Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика логопедической работы по устранению дисграфии на основе нарушения фонемного распознания.





О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская предлагают следующие направления работы при коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания:

1. Развитие звуковой стороны речи; Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный зрительный и другие анализаторы; Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.

а) Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков:

уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

· выделение его на фоне слога;

· определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);

· определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);

· выделение его из предложения, текста.

б) Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель -- их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.

В процессе работы каждый из звуков соотносится с определенной буквой. Большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

· развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении): придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов; придумывание предложений с определенным количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в предложении; выделение предложения из текста с определенным количеством слов и т.д.;

· уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

· уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложении различных синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

· развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

· установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

· устойчивости внимания;

· наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

· способности к запоминанию;

· способности к переключению;

· навыков и приемов самоконтроля;

· познавательной активности;

· произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

· планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

· контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

· работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

· применение знаний в новых ситуациях;

· анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6.Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

· -- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

· умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

· умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

· умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.


7.Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

· ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

· ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

· ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

· применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

· употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

· обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

· пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

· развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

· формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

· проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

· соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

· составление устных связных высказываний с элемента
ми творчества (фантазии). (О.В. Елецкая, Н.Ю.Горбачевская, 2006)

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания традиционно проводится в 3 этапа:

1. Подготовительный.

· Развитие слухового и зрительного внимания.

· Развитие слуховых дифференцировок.

· Развитие фонематического восприятия.

· Уточнение артикуляционных звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.

2. Основной.

· Развитие слухового и зрительного внимания.

· Развитие фонематического анализа и синтеза.

· Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).

3. Заключительный.

· Закрепление полученных знаний.

· Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности. (Е.В. Мазанова, 2007)

 







Date: 2016-07-18; view: 1317; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию