Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы проектирования структур





 

[И 146] Структура управления производственно-хозяйственной органи­зацией как объект проектирования – сложная система. Она сочета­ет как технологические, экономические, информационные, адми­нистративно-организационные взаимодействия, которые поддают­ся непосредственному анализу и рациональному проектированию, так и социально-психологические характеристики и связи. Послед­ние определяются уровнем квалификации и способностей работни­ков, их отношением к труду, стилем руководства.

Специфика проблемы проектирования организационной струк­туры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего вари­анта организационной структуры по четко сформулированному, од­нозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных (в том числе формализован­ных) методов анализа, оценки, моделирования организационных си­стем с деятельностью руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.

[И 147] Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих основных взаимодополня­ющих методов:

1) аналогий;

2) экспертно-аналитического;

3) струк­туризации целей;

4) организационного моделирования.

Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками (целями, типом технологии, спецификой организационного окружения, размером и т. п.) по отношению к проектируемой организации. К методу ана­логий относятся выработка типовых структур управления производ­ственно-хозяйственных организаций и определение границ и усло­вий их применения.

Экспертно-аналитический метод состоит в аналитическом изучении организации, проводимыми квалифицированными специалистами с привлечением ее руководителей и дру­гих работников, с тем, чтобы выявить специфические особенности, проблемы в работе аппарата управления, а также выработать рекомендации по его перестройке ис­ходя из количественных оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления, заключений экс­пертов, а также обобщения и анализа передовых тенденций в обла­сти организации управления.

[И 148] К экспертным методам следует отнести также разработку и при­менение научных принципов формирования организационных структур управления. Под ними понимаются основанные на пере­довом опыте управления и научных обобщений руководящие правила, выполнение которых направляет деятельность специалистов при выработке рекомендаций по рациональному проектированию и совершенствованию организационных систем управления. Прин­ципы формирования организационных структур управления явля­ются конкретизацией более общих принципов управления (напри­мер, единоначалия или коллективного руководства, специализации и т.п.). Примерами современных принципов формирования орга­низационных структур могут служить такие, как «построение орга­низационной структуры исходя из системы целей», «отделение стратегических и координационных функций от оперативного уп­равления», «сочетание функционального и программно-целевого управления» и целый ряд других.

Метод структуризации целей предусматривает выработку сис­темы целей организации (включая их количественную и качествен­ную формулировки) и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей. При его ис­пользовании чаще всего выполняются следующие этапы:

1) разработка системы («дерева») целей, представляющей собой
структурную основу для увязки всех видов организационной дея­тельности, исходя из конечных результатов (независимо от распре­деления этих видов деятельности по организационным подразделе­ниям и программно-целевым подсистемам в организации);

2) экспертный анализ предлагаемых вариантов организацион­ной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых каждому подразделению, определения отношений руководства, подчинения и кооперации подразделений исходя из взаимосвязей их целей и т.п.;

3) составление карт прав и ответственности за достижение целей как для отдельных подразделений, так и по комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности (продукция, ресурсы, рабочая сила, производственные и управленческие процессы, информация); конкретные результаты, за достижение которых устанавливается ответственность; права, которыми наделяется подразделение для достижения результатов (утверждение и представление на утверждение, согласование, подтверждение, контроль).


[И 149] Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. Можно назвать несколько основных типов организационных моделей:

• математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур, описывающие организационные связи и отношения в виде систем математических уравнений и неравенств или же с помощью машинных имитационных языков (примером могут служить модели многоступенчатой оптимизации, модели системной, «индустриальной» динамики и др.);

• графо-аналитические модели организационных систем, пред­ставляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и гра­фические отображения распределения функций, полномочий, от­ветственности, организационных связей;

• натурные модели организационных структур и процессов,
заключающиеся в оценке их функционирования в реальных организационных условиях;

• математико-статистические модели зависимостей между ис­ходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур. Они построены на основе сбора, ана­лиза и обработки эмпирических данных об организациях, функци­онирующих в сопоставимых условиях.

[И 150] Процесс проектирования организационной структуры управле­ния должен быть основан на совместном использовании охарактери­зованных выше методов. На стадиях композиции и структуризации наибольшее значение имеют метод структуризации целей, экспертно-аналитический метод, а также выявление и анализ организацион­ных прототипов. Более формализованные методы должны быть ис­пользованы для углубленной проработки организационных форм и механизмов отдельных подсистем на стадии регламентации. Для про­ектирования организационных структур новых организаций преиму­щественно используются формально-аналитические методы и моде­ли, для совершенствования действующих организаций – методы диагностических обследований и экспертного изучения организаци­онной системы. Выбор метода решения той или иной организацион­ной проблемы зависит от ее характера, а также от возможностей для проведения соответствующего исследования, определяемых наличи­ем его методики, необходимой информации, а также квалификацией разработчиков системы и сроками представления рекомендаций.

 







Date: 2016-07-18; view: 241; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию