Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика логопедической работы по устранению оптической дислексии и дисграфии ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
При оптической дислексии и дисграфии у детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв. В связи с этим при устранении таких нарушений чтения и письма проводится работа в следующих направлениях: а) развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса), в том числе и буквенного; б) уточнение и расширение объема зрительной памяти; в) формирование пространственного восприятия и представлений; г) развитие зрительного анализа и синтеза; д) формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений; е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах. Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса). С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания: 1. Назвать предметы по их контурам: 2. Назвать недорисованные предметы: 4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга: 5. Определить, что неправильно нарисовал художник: 6. Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры): Формирование буквенного гнозиса В процессе работы по развитию буквенного гнозиса предлагаются следующие задания: 1. Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления). 2. Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным). Для этого логопед предлагает детям карточки с различными буквами: а, б, в, г, д. 3. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями. Сначала предъявляются буквы, хорошо знакомые ребенку: 4. Определить букву в неправильном положении: 7. Выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать): Развитие зрительной памяти С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания: 1. Запомнить 4-5 картинок, а затем найти их среди других 8-10. 2. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других (8-10). 3. Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности. 4. Игра "Чего не стало?" На столе раскладываются 5-6 игрушек. Дети должны запомнить их. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза. Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой: 1) ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей; 2) ориентировку в окружающем пространстве. Ребенок научается различать правую и левую руку раньше, чем ориентироваться в окружающем пространстве. Развитие пространственных представлений опирается на дифференциацию правых и левых частей тела, в первую очередь на выделение ведущей руки. Логопедическая работа провоится по следующему плану: 1) дифференциация правых и левых частей тела; 2) ориентировка в окружающем пространстве; 3) уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения. Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуются следующие виды заданий: 1. Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Затем предлагается сказать, как называется эта рука. В случае затруднений логопед сам дает ответ, а дети повторяют несколько раз. Далее дается задание поднять правую руку и назвать ее. 2. Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, то логопед называет ее сам, а дети повторяют. 3. Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой. После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правового и левого глаза, уха. В заключение детям предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив. Ориентировка в окружающем пространстве. Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой или левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности: 1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе. Вначале логопед дает задание определить пространственное положение предметов, находящихся сбоку от ребенка: "Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева" и т.д.; предлагает выполнить действие, например положить книгу справа или слева от себя. Если при выполнении этих заданий у ребенка возникают затруднения, то необходимо уточнить, что справа - это значит ближе к правой руке, а слева - ближе к левой руке. Далее пространственные отношения закрепляются в речи. Логопед предлагает ответить на такой, например, вопрос: "Где находится шкаф (окно, дверь)?" При этом ребенок должен стоять так, чтобы эти предметы были справа или слева. 2. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их изображениями. Сначала логопед уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой тетрадь и положить ее около правой руки, взять левой рукой книгу и положить ее около левой руки. Далее логопед задает вопрос: "Где находится книга, справа или слева от тетради?" В дальнейшем детям предлагаются следующие задания: положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева. Затем аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трех предметов. Логопед предлагает детям выполнить, например, следующие задания: "Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа - ручку" и т.д. При устранении оптической дислексии и дисграфии проводится работа и по уточнению пространственного расположения различных фигур и букв. Детям предлагаются карточки, на которых нарисованы круг, прямоугольник, крестик, кружок, точка. Примерные задания: 1. Написать определенные буквы справа или слева от вертикальной линии. 2. Положить кружок, справа от него - крестик, слева от крестика поставить точку. Рекомендуемые задания а) Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных букв: ла лм ад лд вр взьы гт вб гб ге КЖжх ху гц ин ПН ипиц шщ цщ ою со ор б) Срисовать фигуру или букву по предложенному образцу и после кратковременной экспозиции. в) Сложить из палочек фигуры (сначала по образцу, затем по памяти): г) Сконструировать буквы из предъявленных элементов. з) Определить различие сходных букв, различающихся лишь одним элементом: Р - В, 3 - В, Ь - В. При устранении оптических дислексии и дисграфий проводится работа по уточнению зрительных образов букв. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О- с обручем, 3- со змеей, Ж- с жуком, П- с перекладиной, У- с ушами и т.д.
Date: 2016-07-18; view: 1473; Нарушение авторских прав |