Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организационно – экономическая характеристика УКСП «Совхоз «Заветы Ленина» Дрибинского района.Стр 1 из 12Следующая ⇒
Курсовой проект
на тему: Организация делопроизводства и документооборота в УКСП «Совхоз «Заветы Ленина»
Руководитель: Чухманова. (Ф. И. О., подпись) Исполнитель: Невская В.В. Студент 1 группы 3 курса экономический факультет
Горки 2009г. СОДЕРЖАНИЕ Введение 1.Теоретические основы организации делопроизводства и документооборота.......4 2. Организационно – экономическая характеристика УКСП «Совхоз «Заветы Ленина»………………………………………………………………………….…15 3. Анализ организации делопроизводства и документооборота в УКСП «Совхоз «Заветы Ленина» ……………………………………………………………..…...31 4.Мероприятия по совершенствованию делопроизводства и документооборота...47 Заключение…………………………………………………………………………...55 Список использованной литературы………………………………………………..58
Приложения
ВВЕДЕНИЕ В современных условиях перехода к рыночной экономике организация делопроизводства на сельскохозяйственных предприятиях играет немаловажную роль для внедрения ресурсосберегающих технологий. В первую очередь это связано с экономией средств, которая возникает при рациональном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов. При организации делопроизводства необходимо использовать новые технические средства, которые минимизируют затраты труда работников делопроизводства. Поэтому в нынешних условиях необходимо просчитать и рационально использовать все возможные затраты на ведение документооборота. Актуальность данной темы определяется в том, что на данный момент многие хозяйства затрачивают огромные средства на ведение своей хозяйственной деятельности, которые можно намного уменьшить за счет рациональной организации делопроизводства и документооборота в хозяйстве. За счет вложения средств в новые средства труда, можно добиться значительной экономии денежных средств и рабочего времени. Поэтому изучению данного вопроса необходимо посвятить достаточно пристальное внимание. Для полного раскрытия темы необходимо раскрыть основные вопросы. Они затрагивают практически все главные вопросы организации делопроизводства, ведения деловой корреспонденции, автоматизации работы работников служб делопроизводства, а также совершенствования системы делопроизводства и документооборота. Основной целью данной курсовой работы является изучение организации делопроизводства и документооборота в сельскохозяйственных предприятиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1.Разобрать теоретические основы делопроизводства. 2.Провести анализ организации делопроизводства и документооборота. 3.Рассмотреть мероприятия по совершенствованию делопроизводства и документооборота в хозяйстве. Объектом исследования является вся документация хозяйства, а предметом – рациональная организация работы с ней. При написании курсовой работы была использована научно-методическая и нормативная литература отечественных и зарубежных авторов по вопросам делопроизводства и документооборота.
а бумаге [6, 18]. В настоящее время содержание понятия "делопроизводство" определяется ГОСТом 16487-83 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения". Делопроизводство — это деятельность, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами в процессе управленческих действий. Она включает в себя как все операции по составлению и оформлению документов, так и весь комплекс работ с документами (ведение переписки, исполнение и контроль исполнения, учет документов, их систематизация, хранение, использование, порядок сдачи законченных производством документов в архив и т.д.) [4, с.12]. Таким образом, под документооборотом понимается движение комплексов (кортежей) документов. В состав кортежей входят: документы, инициирующие решения, используемые при их выработке и фиксирующие их принятие (или сами решения), документы, направляемые для исполнения и сообщающие о результатах исполнения. Документооборот, рассматриваемый как результат, будет представлять собой совокупность документов, используемых и создаваемых в процессе принятия решений и контроль за их исполнением. Следовательно, совокупность документов, выполняющих определенное целевое назначение в процессе документооборота, можно определить понятием "документопоток". К документопотоку относятся документы, инициирующие решения, фиксирующие решения и др. Исследовать документопотоки имеет смысл в пределах общего документооборота [2,с.68-69]. Многие исторические факты свидетельствуют о том, что белорусское делопроизводство начало формироваться не позже российского (в IX—X вв.). В рамках Полоцкого княжества (X—XIII вв.) были заложены основы белорусского делопроизводства. В начале X в. уже применялись договоры, а для удостоверения реквизитов договора использовались печати. Состав документов в этот период весьма разнообразен — уставные, духовные и прочие грамоты, выступающие как законодательные частноправовые акты. В XII в. появились писцы, занимавшиеся составлением, подготовкой и рассмотрением документов. В XIII—XIV вв. бурное развитие хозяйственно-экономической жизни белорусских городов и земель возродило внутри- и внешнеторговые связи. Развитие экономики, необходимость отражения внешней агрессии и отстаивание торговых интересов белорусских земель в соседних государствах привело к образованию централизованного государства — Великого княжества Литовского. Все это предопределило возрастание роли документирования. В конце XIV в. документы начинают составлять на бумаге. Обязательным способом удостоверения была печать. В конце документа приводились такие реквизиты, как место и дата составления, а автор, как правило, указывался вначале. В XIV—XV вв. была окончательно сформирована система делопроизводства, просуществовавшая практически без изменения вплоть до XVIII в. Именно в этот период начала действовать первая государственная канцелярия, которая занималась подготовкой большинства документов. Под началом канцлера в канцелярии работали регенты, секретари, писари, дьяки и переводчики. При канцелярии находился архив. В целом все хранившиеся в архиве документы составляли метрику Великого княжества Литовского. Высшим проявлением документирования законодательства явилось издание трех Статутов Великого княжества Литовского — 1529, 1566, 1588 гг. Все три Статута отличает четкая организация подачи материала. В XV—XVI вв. складывается белорусский делопроизводственный язык. Определенную системность и структуру приобретает изложение текстов документов. В первой части документа указывается причина его составления, во второй — решение по данному вопросу. В этот период появляются формуляры— образцы документов. Продолжается формирование специальных систем документирования: дипломатической, учетной, военной и судебной. Наиболее важным в плане утверждения системы делопроизводства явился XVI в., когда утвердился состав документов, сложились и нашли отражение в законах основные правила их составления, оформления, движения и хранения. Последующие два столетия система делопроизводства оставалась практически неизменной. Такое состояние дел было вызвано, с одной стороны, тем, что сложившаяся система удовлетворяла потребностям государственной и общественной жизни, с другой — застоем в экономической, хозяйственной и политической жизни государства. В середине XVTI в. в организации делопроизводства стали проявляться негативные моменты. Белорусский язык в 1696 г. был заменен на польский, который стал официальным делопроизводственным языком. Раздел Речи Посполитой в конце XVIII в. привел к тому, что белорусские земли вошли в состав России. Новые статус белорусских земель, административно-территориальное деление, органы управления требовали и новой системы документирования. В первой половине XIX в. на Беларусь была распространена система, действующая на всей территории Российской империи и получившая название «исполнительное делопроизводство». Ей предшествовали приказное и коллежское делопроизводство. При казне делопроизводствовозникло в конце XV в., когда появились первые приказы— центральные органы государственной власти, ведавшие отдельными отраслями княжеского управления, и приказные избы— органы государственного управления на местах. В наследство от приказного делопроизводства получили мы и слово «волокита». Документы в то время подклеивали друг к другу и получали длинную ленту, наматываемую на палочки в свитки. При чтении документов лента «волочилась», отсюда и родилось понятие, обозначающее сегодня несвоевременное решение того или иного вопроса. Коллежское делопроизводствопришло на смену приказному в 1717—1718 гг. Было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной сферой управления и подчинялась Сенату. Коллежское делопроизводство было более прогрессивным по сравнению с приказным. Применялись упорядоченные системы регистрации документов, были заложены основы организации учета и хранения документов, тогда же впервые появился термин «архив». Однако, развивая отдельные делопроизводственные операции по работе с документами, коллежское делопроизводство оставило без изменений его бюрократическую сущность. Исполнительное делопроизводствосменило коллежское в 1802 г., когда был издан указ о замене петровских коллегий министерствами. Введение министерств завершило процесс четкого разграничения функций органов исполнительной власти, заменило коллегиальность единоначалием. Исполнительное делопроизводство отличалось четкой организацией и регламентацией, надлежащим учетом документов, что было шагом вперед по сравнению с делопроизводством в Великом княжестве Литовском. В то же время исполнительное делопроизводство характеризовалось необычным бюрократизмом, волокитой и злоупотреблениями чиновников. Решение многих дел при этой системе растягивалось на недели и даже месяцы. Отличительной чертой исполнительного делопроизводства явилась его полная регламентация законодательными актами. В первой половине XIX в. были установлены и закреплены в законах формы написания многих документов и порядок работы с ними. В делопроизводстве стали применять бланки документов, что ускорило процесс их изготовления. Значительные изменения в организации архивного дела произошли на территории Беларуси в первой половине XIX в. Архивы стали создавать при каждом учреждении. Все эти изменения сопровождались повсеместным введением русского языка. Они были весьма значительны, так как полностью изменили организацию делопроизводства на Беларуси, состав документов и технологию их изготовления, обработки и движения. После октябрьской революции 1917 г. начался советский период в развитии делопроизводства. В 1917— 1919 гг. был разработан и принят целый ряд декретов по вопросам улучшения и упрощения делопроизводства. Вопросами документационного обеспечения процессов управления стало заниматься бюро «Стандартизации». Отличительной чертой делопроизводства в этот период явилось то, что документ стал объектом стандартизации. С 1972 г. в СССР начали действовать единые правила подготовки и оформления организационно-распорядительных документов: ГОСТ 6.38—72 «Требования к оформлению документов» и ГОСТ 6.39—72 «Формуляр-образец». В 1973 г. были введены в действие основные положения Единой государственной системы делопроизводства. В 1975 г. был принят ГОСТ 6.15.1— 75 «Унифицированные системы документации (УСД). Система организационно-распорядительной документации. Основные положения». Этот стандарт установил основные требования к унифицированным формам организационно-распорядительных документов. Общее методическое и научное руководство работами по унификации и стандартизации документов осуществлял ГОССТАНДАРТ. К началу 1984 г. было разработано и утверждено 16 УСД общесоюзного значения, 27 государственных стандартов на унифицированные системы документации. На Беларуси после Октябрьской революции 1917 г. наблюдается новый виток развития национального делопроизводства. В 20-е гг. развернулась интенсивная разработка и упорядочение белорусской национальной терминологии. Большинство терминов права и обществоведения закрепились в языковой практике, например: ахова здароуя, шляхі зносін, выканаучы камітэт, замежныя справы и др. Были изданы книги, специально посвященные делопроизводству: «Учебник делопроизводства сельских и местечковых советов» (Мн.,1926), созданный на основе учебника, широко применяемого в РСФСР; «Учебник делопроизводства районных исполнительных комитетов» (Мн.,1926). Для закрепления белорусской терминологии была издана книга С. Середы «Делопроизводство. Образцы официальных бумаг. Словарь технико-канцелярских выражений и другие необходимые в делопроизводстве знания» под редакцией М. Красинского (Мн., 1926). Основы современной бухгалтерской терминологии также были разработаны в 20-е гг. В 1928 г. был опубликован «Словарь бухгалтерских терминов», в нем приведено 1642 русских термина и соответствующее количество белорусских. Особенностью словаря является то, что основная часть слов в нем — интернациональная. Постсоветский период начался с распадом СССР. После 1991 г. в республике были созданы самостоятельные структуры, занимающиеся проблемами научного и нормативно-методического обеспечения делопроизводственных служб. Так, Главное управление при Совете Министров БССР было преобразовано в Комитет по архивам и делопроизводству Республики Беларусь, а на базе Института историко-политических исследований был создан Белорусский научно-исследовательский центр документоведения, археографии и архивного дела (БелНИЦДААД), впоследствии преобразованный в Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (БелНИИДАД). В марте 1995 г. Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС) был утвержден и введен в действие с 1 октября 1995 г. стандарт Беларуси СТБ 6.10.1-95 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Основные положения». Затем с 1 июля 1996 г. был введен в действие СТБ 6.38—95 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система ОРД. Требования к оформлению документов», разработанный БелНИИДАД. Современное белорусское делопроизводство находится на стадии развития. Для него характерны две тенденции: заимствование подходов, выработанных в русском языке, и поиск собственных языково-стилевых средств [15,с.5-10]. Составной частью делопроизводства является документирование. Документирование- это процесс составления и оформления документов. Оно развивается по двум направлениям: - документирование по общим вопросам управления (общая документация), -документирование специальных сторон управленческой деятельности (специальная документация), куда входит