Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Натурфилософия эпохи Возрождения.
Философия эпохи Возрождения – важнейший этап в истории философии. Ренессанс в Европе занимает период 14-16в. В это время возникли философские течения, которые объединяла антицерковная и антисхолостическая направленность, устремленность к человеку, вера в его интеллектуальный, физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Основными предпосылками для возникновения философии и культуры эпохи были: кризис феодализма, совершенствование орудий труда и производственных отношений, развитие ремесел и торговли, появление независимых от церкви и феодалов городов, появление парламентов, кризис церкви и схоластики, географические и научно-технические открытия. Главная тема философии – человек. Религия отделяется от науки, политики и морали – это одна из главных черт культуры и философии эпохи Ренессанса. Начинается эпоха становления опытных наук, их роль признается как единственная дающая истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.). Основным идеологом этого течения был Николай Кузанский – первый выдающийся представитель понтеистической философии. Кузанский сближает Бога с природой, приписывая природе божественные атрибуты, и прежде всего бесконечность в пространстве. Для него Земля не является центром мира. Он высказывает идеи применительно к пониманию природы, единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе. Кузанский высказал и обосновал понятия научного метода, проблему творчества. Он утверждал, что возможности человека в области познания безграничны. Его воззрения оказали воздействие на последующие идеи философии. Джордано Бруно: -отбросив все церковные догмы, развил гелиоцентрические идеи Коперника; -открыл существование множества миров. -много писал о Боге, но Богом для него была Вселенная -отрицал Бога, диктующего законы миру -человек – часть природы -любовь к познанию и сила разума возвышают человека над миром Галилео Галилей: -открытия в области астрономии -отстаивал аристотелевско-птолемеевскую картину мира -призывал изучать природу только опытным путем на основе математики и механики -к истине ведут два метода – резолютивный и композитивный -научная методология – эксперимент -мировоззрение – механический материализм -Бог – перводвигатель, сообщивший движение планетам -сформулировал деистический взгляд на природу. Натурфилософские идеи мыслителей эпохи Возрождения оказали определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени
13. Проблема метода познания в философии Нового времени: эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему (Бэкон). Рационализм-философское направление, признающее разум основой познания людей, источником и критерием истинности всех живых устремлений человека (Декарт). «Знание- сила», провозгласил Бэкон – подлинное знание должно обеспечивать человеку власть над природой и служить обществу. Наука – средство. Что мешает человеку в достижении знания? Субъективные искажения реального положения вещей: - «идолы»:- пещеры (со своей колокольни);- театра (приверженность мнению «авторитета»); рынка (у всего своя цена); - рода (особенности разума и чувств). Победу над идеалами можно обеспечить подлинно научный метод изучения природы. Античность и средневековье - суть: из общих самоочевидных положений (аксиом) вытекают частные выводы. Бэкона такой подход не устраивает-не обеспеченна достоверность. Подлинное знание должно опираться на опыт, конкретные факты, явления, процессы. Изучив эти частные факты можешь сделать общие выводы – индукция. Существует неполная индукция. Бэкон стремился увеличить достоверность, дополняя метод перечисления методом исключения. То есть, исследуя какое либо явление, нужно искать факты, где оно есть и где его нет, выявлять общий признак и на его основе делать вывод о сущности этого явления. Декарт выступает с критикой схоластической философии за ее отвлеченность и созерцательность. Цель наук он видит в достижении господства над природой. На первое место Д. выдвигает разум человека. Надо преодолеть все заблуждения. Самоочевидность – основание всякого знания. Поэтому провозглашается принцип сомнения. Последовательно сомневаясь во всем, Д. погружается в глубину своего сознания. Вывод: можно сомневаться в сущности любой вещи, но не в сущности сомневающегося разума.» Мыслю, следовательно существую». мышление и разум основа научного метода познания. Зная общие аксиомы, можно установить частные факты. Д. считает, что они порождаются интеллектуальной интуицией, которая опирается на врождённые идеи. Эмпиризм Б. ориентированный на наблюдение и эксперимент, и рационализм Д., ориентирован на теоретическое исследование оказали большое влияние на развитие научного познания. 14. Учение о субстанции в философии Нового времени (Декарт, Спиноза, и рационализм Р. Декарта). Рене Декарт —(1596-1650) — французский философ, математик, физик и физиолог, основатель новоевропейского рационализма и метафизик. Математика не позволяет ответить на сугубо философские вопросы бытия мира – причины его бытия, единства бытия мира, вечности бытия и т.д. Поэтому он обращается прежде всего к осмыслению сущности субстанциональных основ бытия мира. Только в мышлении мир предстает таким, каким он существует на самом деле (или в самом себе). Возникает разделение (противопоставление) субъекта и объекта в познании. ум есть мыслящая субстанция, заданная в виде познавательной способности Богом (в этом смысле способность и талант человека мы часто и называем даром Божьим). Свой подход (метод) Декарт основывает на следующих «правилах»: • не принимать за истинное что бы то ни было, прежде чем не признал это несомненно истинным •делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, на сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. • руководить ходом своих мыслей, начиная с предметов простейших, и восходить до познания наиболее сложных. •делать всюду полные перечни и обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.). Единство Божественного и природного - субстанция (всеобъемлющая форма Бытия, которая является причиной самой себя и в силу этого ни в чем дополнительном не нуждается). Субстанциональное бытие, постигаемо не в форме чувственного опыта и познания, а в форме умозаключений. Он сталкивается со сложной диалектикой единичного (конкретные вещи) и всеобщего (субстанции), определенным образом решая эту проблему: чтобы конкретное, единичное не ускользало из сферы всеобщего бытия (субстанции), а субстанция приобретала конкретно-предметные формы своей всеобщности. Модусы - конкретные формы бытия субстанции. Два типа: Модусы, которые обладают протяжением, пространственными характеристиками и движением, главным образом механическим. Второй тип модусов = мышление как бестелесная духовная деятельность, пребывающая в вечности и бесконечности. Этот модус обладает особым атрибутом (свойством) – разумом. Спиноза решает и проблему человека, воли и свободы. Готфрид Лейбниц (1646 – 1716 гг.), выдающийся немецкий ученый и философ. Исходная проблема – как объяснить, как воспроизвести в системе философского знания все многообразие качественно различных явлений в мире, которые, по его мнению, сугубо индивидуальны (он называет это принципом всеобщих различий), и в тоже время их единство, совпадение в определенных отношениях (принцип всеобщего тождества). Он тоже обращается к категории субстанции. Но признает наличие в объективном мире множества отдельных субстанций, которые он называет монадами, которым свойственно индивидуальность, простота и неделимость. Всем субстанциям изначально присуща одна и также духовная сила и энергия, они предстают как живые точки. Они вечны, для них пространственные различия несущественны, они непротяженны (своеобразная разновидность пантеизма). Не обходит Лейбниц проблему свободы воли. В решении ее он также исходит из теории монадологии, предустановленной гармонии и принципа тождества. Сама свобода воли обнаруживает себя как реальность через действие случайности и необходимости. Исходя из теории монадологии, предустановленной гармонии и принципа тождества, Лейбниц приходит к концепции так называемого панлогизма, суть которого заключается в следующем. Раз в мире все необходимо, а не случайно, то в самой реальности есть своя логика, которая воспроизводится в логике мышления. В определенной мере сама свобода воли является необходимостью. Подводя итог, можно сказать: философия Г. Лейбница есть свидетельство попытки создать универсальную философскую систему, в которой мир предстал бы как универсальная и гармоничная система. 15. Сенсуализм в учениях о процессе познания Нового времени: Локк, Беркли, Юм. Учение Джона Локка о первичных и вторичных качествах. К первичным качествам он относил плотность, форму, фигуру, протяженность, покой, существующие объективно, т.е. существующие вне и независимо от сознания. Они присуще вещам и тогда, когда не воспринимаются индивидом. Величина, форма, подвижность предметов при воздействие последних на органы чувств вызывают идеи, которые Локк считал образами указанных св-в. Вторичными качествами Локк называет те, которые кажутся принадлежащими самим вещам, но в действительности они им не принадлежат. В самих вещах, считал Локк, имеется только способность производить эти ощущения. Однако, при всем различие между первичными и вторичными качествами в них есть и нечто общее: «идеи» тех и других возникают через «толчок», т.е. через внешнее воздействие. Проблема первичности и вторичности качеств и в наши дни остается предметом дискуссий. Все потому, что существует несколько точек зрения: 1-ая точка зрения: не существует вторичных качеств, субъективных по существованию и по содержанию. 2-ая точка зрения: вторичных качеств не существует, но они проявляют себя лишь при взаимодействии предметов с субъектами. 3-я точка зрения: вторичные качества субъективны по характеру своего существования и по своему содержанию, но объективны по своей внешней причине. Идеализм Джорджа Беркли. Английский философ, выступал с критикой о понятия материи, как вещественной основы всех тел. У людей не может быть чувственного восприятия материи, т.к. восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие суммы отдельных ощущений или идей, из которых состоит каждая вещь. Тогда получается, что материя распадается на целый ряд неопределенностей, которые сами по себе ни на что воздействовать не могут. Получается, что: «Быть - значит воспринимать». То, что мы считаем материальными объектами должно иметь скачкообразное бытие: внезапно возникнуть в момент восприятия, они тут же исчезли бы, как только выпадали бы из поля зрения воспринимающих субъектов. Но Беркли утверждал, что благодаря постоянному бдению Бога, вызывающего в нас идеи, все на свете существует постоянно. Скептицизм Дэвида Юма. Занимал субъективно-идеалистические позиции и склонялся к агностицизму, т.е. признанию непознаваемости мира. В отличие от Беркли Юм был скептиком, сомневался в существовании Бога. Многие французские просветители считали Юма единомышленником. Юм исходит из факта, что человек живет в мире данных ему откуда-то ощущений. Что существует за ощущениями мы не узнаем, т.к. не сможем проникнуть в сферу ощущений. Все находящееся в душе Юм делит на: -Впечатления и идеи. Различия впечатлений и идей в яркости т в том, что впечатления менее контролируемы. Юм распространяет критику понятия «субстанции», начатую Беркли. По его мнению, не существует ни внешней (материальной), ни духовной субстанции (души). Душа не идеальна, - это всего лишь связка, пучок ощущений. Мышление, считает Юм, осуществляется путем ассоциаций между впечатлениями и идеями. Виды ассоциаций: 1-по сходству (похожий человек); 2-по пространственно- временной смежности (знакомое место); 3-причинно-следственное взаимодействие (одно событие всегда предшествует другому).
Date: 2016-07-18; view: 547; Нарушение авторских прав |