Яхвиста. Какиесоображения подтверждают это? В IX веке Израильское царство находилось на подъеме, а в VIIIвеке оно уже было в состоянии все усиливавшегося упадка. Так как вЭлохисте выразилась идеология борьбы за первенство среди еврейскихплемен то есть основания предполагать что этот документ относитсяименно к периоду подъема, т.е. к IX веку. Яхвист же носит на себеследы VIII века. Многобожеская религиозная идеология особенно ясно выражена втекстах Элохиста. Само имя Элохим представляет собой множественноечисло от имени бога Элоха или, по другому варианту, Эла. ФактическиБиблия начинается словами: "Вначале сотворили {боги} небо и землю"... Любопытно, какие соображения выдвигают церковники в связи с этимфактом, безусловно, конфузным для догмата единобожия, принятого как вхристианской, так и в иудейской религиях. Даже среди православныхбогословов на этот счет нет единодушия. Одни утверждают, что формамножественного числа здесь имеет чисто грамматическое значение,например как "воды" вместо "вода". В пример приводятся некоторыедругие древнееврейские слова, как "шомаим" - небеса, те же "воды" -"маим". Но это объяснение не выдерживает критики: для обозначения небаи воды древнееврейский язык не имеет имени существительного вединственном числе; для обозначения же бога в нем есть не одно, а рядтаких слов; в частности, в нем есть форма единственного числа от тогоже слова "элохим". Нет никаких оснований думать, что формамножественного числа применена в Ветхом Завете по простой причудесоставителей. Есть еще и другое объяснение, даваемое православными богословами.С точки зрения этого объяснения, применение множественного числасвидетельствует о том, что составители Ветхого Завета ужепредчувствовали христианское учение о троичности божества. Но учение оТроице есть тоже многобожеское учение, как бы его ни маскировалибогословы рассуждениями на манер того, что бог-то один, но у него трилица, и т.д. Объяснение "элохим" Троицей только показывает лишний размногобожеский характер и тех и этих представлений. Появление Яхвиста и Элохиста было обусловлено определеннымисоциально-политическими причинами. Возникло государство, политическизакрепившее определившуюся в то время классовую структуру общества -рабовладельческий строй в его восточной форме. Сложившаясяобщественная обстановка выдвинула перед религиозной идеологией задачу:обосновать классовое расчленение общества, существованиеэксплуататорского государства, претензий отдельных племен напервенство в этом государстве или, точнее, в сложившихся двухгосударствах. Требовалось религиозное освящение сложившегосяобщественного и государственного строя, включавшее в себя прежде всегооправдание паразитического общественного положения господствующегокласса, в особенности его жреческой части. Неправильно было бы думать,что это оправдание специально придумывалось самими жрецами или другимипредставителями господствующего класса. Оно возникло в самом народекак фантастическое отражение складывавшихся эксплуататорскихотношений, как отражение бессилия народных масс в борьбе противсложившегося эксплуататорского строя, но, конечно, при активнойподдержке жрецов и других идеологов рабовладельческого строя,помогавших оформляться соответствующим смутным представлениям,поддерживавших и распространявших их. Этот процесс шел параллельно в двух еврейских государствах, и врезультате появились две различные книги - Яхвист и Элохист. Вероятно,к VII веку до н.э. относится соединение Яхвиста и Элохиста в одноцелое. Было создано, таким образом, повествование о происхожденииеврейского народа и его судьбах, причем начиналось это повествованиесо значительно более отдаленных времен, чем возник сам народ: надобыло показать "предысторию" его, тем более что это давало возможностьвозвеличить бога-покровителя евреев, изобразив его как творцавселенной и человечества. Кроме того, это позволяло обосновать учениео неразрывной связи бога Яхве с избранным им народом, используя дляэтого легенды о заветах, заключавшихся Яхве с предками евреев - Ноем,Авраамом, Иаковом. Текст Элохиста включен в текст Яхвиста так, что последнийпредставляет собой как бы основу повествования. Из этого вытекает, чтосоединение обоих текстов производилось приверженцами яхвистскойверсии, т.е., вероятно, представителем Иудейского царства. Есть всеоснования предполагать, что это произошло в VII веке до н.