бухгалтерская, статистическая, техническая, военная и другая документация. Основным объектом в делопроизводстве является документ, а также процесс работы с ним. Документомназывается средство закрепления различными способами на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Документы широко используются в управленческой деятельности: они служат основанием для принятия решений, информационно-справочной работы, учета. В нормативных документах закрепляется государственное устройство. Они используются также как средство общения между организациями, между организациями и гражданами. Любой документ отражает определенную информацию о процессах, происходящих в обществе, отдельном коллективе, и является основанием для принятия управленческого решения, чем и определяется его место в управлении. Роль документов в управлении состоит в том, что он направлен на решение имеющейся или возникшей проблемы. Документ, созданный организацией или должностным лицом и оформленный в установленном порядке, называется официальнымдокументом. В состав каждого документа входит ряд информационных элементов, характеризующих сам документ, его целевое назначение, занимаемое место в пространстве и во времени. Такие информационные элементы называются реквизитами. Зафиксировав информацию, документ обеспечивает ее сохранность и накопление, а также возможность передать ее другому лицу. Следовательно, документ может выполнять несколько функций: -информационную, включающую фиксацию, сохранность и передачу - социальную,отражающую действительность, место и роль человека в -коммуникативную, организующую и поддерживающую информационные связи в обществе между отдельными элементами (документы определенного направления (указы, законы, жалобы, заявления и т. д.) и двустороннего направления (переписка, договора и т. д.); -управленческую, создающую документы для целей управления; - правовую, фиксирующую, закрепляющую и изменяющую правовые -учетную, фиксирующую в цифровом выражении информацию, связанную с хозяйственной и другой деятельностью для анализа и контроля информации; -культурную,состоящую в фиксации и закреплении полученных знаний, Значение той или иной функции со временем изменяется, как изменяется и роль самого документа [3 с.3-4]. В настоящее время отдельные авторы термин «делопроизводство» все чаще заменяют термином «документационное обеспечение». Последнее заслуживает внимания, так как содержит весь комплекс работ с документами, включая вопросы их оборота и хранения [16,с.11]. В процессе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий их органы управления и должностные лица принимают решения, издают приказы, дают распоряжения, ведут переписку с органами управления, вступают в договорные идругие отношения с юридическими и физическими лицами. Документирование управленческой деятельности заключается в фиксации на бумаге или других носителях управленческих действий по установленным правилам, т.е. в создании управленческих документов. Документирование осуществляется на естественном языке (рукописные документы, в т.ч. телеграммы, телефонограммы, телетайпограммы ит.д.), а также на искусственных языках с использованием машинных носителей. Деятельность организации обеспечивается системой взаимосвязанных управленческих документов, составляющих ей документационную базу. Состав документационной базы определяется компетенцией организации, кругом управленческих функций, порядком разрешения вопросов (единоличный или коллегиальный), объёмом и характером взаимосвязей между организациями одного или различных уровней управления. Основной массив документации составляет корреспонденция. Совокупность различных писем и документов, предназначенных для оформления деловых (служебных) отношений, для переписки между предприятиями, учреждениями и гражданами, принято называть деловой корреспонденцией. В деловых письмах и других документах отражается оперативная деятельность предприятий и учреждений. Административная документация является надежным юридическим источником. К документам обращаются всякий раз, когда в этом возникает необходимость - спустя много лет и даже столетий. Они являются главным аргументом в спорных ситуациях, подтверждая тем самым первичное определение термина "документ" как "способ доказательства". Документ - это материальный объект с информацией, закрепленной на нем определенным способом, предназначенным для передачи информации во времени и пространстве. Совокупность документов, посвященных какому-либо вопросу, событию, явлению и т.д., называют документацией. От того, насколько правильно и своевременно составлен или оформлен документ, насколько быстро можно навести необходимую справку и проверить исполнение, зачастую зависит четкость и действенность руководства предприятием. Все эти вопросы относятся к делопроизводству. Под делопроизводством понимается деятельность, охватывающая документирование, т.е. процесс составления служебных документов и организации работы с документами. Термин "делопроизводство" - русский термин, как отмечается в литературе, не имеющий аналогов на других языках. Он берет свое начало от старого понятия "производство дел" - непосредственный процесс принятия решения на основании документов. В дореволюционной России процесс рассмотрения и решения тех или иных вопросов - "дел" - назывался "производством дел". На территории Беларуси он появился в конце XVIII - начале XIX вв. одновременно с введением русского языка в учреждениях государственного управления и внедрением российских принципов работы с документами в них. В белорусском языке понятию "делопроизводство " соответствует термин "справаводства". Термин "справаводства" появился в белорусском языке лишь в 20-е годы XX в., когда в связи с образованием БССР и проведением политики белорусизации в государственные учреждения был возвращен белорусский язык и началась активная разработка современной белорусской делопроизводственной терминологии. В делопроизводство входят следующие понятия: документирование, документооборот и дело. Документирование - это процесс создания документов, создание условий, обеспечивающих составление, оформление, прием, регистрацию, обработку, контроль исполнения документов, их размножение, от правку и передачу, формирование дел, а также хранение обработанных документов в архиве. Документооборот - это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки. Дело - это совокупность документов или документ, относящийся к определенному вопросу или участку деятельности организации, помещенный в отдельную обложку. Правовая и содержательная стороны докумёнтационного обеспечения регламентируются соответствующими законами Республики Беларусь, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, постановлениями и распоряжениями органов государственной власти и управления, определяются положениями и уставами предприятия, должностными инструкциями работников аппарата управления. Организационно - техническая сторона докумёнтационного обеспечения регламентируется Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 6.38-95 "Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", который утвержден и введен в действие постановлением Белстандарта от 20 октября 1995 г. № 11. СТБ 6.38-95 - основной нормативный документ, устанавливающий требования к оформлению организационно-распорядительной документации органов государственной власти и управления, а также юридических и физических лиц (субъектов хозяйствования всех форм собственности), осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь. Нормативные документы, регламентирующие порядок ведения делопроизводства на территории Республики Беларусь, разработаны на основе нормативно-методических документов бывших Главархива и Госстандарта. Ранее была проделана значительная работа по унификации и классификации документов, разработке единых форм документов, правил их составления и оформления, создания трафаретных текстов. В 1973 году была разработана и внедрена Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД). ЕГСД - это система документационного обеспечения управленческой деятельности, определяющая типовые процессы документирования и организации работы с документами. Цель системы- внедрить в практику рациональные формы и методы делопроизводственного обслуживания. В 1984-1986 гг. был подготовлен и приняг к действию нормативный документ "Единая государственная система документационного обеспечения управления" (БГСДОУ). В настоящее время при ведении делопроизводства используются следующие нормативные документы и государственные стандарты: 1. СТБ 6.38-95. Унифицированные системы документации. Система 2. Примерная инструкция по делопроизводству в министерствах, 3. ГОСТ 16487-83. Делопроизводство и архивное дело. Термины и 4. ГОСТ 6.10.4-84. Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Согласно действующему законодательству министерства, госкомитеты и другие центральные органы управления, учреждения, организации, предприятия наделены правом издавать только те распорядительные документы, которые предусмотрены действующим законодательством и соответствующими положениями и уставами [9,с.3-5]. Основными нормативными актами, регламентирующими делопроизводство в Республике Беларусь, являются: -Закон Республики Беларусь «О Национальном архивном фонде и архи- -Стандарт СТБ 6.38-95 «Унифицированные системы документации Рес- -Методические указания по практическому применению СТБ 6.38-95; -Примерная инструкция по делопроизводству в министерствах, госко- -Унифицированная система организационно-распорядительной доку- -Основные правила работы архивов центральных и местных органов го-
Организационно – экономическая характеристика УКСП «Совхоз «Заветы Ленина» Дрибинского района. Date: 2016-07-18; view: 359; Нарушение авторских прав |