Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инвестиции и их роль в макроэкономике. «Золотое правило накопления».
Основное значение в определении уровня национального производства и занятости в макроэкономике отводится инвестициям, призванным поглощать все более расширяющийся объем сбережений. Инвестиции – расходы предпринимателей, направленные на расширение производства и повышение качества продукции. Предприятия, как правило, осуществляют инвестиции по следующим направлениям: • строительство новых производственных зданий и сооружений; • закупки нового оборудования, техники и технологий; • дополнительные закупки сырья, материалов и других предметов труда; • строительство жилья и ряда объектов строительного назначения и т.д. Роль инвестиций в макроэкономике неоднозначна. Во-первых, они выступают важнейшим элементом совокупных расходов, а потому их колебания существенно воздействуют на совокупный спрос. Так, небольшие инвестиции, например, в сферу услуг влияют на низкую занятость в этой сфере, незначительный ее удельный вес в общей массе конечных товаров и услуг. Во-вторых, инвестиции ведут к накоплению фондов предприятий, что создает базу для экономического роста в будущем. В-третьих, нерациональное использование инвестиций приводит к замораживанию производственных ресурсов, а следовательно, к сокращению объема национального производства. Так, незавершенное строительство в нашей экономике является одной из причин омертвления материальных ресурсов, сокращения эффективности производства.
Источники инвестиций – это либо собственные средства предприятий (прибыль, амортизационные отчисления), либо заемные средства (кредит, лизинг, селенг и т.д.). Инвестиции следует ожидать, пока ставка реального процента равна ожидаемой норме чистой прибыли. Между приростом инвестиций и приростом объема национального производства (дохода) существует определенное устойчивое соотношение. Оно основано на том, что каждый расход на инвестиции превращается в первичные, затем вторичные и т.д. доходы. Это было названо мультипликационным (множительным) эффектом. Сам мультипликатор представляет собой числовой коэффициент, который показывает размеры роста национального производства (ВНП) при увеличении объема инвестиций. Величина мультипликатора (М)равна где МРС – предельная склонность к потреблению; МРS – предельная склонность к сбережению. Как же действует мультипликационный эффект? Пример. Предприятие осуществляет выпуск дополнительной продукции и для этого привлекает дополнительных рабочих, выплачивая им по 60 тыс. руб. в месяц, т.е. наши инвестиции, предположим, равны 60 тыс. руб. Пусть у данных рабочих и в обществе МРСравна 2/3, и 1/3 их доходов идет на сбережения. Что же мы получаем? При МРС = 2/3 величина М= 3, т.е. М = а дополнительный ВНП составит: ВНП = DI М = 60 · 3= 180 тыс. руб. Таким образом, чем больше дополнительные расходы населения на потребление, тем больше будет величина мультипликатора, а, следовательно, приращение ВНП при данном объеме приращения инвестиций. Чем больше объем дополнительных сбережений населения, тем меньше величина мультипликатора, а значит, и приращение ВНП при данном объеме приращения инвестиций. Вследствие мультипликационного воздействия на национальный объем производства именно инвестиции считаются в макроэкономике наиболее активным элементом совокупного спроса, воздействующим на сбалансированность экономики. В заключение следует особо остановиться на так называемом золотом правиле накопления. Поскольку равновесный экономический рост совместим с различными нормами сбережения, возникает проблема выбора оптимальной ее нормы (условия образования инвестиций). Оптимальная норма накопления, соответствующая «золотому правилу» Э. Фелпса, обеспечивает равновесный экономический рост с максимальным уровнем потребления. При уровне фондовооруженности, соответствующем «золотому правилу», должно выполняться условие: предельный продукт капитала равен норме выбытия. Если экономика в исходном состоянии имеет запас капитала больший, чем следует по «золотому правилу», то необходима программа по снижению нормы накопления. Эта программа обусловливает увеличение потребления и снижение инвестиций. Если экономика в исходном состоянии имеет запас капитала меньше, чем следует по «золотому правилу», то необходима программа, направленная на повышение нормы сбережений. Эта программа первоначально приводит к росту инвестиций и падению потребления, но по мере накопления капитала с определенного момента потребление вновь начинает расти. В результате в экономике достигается экономический рост нового качества, где потребление превышает исходный уровень. Данная программа обычно считается непопулярной в связи с наличием переходного периода, поэтому ее принятие зависит от предпочтений политиков, их ориентации на краткосрочный или долгосрочный результат.
Теория спроса. Спрос – запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара за имеющиеся у него, предназначенные для покупки этого товара деньги. Объемом спроса на какой-либо товар называется максимальное количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся: цена данного товара, цены других товаров, величина денежных доходов, вкусы и предпочтения потребителей, накопленное имущество и другое.
Рис 1. Кривые спроса Спрос на товар определяется всей кривой спроса. Перемещение по этой кривой показывает изменение объема спроса под действием ценовых факторов при этом сам спрос не меняется. Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево - уменьшение спроса. Изменение спроса происходит под действием неценовых факторов: 1. Потребительские вкусы. Число покупателей. 3. Доход. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Нормальные товары (высшей категории) - это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода. Товары низшего качества (низшей категории) - это товары, спрос на которые уменьшается по мере роста дохода. Среди товаров низшего качества выделяют особую группу товаров Гиффена, спрос на которые резко увеличивается при сокращении дохода. Date: 2016-07-18; view: 340; Нарушение авторских прав |