Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы рационализации





 

[И 122] Рационализация – это усовершенствование, улучшение, осуществление более целесообразной организации управлен­ческого и исполнительского труда. Термин «рационализация» произошел от латинского слова «ratio» – разум, следовательно, под рационализацией следует понимать разумную организа­цию труда.

Принципы рационализации, сформулированные в начале XX века американскими учеными Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном, Ф. Гилбертом, М. Вебером, Г. Фордом и другими, основыва­лись на положениях и методах организации производства и управления, обеспечивающих получение максимальной при­были, наряду с совершенствованием техники, технологии и организации производства.

Рационализация основывается на совершенствовании управления, обеспечивающего максимально возможный уро­вень эффективности развития субъектов экономической и хо­зяйственной деятельности в интересах общества при сущест­вующих в данный момент условиях, в рамках объективно дей­ствующих законов организационных систем и с учетом производительных сил общества в целом. Но она также нахо­дится под воздействием производственных отношений кон­кретной социальной организации с присущими ей формами собственности.

[И 123] Рационализация организационной деятельности – это процесс, обеспечивающий улучшенное, а значит и более качественное состояние системы за счет четкой орга­низации производственной деятельности, путем использова­ния новейших достижений науки и техники во всех подразде­лениях предприятия, включая его управляющую и управляе­мые части. Техническое и организационное совершенство­вание на предприятии неразрывно связано с улучшениями ус­ловий труда и творческим подходом к решению поставленных задач.

Принципы рационализации эффективны только в том случае, если они опираются на законы организационных сис­тем, обеспечивающие положительную динамику развития ор­ганизаций. Основными направлениями рационализации дея­тельности организационных систем являются усовершенст­вование научной организации труда, результатов труда, средств труда и технологических процессов. Рассмотрим каждое из этих направлений в отдельности.

[И 124] Усовершенствование научной организации труда. Рацио­нализация трудового процесса предусматривает создание наи­более благоприятных условий труда, устранение перегрузок и нервного перенапряжения. Этим целям служит создание ком­фортных режимов работы и отдыха, разработка правил техники безопасности, уменьшение влияния производственных «вредностей» (в частности, излучений, шумов, вибрации, зага­зованности) на организм человека, улучшение производствен­ной эстетики и т.д.

Необходимым условием для рационализации является про­порциональное развитие управляемой и управляющей части, а также слаженность и ритмичность работы коллектива. Осуще­ствление принципов рационализации происходит путем улуч­шения нормирования и оплаты труда, совершенствования организационного планирования, отчетности и контроля. Эти меры призваны обеспечить сознательное отношение к труду, экономное использование рабочего времени, повышение производительности труда, укрепление исполнительской дисцип­лины.

Ощутимые успехи в рационализации деятельности пред­приятия могут быть достигнуты при объединении ряда пред­приятий в сфере товародвижения и путем налаживания корпо­ративных связей с различными субъектами и объектами внешней среды.

[И 125] Усовершенствование результатов труда заключается:

- в расширении спектра оказываемых услуг; в упорядочении номенклатуры и ассортимента продук­ции;

- в улучшении потребительских качеств выпускаемой про­дукции;

- в стандартизации, унификации и нормализации изделий;

- в повышении качественных характеристик исходного сы­рья и материалов для наиболее полного и комплексного их использования.

[И 126] Усовершенствование средств труда и технологических процессов заключается в применении ноу-хау, в техническом переоснащении, в модернизации и прогрессивных изменениях технического уровня используемого оборудования, которые обеспечивают положительную динамику развития предпри­ятия, интенсификацию производственных процессов, при быльность реализационной, производственной или научной деятельности, улучшение качества обработки продукции, снижение энергоемкости, фондовооруженности и других по­казателей. Особое значение в развитии этого направления ра­ционализации отводится средствам автоматизации и новым коммуникационным технологиям.

7.2. Повышение качества управленческого


и исполнительского труда

[И 127] Применение на практике рассмотренных выше принципов рационализации позволяет повысить прибыльность реализационной, производственной или научной деятельности, а также обеспечивает положительную динамику развития предприятия в условиях глобального рынка. При этом значительно повышается качество управленческого и исполнительского труда. В современных условиях организация способна к выжива­нию только в том случае, если она нацелена на решение какой-либо социально значимой задачи. Успешная реализация социальной миссии невозможна без качественного выполне­ния функций, которые определяют круг задач, стоящих перед организацией в рамках достижения поставленной цели. Именно поэтому все виды деятельности организаций, начиная от оказания простейших бытовых услуг, производства и реализации промышленной и продовольственной продукции и вплоть до государственного управления, находятся под воздействием внешних систем оценки качества их действий. Кроме того, в любой организации существуют внутренние системы контроля качества.

В разработке системы контроля качества в первую очередь заинтересованы государственные органы, которые, в частности ведут наблюдение за деятельностью предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию и продукты питания.

[И 128] В последние годы качество работы организации неизменно связывается с требованиями соблюдения экологической безо­пасности. Предприятиям, не сертифицировавшим свою систе­му качества, уже сегодня практически закрыт выход на миро­вой рынок. В условиях глобализации рынка и при интенсив­ном развитии электронной коммерции это ведет к ограничению и последующему прекращению деятельности предприятий, пренебрегающих требованиями сертификации систем качества.

Основу современного подхода к контролю качества со­ставляет разработка систем оценки качества, анализирующих и обобщающих опыт работы большого количества организа­ций, занимающихся определенным видом деятельности. По­лученные эмпирические данные излагаются в формализован­ном и сжатом виде, пригодном для оценки качества не только конечного продукта, но и процессов управления. В связи с этим разработка стандартов и подтверждение качества дея­тельности организации включает в себя как сертификацию ка­чества конечного продукта (на решение этих; задач были наце­лены системы оценки качества на начальном этапе их разра­ботки), так и оценку качества организации как сложной социальной системы.

По оценкам специалистов, именно с внедрением всеобъем­лющей системы контроля и управления качеством организа ции удастся успешно реализовать принцип, предоставления потребителям только качественной продукции. В использова­нии сертифицированных систем качества, прежде всего заин­тересованы организации, стремящиеся найти выходы на зару­бежные рынки и привлечь иностранные инвестиции. Эти задачи особенно актуальны для современных предприятий России.

[И 129] В настоящее время к числу общепризнанных на мировом уровне стандартов оценки качества деятельности социально-экономических организаций, безусловно, относятся системы стандартов ISO 9000 и ISO 9001. Их достоинство по сравне­нию с другими системами оценки качества состоит в том, что они не накладывают каких-либо ограничений на размер, от­раслевую принадлежность а форму собственности предпри­ятия.


Используя стандарты ISO 9000, поставщик может проде­монстрировать, что его система качества организована таким образом, чтобы не допустить, а при необходимости и преду­предить несоответствие современным стандартам не только продукции, но и всех аспектов бизнес-деятельности, в том числе и управления организацией.

Система обеспечения качества ISO 9001 распространяется на все виды деятельности предприятия, начиная от налажива­ния процесса выпуска продукции (в отдельных случаях вы­пуск нового вида продукции сопровождается проектировани­ем новой организационной системы) и до заключения догово­ров с последующим соблюдением договорных обязательств и послепродажного обслуживания.

Несомненное достоинство модели поддержания качества на основе международных стандартов семейства ISO 9000 и ISO 9001 состоит в том, что они описывают необходимые элементы, которые должна включать в себя система управле­ния организацией, а не способы внедрения этих элементов конкретной организацией. Стандарты не навязывают органи­зациям единообразие систем качества. Подход к индивидуальному решению задач управления организацией основан на том, что конкретная реализация процедур управления в значи­тельной мере зависит от цели, вида производимой продукции и практического опыта. Благодаря этому обеспечивается уни­кальность организационных систем, и система качества одно­го предприятия отличается от системы качества другого пред­приятия.

[И 130] Современное представление о качестве изделий основано на принципе наиболее полного соответствия запросам потре­бителей. Потребителем продукции, выпускаемой организаци­ей, может быть физическое лицо, другая организация или сложная организационная система, например государство.

Любые изделия описываются определенным набором ха­рактеристик. Они содержатся в описании технических усло­вий, которым должна удовлетворять выпускаемая продукция, они же определяют организацию технологии производствен­ного процесса. Составление набора потребительских требова­ний представляет значительную сложность, так как связано с социально-психологическими аспектами жизнедеятельности человека и с индивидуальными свойствами личности.

Существующие наработки в области изучения потребно­стей людей и связей между ними не дают возможности соста­вить полное описание набора требований к конкретному изде­лию, однако с их помощью разработчик продукта или техно­логического процесса может добиться достаточно ощутимых практических результатов. Следует отметить еще одну сложность, связанную с со­ставлением описания набора требований. Оно связано с тем, что требования к качеству формируются не только как оцени­ваемые различными способами характеристики, но и как каче­ственные показатели, определяемые психологическими требо­ваниями. Среди них хороший вкус и привлекательный вид то­вара, надежность, долговечность и удобство использования и т.д. При этом оценки многих характеристик разными людь­ми могут быть диаметрально противоположными.


[И 131] В теории организации проблема оценки качества продук­ции и деятельности организации в целом должна рассматри­ваться в контексте реализации закона самосохранения и борь­бы организации за выживание. Если выпускаемая продукция будет обладать слишком высокой стоимостью, то в условиях конкурентной борьбы она не найдет сбыта на рынке товаров и услуг, что приведет к гибели организации.

В связи с этим с 80-х годов XX века начала развиваться система подтверждения качества выпускаемой продукции, ос­нованная на выполнении процедуры сертификации качества. Эта система включает в себя оценку не только характеристик конечного продукта, но и эффективности системы управления качеством, действующей в организации. В конечном счете она ориентирована на подтверждение эффективности действия системы управления всей организацией с позиций решения главной задачи любой организационной системы, заключаю­щейся в удовлетворении социальных потребностей общества.

[И 132] В условиях глобального рынка и глобальной конкуренции, когда потребитель может пользоваться продукцией, произво димой в любой стране мира, он предпочитает производить за­купки у предприятий, которые имеют соответствующие сер­тификаты качества, например в соответствии со стандартами ISO 9000 или ISO 9001. Это придает ему уверенность не толь­ко в качестве самой продукции, но и в том, что поставщик бу­дет корректно выполнять свои обязательства по условиям по­ставки, гарантийного и послепродажного обслуживания.

Сертификация качества особенно важна для пищевых про­изводств. При внедрении и сертификации систем качества по моделям международных стандартов ISO серии 9000 важная роль отводится технологическим процессам, а не только стан­дартам качества самой продукции. Решение этих задач тесно связано с обеспечением проблем социальной безопасности общества, так как позволяет описать критические состояния технологических процессов, которые могут привести к катаст­рофическим последствиям.

Использование организацией в своей внешней и внутренней деятельности международного сертификата качества значи­тельно повышает ее шансы в борьбе за выживаемость не только в стране ее размещения, но и на международном рынке.

[И 133] Многие годы оценка качества работы организаций в нашей стране производилась по качеству выполнения тех задач, ко­торые общество перед ней ставит, причем эти задачи форму­лировались по оценке качества конечного продукта. Для их решения успешно использовались и используются по сей день различные стандарты. Наиболее известной и эффективной яв­ляется система государственных стандартов – ГОСТ.

Действие этих стандартов распространяется не только на материальную продукцию, но и на различные услуги. Следует отметить, что благодаря усилиям Госстандарта и его подраз­делений, Академии проблем качества и других научно-техни­ческих объединений России работы по созданию, внедрению и сертификации систем качества на отечественных предприяти­ях и в организациях в последнее время заметно оживились. В настоящее время в условиях насыщенности рынка и явно выраженных тенденций к глобализации экономической дея­тельности, что в частности связано с развитием информаци­онной экономики и электронной коммерции, для оценки пер­спектив выживаемости организации в условиях острой конку­рентной борьбы используется понятие менеджмента качества.

В соответствии с эти понятием термин качество включает в себя, как уже отмечалось выше, не только качество конечно­го продукта, производимого организацией, но и достижение всех целей эффективного управления организацией. В них входят: соблюдение общих принципов современных методов ведения бизнес деятельности, отношения между организацией и обществом, методы взаимодействия с другими организация­ми и государством и, наконец, взаимоотношения между людьми внутри самой организации.

 







Date: 2016-07-18; view: 439; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию