Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свобода воли как проблема





Под свободой воли понимается «категория, обозначающая философско-этическую проблему - самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, то есть, вопрос об обусловленности человеческой воли, в решении которого выявились две основные позиции: детерминизм и индетерминизм» [24]. Детерминизм отрицает свободу воли и утверждает, что все действия человека абсолютно предопределены и обусловлены законами, действующими во Вселенной, в том числе и неоткрытыми до сих пор. Индетерминизм, напротив, признаёт за человеком свободу воли, то есть, несводимость человеческого выбора к законам природы, в том числе неоткрытым. Проблема свободы воли по существу сводится к следующему вопросу. Все наши мысли, чувства, желания и поступки обусловлены только лишь физическими законами Вселенной, или всё же человек способен делать такой выбор и совершать такие поступки, которые совершенно не зависят от воздействия на человека каких-либо сил?

Материализм как мировоззрение утверждает абсолютный детерминизм всех процессов во Вселенной, то есть их полную взаимосвязь и предопределённость. Тем самым утверждается и полная зависимость всех человеческих мыслей, чувств и поступков от воздействий на человека законов природы, как известных, так и неизвестных. Материалистический детерминизм известен ещё с древних времён. Такие античные мыслители, как Левкипп (V век до н. э.), Демокрит[25] (V-IV век до н. э.), основатель стоицизма - Зенон (V век до н. э.), равно как и все стоики, отвергали существование свободы воли и полагали, что все человеческие действия полностью предопределены. Так, например, Диоген Лаэртский ( II-III век н. э.) пишет про Зенона следующее. «Однажды он порол раба за кражу. "Мне суждено было украсть!" – сказал ему раб. "И суждено было быть битым", – ответил Зенон» [26].

Вопрос о свободе воли представляется крайне важным для обоснования бытия Бога в силу определённых причин. Во-первых, для того, чтобы утверждать возможность сознательной и свободной веры в Бога, необходимо прежде признать за человеком свободу воли. Если же отвергнуть существование свободы воли и признать абсолютную предопределённость всех человеческих поступков, то в этом случае вера в Бога, как и любое другое мировоззрение, не будут иметь никакой нравственной ценности и никакого смысла. Кроме того, признание свободы воли делает оправданным с точки зрения разума понятие о добре и зле и, как следствие, придаёт смысл нравственным обязательствам человека перед людьми и перед Богом.

 

Date: 2016-07-18; view: 241; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию