Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отдельно о некоторых библейских книгах





Мы дали беглый обзор Ветхого и Нового Заветов, причем попыталисьпроследить общую нить, связывающую библейские книги. Однако в библииесть некоторые книги, которые не связаны с этой общей нитью, непонятно даже, какое отношение они имеют к иудейской или христианскойрелигиям. *Руфь и Есфирь* Первая из этих книг представляет собой небольшуюповесть о том, как некая моавитянка Руфь, оставшись вдовой, сумелаженить на себе своего дальнего родственника, богатого старика Вооза. Вней описывается, как Руфь сначала подбирала колосья на его поле, потомночью пришла и легла у него в ногах и как умиленный таким ее таким ееповедением Вооз решил осчастливить ее, взяв в жены. Почему этанезамысловатая история включена в канон священных книг, понятьневозможно. Красивая еврейка Есфирь стала женой персидского царя Артаксеркса.Ее поведением руководил мудрый и добродетельный родственник Мардохей,удочеривший ее. Мардохей оказал несколько важных услуг царю, проведави донеся ему о замышлявшихся против него кознях. Артаксеркс былдоволен как Есфирью, так и ее приемным отцом. Но это вызвалонедовольство одного из главных царедворцев Артаксеркса, Амана. Онрешил расправиться с Мардохеем и Есфирью и нашел путь, как добиться ихгибели: для этого он уговорил царя Артаксеркса отдать приказ обистреблении всех евреев в персидском государстве. Есфирь сумела спастиеврейский народ от грозившей ему лютой участи. Она пригласила царя иАмана к себе на пир и во время пира разоблачила перед Артаксерксомзлодеяния его царедворца. Аман был повешен, а евреям было специальнымприказом царя разрешено убивать в персидском государстве всех, когоони сочтут нужным убить. Оба эти рассказа не имеют ни исторического, ни религиозногозначения. Это просто литературные произведения, продуктыхудожественной фантазии, правда, слегка сдобренной религиознойфразеологией. Есть и другие такие же произведения в Библии. Особеннолюбопытна в этом отношении книга, именуемая Песнью Песней. *Песнь Песней* Это очень яркая, по-восточному цветистая любовнаяпоэма, весьма откровенно, вплоть до почти неприличного натурализма иэротизма, воспевающая роман между Соломоном и Суламифью. Влюбленныеведут между собой такой разговор: "О, ты прекрасна, возлюбленная моя,ты прекрасна! Глаза твои голубиные. О, ты прекрасен, возлюбленный мой,и любезен! И ложе у нас - зелень"[Книга Песни Песней Соломона, гл.I,ст.14-15.]. Соломон так изображает прелести своей любовницы: "Волосытвои - как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; зубы твои - какстадо выстриженных овец... Как лента алая - губы твои, и уста твоилюбезны; как половинки гранатового яблока - ланиты твои под кудрямитвоими; шея твоя - как столп Давидов... Два сосца твои - как двойнимолодой серны"[Там же, гл.IV, ст.1-5.]. Она не остается в долгу и неменее образно аттестует своего любовника перед "дщерьмииерусалимскими"... Абсолютно ничего религиозного Песнь Песней в себе не содержит.Нельзя не признать, что, несмотря на характерный для нее налетпримитивной грубости и натуралистичности, эта поэма представляет собойвыдающееся художественное произведение. Но ни к иудейской, ни кхристианской религиям она не имеет никакого отношения. Имеются в Библии и произведения довольно глубокой мысли, но либоне связанные с общей библейской религиозной концепцией, либопротиворечащие ей. Рассмотрим в этой связи такие две библейские книги,как Екклесиаст и книга Иова. *Книга Екклесиаста, или Проповедника* Екклесиаст означает впереводе с греческого церковник, член церковной общины. Книгаявляется, таким образом, анонимной, хотя церковь и приписывает ее царюСоломону. Основной мотив книги - рассуждения на тему о смысле жизни. Авторрассказывает, как он искал этот смысл в различных формах деятельностии различных жизненных благах, как он в конце концов пришел к выводу отом, что жизнь по существу бессмысленна. "Суета сует, - сказалЕкклесиаст, - суета сует, - все суета!"[Книга Екклесиаста, илиПроповедника, гл.I, ст.2.] Такими словами начинается книга, адальнейшее изложение призвано обосновать этот пессимистический вывод. Автор сначала усмотрел смысл жизни в приобретении знаний; этооказалось пустым "томлением духа", ибо "во многой мудрости многопечали; и кто умножает познания, умножает скорбь"[Книга Екклесиаста,или Проповедника, гл.I, ст.18.]. Попытался он найти усладу в веселойжизни, в пьянстве, "но и это - суета!" Занялся стяжательством -построил дома, насадил виноградники и сады, завел большое количествослуг и домочадцев, домашних певцов и певиц, собрал много серебра,золота и драгоценностей, а потом оглянулся на дела рук своих и увидел,что это тоже суета и томление духа: умрешь - и наследник будетраспоряжаться нажитым тобой добром; но неизвестно, мудрый он будет илиглупый. Да и сама мудрость не имеет никаких преимуществ передглупостью, ибо "мудрый умирает наравне с глупым"[Там же, гл.II,ст.16.]. В книге утверждается, что у человека нет никаких преимуществ посравнению со скотом; здесь слышится мотив, вообще чуждый всейбиблейской идеологии, с точки зрения которой человек есть венецтворения, а животные созданы для него. Люди, говорит Екклесиаст, "самипо себе животные, потому что участь сынов человеческих и участьживотных - участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и однодыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому чтовсе - суета! Все идет в одно место; все произошло из праха, и всевозвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ливверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?"[Там же, гл.III,ст.18-21.] Все, на что только падает взор Екклесиаста, он подвергаетбеспощадному суду, все он развенчивает и подводит под категорию"суеты" и "томления духа". Ничего хорошего нет на свете, нет и хорошихлюдей. Среди мужчин еще можно найти одного из тысячи, а среди женщин иэтого нет. Вообще женщина - "горче смерти", "она - сеть, и сердце ее -силки, руки ее - оковы"[Там же, гл.VII, ст.26.]. Нет на свете исправедливости: "одна участь праведнику и нечестивому, доброму и(злому), чистому и нечистому"[Там же, гл.IX, ст.2.]. Пытаться что-либоизменить бесполезно, потому что в мире нет и не может быть ничегонового: "что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, инет ничего нового под солнцем"[Книга Екклесиаста, или Проповедника,гл.I, ст.9.]. И единственный логичный вывод, который делается авторомиз всех этих беспросветно-мрачных рассуждений, заключается вникчемности и ненужности жизни. "И возненавидел я, - пишет он, -жизнь; потому что противны стали мне дела, которые делаются подсолнцем; ибо все - суета и томление духа!"[Там же, гл.II, ст.17.] Ссылки на бога, на его мудрость и благость у Екклесиастамеханически пришиты к тексту, не имеющему по существу никаких точексоприкосновения с религией. Основной же дух книги - дух атеистическогофилософствования, противоречащий всему содержанию как христианской,так и иудейской религий. Разберем еще одну ветхозаветную книгу, направленную, как и книгаЕкклесиаста, в сущности против иудейско-христианского религиозногоучения. *Книга Иова* Это высокохудожественная повесть о бедствияхправедника и о несправедливости бога, обрушившего на него этибедствия. Честный и богобоязненный человек по имени Иов был счастлив иудачлив в жизни. У него было крепкое здоровье, много хороших детей,много скота и всякого имущества. Но однажды бог поспорил с сатаной поповоду Иова: будет ли он так же богобоязнен, если отнять у негоблагополучие. Бог предоставил сатане возможность делать с Иовом все,что он захочет, только не отнимать у него жизнь. И сатана начал своиопыты. Он лишил Иова всех его стад и прочего имущества, он умертвил всехего детей. Иов не поколебался в своей вере. Когда бог похвалился передсатаной верностью Иова, тот предложил лишить Иова здоровья, на что богответил сатане: "вот, он в руке твоей, только душу его сбереги"[КнигаИова, гл.II, ст.6.]. Тогда сатана поразил Иова проказой "лютою отподошвы ноги его по самое темя его"[Там же, ст.7.]. Иов взял черепицу,"чтобы скоблить себя ею", и сел на кучу пепла вне селения. Отчаявшаясяжена его дошла до того, что посоветовала мужу: "похули бога, и умри".Но Иов остался непреклонным в своей верности терзающему его богу. И все же постепенно червь сомнения разъедал его душу. Пришлипроведать его трое друзей. Вид Иова произвел на них потрясающеевпечатление, "они не узнали его; и возвысили голос свой, и зарыдали; иразодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головамисвоими к небу. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никтоне говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьмавелико"[Книга Иова, гл.II, ст.12-13.]. Потом заговорил Иов "и проклялдень свой". Начался долгий спор между Иовом и пришедшими к немудрузьями. Темой спора явился вопрос о том, справедливо ли поступаетбог, обрушивая на невинного человека всевозможные страдания, правильноли вообще устроены в мире. Спор оказывается чрезвычайно поучительным. Иов выдвигаетнеопровержимые претензии к богу, а ответы его собеседников весьманеубедительны. Вспоминая прожитую им жизнь, Иов не находит в ней ниодного преступления или греха, за которое заслуживал бы наказания. Вчем же смысл, спрашивает он, тех ударов, которые посылались на него отбога? А если бы, рассуждает он, я даже согрешил в чем-нибудь, неужелименя следует так жестоко наказывать? "Если я согрешил, то что я сделаютебе, страж человеков!.. И зачем бы не простить мне греха и не снять сменя беззакония моего?"[Книга Иова, гл.VII, ст.20-21.] Иов признаетсвою ничтожность перед всемогуществом бога, но именно это заставляетего протестовать против божьего произвола. Почему ты, спрашивает он убога, всемогущий и неприступный, ополчился против меня, бессильного ижалкого; "не сорванный ли листок ты сокрушаешь, и не сухую лисоломинку преследуешь?"[Там же, гл.XIII, ст.25.] Не может быть и речио борьбе Иова с богом, и страдалец это прекрасно понимает, но онпонимает зато и свою моральною правоту в тяжбе с безжалостной инепонятной слепой силой, воплощенной в боге. Где справедливость,спрашивает он у владыки вселенной. "Почему беззаконные живут,достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицемих..." И дальше Иов рисует подробную картину благополучной жизнигрешников и "беззаконников". Больше того, он по существу требует отбога ответа на вопрос о причинах социального зла. Он говорит огосподствующей в обществе несправедливости: "Межи передвигают, угоняютстада, и пасут {у себя}. У сирот уводят осла, у вдовы берут в залогвола. Бедных сталкивают с дороги, все уничиженные земли принужденыскрываться. Вот они, {как} дикие ослы в пустыне, выходят на дело свое,вставая рано на добычу; степь {дает} хлеб для них и для детей их. Жнутони на поле не своем, и собирают виноград у нечестивца; нагие ночуютбез покрова, и без одеяния на стуже; мокнут от горных дождей, и, неимея убежища, жмутся к скале. Отторгают от сосцов сироту, и с нищегоберут залог; заставляют ходить ногами, без одеяния, и голодных кормятколосьями; между стенами выжимают масло оливковое, топчут в точилах, ижаждут. В городе люди стонут, и душа убиваемых вопиет, и бог невоспрещает того"[Книга Иова, гл.XXIV, ст.2-12.]. Благочестивые собеседники Иова произносят длинные речи вопровержение его разоблачений. Но какие это жалкие опровержения!Собеседники взывают к набожности Иова, они расписывают божиемогущество, еще и еще раз повторяя, что тот, если захочет, может всесделать. Но Иову этого доказывать не нужно. Он уверен в божиеммогуществе, он требует ответа именно на вопрос о том, почему бог неприменяет это могущество в интересах справедливости. И убедительнозвучат его слова: "Слышал я много такого; жалкие утешители всевы!"[Там же, гл.XVI, ст.2.]. Он требует от них прямого ответа:"Укажите, в чем я погрешил... Пересмотрите, есть ли неправда?пересмотрите, - правда моя"[Там же, гл.VI, ст.24, 29.]. Но собеседники"перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих". Спасти положение берется новый спорщик, неизвестно откудавзявшийся и молчавший до сих пор. Он обрушивается на старых оппонентовИова за то, что они не сумели ответить ему, и на самого Иова за егобогохульство. Но по существу и новый адвокат не может сказать ничегоубедительного. В конце концов автор книги предоставляет слово самомубогу. Бог "из бури" произносит длинную речь, обращенную к Иову. Надосказать, что речь бога производит не более убедительное впечатление,чем речи его земных защитников. Основной смысл речи бога заключается втом, что ты, мол, Иов, ничтожен и бессилен передо мной, богом; ты неможешь сделать того, что могу сделать я, бог. Но Иов и не пыталсяутверждать, что он так же силен, как бог. Наоборот, он все времятвердит, что сила бога безмерна, но неправильно и несправедливоупотребляется им, так что в сущности восхвалением своей силы бог неотвечает Иову, а только запугивает его. Иову ничего другого и неостается, как "замять вопрос", им поднятый, и смиренно покаяться."Вот, - говорит он, - я ничтожен; что буду я отвечать тебе? Руку моюполагаю на уста мои"[Книга Иова, гл.XXXIX, ст.34.]; "знаю, что ты всеможешь, и что намерение твое не может быть остановлено... отрекаюсь ираскаиваюсь в прахе и пепле"[Там же, гл.XLII, ст.2, 6.]. И в наградуза покаяние бог возвращает Иову его прежнее благополучие. От книги остается впечатление полной правоты Иова в еговыступлениях против бога и полной несостоятельности всех попытокоправдать зло на земле. Любопытно, что бог остается недоволен тем, какего защищали собеседники Иова, он говорит одному из них: "горит гневмой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о мне не такверно, как раб мой Иов"[Там же, ст.7.]. Таким образом, авторвкладывает в уста бога неожиданное признание правоты Иова. Это наводитна мысль о полном сочувствии самого автора Иову в его богохульныхречах и мыслях. Таким образом, в Библии есть целые книги, которые по своемусодержанию не являются религиозными. Есть в библейских произведениях вобщем религиозного характера значительные по размерам отдельные куски,которые выглядят, как "вставные номера", не связанные с остальнымтекстом и чуждые религиозного духа. Некоторые из них могут бытьвыделены как отдельные новеллы. Таков, например, рассказ о богатыреСамсоне[См. книгу Судей Израилевых, гл.XIII-XVI.]. Приведем егосодержание. *Новелла о Самсоне* Когда богатырь Самсон вырос, он влюбился вфилистимскую девушку и захотел на ней жениться. Родители уступили егонастояниям и пошли вместе с ним свататься. По дороге на него напалмолодой лев, и Самсон растерзал его голыми руками. На брачном пире онзагадал загадку тридцати "брачным друзьям", - они должны были отгадатьее в течение семи дней пира. Это не удалось бы им, если бы молодаяжена Самсона не совершила предательства: она выпытала у мужа разгадкуи передала им ее. Так как Самсон должен был по условию заплатить заразгадку тридцать перемен платья, то "пошел он в Аскалон, и, убив тамтридцать человек, снял с них одежды, и отдал перемены {платья} ихразгадавшим загадку". Но с женой-предательницей богатырь не примирился и ушел от нее, аона вышла замуж за другого. Все же через несколько дней он опятьпришел, но его не допустили к ней и предложили в жены младшую сестру.Самсон рассердился и отомстил филистимлянам: поймал триста лисиц,привязал к их хвостам горящие факелы и пустил их на жатвы филистимлян.Когда урожай был таким образом сожжен, филистимляне отомстили за свойущерб не Самсону, но его жене и ее отцу, которые были косвеннымивиновниками гибели урожая; они убили их. Самсон продолжал мститьфилистимлянам. Завязалась длительная борьба, в течение которой Самсонсовершает ряд неслыханных подвигов, в частности убивает ослинойчелюстью тысячу врагов. Его выбирают в судьи израильские, и двадцатьлет Самсон исполняет эту должность, пока, наконец, любовь к женщинамне приводит его к гибели. Роковой оказалась любовь Самсона к некоей Далиде. Филистимлянеподкупили эту женщину, чтобы она выведала у Самсона секрет егонеобычайной силы. Несколько раз Самсон обманывал ее, давая ложныеобъяснения, пока, наконец ей не удалось выманить у него действительныйсекрет: сила Самсона заключается в его длинных волосах. И однажды"усыпила его (Далида) на коленях своих", сонного остригла и призвалафилистимлян, которые связали Самсона, пока он еще спал. Остриженныйбогатырь не мог оказать серьезного сопротивления, филистимляне взялиего в плен и ослепили, после чего заставляли выполнять тяжелую иунизительную работу "в доме узников". Заключительный эпизод жизни Самсона описывается довольнодраматично. Филистимляне привели его в храм на праздник своего богаДагона и заставили "забавлять их". Но у него к этому времени уже сталиотрастать волосы и прибавляться сила. Он решил погибнуть сам, ноуничтожить при этом возможно большее количество врагов. Слепойбогатырь попросил своего поводыря подвести его к столбам, подпирающимвсе сооружение... "И сдвинул Самсон с места два средних столба... Исказал Самсон: умри, душа моя, с филистимлянами! И уперся {всею}силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. Ибыло умерших, которых умертвил (Самсон) при смерти своей, более,нежели сколько умертвил он в жизни своей"[Книга Судей Израилевых,гл.XVI, ст.29-30.]