Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мероприятия по совершенствованию делопроизводства и документооборота





 

Среди мероприятий, направленных на совершенствование до­кументооборота, выделяются две группы: совершенствование технологии документооборота и сокращение объема докумен­тооборота.

К первой группе относят все процедуры прохождения до­кументов в учреждении: создание моделей учрежденческого до­кументооборота, составление маршрутных карт технологическо­го процесса, разработка рациональных схем документооборота, составление оперофамм и документограмм, схем движения до­кументов и др. К числу способов, позво­ляющих эффективно совершенствовать технологию документо­оборота, относят оптимизацию процедур подготовки и оформ­ления документации, упорядочения документационной нагруз­ки во времени с целью более равномерного ее распределения [23, 71].

Сокращение объема документооборота связывается с рег­ламентацией документирования, уменьшением количества внут­ренних документов, рационализацией документации, созданием унифицированных систем документации (УСД), разработкой унифицированных требований к текстам, а также использова­нием бездокументных связей. Опосредованное влияние на до­кументооборот оказывают такие составляющие документационного обеспечения управления, как информационно-поиско­вая система учреждения, система контроля исполнения доку­ментов. Необходимо также установление оптимальных сроков документооборота по типовым вопросам, решаемым в деятель­ности учреждения, и наиболее рациональных маршрутов дви­жения кортежей документов (по каждому типу решений).

В соответствии с этим должна формироваться методика обследования и совершенствования документооборота, осно­ванная на изучении организационной структуры учреждения с целью выявления уровней принятия решений; органов и звеньев управления, принимающих решения; функциональной деятельности учреждения с целью определения круга решае­мых вопросов и их типологии; документационного обеспече­ния деятельности учреждения с целью выявления кортежей до­кументов, используемых и создаваемых в процессе принятия и контроля исполнения решений, установления маршрутов кор­тежей документов; подсчета временных затрат на документо­оборот по типовым вопросам деятельности учреждения.

Так, в технологической карте на документооборот отра­зится весь маршрут документа с момента его составления до сдачи в архив. По вертикали технологической карты располо­жены операции в их технологической последовательности, по горизонтали — методика работы, применяемое оборудование и материалы, продолжительность процесса, трудовые затраты.

Сокращать объем текста необходимо за счет применения стандартных правил машинописи, делить текст на четкие структурные части, что экономит бумагу примерно на 5% за счет исключения словесных переходов между частями.

Объемные документы справочного характера и долговре­менного пользования следует изготовлять с заменяемыми стра­ницами, что позволит при внесении изменений не перепеча­тывать весь документ. При подготовке оперативных докумен­тов рекомендуется использовать телеграфный стиль. Практи­куются ответы на самом запросе при помощи штампа или под­писи от руки. В этом случае сведения о документе сохраняются в организации-получателе на регистрационно-контрольной карточке, которая должна содержать соответствующую инфор­мацию.

Конечно, экономия бумаги не является главной в сокра­щении документооборота. Основное — удобство работы и лик­видация излишних документов. Унифицированная форма до­кумента должна быть удобна для заполнения и чтения, содер­жать достаточно места для размещения нужной информации.

Еще один реальный способ сокращения объемов доку­ментации — построение эффективных информационно-поис­ковых систем (ИПС). Возьмем такой пример. Приказ по лич­ному составу печатается в нескольких экземплярах и подшива­ется в дело с приказами, в личных делах, в бухгалтерии. При­чина такого "тиража" — создать возможность обнаружить доку­мент в необходимый момент. В результате создаются дублет­ные дела, которые включаются в номенклатуры и затем пере­даются в архивы. По сути же это удвоенная или утроенная до­кументация и, соответственно, увеличенный, документооборот. Научно обоснованная поисковая система исключает необходи­мость дублирования документов. Определяется степень центра­лизации ИПС, состав регистрируемых документов, структура их описания, места хранения и др. Основные принципы ра­циональной организации регистрации и поиска документов предусматривают построение информационных систем на базе полной регистрации документов, однократного ввода в ИПС каждого документа, централизации при построении поисковых систем, их информационной совместимости и возможности доступа к базе данных каждого специалиста.

В связи с тем, что объем документации возрастает из-за некачественного или несвоевременного исполнения решений и поручений, большая роль в деле сокращения документооборота принадлежит контролю исполнения. На службу документации учреждения возлагается разработка рациональных форм контроля, ведение картотеки, наблюдение за сроками и т.п. Чем лучше контроль, тем больше поручений исполняется в срок, тем меньше возникает непредусмотренных докумен­тов, и наоборот [3, 199 – 204].

