Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нарушение семейных взаимоотношений, как фактор развития гиперактивности у детей дошкольного возраста
Проблема гиперактивности уже давно изучается психологами, психиатрами и невропатологами. Все больше родителей обращаются к психологу детского сада с проблемой гиперактивности своего ребенка. Причины возникновения гиперактивности окончательно не выяснены, несмотря на значительное число исследований в данном направлении. [7] Причины гиперактивности очень разнообразны и могут объясняться биологическими, психологическими, физиологическими факторами, а также издержками воспитания. [8] Причины возникновения гиперактивности у детей кроются в неблагоприятных факторах во время протекания беременности: - угроза прерывания; - гипоксия плода; - курение; - неправильное питание; - стрессы. У ребенка может развиться синдром гиперактивности в результате неблагоприятных факторов при родах: - недоношенность (рождение крохи до 38-й недели); - стимуляция родов; - стремительные роды; - затяжные роды. Причины гиперактивности могут быть в совершенно иных факторах: - наличие у ребенка неврологическихзаболеваний; - большая разница в возрасте родителей; - отравление свинцом; - плохой рацион ребенка; - наследственность; - материальное состояние семьи; - дефицит внимания; - социально–психологические проблемы (неблагоприятный микроклимат в семье, отсутствие одного из родителей, алкоголизм родителей, плохие условия проживания, неправильная линия воспитания (чрезмерная требовательность и строгость, либо, наоборот, излишняя опека) [25] По мнению многих исследователей, важную роль в формировании гиперактивности играют социально-психологические факторы, в том числе внутрисемейные и внесемейные. Влияние биологических факторов, имеет решающее значение в младшем возрасте, но затем возрастает роль социально-психологических факторов, и, прежде всего внутрисемейной ситуации. Заваденко Н.Н. в своих исследованиях отмечал влияние следующих негативных внутрисемейных факторов 10. • воспитание в неполных семьях (отсутствие отца, матери или обоих родителей); • повторный брак у родителей; • частые конфликты в семье; • различные подходы к воспитанию ребёнка у родителей; • низкий уровень образования у матери и/или отца; • продолжительная разлука с родителями; • тяжелое длительное заболевание; • смерть одного из родителей; • алкоголизм или наркомания у родственников; • низкая материальная обеспеченность семьи; • неблагоприятные бытовые условия. [27] Разберем подробнее факторы, связанные с неблагоприятными отношениями в семье и с самой семьей, то есть социальные факторы. 1) Большая разница в возрасте родителей Согласно исследованиям, ребенок с гиперактивностью может родиться у пар с большой разницей в возрасте. Опасным считается союз, где возраст мамы не достигает 19 лет, а отец был старше 39. То есть разница в возрасте мамы и папы более чем в 30 лет может быть причиной синдрома гиперактивности ребенка. Вторая причина, касающаяся совместимости пар – это резус-фактор крови, который может быть несовместимым. Чаще всего такая кровная несовместимость может быть при отрицательной группе крови у мамы, и положительной – у отца. 2) Наследственность Не стоит удивляться, что ребенок гиперактивен, если его родители тоже были гиперактивными в детстве. До 60% дошкольников, у которых родители страдали от гиперактивного поведения, будут копировать его. 3) Материальное состояние семьи В нашей стране ни по телевидению, ни в психологической литературе не принято акцентировать внимание на бытовых проблемах семьи как причине состояния здоровья. Поэтому можно взять во внимание исследования западных ученых Кинга и Ношпича, которые пишут о связи материального состояния семьи и последствий физиологических отклонений. Так вот, ученые пишут о том, что в семьях с высоким достатком последствия сложных родов, повлекших за собой отклонения в здоровье плода, снижаются или вообще пропадают к тому моменту, как ребенок пойдет в школу. Такая закономерность не наблюдается у тех детей, где родители еле сводят концы с концами. 4) Дефицит внимания Психологи утверждают, что гиперактивность и дефицит внимания – очень распространенная парочка. Дети, испытывая недостаток внимания и любви со стороны взрослых, часто проявляют гиперактивность, чтобы обратить на себя внимание родителей и учителей, выделиться. [8] 5) Социальные причины Развитие ребёнка во многом определяется характером его ближайшего окружения. Большое влияние оказывает психологический микроклимат в семье. Ссоры, конфликты, алкоголизм, аморальное поведение родителей сами по себе не вызывают СДВГ, но отражаются на психике ребёнка. Бывает даже, что окончательно поставить диагноз не удаётся, пока такая обстановка сохраняется. Значение имеют также и особенности воспитания. Гиперопека, эгоцентрическое воспитание по типу «кумира семьи» или наоборот педагогическая запущенность, могут создать условия для развития психопатологии. На развитии ребёнка сказывается воспитание в неполных семьях, повторный брак родителей, продолжительная разлука с родителями, тяжёлая болезнь или смерть родителей, различные подходы к воспитанию ребёнка у родителей и проживающих с семьёй бабушек и дедушек. В силу аффективного (до взвинчивания) реагирования и повышенной утомляемости эмоционально неустойчивая мама постоянно «заряжает» ребёнка тревогой, напряжённостью, ожиданием опасности. Таким образом, у ребёнка формируется неадекватное, аффективное отношение к миру. Психологи отмечают, что у гиперактивных детей не удовлетворена главная детская потребность - в материнской любви и ласке. Любовь к матери играет главную роль в их эмоциональном развитии. Они постоянно испытывают дефицит эмоционального и физического контакта с мамой. Психологический микроклимат в семье, особенности личности родителей и система воспитания создают условия, в которых психические отклонения либо нормализуются - и происходит компенсация дефицита внимания и двигательного контроля, либо трансформируются во вторичные, более тяжёлые нарушения. [24] Роль семьи, и, прежде всего эмоциональной связи с ребёнка с матерью, в закреплении, а иногда и в возникновении гиперактивности как определённого способа взаимодействия ребёнка с миром чрезвычайна высока. Именно неудовлетворённость ребёнка общением с близкими взрослыми часто является причиной такого поведения, ибо взрослый для дошкольника – центр его эмоциональной жизни: отношений, контактов с другими людьми, привязанностей. Во многих семьях гиперактивные дети находятся под неослабным контролем матери. Они контролируют, делают много указаний, но менее ласковы к детям, мало поощряют и хвалят их. В некоторых случаях дети с гиперактивностью могут провоцировать родителей к резко агрессивным реакциям, особенно если сами родители неуравновешенны и неопытны. Гиперактивность у детей может быть выражена из-за недостаточного или неадекватного воспитания, а с другой стороны, ребёнок с гиперактивностью сам создаёт условия, которые становятся причиной трудностей взаимоотношений в семье. Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью. Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм. А они, в свою очередь, отражаются на умении ребёнка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным, переключатся на другое. Раннее выявление гиперактивности позволяет своевременно проводить профилактические и коррекционные мероприятия. [27] Чтобы помочь ребенку, необходима благоприятная обстановка в семье – хорошие, доверительные взаимоотношения и взаимопонимание между родителями и ребенком, разумные требования родителей, единая, последовательная линия воспитания. Необходимо с пониманием относится к проблеме ребенка и оказывать ему всяческую поддержку. Ребенку нужно искреннее, доброе, заинтересованное и внимательное отношение, открытое проявление любви. Импульсивный и несдержанный родитель «заражает» и провоцирует гиперактивного ребенка на неадекватное поведение. Однако, понятно, что мама гиперактивного ребенка не в состоянии всё время сдерживать себя (да это и не нужно). Всё же нужно стараться в большинстве случаев подавать своему сыну/дочери пример спокойного, доброжелательного, сдержанного, позитивного и мягкого общения. Разговариваривать с ребенком тихо и спокойно. Гиперактивные дети особенно нуждаются в привычной обстановке – это их успокаивает. Поэтому нужно стараться придерживаться четкого распорядка дня, обязателен дневной сон (или хотя бы отдых в кровати) (он будет давать ребенку возможность выспаться и успеть восстанавливать свои силы). Соблюдать режим приема пищи и диету. [26] Выводы по 1 главе
Date: 2016-07-05; view: 1070; Нарушение авторских прав |