. Подобных легенд много в мифологии всех народов мира. Сказаниядревних греков о Геракле не только не уступают легенде о Самсоне, а побогатству фантазии превосходят ее. Но иудейские и христианскиецерковники претендуют на то, что Библия содержит в себе священнуюи непререкаемую истину. А откуда известно, что эта "истина" содержитсяв легенде о Самсоне, а не в легенде о Геракле или в сотнях другихлегенд других народов и времен? К тому же что, собственно,поучительного для иудейской или христианской религии может бытьизвлечено из таких "священных" текстов, как легенда о Самсоне? Мы подошли к концу нашего общего обзора содержания Библии. *О чем свидетельствует общий обзор библейских книг* Помимо техбиблейских книг, которые мы разобрали, в Ветхом Завете имеется ещенесколько книг, не упоминавшихся нами. Это Псалтирь, книга ПритчейСоломоновых, книга Плача Иеремии и несколько книг "малых пророков",как Иоиль, Авдий, Иона, Аввакум и др. Псалтирь представляет собойсборник молитвенных песнопений и гимнов. В Притчах Соломоновых многораз повторяются одни и те же нравоучения относительно того, чтобыдорожить мудростью, бояться бога, довольствоваться своей женой и неискать других и т.д. В книге Ионы привлекает внимание довольно широкоизвестная легенда о том, как этот пророк во время морского путешествиябыл проглочен китом и как бог приказал киту выплюнуть Иону на сушу,что тот и сделал. В общем свод библейских книг, вместе взятых, представляет собойвесьма пеструю картину большого разнообразия литературных форм ижанров: историческая хроника, своего рода кодекс законов, бытоваяповесть, новелла, огромное количество отдельных мифов, поэмалирическая или нравоучительная, лирическое или нравоучительноестихотворение, песня похоронная, победная или походная, хвалебныйгимн, наконец, сатира. В подавляющем большинстве случаев все этилитературные формы насыщены в Библии религиозным содержанием.Подчеркиваем - в подавляющем большинстве случаев, ибо, как мы уже вышепоказали, в Библии есть целые произведения, в которых религиозноемировоззрение по существу не чувствуется, а ссылки на бога выглядяткаким-то внешним и формальным привеском. К тому же и сама религиозная идеология, пронизывающая Библию,отнюдь не едина. В различных библейских произведениях обнаруживаютсяследы самых многообразных форм и видов религиозных верований. Нииудейская ни христианская религии не могут целиком принять всесодержание Библии как оно есть, от книги Бытия до Откровения ИоаннаБогослова. Многие места Библии должны подвергаться богословами этихрелигий самым хитроумным истолкованиям, чтобы каким-то образомсохранить видимость их соответствия христианскому или иудейскомувероучению. Это происходит потому, что на самом деле в Библиисодержится большое количество следов не только дохристианских, но идоиудейских религий, вплоть до самых первобытных, самых примитивныхкультов. В ней можно найти обоснование любого религиозного культа ивероучения, начиная с первобытной магии и кончая абстрактнымфилософско-идеалистическим учением о боге-слове ("логосе"). Разнообразие форм и содержания, наблюдаемое в Библии,свидетельствует о том, что это не единое произведение, насыщенноеодним "божественным духом, а совокупность большого количестваотдельных произведений, создававшихся разными людьми, притом не в одновремя, а на протяжении огромного исторического периода. В течениеэтого времени менялись условия общественного бытия людей. В Библииотразились условия жизни людей разных эпох и даже разных народов, -как материальные условия, так и идеология, в частности религиозныеверования. Менялись условия жизни, менялись соответственно и верованиялюдей, непрестанно появлялись новые напластования в религиознойидеологии, которые оседали в произведениях, вошедших впоследствии вбиблейский канон. Как это происходило в конкретной историческойдействительности, мы рассмотрим в главе, посвященной истории Библии. Прежде чем заняться освещением самой истории Библии, мы считаемцелесообразным ознакомить читателя с тем, каким образом былаисследована эта история, иначе сказать, с основными моментами самойистории научного исследования библейских книг.

ГЛАВА ВТОРАЯ










Date: 2016-07-18; view: 313; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию