Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Бухгалтерский баланс.





3.1. Понятие о бухгалтерском балансе, его строении и содержании

Средства организации участвуют в производстве не­прерывно. Для руководства организацией нужно знать, какими средствами она располагает, из каких источни­ков они получены, для какой цели предназначены. На эти вопросы дает ответ бухгалтерский баланс.

Термин баланс происходит от лат. bis — «дважды» и lanx — «чашка весов», т.е. bilanx буквально означает «дву-чашие» как символ равновесия.

Схематично бухгалтерский баланс представляет со­бой таблицу, составленную из двух частей: левая — ак­тив — отражает состав, размещение и использование средств организации, а правая — пассив — показывает те же средства, но по источникам их формирования и целевому назначению. Итог актива равен итогу пассива баланса. Величина этих итогов называется валютой ба­ланса.

Бухгалтерский баланс — это способ экономической группировки имущества хозяйства по его составу, раз­мещению и источникам его формирования на определен­ную дату в денежной оценке. Следовательно, в бухгал­терском балансе имущество организации рассматривает­ся с двух позиций: по составу и размещению и по источ­никам образования.

Баланс составляется на определенную дату, как пра­вило, на начало квартала, что обусловлено требования­ми, предъявляемыми к отчетности, и показывает состоя­ние средств и их источников на данный момент. Они постоянно изменяются, находятся в движении, которое отражается на счетах с помощью двойной записи.

Балансовое обобщение характеризуется двойственным характером отражения объектов и синтетическим обоб­щением информации. Двойственный характер его заклю­чается в том, что объекты отражаются в балансе дважды и рассматриваются с двух точек зрения, в зависимости от вида баланса. Два аспекта балансового обобщения оз­начают, что две совокупности показателей баланса долж­ны быть равны. Балансовое обобщение предполагает син­тетический, обобщенный характер информации, позво­ляющий свести частные показатели, отдельные инфор­мационные взаимосвязи в едином измерителе в целост­ную систему обобщенных данных.

Все имущество (средства) в активе баланса и источ­ники его образования в пассиве баланса представлены в сгруппированном виде. Основным элементом бухгалтерского баланса является статья, которая соответствует виду (наименованию) имущества, обязательств, источнику нормирования имущества. Статьей бухгалтерского ба­ланса называется показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств организации. Балансовые статьи объединяются в группы, группы — в разделы, исходя из их экономического содержания.

Если статьи актива показывают, как размещено иму­щество организации (во что конкретно оно вложено), то статьи пассива баланса дают сведения о том, какая часть имущества сформирована за счет собственных источни­ков, а какая — за счет заемных (привлеченных) источни­ков организации.

Под структурой баланса понимают удельный вес от­дельных хозяйственных средств по их видам, источни­кам образования и валюты баланса. По структуре актива баланса можно проанализировать удельный вес тех или иных активов организации в общей сумме всех средств, которыми она располагает на дату составления баланса. Например, валюта баланса 2 000 000 руб., основные сред­ства 300 000 руб., следовательно, вложения в основные средства организации равны 15%. Структура пассива ба­ланса отражает в процентах соотношение отдельных ис­точников в формировании имущества организации. На­пример, уставный капитал 1 200 000 руб., валюта балан­са 2 000 000, следовательно, собственный источник — ус­тавный капитал — составляет 60%. Структура балансов организаций разных организационно-правовых форм и видов деятельности различна, что обусловлено производ­ственной деятельностью, размером организации и т. д.

Баланс имеет большое значение для руководства орга­низации. Он отражает состояние средств в обобщенной их совокупности на тот или иной момент времени, рас­крывает структуру средств и их источников в разрезе ви­дов и групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость между собой.

Данные баланса служат для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность организации и ее финансовое положение. По данным баланса опре­деляется обеспеченность средствами, правильность их использования, соблюдение финансовой дисциплины, рен­табельность и др., а также выявляются недостатки в рабо­те и финансовом положении и их причины. С помощью баланса можно разработать мероприятия по их устранению.

Данные бухгалтерского баланса позволяют контроли­ровать правильность использования средств целевого назначения. Особое значение баланс приобретает в деле контроля и изучения хозяйственной деятельности и фи­нансового положения организации. При анализе баланса раскрываются новые внутренние взаимосвязи между все­ми элементами хозяйственной деятельности организации.

Благодаря сжатой и компактной форме баланс явля­ется весьма удобным документом. Он дает законченное и цельное представление не только об имущественном положении организации, но и о тех изменениях, кото­рые произошли за тот или иной период. Последнее до­стигается сравнением балансов за ряд отчетных перио­дов. Бухгалтерский баланс, как и всю бухгалтерскую от­четность, составляют на основе проверенных бухгалтер­ских записей, подтвержденных оправдательными доку­ментами. Это гарантирует достоверность, точность, юри­дическую обоснованность каждой суммы, указанной в бухгалтерском балансе и бухгалтерской отчетности.

Рассмотрим примерную схему бухгалтерского балан­са организации.

Данные для составления баланса, руб.

Основные средства..................................………………………... 250 000

Нематериальные активы ………………...........................................80000

Уставный капитал......................................………………………. 300000

Добавочный капитал......................................……………………… 5 500

Производственные запасы.............................. …………………….10 000

Резервный капитал........................................……………………….. 6000

Товары......................................................………………………….. 18000

Нераспределенная прибыль...........................…………………….. 40 000

Расчетные счета……………………………………………………...12000

Расчеты с поставщиками и подрядчиками……………………..……8000

Расчеты по налогам и сборам...............……………………………...1500

Расчеты с персоналом по оплате труда...………………………….10000

Касса...............................................…………………………………...1000

Баланс, руб.

Актив Сумма Пассив Сумма
Внеоборотные ак тивы Источники собственных сред ств
Основные средства Нематериальные активы 250000 80000 Уставный капитал Добавочный капитал 300000 5500
Итого   Резервный капитал  
Оборотные акт ивы Нераспределенная прибыль  
Производственные запасы   Итого 351 500
Товары   Источники заемных сре ДСТВ
               
Касса Расчетные счета 1000 12000 Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчеты с персоналом по оплате труда 8000 10000
Итого   Расчеты по налогам и сборам  
        Итого  
Баланс   Баланс  

 

Виды балансов

В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают несколько видов балансов.

Сальдовый баланс в денежной оценке характеризует имущество хозяйствующего субъекта и источники обра­зования имущества по состоянию на определенную дату. Баланс составляется бухгалтерией организации путем подсчета остатков (сальдо) по счетам.

Оборотный баланс, помимо остатков средств и ис­точников образования имущества на начало и конец пе­риода, содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период. По своему стро­ению он будет отличаться от сальдового баланса.

Оборотный баланс имеет большое значение в каче­стве промежуточного рабочего документа, используемо­го при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.

Балансы также классифицируются по следующим признакам:

I. По времени составления различают балансы:

1) вступительный (начальный) баланс — первый ба­ланс, составляемый в начале деятельности организации. В его активе отражается состав имущества организации, полученного при ее создании, а в пассиве — источники его возникновения. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем последующие балансы, отражающие результаты хозяйственной деятельности за определенный период. Перед составлением вступительного баланса, как правило, проводится инвентаризация и оценка имеюще­гося у организации имущества в течение времени дея­тельности организации.

2) текущие — составляются периодически. Они в свою очередь подразделяются на месячные, квартальные и го­довые.

3) заключительный баланс— отчетный документ о про­изводственно-финансовой деятельности организации за определенный период — составляется на основе проверен­ных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией средств и расчетов);

4) ликвидационный — составляется для характеристи­ки имущественного состояния организации на дату пре­кращения ее деятельности как юридического лица;

5) предварительный баланс — бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчетного периода с уче­том ожидаемых изменений в составе имущества орга­низации. Основой такого баланса служат практические бухгалтерские данные о состоянии активных и пассив­ных статей к моменту его составления и ожидаемые данные о хозяйственных операциях до окончания отчет­ного периода. Составление предварительного баланса имеет целью заранее установить финансовое положение организации, в котором она окажется в конце отчетного периода;

6) соединительные — при слиянии двух или более подразделений;

7) разъединительные — при изменении структуры подчиненности, в условиях приватизации;

8) консолидированные — объединенные балансы ма­теринской и дочерних компаний.

II. По объему информации балансы бывают:

1) единичные — они отражают деятельность только одной организации и составляются по данным текуще­го бухгалтерского учета;

2) сводные — их получают путем сложения сумм по статьям единичных балансов и получения общих ито­гов актива и пассива всех организаций в целом.

III. По способу очистки различают:

1) баланс-брутто. Включает в себя регулирующие статьи, используется для научных исследований, совер­шенствования информационных функций баланса и др.

2) баланс-нетто. Представляет собой очищенный от регулирующих статей баланса: «Износ основных средств», «Износ нематериальных активов», «Торговая наценка».

В современных условиях значение баланса-нетто воз­росло, так как он позволяет определить реальную сто­имость имущества организации.

IV. По характеру деятельности:

1) по основной деятельности, т. е. уставной деятель­ности организации: для промышленных организаций — это промышленность; для торговых — торговля;

2) балансы не по основной деятельности. Все прочие виды деятельности являются не основными.

V. По формам собственности существуют балансы организаций (предприятий):

— государственных;

— муниципальных;

— кооперативных;

— частных;

— совместных;

— общественных.

Date: 2016-07-18; view: 397; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию