Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы рационализации
[И 122] Рационализация – это усовершенствование, улучшение, осуществление более целесообразной организации управленческого и исполнительского труда. Термин «рационализация» произошел от латинского слова «ratio» – разум, следовательно, под рационализацией следует понимать разумную организацию труда. Принципы рационализации, сформулированные в начале XX века американскими учеными Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном, Ф. Гилбертом, М. Вебером, Г. Фордом и другими, основывались на положениях и методах организации производства и управления, обеспечивающих получение максимальной прибыли, наряду с совершенствованием техники, технологии и организации производства. Рационализация основывается на совершенствовании управления, обеспечивающего максимально возможный уровень эффективности развития субъектов экономической и хозяйственной деятельности в интересах общества при существующих в данный момент условиях, в рамках объективно действующих законов организационных систем и с учетом производительных сил общества в целом. Но она также находится под воздействием производственных отношений конкретной социальной организации с присущими ей формами собственности. [И 123] Рационализация организационной деятельности – это процесс, обеспечивающий улучшенное, а значит и более качественное состояние системы за счет четкой организации производственной деятельности, путем использования новейших достижений науки и техники во всех подразделениях предприятия, включая его управляющую и управляемые части. Техническое и организационное совершенствование на предприятии неразрывно связано с улучшениями условий труда и творческим подходом к решению поставленных задач. Принципы рационализации эффективны только в том случае, если они опираются на законы организационных систем, обеспечивающие положительную динамику развития организаций. Основными направлениями рационализации деятельности организационных систем являются усовершенствование научной организации труда, результатов труда, средств труда и технологических процессов. Рассмотрим каждое из этих направлений в отдельности. [И 124] Усовершенствование научной организации труда. Рационализация трудового процесса предусматривает создание наиболее благоприятных условий труда, устранение перегрузок и нервного перенапряжения. Этим целям служит создание комфортных режимов работы и отдыха, разработка правил техники безопасности, уменьшение влияния производственных «вредностей» (в частности, излучений, шумов, вибрации, загазованности) на организм человека, улучшение производственной эстетики и т.д. Необходимым условием для рационализации является пропорциональное развитие управляемой и управляющей части, а также слаженность и ритмичность работы коллектива. Осуществление принципов рационализации происходит путем улучшения нормирования и оплаты труда, совершенствования организационного планирования, отчетности и контроля. Эти меры призваны обеспечить сознательное отношение к труду, экономное использование рабочего времени, повышение производительности труда, укрепление исполнительской дисциплины. Ощутимые успехи в рационализации деятельности предприятия могут быть достигнуты при объединении ряда предприятий в сфере товародвижения и путем налаживания корпоративных связей с различными субъектами и объектами внешней среды. [И 125] Усовершенствование результатов труда заключается: - в расширении спектра оказываемых услуг; в упорядочении номенклатуры и ассортимента продукции; - в улучшении потребительских качеств выпускаемой продукции; - в стандартизации, унификации и нормализации изделий; - в повышении качественных характеристик исходного сырья и материалов для наиболее полного и комплексного их использования. [И 126] Усовершенствование средств труда и технологических процессов заключается в применении ноу-хау, в техническом переоснащении, в модернизации и прогрессивных изменениях технического уровня используемого оборудования, которые обеспечивают положительную динамику развития предприятия, интенсификацию производственных процессов, при быльность реализационной, производственной или научной деятельности, улучшение качества обработки продукции, снижение энергоемкости, фондовооруженности и других показателей. Особое значение в развитии этого направления рационализации отводится средствам автоматизации и новым коммуникационным технологиям. 7.2. Повышение качества управленческого и исполнительского труда [И 127] Применение на практике рассмотренных выше принципов рационализации позволяет повысить прибыльность реализационной, производственной или научной деятельности, а также обеспечивает положительную динамику развития предприятия в условиях глобального рынка. При этом значительно повышается качество управленческого и исполнительского труда. В современных условиях организация способна к выживанию только в том случае, если она нацелена на решение какой-либо социально значимой задачи. Успешная реализация социальной миссии невозможна без качественного выполнения функций, которые определяют круг задач, стоящих перед организацией в рамках достижения поставленной цели. Именно поэтому все виды деятельности организаций, начиная от оказания простейших бытовых услуг, производства и реализации промышленной и продовольственной продукции и вплоть до государственного управления, находятся под воздействием внешних систем оценки качества их действий. Кроме того, в любой организации существуют внутренние системы контроля качества. В разработке системы контроля качества в первую очередь заинтересованы государственные органы, которые, в частности ведут наблюдение за деятельностью предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию и продукты питания. [И 128] В последние годы качество работы организации неизменно связывается с требованиями соблюдения экологической безопасности. Предприятиям, не сертифицировавшим свою систему качества, уже сегодня практически закрыт выход на мировой рынок. В условиях глобализации рынка и при интенсивном развитии электронной коммерции это ведет к ограничению и последующему прекращению деятельности предприятий, пренебрегающих требованиями сертификации систем качества. Основу современного подхода к контролю качества составляет разработка систем оценки качества, анализирующих и обобщающих опыт работы большого количества организаций, занимающихся определенным видом деятельности. Полученные эмпирические данные излагаются в формализованном и сжатом виде, пригодном для оценки качества не только конечного продукта, но и процессов управления. В связи с этим разработка стандартов и подтверждение качества деятельности организации включает в себя как сертификацию качества конечного продукта (на решение этих; задач были нацелены системы оценки качества на начальном этапе их разработки), так и оценку качества организации как сложной социальной системы. По оценкам специалистов, именно с внедрением всеобъемлющей системы контроля и управления качеством организа ции удастся успешно реализовать принцип, предоставления потребителям только качественной продукции. В использовании сертифицированных систем качества, прежде всего заинтересованы организации, стремящиеся найти выходы на зарубежные рынки и привлечь иностранные инвестиции. Эти задачи особенно актуальны для современных предприятий России. [И 129] В настоящее время к числу общепризнанных на мировом уровне стандартов оценки качества деятельности социально-экономических организаций, безусловно, относятся системы стандартов ISO 9000 и ISO 9001. Их достоинство по сравнению с другими системами оценки качества состоит в том, что они не накладывают каких-либо ограничений на размер, отраслевую принадлежность а форму собственности предприятия. Используя стандарты ISO 9000, поставщик может продемонстрировать, что его система качества организована таким образом, чтобы не допустить, а при необходимости и предупредить несоответствие современным стандартам не только продукции, но и всех аспектов бизнес-деятельности, в том числе и управления организацией. Система обеспечения качества ISO 9001 распространяется на все виды деятельности предприятия, начиная от налаживания процесса выпуска продукции (в отдельных случаях выпуск нового вида продукции сопровождается проектированием новой организационной системы) и до заключения договоров с последующим соблюдением договорных обязательств и послепродажного обслуживания. Несомненное достоинство модели поддержания качества на основе международных стандартов семейства ISO 9000 и ISO 9001 состоит в том, что они описывают необходимые элементы, которые должна включать в себя система управления организацией, а не способы внедрения этих элементов конкретной организацией. Стандарты не навязывают организациям единообразие систем качества. Подход к индивидуальному решению задач управления организацией основан на том, что конкретная реализация процедур управления в значительной мере зависит от цели, вида производимой продукции и практического опыта. Благодаря этому обеспечивается уникальность организационных систем, и система качества одного предприятия отличается от системы качества другого предприятия. [И 130] Современное представление о качестве изделий основано на принципе наиболее полного соответствия запросам потребителей. Потребителем продукции, выпускаемой организацией, может быть физическое лицо, другая организация или сложная организационная система, например государство. Любые изделия описываются определенным набором характеристик. Они содержатся в описании технических условий, которым должна удовлетворять выпускаемая продукция, они же определяют организацию технологии производственного процесса. Составление набора потребительских требований представляет значительную сложность, так как связано с социально-психологическими аспектами жизнедеятельности человека и с индивидуальными свойствами личности. Существующие наработки в области изучения потребностей людей и связей между ними не дают возможности составить полное описание набора требований к конкретному изделию, однако с их помощью разработчик продукта или технологического процесса может добиться достаточно ощутимых практических результатов. Следует отметить еще одну сложность, связанную с составлением описания набора требований. Оно связано с тем, что требования к качеству формируются не только как оцениваемые различными способами характеристики, но и как качественные показатели, определяемые психологическими требованиями. Среди них хороший вкус и привлекательный вид товара, надежность, долговечность и удобство использования и т.д. При этом оценки многих характеристик разными людьми могут быть диаметрально противоположными. [И 131] В теории организации проблема оценки качества продукции и деятельности организации в целом должна рассматриваться в контексте реализации закона самосохранения и борьбы организации за выживание. Если выпускаемая продукция будет обладать слишком высокой стоимостью, то в условиях конкурентной борьбы она не найдет сбыта на рынке товаров и услуг, что приведет к гибели организации. В связи с этим с 80-х годов XX века начала развиваться система подтверждения качества выпускаемой продукции, основанная на выполнении процедуры сертификации качества. Эта система включает в себя оценку не только характеристик конечного продукта, но и эффективности системы управления качеством, действующей в организации. В конечном счете она ориентирована на подтверждение эффективности действия системы управления всей организацией с позиций решения главной задачи любой организационной системы, заключающейся в удовлетворении социальных потребностей общества. [И 132] В условиях глобального рынка и глобальной конкуренции, когда потребитель может пользоваться продукцией, произво димой в любой стране мира, он предпочитает производить закупки у предприятий, которые имеют соответствующие сертификаты качества, например в соответствии со стандартами ISO 9000 или ISO 9001. Это придает ему уверенность не только в качестве самой продукции, но и в том, что поставщик будет корректно выполнять свои обязательства по условиям поставки, гарантийного и послепродажного обслуживания. Сертификация качества особенно важна для пищевых производств. При внедрении и сертификации систем качества по моделям международных стандартов ISO серии 9000 важная роль отводится технологическим процессам, а не только стандартам качества самой продукции. Решение этих задач тесно связано с обеспечением проблем социальной безопасности общества, так как позволяет описать критические состояния технологических процессов, которые могут привести к катастрофическим последствиям. Использование организацией в своей внешней и внутренней деятельности международного сертификата качества значительно повышает ее шансы в борьбе за выживаемость не только в стране ее размещения, но и на международном рынке. [И 133] Многие годы оценка качества работы организаций в нашей стране производилась по качеству выполнения тех задач, которые общество перед ней ставит, причем эти задачи формулировались по оценке качества конечного продукта. Для их решения успешно использовались и используются по сей день различные стандарты. Наиболее известной и эффективной является система государственных стандартов – ГОСТ. Действие этих стандартов распространяется не только на материальную продукцию, но и на различные услуги. Следует отметить, что благодаря усилиям Госстандарта и его подразделений, Академии проблем качества и других научно-технических объединений России работы по созданию, внедрению и сертификации систем качества на отечественных предприятиях и в организациях в последнее время заметно оживились. В настоящее время в условиях насыщенности рынка и явно выраженных тенденций к глобализации экономической деятельности, что в частности связано с развитием информационной экономики и электронной коммерции, для оценки перспектив выживаемости организации в условиях острой конкурентной борьбы используется понятие менеджмента качества. В соответствии с эти понятием термин качество включает в себя, как уже отмечалось выше, не только качество конечного продукта, производимого организацией, но и достижение всех целей эффективного управления организацией. В них входят: соблюдение общих принципов современных методов ведения бизнес деятельности, отношения между организацией и обществом, методы взаимодействия с другими организациями и государством и, наконец, взаимоотношения между людьми внутри самой организации.
Date: 2016-07-18; view: 439; Нарушение авторских прав |