Резервы сокращения объемов документооборота имеются и при размножении и копировании документов. Множитель­ная техника создает удобства для работы: ускоряет обработку информации и процесс исполнения решений. Поэтому каждая организация стремится приобрести совершенную множитель­ную машину и увеличивает тиражирование, часто без доста­точных оснований. Для оптимального использования множи­тельной техники рекомендуется: копировать документы с умень­шением формата и использовать обе стороны листа, применять выборочное копирование типа "выписок".

В целях сокращения объема документооборота рекомен­дуется составление плана по следующим направлениям:

- в положениях о структурных подразделениях и должностных инструкциях предусмотреть право подписи документов;

- ввести предварительное рассмотрение всей поступающей корреспонденции;

- в номенклатурах дел сократить количество дел за счет ликвидации дублирования;

- унифицировать распорядительные документы, заменить директивные, инструктивные и т.п. письма единой формой правового акта "Указание";

- разработать трафаретные тексты наиболее часто повторяющихся документов;

- повысить качество подготовки и оформления документов, унифицировать бланки в соответствии с действующими стандартами;

- расширить практику бездокументного решения служебных вопросов;

- для экономии бумаги усилить контроль за тиражированием документов;

- разработать табель необходимых документов с указанием сроков их подготовки и исполнения.

В наши дни стоит задача определить пути сокращения числа бумажных документов в условиях новой информационной технологии. Такая технология предполагает замену бумаж­ного документа машинным носителем информации. Это по­зволит формировать локальные базы данных, сокращая тем самым количество обращающейся документации [14, 115 – 121].

Микропроцессорная техника позволяет создать более ра­циональные схемы подготовки и прохождения документов, на­много сокращает время их обработки. Тем не менее, управлен­ческий документ как таковой не ликвидируется, а заменяется небумажной, машинной формой, которая должна быть удобна пользователю (в то же время бумажный документ сохранится в целом ряде случаев в силу традиционных критериев).

Переход к новой машинной технологии начинается пре­жде всего с упорядочения документационного обеспечения уп­равленческих процессов, технологии управленческой деятель­ности. Важным моментом является разработка матрицы доку­ментирования, учитывающей бумажные и машинные докумен­ты и жесткие требования к бумажным документам, ориентиро­ванные на последующий переход к безбумажному документи­рованию.

В унифицированных формах сохраняются действующие в управленческих процессах номиналы документов. Это назва­ния формы типа: отчет, справка, сводка и др. Номинал отра­жает правовой уровень документа, характер его содержания, то есть направленность фиксируемого управленческого действия. Задача сводится к построению правовой иерархии принимае­мых управленческих решений и циркулирующей информации и закреплению ее за определенными номиналами. Например, констатация производимых действий — акт, констатация уст­ной речи — протокол.

Устанавливается набор обязательных реквизитов, правила их написания, места расположения. Такими реквизитами мо­жет быть номинал, краткое содержание, дата, удостоверение подлинности, отметка о регистрации, авторство, сроки хране­ния. Например, следует установить единый цифровой порядок написания даты и постоянное место для нее в штампе бланка, единый порядок удостоверения документа традиционным или машинным способом. Определяются также жесткие текстовые структуры и языковые формулы для групп документов.

Наиболее перспективным является представление текста в виде анкеты или таблицы. Устанавливается состав показателей, подлежащих записи в машинную память, из которых формиру­ются самостоятельные документные формы на основе единых требований. Целесообразна также разработка правил проектиро­вания форм документов. На первом этапе упорядочения тради­ционной документации будут и бумажные, и машинные доку­менты. Следующий этап — переход к безбумажной технологии. Базовым средством этого этапа является миникомпьютерная система текстовой обработки или пишущий автомат, который позволяет печатать текст на бумаге, одновременно воспроизво­дить его на экране, корректировать без перепечатки, записывать на машинный носитель и хранить в машинной памяти.

В условиях новой информационной технологии вся до­кументальная деятельность в аппарате управления группирует­ся в два блока:

- блок автоматизированной подготовки документов;

- блок машинной регистрации поступления в систему, где сосредоточены учет, поиск, контроль исполнения и другие операции.

На начальном этапе создания машинного документа спе­циалист создает первоначальную редакцию документа, одно­временно выводя ее на экран дисплея и занося в машинную память. Создается машинный черновик. Внесенные в него из­менения воспроизводятся сразу на экране, причем первый ва­риант из памяти стирается. Отработанный вариант визируется автором и направляется на согласование. Согласование также производится машинным способом путем вывода документа на экран. На всех этапах согласования сохраняются в памяти ма­шины все внесенные изменения и их авторство. Стадия подпи­сания документа также имеет машинную форму. Руководитель выводит на свой экран окончательный текст документа, все ви­зы согласования и мнения специалистов. Изучив всю инфор­мацию, руководитель принимает окончательное решение.

После окончательного подписания документа все его промежуточные варианты могут быть из памяти машины стер­ты. Однако для наиболее важных документов, содержащих принципиальные решения или комплексные сведения, все мнения специалистов хранятся столько же, сколько и сам до­кумент.

Таким образом, в автоматизированной технологии бумажная форма появляется лишь на завершающем этапе документирования при наличии в этом необходимости.

Безбумажное документирование предусматривает еще создание автоматизированных бланков текстовых заготовок. В них заключаются унифицированные формы документов, по­вторяющиеся тексты и отдельные фразы, адреса, должности, обязательные реквизиты и т.п. Специалист-оператор выбирает необходимую форму, выводит ее на экран и задает машине программу — остальное делает техника.

Например, для подготовки конкретного документа необ­ходимо вызвать на дисплей соответствующую форму и запол­нить ее нужными данными. В этом смысле современная техника оказалась более удобной, чем рекламировавшееся в 60-х годах микрофильмирование, которое не было принято потребителя­ми как заместитель бумаги для оперативного использования.

Второй блок автоматизированного документационного обеспечения — блок машинной регистрации поступления в систему.

Задача заключается в том, чтобы определить рациональ­ную технологию регистрации всех поступлений и обеспечить доступность информации для потребителей. Наиболее целесо­образно применение регистрационно-контрольной карточки как формы, связующей бумажный и машинный носители и яв­ляющейся унифицированным местом сбора сведений об ин­формационном массиве (своего рода страховой фонд машин­ной системы). Карточка в определенных условиях может заме­нить обращение к документу, она же может служить информа­ционным источником в государственном архиве после переда­чи в него документов.

Карточка основывается на унифицированной форме, но с добавлением таких показателей, как способ записи информа­ции, отметка о переносе текста документа в машинную память, срок его хранения. Регистрация проводится одновременно с поступлением документа в систему по соответствующей про­грамме. Данные регистрации централизованно записываются в машинную память.

На базе регистрации и идентификации каждого докумен­та реализуется автоматизированный поиск и контроль испол­нения. Идентификация документа производится при помощи следующих реквизитов: код формы по ОКУД, код организа­ции-автора по ОКПО, порядковый номер внутри организации-автора, дата подписания. Речь идет о том, что для поступаю­щего в организацию документа не следует изобретать новый входящий индекс, потому что пользоваться можно тем, кото­рый он получил "при рождении". В условиях новой информа­ционной технологии машинные носители заменят бумагу на всех промежуточных стадиях подготовки документа, при обме­не информацией между машинами, при передаче одноразовых оперативных сообщений. Эффективно применение машинных методов для построения информационно-поисковых систем по управленческим документам с возможностями многоаспект­ного использования. Но в официальной сфере бумажный до­кумент сохранится в обозримом будущем. Даже при безбумаж­ном делопроизводстве целесообразно выводить на бумагу в од­ном экземпляре документы, подлежащие передаче на государ­ственное хранение, так как речь идет о комплектовании "госу­дарственной памяти" [19, 154 – 161].

Таким образом к разработанной рациональной схеме документооборота должны применяться следующие требования:

-прямоточность предполагает перемещение документов по наиболее
короткому пути;

-непрерывность- непрерывная подача документов на тот уровень, где по
ним принимается решение, что обеспечивает равномерную загрузку сотруд­
ников;

- ритмичность - равномерность движения потоков документов. Этот прин­цип очень тесно связан с принципом непрерывности, т. к. движение до-

кументопотоков не может быть ритмично, если нарушена непрерывность
движения;

-параллельность выполнение отдельных операций по обработке доку­
мента в процессе его движения;

- пропорциональность - возможности обслуживающих подразделений должны соответствовать их потребностям;

-экономичность- экономия в движении документа;

- самостоятельность и ответственность - при всех действиях (направ-­
лении, распределении, согласовании, подписании и др.) необходимо строго
руководствоваться функциями учреждения, компетенцией работников.

Необходимо обратить внимание на правильность оформления документов. Поэтому необходимо рассмотреть основные формуляры – образцы составления основных наиболее употребляемых документов, регулирующих организационно – распорядительную деятельность изучаемого предприятия [3, с.17]. (Приложение 1).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Делопроизводство — это деятельность, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами в процессе управленческих действий. Она включает в себя как все операции по составлению и оформлению документов, так и весь комплекс работ с документами (ведение переписки, исполнение и контроль исполнения, учет документов, их систематизация, хранение, использование, порядок сдачи законченных производством документов в архив и т.д.).

Делопроизводство должно решать триединую задачу:

- содействовать эффективности управления;

- обеспечивать оперативное прохождение и контроль над исполнением документов;

- способствовать освобождению руководящего состава от вспомогательных и технических операций с документами.

Решение этой задачи возложено на подразделения делопроизводства как части управленческого процесса, включающего следующие основные элементы:

- подготовка и размножение документов;

- прием, учет, предварительное рассмотрение документов и подготовка их для доклада руководству;

- контроль над прохождением документов;

- оформление, адресование, пересылка и доставка корреспонденции адресатам;

- организация и осуществление контроля над исполнением документов;

- систематизация документов по делам, учет, оформление и ведение этих дел, подготовка их к архивному хранению;

- уничтожение документального материала;

- хранение документов (дел) и обеспечение их использования;

- контроль над состоянием делопроизводства и наличием (сохранностью) документов (дел).

Составной частью делопроизводства является документирование — процесс составления и оформления документов.

Документ (от лат. documentum — поучительный пример, свидетельство) — это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом, для ее передачи во времени и пространстве.

Создающиеся в процессе управленческой деятельности документы подразделяются по содержанию информации, происхождению, месту составления, способу изготовления и т.п.

Создание документов — сложный и весьма трудоемкий процесс. Однако до последнего времени фактически не предпринималось попыток его теоретического освещения, разработки более эффективных приемов и методов составления документов, которые позволили бы улучшить их качество, снизить трудовые затраты на составление и обработку.

Для того чтобы процесс составления плана документа был эффективным, он должен складываться из нескольких операций:

- изучение исходного материала;

- определение объема информации, которую должен содержать документ;

- деление текста документа на смысловые части (каждая часть — это группа тесно связанных между собой мыслей, имеющих общую микротему);

- выделение смыслового опорного пункта в каждой части, т.е. выделения в ней самого существенного, самого характерного;

- определение среди этих частей главных и второстепенных (при этом устанавливается их соподчиненность, связь, соотношение).

К документации управленческого характера относятся приказы, акты, договоры, трудовые соглашения, докладные и объяснительные записки, справки.

Приказ — основной распорядительный документ, действу­ет на основе единоначалия, подписывается руководителем предприятия.

Служебные письма – обобщенное название большой группы управленческих документов, которые служат средством общения с учреждениями и частными лицами, сообщения чего-нибудь, уведомления о чем-нибудь. Служебные письма занимают до 80% входящей и исходящей документации предприятия.

Делопроизводство включает в себя комплекс работ с готовыми документами, созданными предприятием и полученными извне:

- прием;

- распределение;

- регистрация;

- контроль исполнения;

- справочная работа;

- формирование дел;

- хранение и использование документации;

- движение документной информации по инстанциям.

Регистрация документов — запись необходимых сведений о документах с последующим проставлением на них делопроизводственного индекса и даты регистрации.

Комплекс технических средств для механизации (автоматизации) управленческих (в том числе делопро­изводственных) процессов носит название «средства организационной техники. В делопроизводственных процессах используется разнообразная оргтехника, которая классифицируется на средства:

- копирования и оперативного размножения доку­ментов;

- составления и изготовления текстовых документов;

- обработки документов;

- поиска, хранения и пересылки документов;

- административно-управленческой связи.

Среди мероприятий, направленных на совершенствование до­кументооборота, выделяются две группы: совершенствование технологии документооборота и сокращение объема докумен­тооборота.

К первой группе относят все процедуры прохождения до­кументов в учреждении: создание моделей учрежденческого до­кументооборота, составление маршрутных карт технологическо­го процесса, разработка рациональных схем документооборота, схем движения до­кументов и др. К числу способов, позво­ляющих эффективно совершенствовать технологию документо­оборота, относят оптимизацию процедур подготовки и оформ­ления документации, упорядочения документационной нагруз­ки во времени с целью более равномерного ее распределения.

 

 

 

 

Date: 2016-07-18; view: 358; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию