Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материализм отвергает свободу воли





Утверждение современного материализма об абсолютной предопределённости человеческих мыслей и действий, а также об иллюзорности сознания приводят к выводу о том, что свобода воли также является иллюзией. С точки зрения материализма, если человек помыслил или поступил в конкретной ситуации именно так, то совсем не потому, что он сделал свободный выбор, а потому, что он просто не мог поступить иначе. С позиций материализма все мысли, желания, чувства, поступки, вообще любое действие человека, объясняется только лишь процессами в его головном мозгу. В свою очередь абсолютная предопределённость всех мыслей и поступков исключает существование свободной воли. Британский молекулярный биолог Фрэнсис Крик пишет по вопросу свободы воли следующее. «Вы, Ваши радости и скорби, Ваши воспоминания и устремления, Ваше чувство личной идентичности и свободной воли на самом деле не более, чем определенное поведение огромного скопления нервных клеток и связанных с ними молекул. Вы – не более чем набор нейронов… хотя и кажется, что мы обладаем свободной волей, наши решения уже предопределены для нас, и мы не можем этого изменить». [37] Ричард Докинз, отстаивая материалистическую позицию, также отрицает и свободу воли. «Все, происходящее в компьютере, предопределено другими событиями во внешнем мире и – в большей степени – внутри самого компьютера. Так что в этом смысле, у компьютеров нет свободной воли. Но в этом смысле ее, скорее всего, нет и у нас». [38]А известный современный учёный Стивен Хокинг называет человека не иначе как биологической машиной. «Недавние исследования в неврологии подтверждают точку зрения, согласно которой именно наш физический мозг, следуя известным законам науки, определяет наши действия, а вовсе не какая-то сила, существующая за пределами этих законов. К примеру, исследования пациентов, переносящих операции на мозге в состоянии бодрствования, показали, что воздействие электрическими импульсами на отдельные области мозга способно вызвать у пациента желание шевельнуть кистью, рукой, ногой, а также пошевелить губами или заговорить. Сложно представить, как свободная воля может действовать, если наше поведение определено физическими законами, так что, по-видимому, мы являемся ничем иным, как биологическими машинами, а свобода воли — это всего лишь иллюзия.». [39]Здесь Стивен Хокинг смешивает понятия сознания и нервной деятельности человека. Причём, нужно заметить, что он упоминает лишь те случаи, когда пациенты находились в сознании. Однако известно, что даже в состоянии клинической смерти, когда и сердце и мозг человека на какое-то время прекращали работу, сознание тем временем, не исчезало. Более того, пациенты, пережившие смерть и вернувшиеся после этого к жизни, в деталях описывали обстановку в операционной, в точности передавали слова врачей и т.д. Подобные случаи клинической смерти с последующим выходом сознания из мёртвого тела пациентов, подробно описывает доктор Раймонд Моуди, долгое время изучавший вопрос посмертного человеческого опыта. «Я видела всех врачей и сестер, видела также все, что они делали с моим телом. Как мне казалось, я была скорее в роли зрителя, чем больной, лежащей на столе в этом теле, которое доктора и сестры пытались привести в чувство. Я изо всех сил пыталась внушить доктору, - "Я не собираюсь умирать", но никто меня не слышал» [40]. Отсюда можно заключить, что сознание не есть продукт человеческого мозга. А поскольку сознание не исчезает со смертью мозга, то, следовательно, сознание управляет мозгом, а не наоборот, - как это пытается доказать Стивен Хокинг. Допустим, если оказать физическое воздействие на мозг, то человек от этого пошевелит пальцами, или моргнёт глазом. Но это ведь не есть волевой акт, а всего лишь проявление нервной деятельности человека. В то же самое время, если заморозить нервные окончания, то реакция на раздражители не будет, но от этого сознание никуда не денется. Отсюда явствует, что сознание и нервная деятельность человека – это вовсе не одно и то же. К тому же не известно ни одного случая, чтобы человек от укола иголкой, или от воздействия электрического разряда на мозг принял бы действительно волевое решение, которое подразумевает осознанное отстаивание конкретной точки зрения, а не просто моргание глазом и шевеление пальцами. Возникает вполне законный вопрос: кто или что такое есть человек? Неужели, человек – всего лишь один из множества «винтиков» во Вселенной, который не властен над своими действиями? Или, всё же, человек - это свободная личность, которая способна делать выбор независимо ни от каких обстоятельств?

Date: 2016-07-18; view: 379; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию