Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек в управлении





Понятия человеческого потенциала и человеческого ресурса

Выше отмечалось, что человек в муниципальном управлении выступает в трех качествах: как цель управления, как объект управления и как источник власти - субъект управления. В связи с этим мы будем использовать термины «человеческий потенциал» (иногда говорят «человеческий капитал») и «человеческий ресурс».

Человеческий потенциал - это совокупность физических, духовных, культурныхи иных качеств человека и населения в целом. Развитие человеческого потенциала, приращение человеческого капитала и есть повышение качества жизни,которое является целью муниципальной деятельности.

Человеческий ресурс - это совокупность свойств людей, необходимых для воспроизводства жизни на территории муниципального образования и для обеспечения самоуправления населения, т. е. для реализации роли человека как субъекта управления.

Иначе говоря, человеческий потенциал - то, что вкладывается в человека, а человеческий ресурс - то, что можно получить от него.

Понятия человеческого потенциала и человеческого ресурса тесно взаимосвязаны. Развивая и наращивая человеческий потенциал, вкладывая средства в укрепление физического здоровья, образование, культурное развитие населения, социальную поддержку отдельных категорий граждан, мы одновременно наращиваем и человеческий ресурс муниципального образования.

Основные направления развития человеческого потенциала на местном уровне представлены в табл. 6.

Реализация этих задач требует скоординированных действий органов местного самоуправления, органов государственной власти (с учетом разграничения полномочий между ними) и общественности.

Таблица 6

Основные направления развития человеческого потенциала на местном уровне

Направление Задачи
Обеспечение здоровья человека Достижение экологического благополучия на территории Организация санитарно-эпидемиологического контроля и надзора Развитие системы учреждений здравоохранения Организация лекарственного обеспечения населения Пропаганда здорового образа жизни, борьба с пьянством и наркоманией Создание условий для занятия физической культурой и спортом Создание условий для полноценного отдыха на территории муниципального образования, формирование рекреационных зон
Образование Развитие образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования Содействие созданию системы повышения квалификации работников Содействие формированию системы платных дополнительных образовательных услуг
Культура Обеспечение возможности доступа всех слоев граждан к достижениям культуры по приемлемым ценам Поощрение художественного творчества и самодеятельности Сохранение памятников истории и культуры Пропаганда достижений культуры в средствах массовой информации
Социальная защита отдельных групп населения Создание комплексных центров социального обслуживания Поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов Поддержка семьи, материнства и детства Поддержка детей, оставшихся без попечения родителей Содействие гражданам, оказавшимся в критических жизненных ситуациях
Работа с молодежью Поддержка молодежного предпринимательства Поддержка молодых семей Поддержка молодежных и детских общественных организаций

 

Предпосылки использования человеческого ресурса в муниципальном управлении

Превращение человеческого потенциала в главный фактор развития муниципального образования, использование его в качестве ресурса в муниципальном управлении составляют стратегическую задачу муниципальной деятельности.

Однако решение этой задачи осложняется отечественными традициями,для которых характерна сильная ориентация человека не на самого себя, а на органы власти всех уровней. Забота власти о рядовом жителе воспринимается им как должное.

Использование человеческого ресурса в муниципальном управлении основано на принципе субсидарности. Как отмечалось в главе 1, согласно этому принципу решение каждого вопроса должно передаваться на возможно более близкий к гражданину уровень. Государству следует передавать в ведение местного самоуправления те вопросы жизнеобеспечения населения (в том числе часть вопросов государственного значения), которые могут быть решены на местном уровне.

Но и муниципальная власть должна стремиться оставлять на решение самих граждан и создаваемых ими различных структур гражданского общества (третьего сектора) все те вопросы жизнеобеспечения, которые они могут решать самостоятельно.

Этот принцип на муниципальном уровне предусматривает субсидиарную ответственность власти и общественных структур за состояние дел в муниципальном образовании.

Местные сообщества в муниципальном управлении

Разные слои населения в разной мере заинтересованы в решении тех или иных вопросов муниципальной жизни. Поэтому субсидиарное участие населения в муниципальном управлении предполагает структуризацию населения на группы (слои), имеющие и отстаивающие те или иные корпоративные интересы. Эти группы гражданского общества мы будем именовать местными сообществами. Поскольку термин «местное сообщество» обычно применяется по отношению ко всему населению муниципального образования, то в нашем случае можно говорить о локальных, корпоративных местных сообществах внутри местного сообщества всего муниципального образования.

Выделяют четыре признака любого местного сообщества, определяющих его устойчивость: население - общность людей; территория - ограниченное пространство; социальное взаимодействие; чувство сообщества (схема 11).

 

 


Схема 11. Основные признаки местного сообщества

 

Предпринимательские и финансовые круги
Местные отделения политических партий
Профессиональные группы
В муниципальном образовании можно выделить множество разнообразных локальных местных сообществ (схема. 12).

 

 
 

 


Схема 12. Локальные местные сообщества в муниципальном образовании

Информированность населения как предпосылка использования человеческого ресурса в муниципальном управлении

Чтобы различные местные сообщества могли участвовать в выработке муниципальной политики и в процессе муниципального управления, они должны быть хорошо информированы о социально-экономическом положении муниципального образования, задачах, которые ставит перед собой муниципальная власть, роли, которую может сыграть каждое местное сообщество в решении этих задач. В связи с этим деятельность муниципальной власти должна иметь открытый характер. В настоящее время намерения, решения и действия органов местного самоуправления в большинстве случаев не обладают необходимой информационной прозрачностью. Между тем в условиях самоуправления население должно быть не только осведомлено о деятельности муниципальной власти, но и иметь возможность выражать свое мнение по поводу этой деятельности. Это мнение может выражаться путем опросов, писем и обращений граждан, публикаций в средствах массовой информации. Тем самым обеспечивается обратная связь населения и власти (схема. 13). Важным индикатором мнения населения о деятельности органов местного самоуправления служат муниципальные выборы.

Информация о деятельности органов

 

       
   
  Население
 
Органы местного самоуправления
 


Правовые акты

Результаты деятельности

органов МСУ

Обратная связь

Мнения, отношения, интересы, критика

Схема 13. Взаимосвязь органов местного самоуправления с населением

 

Население должно быть хорошо информировано не только о ситуации в своем муниципальном образовании и деятельности органов местного самоуправления, но и иметь возможность сравнивать местную ситуацию с другими близкими по типологии муниципальными образованиями. Такую информацию можно получить из средств массовой информации, по сети Интернет, от союзов и ассоциаций муниципальных образований.

Гласность в муниципальном управлении и информированность населения способствуют в конечном итоге превращению обывателя в гражданина.

Механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями (НКО)

Учитывая значительный потенциал некоммерческих организаций в решении местных проблем, органы местного самоуправления должны быть, заинтересованы в налаживании эффективного взаимодействия с ними. Этим снижается социальная напряженность, экономятся бюджетные средства за счет передачи НКО некоторых административных функций, привлекаются дополнительные (от отечественных и зарубежных благотворительных фондов) источники финансирования путем создания силами НКО социальнозначимых проектов и программ и получения грантов на их реализацию, пользования ресурсов благотворительности и потенциала волонтерской деятельности.

Существуют различные формы взаимодействия муниципальных органов с НКО и ихподдержки. Чаще всего эти формы делят на экономические и неэкономические (схема 14).

 

 

 

 


Схема 14. Формы поддержки некоммерческих организаций органами местного самоуправления

 

Механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления (ТОС)

Возможности ТОС в решении многих задач жизнеобеспечения населения были показаны в главе 1. Для их реализации органы местного самоуправления должны организовать эффективное взаимодействие с органами ТОС, которое возможно по нескольким направлениям:

· развитие территории - составление планов, программ совместной деятельности;

· использование местных ресурсов - разработка и согласование механизмов выполнения программ совместной деятельности по комплексному развитию территории;

· координация деятельности по работе с детьми, подростками, социально-незащищенными слоями и т. п.;

· контроль за содержанием жилищного и нежилого фонда, работой предприятий социальной и бытовой инфраструктуры;

· проведение разъяснительной работы среди населения, информирование населения о проводимых мероприятиях.

Взаимодействие органов местного самоуправления и ТОС должно основываться на принципах добровольности, самостоятельности ТОС при решении собственных задач, взаимного интереса при решении вопросов совместной компетенции и взаимной ответственности.

Механизмы привлечения местных сообществ и граждан к участию в муниципальном управлении

Для привлечения отдельных местных сообществ и граждан к участию в муниципальной деятельности могут быть использованы формы, представленные на схеме 15.

Механизмами такого привлечения могут быть создание временных и постоянных, рабочих групп, инициативных групп, консультативных советов, проведение опросов населения и публичных слушаний, организация взаимодействия с союзами предпринимателей и т. д.

 


Схема 15. Формы привлечения местных сообществ и граждан к участию в муниципальном управлении

Date: 2016-07-18; view: 418; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию