Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 4. Общая характеристика рыночной экономики





 

Исторически рынок возник как место встречи продавцов и покупателей, между которыми происходил обмен по цене, о которой удалось договориться. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой уже не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен.

Рынок – это тип хозяйственных связей,основанных на эквивалентном обмене, свободном выборе партнеров, наличии конкуренции.

В экономической литературе выделяют следующие условия возникновения рынка:

- общественное разделение труда и специализация, которая определяет необходимость обмена

- экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений, которая определяет возмездный характер обмена.

Для эффективного функционирования рынка необходимы самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов.

Рынок можно определить как совокупность актов купли-продажи, или сделок (трансакций, англ), В ходе обмена товарами осуществляется добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качества и количества покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д.; издержки, связанные с осуществлением сделки называются трансакционными. Эти издержки выше в тех странах, где права собственности слабо определены (специфицированы). Недостаточно развитая правовая сторона рыночных отношений создает благоприятные условия для жульничества, обмана, искажения информации о потребительских свойствах товаров и их реальной ценности.

Трансакционные издержки в криминальной экономике включают помимо вышеназванных, затраты на дань рэкетирам и чиновникам, «откаты» и т.д, поэтому они очень высоки. Если расходы на осуществления сделки с товаром окажутся выше предполагаемых доходов, то рынок таких товаров не будет создан. Эта причина частично определяет отсутствие на многих сегментах российского рынка отечественных товаров.

Реальные рыночные системы всегда существуют в рамках государства, которое неминуемо вмешивается в экономику. В качестве саморегулирующейся системы рынок в большинстве случаев способен выполнять свои функции самостоятельно. Еще физиократы выразили это в принципе ’’laissez faire”, что в переводе с французского означает «не мешайте», или «пусть все идет само по себе». Однако существует ряд ситуаций, в которых рынок не способен справиться с трудностями и активные действия государства являются единственно возможным выходом из тупика. Поэтому, когда мы говорим о субъектах рыночной экономики, мы включаем в них и государство (правительство).

Основными субъектами рынка являются домашние хозяйства, бизнес и государство.

Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и других факторов деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей (а не для увеличения прибыли).

Бизнес – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Один и тот же человек может быть в составе и домашнего хозяйства, и бизнеса и правительственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, вы являетесь представителем правительственной организации, владея ценными бумагами какой-либо корпорации, вы представляете бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, вы являетесь членом домашнего хозяйства. Современная рыночная экономика – это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, валютных рынков и др.

Взаимодействие основных агентов рыночной экономики изображено на схеме. Предприятие находится на этой схеме в прямоугольнике «бизнес».

 

 

         
 
   
 
 
   
 
 

 


Домашнее хозяйство и бизнес сообщаются между собой через два типа рынков. На рынке потребительских товаров домашние хозяйства выступают как покупатели товаров и услуг, в бизнес – как их продавец. Покупатели приходят на рынок с деньгами, предъявляя платежеспособный спрос. А продавцы – с товарами, которые формируют предложение. Цены на этом рынке зависят от соотношения спроса и предложения: чем выше цены, тем меньше спрос, и наоборот.

На рынок факторов производства (труд, капитал, земля, предпринимательские способности) домашние хозяйства выходят уже как продавцы, так как названные ресурсы являются их собственностью. Спрос на них предъявляет бизнес, именно он покупает эти ресурсы, организует производство, производит товары и услуги. Цены на труд, капитал, землю и др. определяются соотношением спроса и предложения на них.

Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структу­рой. Его классифицируют по различным признакам и критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отно­шений:

— рынок потребительских товаров и услуг;

— рынок товаров промышленного назначения;

— рынок ноу-хау;

— сырьевой рынок;

— рынок труда;

— рынок ценных бумаг и т.д.

2. По географическому положению:

— рынок местный;

— рынок национальный;

— рынок мировой.

3. По отраслевому направлению — рынки автомобильный, не­фтяной, компьютерный и т.д.

4. По характеру продаж — рынки оптовый и розничный.

5. По степени ограничения конкуренции — рынки совершен­ной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции (монополистической конкуренции, олигополии, монопо­лии).

Основными элементами рыночного механизма являются ры­ночная цена, соотношение спроса и предложения и конкуренция.

Сам рыночный механизм можно представить следующим об­разом: чем сильнее конкуренция среди продавцов, тем в большей мере предложение товаров превышает спрос покупателей, а ры­ночная цена падает. Естественно, это ведет к свертыванию про­изводства. Напротив, когда конкуренция среди продавцов ослабе­вает, платежеспособный спрос начинает превышать предложение товаров. В результате цена возрастает, а производство товаров ста­новится выгоднее, оно расширяется.

Спрос и предложение представляют собой две стороны рынка.

Спрос представляет собой количество товаров и услуг, кото­рые покупатели желают и имеют возможность приобрести в опре­деленном месте и в определенное время. Закон спроса гласит: чем ниже цена товара, тем больше его количество, которое покупатели хотят и могут приобрести при постоянстве всех других факторов, влияющих на спрос.

Факторы, влияющие на спрос:

— цена товара или услуги;

— вкусы покупателей;

— доходы потребителей;

— распределение доходов среди домохозяйств;

— цена на товары-заменители;

— общее число покупателей данного товара или услуги;

— инфляционные ожидания.

Закон спроса на графике изображается в виде кривой спроса (рис.2).

 

Рис. 2 Кривая спроса

Где Р - цена товара, Д- кривая спроса, Q - количество товара, на который предъявляется спрос.

Движение вдоль кривой спроса называется изменением объ­ема спроса. Оно представляет собой изменение количества поку­паемого товара в ответ на изменение его цены. Изменение любо­го неценового фактора приводит к изменению характера спроса. В этом случае подразумевается, что при каждой возможной цене потребители будут покупать больше или меньше товара вследс­твие изменения какого-либо неценового фактора спроса. Проис­ходит сдвиг кривой спроса вправо при повышении спроса и вле­во — при уменьшении спроса.

Предложение характеризует количество товара, которое про­изводители готовы реализовать на рынке по определенной цене за определенный период.

Факторы, воздействующие на объем предложения товара на рынке:

- цена товара;

- технология производства. Если вводится более совершенная технология, то снижаются издержки и выпускается больше продукции, что также увеличивает объем предложения;

- цена на экономические ресурсы. Снижение цен на ресурсы ведет к расширению количества предлагаемого товара;

- количество товаропроизводителей;

- налоги и субсидии. Повышение налогов снижает пред­ложение, а субсидии приводят к расширению производ­ства.

Закон предложения определяет зависимость между ценой то­вара и величиной его предложения на рынке. Между ценой и коли­чеством предлагаемого продукта существует прямая связь: с повы­шением цен соответственно возрастает и величина предложения и наоборот.

Кривая предложения - график изменения объема предложения товара в зависимости от уровня цены (рис. 3).

Рис.3 Кривая предложения

Где S - кривая предложения.

Положительный наклон кривой предложения иллюстрирует закон предложения.

Изменение объема предложения отображается движением вдоль кривой предложения и показывает изменение количества товара, предлагаемого для продажи, в ответ на изменение цены при прочих равных условиях. При изменении любого неценового фактора произойдет изменение характера предложения, т.е. смещение всей кривой предложения влево - при уменьшении предложения, вправо - при его росте.

Равновесие на рынке наступает тогда, когда цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят продать (рис. 4).

Цена Ро, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос, называется равновесной ценой. Все иные цены называются неравновесными. Соответствующий цене Ро объем товара Qo называется равновесным количеством товара.

Рис.4. Рыночное равновесие

Существуют четыре правила спроса и предложения:

1. Увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара.

2. Уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара.

3. Рост предложения товара влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товаров.

4. Сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

 


Рис. 4 Дефицит и перепроизводство на рынке

Если на рынке будет установлена цена Р, (Р, меньше Ро), то объем спроса будет превышать объем предложения (рис. 4). В такой ситуации на рынке будет иметь место дефицит товара (избыточный спрос). Если цена окажется выше уровня равновесия (Р2 больше Ро), объем спроса не достигнет уровня объема предложе­ния. В данном случае имеет место избыточное предложение (перепроизводство).

Выяснив направления изменений следует рассмотреть размер и величину этих изменений. Для этого рассчитываются коэффициенты эластичности спроса и предложения. В основном эластичность в микроэкономическом анализе используется для того, чтобы:

- проанализировать, спрогнозировать поведение потребителя;

- определить стратегию фирмы;

- выработать мероприятия государственного регулирования экономики.

Эластичность — степень реакции одной экономической вели­чины на изменение другой, выраженная как отношение процент­ных изменений. Различают эластичность спроса по цене и элас­тичность спроса по доходу. Эластичность спроса по цене - при­рост объема спроса, возникающий в результате сокращения цены на 1%. при неизменности всех остальных факторов, влияющих на величину спроса. Мерой эластичности служит ее коэффициент, ко­торый показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на 1%.

Ed = (AQ х Р) / (АРх Q).

 

Абсолютно неэластичен спрос по цене в следующих случаях:

— на товары первой необходимости;

— на товары с очень низкими ценами;

— при отсутствии у покупателя возможности выбора.
Эластичность спроса по доходу есть процентное изменение

уровня спроса на товар, вызванное увеличением доходов на 1%. Коэффициент эластичности спроса по доходу:

где I — доход населения.

Спрос является эластичным, если коэффициент эластичности спроса больше единицы; спрос является неэластичным, если коэф­фициент эластичности меньше единицы. Единичный эластичный спрос возникает в том случае, когда Ed = 1.

Эластичность предложения — прирост объема предложения товара в результате роста его цены на 1% при условии, что все остальные факторы, влияющие на уровень предложения, остаются неизменными. Коэффициент эластичности предложения по цене:

Предложение является эластичным, если коэффициент элас­тичности больше единицы; предложение является неэластичным, если коэффициент эластичности меньше единицы. Единичное эластичное предложение возникает в том случае, когда Es = 1.

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1. Способность к длительному хранению и стоимость хранения. Для товара, который не может храниться длительное время (свежая рыба, клубника), эластичность предложения
будет низкой.

2. Особенности производственного процесса. Если произво­дитель товара может либо расширить его производство при повышении цены, либо переключиться на выпуск другой
продукции при понижении его цены, то предложение этого товара будет эластичным.

3. Фактор времени. Производитель не в состоянии мгновенно реагировать на изменение цены, так как требуется оп­ределенное время, чтобы нанять дополнительных рабочих, закупить оборудование, сырье и т.д. (расширение произ­водства), либо уволить рабочих, рассчитаться с банковским кредитом и т.п. (сокращение производства).

 

Date: 2016-07-18; view: 272; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию