Большинство современных экономистов рассматривают кредитно-денежную политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных индивидов.
Проводником кредитно-денежной политики является центральный банк страны, а объектами выступают предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении. Оно складывается из денег M1, M2и М3.(агрегаты были рассмотрены выше в теме №3)
Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средство обращения (иначе деловой спрос, или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе спрос на деньги как на активы, или спекулятивный спрос).
В целом денежный рынок может быть представлен в виде графика, изображенного на рис.10.1.
Предложение денег (S) показано в виде вертикальной прямой, так как предполагается, что денежно-кредитные учреждения (прежде всего центральный банк) создали определенное количество денег, не зависящее от величины номинальной ставки процента. Точка Е находится на пересечении кривых спроса и предложения денег и определяет «цену» равновесия на денежном рынке. Это равновесная ставка процента, или «цена» денег, т. е. альтернативная стоимость хранения не приносящих процент денег. Изменяя норму обязательных резервов, центральный банк в состоянии уменьшить или увеличить количество денег, которое банки могут дать взаймы. От требуемой резервной нормы (R) зависит величина банковского мультипликатора (МД):
Рассмотрев объекты кредитно-денежной политики, нетрудно представить себе общую схему ее воздействия на национальную экономику и оценить (пока в самых общих чертах) последствия изменений, возникающих в спросе и предложении на рынке.
Предположим, что меняется предложение денег, а спрос на них остается неизменным. Если предложение выросло, то график перемещается вправо, происходит движение вдоль кривой спроса вправо вниз до точки E1, ставка процента снижается. Эти изменения показаны на рис.10.2.
Рассмотрим теперь сам механизм регулирования денежной массы в обращении, т. е. предложение денег.
В мировой практике используются следующие инструменты кредитно-денежной политики
– изменение норматива обязательных резервов;
– политика учетной ставки, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у центрального банка;
– операции на открытом рынке, т. е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг.
Банковский мультипликатор обозначает максимальное количество новых кредитных денег М2и М3, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при данной величине R. Для определения максимального количества новых денег на текущем счету, которое может быть создано банковской системой на основе любого данного количества избыточных резервов, мы умножаем избыточные резервы Е на денежный мультипликатор, т. е. Д = Е×МД.
Иногда собственных резервов (вкладов) банку не хватает, чтобы дать взаймы хорошим заемщикам (каждый заем – дополнительный доход для банка). Тогда он имеет право взять кредит у центрального банка, чтобы увеличить свои резервы и предоставить займы клиентам. Но за такой кредит тоже надо платить. Поэтому центральный банк может повысить или понизить процентную ставку по своим займам частным коммерческим банкам и таким образом повлиять на величину процента, под который они будут ссужать деньги своим клиентам.
Наконец, самым мягким, косвенным способом денежной политики является покупка или продажа правительством своих ценных бумаг – государственных облигаций. Если правительство хочет снизить процентные ставки, чтобы стимулировать экономический рост, оно начинает скупать свои ценные бумаги. Держатели последних (а это, как правило, специализированные фирмы, торгующие бумагами) продают их, в результате на их банковских счетах появляются новые деньги, часть которых банки могут даже дать взаймы.
Наоборот, если правительство борется с инфляцией, оно продает свои облигации. Покупатели тратят на их приобретение средства, находящиеся на счетах в банках, так что возможность последних давать новые кредиты и создавать новые деньги уменьшается.
Таким образом, кредитно-денежная политика бывает жесткой (противоинфляционной) или стимулирующей экономический рост. Она может быть более гибкой, чем фискальная, потому что в отношении ее основные меры принимает центральный банк, ни у кого не спрашивая разрешения. В то же время любое изменение государственных расходов и доходов бюджета требует долгих и, как правило, трудных обсуждений в парламенте.
Формирование денежно-кредитной политики в современной России обусловлено взаимодействием двух групп факторов: во-первых, спецификой особого этапа развития, а именно осуществлением перехода от планово-централизованной экономической системы к современной смешанной экономике рыночного типа, и, во-вторых, конкретными социально-экономическими и политическими условиями, в которых осуществляется этот переход.
загрузка...
В последние годы Центральный банк России продолжает осуществлять умеренно жесткую денежно-кредитную политику, осуществляя стабилизацию на денежной основе.
При этом в качестве целевых ориентиров могут использоваться различные параметры, характеризующие состояние денежной сферы: общий уровень денежной массы или ее процентное изменение, установление пределов роста денежной массы, общий объем кредитования или уровень процентных ставок. Однако выбор целевых ориентиров, как было показано ранее, представляет проблемы и для развитых стран, определяя во многом эффективность денежно-кредитной политики.
Для стран с переходной экономикой он осложняется несформированностью передаточного механизма денежно-кредитного регулирования, неразвитостью инструментов финансового рынка, отсталой структурой денежной массы, наибольший удельный вес в которой составляют наличные деньги в обращении.
Сохранение высокой их доли при малой склонности субъектов экономики к накоплениям сбережений в банках затрудняет установление эффективного контроля над денежными потоками.
В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики Центральный банк России выбрал достаточно широкий агрегат М2, включающий наличные деньги в обращении вне банковской системы, а также безналичные средства.
Для контроля за ростом денежной массы были установлены предельные размеры чистых внутренних активов денежно-кредитных органов, предельные размеры чистых требований денежно-кредитной системы к правительству, а также определены целевые показатели по объему чистых международных резервов. Считая стабильными значение денежного мультипликатора и долю наличных денег в обращении, Центральный банк фактически свел процедуру к регулированию банковской ликвидности. Действия в отношении процентных ставок сводились к поддержанию их стабильности.
Вместе с тем вопрос о достаточности денежной массы имеет принципиальное значение при выборе методов антиинфляционной политики. Сжатие денежной массы означает и ограничение платежных средств в обороте. Поэтому эффективность денежной политики определяется также обеспечением потребности оборота в платежных средствах.
В то же время не существует надежных критериев оценки достаточности денежной массы. Наиболее используемым является коэффициент монетизации – отношение М2к значению ВВП. В середине 1990-х гг. в России он был одним из самых низких не только среди развитых, но и среди развивающихся стран.
В зависимости от используемого денежного агрегата его величина оценивалась в диапазоне 0,13–0,16. К примеру, в 1995 г. во Франции он равнялся 0,67; в Англии – 1,10; в Канаде– 0,63. Меньше, чем в России, коэффициент монетизации был только в Гвинее, Азербайджане, Армении, Грузии, Заире.
Низкий коэффициент монетизации при высокой скорости обращения денег отражает скорее существующие диспропорции денежной сферы, и вряд ли замедление скорости обращения в этих условиях может быть показателем насыщенности экономики деньгами. Рост неплатежей, задолженности, широкое использование денежных суррогатов, бартерные обороты, накопление запасов нереализованной продукции – все это свидетельствует не только о недостатках в деятельности предприятий, но и о кризисе в денежном секторе. |