э., когдаИзраильское царство уже погибло, а Иудея приняла на себя рольединственного политического и религиозного центра евреев. Включив всвое повествование текст Элохиста, иудейский идеолог как бы принималрелигиозное наследство от потерявшего государственнуюсамостоятельность Израиля. Соединение Яхвиста и Элохиста было осуществлено довольнонеуклюже. Вместо единого и связного рассказа мы видим два параллельныхповествования, механически соединенных так, что видны все "швы". Вряде случаев можно выделить эти варианты и разделить, таким образом,повествование на два самостоятельных рассказа. Вот, например, каквыглядит легенда о продаже Иосифа его братьями в рабство, еслиразделить изложение на яхвистский и элохистский источники[Мызаимствуем это разделение из кн.: А.Ранович, Очерк историидревнееврейской религии, стр.15-16.]. Яхвист: "И прежде нежели он (Иосиф. - И.К.) приблизился к ним,[они] стали умышлять против него, чтобы убить его. И услышал сиеРувим, и избавил его от рук их, сказав: не убьем его. Когда Иосифпришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его... И сели ониесть хлеб и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караванизмаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут ониотвезти это в Египет. И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мыубьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим егоизмаильтянам, а руки наши да не будут на нем; ибо он брат наш, плотьнаша. Братья его послушались. И продали Иосифа измаильтянам задвадцать серебренников". Элохист: "И увидели они его издали. И сказали друг другу: вот,идет сновидец. Пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудьров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из егоснов. И сказал им Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров,который в пустыне, а руки не налагайте на него. Сие говорил он, чтобыизбавить его от рук их и возвратить его к отцу его. И взяли его ибросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было. И, когдапроходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа из рва... отвели Иосифа вЕгипет". Как видит читатель, это два вполне законченных, независимых другот друга рассказа. В Библии они соединены, и отдельные фразы одногоисточника перемежаются с отдельными фразами из другого источника.Вместе эти два рассказа составляют стихи 18-28 XXXVII книги Бытия. Такие параллельные повествования в первых шести книгах ВетхогоЗавета встречаются не раз. Кроме приведенного выше примера, укажем наисторию потопа, на историю сотворения мира. В обеих этих легендахмеханически соединены яхвистский и элохистский варианты, причемосновой повествования служит Яхвист. В период до вавилонского плена, вероятно в конце VIII века дон.э., появились и сборники законодательного характера, включавшие всебя некоторые правовые установления, моральные наставления,инструкции богослужебного характера. Отдельные отрывки из нихсохранились в книге Левит, а также в книге Исход. В последней онисоставили то, что именуется Книгой договора и заключается в главахXXI-XXIX. Наконец, в 621 г., как это было доказано де Ветте, впервые былаопубликована книга Второзакония. Следует, однако, иметь в виду, чтоВторозаконие в том виде, в каком оно сейчас фигурирует в ВетхомЗавете, далеко не полностью относится к 621 г. Видимо, в дальнейшемего текст подвергся весьма серьезным изменениям и в особенностидополнениям, так что опубликованная в 621 г. Книга закона составлялатолько часть современного Второзакония. Помимо перечисленных элементов, вошедших впоследствии в ВетхийЗавет, до вавилонского плена появилось несколько книг пророков. *Ранние пророки* Следует оговориться, что датировка пророческихкниг, которая дана ниже, не является окончательно установленной. Извсех книг Ветхого Завета с наибольшим трудом поддаются датировкеименно книги пророков. Поэтому многое здесь приходится формулироватьпредположительно. Дело в том, что авторы этих книг часто прибегали к приему,который должен был продемонстрировать силу их пророческого дара, нокоторый теперь усложняет работу исследователей. Пророки изрекают своипророчества о событиях, которые еще должны произойти в будущем. Ноавторы ветхозаветных пророческих книг нередко "пророчествовали" опрошлом. Это значит, что после того, как произошло какое-нибудьсобытие, в пророческую книгу, которая существовала уже давно,вписывался соответствующий текст или даже целиком сочинялось новоепроизведение, в котором о прошедшем событии говорилось как о будущем.Вновь созданная книга выдавалась затем за древнюю. Для примера представим себе такой случай. В 1945 г. кто-нибудьнаписал книгу, в которой сообщал, что в 1939 г. {начнется} втораямировая война, что в 1941 г. фашистская Германия {нападет} на СССР,что она потерпит сокрушительное поражение под Сталинградом и что,наконец, Советские Вооруженные Силы сокрушат гитлеровскую военнуюмашину. Представим себе, что на книге будет обозначен как дата еенаписания 1920 год. Всякий, кто возьмет эту книгу в руки, будет допоследней степени изумлен таким точным и до конца осуществившимсяпредсказанием. Но ведь это обман! - воскликнет читатель. Да,действительно, это правильное обозначение таких действий. И пусть необидится на нас верующий читатель: с книгами пророков дело обстоитименно так. Многие из предсказаний в этих книгах сделаны {после}событий, которые они пророчат. Поэтому если в той или иной пророческойкниге предсказывается какое-нибудь событие, например вавилонский плен,то это вовсе не значит, что книга написана до плена. Скорее всегонаоборот; из этого факта можно сделать вывод, что книга написана послеплена и что пророк задним числом "оформил" уже происшедшее событие. Если бы все книги пророков были написаны после тех событий,которые в них "предсказываются", то в отношении времени написаниякаждой из них мы имели бы довольно ясный ориентир, - книга написанапосле того события, о котором в ней "пророчествуется". Но этоскользкий путь и наука не может становится на него. Некоторые книгипророков написаны раньше тех событий, о которых в них говорится. (Это,конечно, не пророчества, а обычное предвидение, основанное на оценкеобстановки.) Поэтому нельзя исходить при датировке пророческих книг изтех событий, которые в них предсказаны. Все это сильно затрудняет этудатировку. Тем не менее, библейская критика сумела приблизительноустановить, в каком порядке и когда появлялись те или иные пророческиекниги. Мы предвидим и здесь возражение некоторых верующих, которыескажут, что их интересует точная картина, а не приблизительная и чтонеобходимость прибегать к догадкам свидетельствует о неспособностинауки раскрыть действительную истину. Вот религия, мол, говоритопределенно и уверенно... Религия говорит определенно, но неправильно. Наука поступаетчестно, она говорит людям: такие-то факты и условия выяснены с полнойточностью, а такие-то еще не выяснены, над выяснением их работапродолжается. Разве это не лучше, чем те уверенно преподносимые, нофантастические легенды, которые лает религия? В отношении книг пророков следует сказать, что сравнительнонебольшая часть их появилась в период, предшествовавших вавилонскомуплену. Подводя итоги многочисленным предшествующим исследованиям поэтому вопросу, советский ученый А.Б. Ранович установил, что к VIIIвеку следует относить книги Осии, Амоса, часть книги Исаии("Первоисаия"), Михея; книги Наума, Софонии, Аввакума он относит к VIIвеку. Все остальные написаны или в период вавилонского пленения, илипосле него. Остановимся на общественной обстановке того времени, когда былисозданы первые пророческие книги. В VIII веке появилась новая, ранее неизвестная разновидностьпророков. Прежние пророки были своего рода чиновниками,предсказывавшими по должности при царском дворе или при дворе другогокрупного властителя или сановника. Мы знаем, например, из Библии, чтоу царя Давида служили пророки Нафан и Гад. Обязанность их заключаласьв том, чтобы в нужных случаях давать царю советы, применяя различныеспособы гадания и прорицая будущее. Как правило, это были простоловкие царедворцы и политики, старавшиеся угодить своему покровителю ив любом случае выйти сухими из воды. Их "работа" была трудной и небезопасной, ибо в тех случаях,когда, например, царь, воспользовавшись советом пророка, попадал втяжелое положение или терпел поражение, пророк подвергался наказаниювплоть до смертной казни. Тем не менее недостатка в таких чиновникахот прорицания не было, ибо их положение было почетным и их услугивысоко оплачивались. Пророки, деятельность которых отражена всоответствующих книгах, были отнюдь не государственными служащими, а внекотором смысле даже были в оппозиции к людям и учреждениям, стоявшимво главе страны. Общественно-историческая обстановка в Иудее и Израиле в VIII векебыла тревожной и напряженной. Постепенно обострялись и достигалинакала классовые противоречия. С развитием рабовладельческих отношенийгосподствующий класс все более активно собирал в своих рукахестественные богатства, прежде всего землю. Шел процесс обезземелениясвободного крестьянства; при этом использовались все возможныеспособы, начиная с ростовщичества и долгового закабаления вплоть допрямого насилия. Это не могло не вызвать роста недовольства, ропота итревоги в широких массах. Эксплуатация рабов принимала все болеебеспощадный характер, ибо развивались товарно-денежные отношения ирабовладельцы благодаря эксплуатации рабов не только обеспечивали своесуществование, но и получали товарные ценности, которые можно былопродавать, все более обогащаясь. Положение народных масс из года в годухудшалось. Собирались грозовые тучи и на международном горизонте. Палестинавсе время находилась между молотом и наковальней - между Египтом с егодревней богатой культурой и сильным войском, с одной стороны, игрозными месопотамскими державами - Ассирией и Вавилоном, с другойстороны. Само образование еврейского государства в конце XI века сталовозможно именно благодаря временному ослаблению в этот период какЕгипта, так и Ассирии. Образовавшиеся после распада единого еврейскогогосударства Иудея и Израиль часто враждовали между собой и в поискахсоюзников вели сложную дипломатическую игру со своими мощнымисоседями. В IX веке Ассирия непрестанно оказывала сильное давление належавшие к югу от нее мелкие государства - Сирию и Израиль, которые немогли устоять под ее напором. Ее агрессивность в отношении этихгосударств сдерживалась в течение некоторого времени тем, что сама онав свою очередь испытывала давление с севера, со стороны государстваУрарту. Но к середине VIII века Ассирия нанесла урартинцам рядпоражений и начала неуклонно продвигаться на юг, в сторону Израиля.Это еще более усилило настроения беспокойства и тревоги,распространившиеся в народных массах. Подобные настроения нашли свое отражение в выступлениях пророков.Первым выступил израильский пророк - пастух Амос. Он предсказалнеизбежное нападение врага на Израиль и рисовал страшные картины того,как враг возьмет столицу Самарию, предаст огню и мечу население ибогатства страны, уничтожит само государство. Причину всех этих бедАмос усматривал в тех беззакониях и грехах, которые имели место вжизни и поведении "избранного" Яхве народа и прежде всего егопривилегированной верхушки. Он гневно клеймил роскошь, окружающуюизраильских богачей, которые "лежат на ложах из слоновой кости инежатся на постелях... едят лучших овнов из стада и тельцов с тучногопастбища, поют под звуки гуслей... пьют из чаш вино, мажутсянаилучшими мастями, и не болезнуют о бедствии Иосифа!"[Книга пророкаАмоса, гл. ст.4-6.] Он разоблачал их жестокость и несправедливость вотношении угнетенных, громил тех, которые "притесняют бедных, угнетаютнищих"[Книга пророка Амоса, гл.IV, ст.1.], "продают правого за сереброи бедного - за пару сандалий"[Там же, гл.II, ст.6.]. При этом,конечно, он не забывал упрекнуть народ в том, что он не соблюдаетверность Яхве, поклоняется чужим богам и приносит им жертвы, в товремя как Яхве вывел его из Египта, оказал ему столько благодеяний ит.д. и т.п. За такие преступления Яхве жестоко накажет избранный имнарод, и сделано это будет руками внешнего врага. Разоблачения, брань и угрозы пророка кончаются все же обещаниемсо стороны Яхве смилостивиться и истребить "не весь дом Иакова",вернуть в свое время из плена уцелевшие остатки его и восстановитьпрежнее положение. Не исключено, что эти обещания вписаны в текстАмоса позднее, когда сформировалось учение о мессии и о спасениинарода от последствий его греховной жизни благодаря божьемумилосердию. По такой же схеме построены и остальные пророчества этогопериода. Их содержание мы более подробно излагали в первой главе,поэтому не будем сейчас на нем останавливаться, тем более что оновесьма однообразно. Укажем только на то, что если пророчество Амосаотносится к Израилю, то пророчество Михея, а особенно пророчествоИсаии относятся уже к Иудее. Такой же конец, как Израилю, онипредсказывают и Иудейскому царству. Книгу Исаии нельзя целиком относить к периоду до вавилонскогоплена. В крайнем случае можно считать, что в допленный периодпоявились только первые тридцать девять ее глав. Начиная с главы XL,говорится о событиях, которые происходили не менее, чем через двестилет после того, как были написаны основные главы книги: говорится овавилонском плене и даже о возвращении части изгнанников из этогоплена и даже о возвращении части изгнанников из этого плена по приказуперсидского царя Кира, между тем как известно, что это происходило в538 г. до н.э. Точно установлено, что в книге Исаии содержится поменьшей мере три пласта, именующиеся в научной литературе Первоисаией(главы I-XXXIX), Второисаией (XL-LV главы) и Третьеисаией (LVI-LXVI).Если подробно рассматривать относящуюся к данному периоду книгуПервоисаии, то и здесь мы увидим ряд текстов более позднего времени. Тяжелая общественно-историческая обстановка, в которой появилисьпервые книги пророков, обусловила содержание и тон этих книг. В нихпреобладает критика существующего положения, критика господствующихнравов, разоблачение тех людей и общественных групп, которые должныотвечать за создавшееся положение. Неудивительно, что для этих книгхарактерен своего рода бунтарский тон. Некоторые защитник религии,основываясь на этом, изображают книги пророков как чуть ли нереволюционные сочинения, направленные против эксплуататорского строя.Это, кончено, неверно. Ни одна из этих книг не выступает против эксплуататорского строя,против рабства. Они выступают против тех представителейгосподствующего класса, которые злоупотребляют своим положением,которые не проявляют "мудрой умеренности" в своей стяжательскойпрактике. Нельзя, да и незачем, отрицать того, что в гневных речахпророков против захватчиков-ростовщиков, против чересчур жестокихрабовладельцев нашли свое выражение настроения народных масс. Реальныеземные отношения получили освещение, фантастически искаженное:источником бедствий оказывались не классовые противоречия и не угрозапорабощения иностранной державой, а грехи сынов Израиля перед богомЯхве, поклонение чужим богам, забвение требований Яхве в отношениисвоих единоверцев; людям угрожала не просто перспектива нашествиямощных сил агрессивной державы, а наказание, наложенное Яхве зауказанные грехи избранного им народа. Классовая ненависть угнетенных нашла в книгах пророков не толькосвое выражение, но и свой выход, свою разрядку. Как и вообще в религиитрудящиеся и эксплуатируемые топят свои требования и свой классовыйпротест, так это было и в книгах пророков. Пророки обличают и громятэксплуататоров, Яхве охраняет интересы народа, он не даст в обидусвоих верных последователей; значит, все в полном порядке, надо толькомолится и выполнять все положенные обряды. Вот чем оказывается наповерку мнимая революционность пророческих книг. Следующий этап в развитии религии евреев, связанный с появлениемновых библейских книг, начался с вавилонского плена. *Вавилонский плен и Библия* Грянули те события, о которых,частично в порядке предвидения, частично задним числом, рассказано вкнигах пророков. В 722 г. до н.э. под натиском ассирян палоИзраильское царство. Ассирийский царь Саргон II взял Самарию и увел вплен израильского царя Осию и почти тридцать тысяч его подданных. Наих место, как уже говорилось, он прислал поселенцев из Вавилона иСирии, так что северная часть Палестины вообще перестала бытьеврейской. Казалось, что такая же судьба ждет и Иудею. Действительно,в 701 г. до н.э. ассирийский царь Синаххериб подступил со своимивойсками к стенам Иерусалима и осадил его. Долгое время он никак немог взять город, пока, наконец, иудейский царь Хизкия не предложилСинаххерибу большую дань золотом и серебром. Осада была снята, иассирийские войска удалились. Передышка длилась больше столетия. Шла борьба между Ассирией и Вавилоном, притом с переменнымуспехом. К середине VII века Ассирия стала огромным государством,охватывавшим почти всю переднюю Азию. И все же к концу этого столетияассирийское государство перестало существовать. В 605 г. до н.э.ассирийский же военачальник Набопаласар, объявивший себя царемВавилона, в союзе с мидянами разгромил Ассирийскую державу и основалновое, не менее агрессивное государство - Вавилонское. Это государствово главе с сыном Набопаласара Навуходоносором вскоре предприняло рядзавоевательных походов. Пришел конец и Иудейскому царству. Когда иудейский царь Иоаким, надеявшийся на помощь Египта,отказался платить дань Навуходоносору, тот в 597 г. до н.э. двинулсвои войска в Иудею, окружил Иерусалим и после трехмесячной осады взялего. Храм Яхве был разграблен, сын Иоакима Иехония (сам царь умер вовремя осады) вместе с частью иерусалимского населения был уведен вплен. На иерусалимский трон Навуходоносор возвел дядю Иехонии Седекию.Однако Седекия вскоре вступил в переговоры с египетским фараоном и посути дела восстал против Навуходоносора. Борьба возобновилась.Вавилонский царь предпринял сначала поход против египтян, а потомвернулся к Иерусалиму. В 586 г. до н.э. после девятимесячной отчаяннойборьбы Иерусалим был взят. На этот раз расправа была более жестокой.Город был сожжен, погиб и знаменитый храм Соломона, все жителиИерусалима были уведены в Вавилон, как и многие наиболее знатныепредставители провинциального населения. На родине были оставленытолько крестьяне. Об этом периоде рассказывает в Библии книга пророка Иеремии.Когда опасность вавилонского завоевания была уже не только реальной,но по существу неотвратимой, Иеремия выступил с религиознымобоснованием и оправданием той участи, которая ждала иудеев. Конечно,и здесь основной причиной всех бедствий оказывалось то, что сыныизраилевы непрерывно во все времена нарушали свой завет с Яхве, и вотбог решил наказать свой народ, избрав в качестве своего оружияНавуходоносора. Иеремия упорно призывал евреев даже не думать осопротивлении вавилонянам. Иеремия, видимо, жил и писал именно в период разрушения храма ипленения иудеев, хотя сам он в плен не попал: вавилоняне отнеслись кнему весьма благосклонно, как к человеку, который во многом помог имсвоей агитацией. Но книга, которая названа его именем, не всяпринадлежит Иеремии, в ней много позднейших вставок и дополнений.Последние три главы ее, безусловно, принадлежат другому автору - этопризнано почти всеми исследователями. Вызывают сомнения в этомотношении и еще некоторые места книги. Так, например, первыешестнадцать стихов десятой главы никак не увязываются со всемсодержанием главы. В них Яхве рассматривается как единственный бог, атакой взгляд на Яхве был характерен не для этой эпохи, а для болеепоздних времен. Рядом с книгой Иеремии в Библии находится так называемый ПлачИеремии. Это несколько траурных поэм по случаю разрушения храма и техбедствий, которые обрушились на евреев. Несмотря на то что Плач носитимя Иеремии, он ему, как считает большинство исследователей, непринадлежит. Автор этого библейского произведения неизвестен, но естьоснования полагать, что оно было написано немногим позднее началававилонского плена, вероятно, около 580 г. до н.э. В плену положение разных слове иудеев было различным. Имущиесохранили свое привилегированное положение вплоть до владения рабами.Рабы-иудеи остались рабами и в плену. Особых изменений в правовом идаже имущественном положении основной массы в плену не произошло. ВВавилоне жили люди самых различных племен и народов, тамгосподствовала известная терпимость, как религиозная, так инациональная. Хотя Библия изображает Навуходоносора и другихвавилонских царей как жестоких властителей и угнетателей, историческиеданные свидетельствуют о том, что нравы вавилонян были значительногуманнее, чем нравы, которые культивировала Библия среди евреев. Огромное значение для всей дальнейшей истории евреев и, вчастности, для истории их религии, а также для истории Библии имело тообстоятельство, что в Вавилоне они столкнулись с культурой,значительно более высоко развитой, чем их собственная. Несколькодесятков лет пребывания в вавилонском плену расширили умственныйгоризонт еврейского народа, дали ему возможность усвоить огромноеколичество новых сказаний и легенд. Новые впечатления требовали своегообъяснения, которое нередко оказывалось фантастическим и обогащалоиудейскую мифологию новой легендой, иногда весьма замысловатогосвойства. Примером здесь может послужить хотя бы легенда о вавилонскомстолпотворении, вошедшая в книгу Бытия. Пребывание в вавилонском плену дало сильнейший толчок библейскомутворчеству. Само это несчастие требовало объяснения и какого-тосогласования с теорией "избранности" еврейского народа, ибо реальнаяжизнь уж очень противоречила легенде о том, что Яхве горой стоит засвой народ и во всех условиях гарантирует ему процветание.Напрашивалось одно из двух решений: или Яхве оказался слабей боговдругих народов и не сумел защитить своих избранников, или онокончательно порвал свой договор с ними и оставил их на произволсудьбы. И то и другое объяснение не удовлетворяло людей, не утешалоих. Возникали иные, более утешительные и обнадеживающие легенды,которые облекались в форму новых пророческих книг. Помимо того, шлоредактирование, дополнение существовавших до плена библейских книг, ихобработка под углом зрения новых событий и новых объяснений этихсобытий. Находясь в плену, еврейские жрецы, богословы и пророки получиливозможность пополнить свой мифологический арсенал массой вавилонскихсказаний, сложившихся за тысячелетия существования ассирийской ивавилонской культур. Отдельные элементы ассиро-вавилонской мифологиипроникали в Палестину и раньше, находя свое отражение всоответствующих еврейских сказаниях, но теперь евреи были у самогоисточника этой мифологии; нет сомнения в том, что именно в этот периодзаимствование ассиро-вавилонских сказаний шло наиболее интенсивно. То обстоятельство, что храм Яхве был разрушен и богослужение непроисходило, ставило перед находившимися в плену жрецами задачу: незабыть и не предать забвению весь сложившийся порядок отправлениякульта Яхве. Для этого его надо было записать. Понадобилосьсоставление специальных книг, посвященных ритуалу богослужения. Появились и новые книги пророков, первой из них была книгаИезекииля. Большинство ученых-библеистов склоняется к мысли, чтоавтором этой книги был действительно Иезекииль, уведенный в 597 г. ввавилонский плен после первого падения Иерусалима. В форме мистическихвидений предстает перед читателем описание всевозможных кар ибедствий, которые Яхве обрушил на народ. Однако здесь уже с большейсилой, чем в прежних пророческих книгах, звучит мотив неизбежногоутешения, которое все же ждет тех, кто остался верен Яхве илираскаялся в своих прегрешениях против него. Иезекииль "проводит"грядущее освобождение иудеев, связанное со всякими бедствиями для технародов, которые их угнетают. Наступит день, пророчествует он, когдавыступит против Израиля нечестивый Гог, "князь Роша, Мешеха и Фувала".Поражение Гога положит конец страданиям избранного народа. Наконец-тоон будет спасен и станет опять любимцем Яхве. Тогда он будет исполнятьвсе установленные богом обряды. В очередном "видении" Иезекиилюпредставляется будущий, вновь отстроенный храм и идущее в нембогослужение. Описывая это "видение", Иезекииль фактически даетподробные указания как к построению нового храма, так и к порядкубогослужения в нем. Видно по всему тексту, что в то время, когдаИезекииль писал свою книгу, еще не было описаний богослужения Яхве,содержащихся в книгах Исход и Числа. Здесь же в плену была написана тогда часть книги Исаии, котораяизвестна под названием Второисаии. Ее содержание сводится к утешениями обнадеживанию евреев; от имени Яхве в ней говорится, что он скоропростит евреям их прегрешения и освободит из плена. В 538 г. до н.э. Вавилонская держава пала под ударами новогомощного завоевателя. Персидский царь Кир разгромил Вавилон и покорилего. Евреям он разрешил вернуться в Палестину. Это было воспринято каквыполнение Яхве его обещания, а Кир был объявлен орудием в руках Яхве,чуть ли не непосредственным его уполномоченным. Однако, как уже былосказано выше, немалое количество евреев осталось в Вавилоне, ипленение их превратилось в добровольное пребывание в стране, с которойони свыклись и в которой акклиматизировались. *Второй храм и Жреческий кодекс* Возвратившиеся в Палестинуизгнанники были встречены там не особенно дружелюбно. Основная массаземледельческого населения, оставшаяся в Палестине, без особой радостивстретила возвращение из Вавилона своих прежних эксплуататоров, какземлевладельцев, так и жрецов. Вернувшиеся развернули агитацию завосстановление храма Яхве. Появились очередные пророки - Аггей иЗахария, содержанием книг которых была агитация в пользувосстановления Соломонова храма. Аггей и Захария точно выполнялиполитические задания стоявшего во главе евреев "князя" Зерубабеля. Захария описывает свои "видения", имеющие очень ясно выраженноеназначение: "освящать именем Яхве все, что в данный момент Зерубабельсчитал нужным внушить евреям. Так, Захария "видел", что только тогдаЯхве вернет евреям сове благоволение, когда они построят ему дом, вкотором он будет жить; тогда посевы и виноградная лоза дадут свой плодв изобилии, города Иудеи переполнятся всяким добром и наступитвсеобщее благополучие и довольство, а Зерубабель станет не кем иным,как царем иудейским, и унаследует трон Давида; главный же жрец Иошуастанет настоящим первосвященником и вместе с Зерубабелем возглавитблагоденствующий народ Яхве. В основе стремления к восстановлению храма лежали отнюдь нетолько соображения религиозного благочестия. Восстановление храма вчрезвычайной степени усиливало экономические и политические позициипривилегированных классов - земельной аристократии и особенно жрецов.Для последних восстановленный храм означал, в частности, возобновлениеих громадных доходов от жертв и платежей. В 516 г. до н.э. второй храмбыл построен, и Иошуа стал первосвященником. Однако задача,проповедовавшаяся пророками Аггеем и Захарием, была решена далеко неполностью: оказалось невозможным восстановление самостоятельностиеврейского государства, и Зерубабель так и не стал иудейским царем. Ввыигрыше оказались жрецы, которые получили не только опорный пункт длявыкачивания ценностей из народа, но и возможность несравненно болеесильного, чем раньше, идеологического и религиозно-политическоговлияния на народные массы. Именно в это время стала складываться так называемая иерократия,что значит власть духовенства, или, как это обычно в целях маскировкиименуется защитниками религии, теократия, т.е. власть бога: от именибога действуют его полномочные агенты - священники. Из библейскихпроизведений предшествующего периода совершенно не видно, чтобыдуховенство играло руководящую роль в иудейском государстве. Можносчитать с полной уверенностью, что те библейские тексты, в которых этароль изображена, как руководящая, возникли не раньше, чем после плена,в эпоху второго храма. А таких текстов много даже в первой библейскойкниге - книге Бытия. Они были созданы позже и задним числом вписаны вБиблию именно в этот период. Новая обстановка требовала своего объяснения. И вот в первойполовине V века до н.э. началась работа по составлению нового крупногобиблейского произведения - Жреческого кодекса. Эта работа велась не вПалестине, а в Вавилоне, ее возглавлял ученый - книжник и пророкЕздра. В 456 г. Ездра с разрешения персидского царя Артаксеркса воглаве полутора тысяч новых переселенцев отправился в Палестину. Там онобнародовал и ввел в действие новый закон - Жреческий кодекс. Введение в действие Жреческого кодекса означало коренную реформу,не только религиозную, но и политическую и экономическую. Оно означалопрежде всего установление в Палестине режима иерократии, господствадуховенства. Вся сложная система обрядности, вся непримиримостьтребований в отношении исполнения закона Моисеева, стремлениеполностью изолировать евреев от окружающих "языческих" народов - всеэто было направлено к достижению этой главной цели. И вот Ездрапоявился в Иерусалиме. Оказалось, что им предпринято нелегкое дело. Несмотря на то чтоуже более полустолетия существовал второй храм, яхвистское"благочестие" занимало в Палестине непрочные позиции. Евреи довольнодружно жили со своими языческими соседями, вступали с ними в браки,нередко совсем забывали о своей принадлежности к народу Яхве и сохотой поклонялись богам своих соседей и своих иноплеменных жен.Началась упорная борьба за восстановление культа Яхве в полном объеме,за отделение евреев от окружающих их племен и народов. Подруководством Ездры началось возведение стены вокруг Иерусалима,которая должна была обеспечить военную безопасность нового жреческогогосударства и помочь изолировать евреев от языческих народов.Враждебная Ездре партия обратилась с жалобой к Артаксерксу, но тому,видимо, возведение стены вокруг Иерусалима представлялосьстратегически выгодным. Он не только разрешил закончить возведениестены, но в помощь Ездре послал еще одного агента, своегоприближенного евнуха, еврея Неемию. В 444 г. до н.э. Неемия, прибыв вИерусалим в качестве полномочного представителя персидского царя, взялв свои руки бразды правления. Была завершена постройка стены вокругИерусалима, сопротивление непокорных было подавлено, смешанные бракирасторгнуты, язычники были выселены за пределы Иерусалима. Тогданаступил момент для обнародования нового закона Моисея. В торжественной обстановке, при большом стечении народа Ездраначал громко читать тексDate: 2016-07-18; view: 272; Нарушение авторских прав |