Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Менеджмент и предпринимательство





В докапиталистический период управление в основном представляло собой функцию власти — государственной, политической, военной, религиозной. Производственные же процессы, чаще всего протекавшие в крохотных мастерских или на мелких земельных наделах на основе личного труда их владельцев, специальными управленческими действиями не сопровождались.

С развитием производства и его концентрацией на крупных предприятиях положение изменилось. Теперь основная масса тех, кем нужно было управлять, была объединена властью экономической, то есть собственностью, а управление стало ее функцией наряду с другими, такими как производство, предпринимательство, присвоение; персонифицированным носителем этих функций оказался, понятно, собственник.

Первоначально, трудясь в одиночестве, он был “един во всех лицах”: создавал блага и услуги (производственная функция); принимал решения о путях и формах развития своего дела и нес за них ответственность (предпринимательская функция); организовывал и контролировал повседневную деятельность (управленческая функция); распоряжался результатами своего труда (функция присвоения).

С ростом масштабов производства собственнику пришлось одну за другой снимать с себя эти функции. Сначала производственная функция, а затем и текущее управление и контроль были переданы наемным работникам. В крупных акционерных обществах значительная часть собственников не занимается и предпринимательством; последнее стало уделом отдельных их представителей, входящих в советы директоров, а также наемных руководителей, поставленных ими во главе компании. В конечном счете за большинством собственников остается лишь присвоение результатов производства в форме дивидендов и утверждение решений, принимаемых от их имени.

Таким образом, развитие производства привело сначала к тому, что управление превратилось в функцию экономической власти (собственности), а затем постепенно из рук собственника большей частью перешло в руки наемных специалистов — профессиональных руководителей всех уровней — менеджеров. Так возник менеджмент.

Сегодня понятие менеджмент (management), восходящее к глаголу to manage, что первоначально означало “искусство объезжать лошадей”, имеет ряд значений, характеризующих разные аспекты управленческой деятельности.

Во-первых, это — хозяйственное управление организацией, действующей в условиях рынка в “автономном плавании”, связанное с необходимостью поиска путей ее развития и принятия оперативных решений по любым, самым неожиданным и сложным вопросам. Исходя из такого подхода управление предприятиями, существовавшее в Советском Союзе в условиях командно-административной системы, не может считаться менеджментом, ибо оно свободным не было, а направлялось государственной властью.

Во-вторых, под менеджментом понимается управление некоторой самостоятельной сферой хозяйственной деятельности. Так, в настоящее время широкое распространение получил кадровый менеджмент, то есть совокупность видов деятельности, связанных с управлением персоналом; его подбором, обучением, продвижением, повышением квалификации, решением социальных проблем и т.п. Менеджментом считается и организация выступлений звезд эстрады, спортивных команд, проведения массовых мероприятий, хотя понятно, что об образовании фирмы здесь не может быть и речи.

В-третьих, понятием “менеджмент” в настоящее время характеризуется группа лиц, осуществляющих в рамках организации управленческие функции. В русском языке ему соответствует термин “руководство”.

В-четвертых, менеджмент — учебная дисциплина, преподавание которой в колледже одного из городов США начал в 1881 г. некий Джозеф Вартон и которая сегодня составляет важнейший элемент подготовки любого специалиста, а как самостоятельная специальность высшего и среднего профессионального образования является едва ли не самой популярной среди студентов всего мира.

В-пятых, наконец, менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта в области управления, имеющих междисциплинарный характер. Здесь используются данные экономики, психологии, социологии, педагогики, организации, права и сформулированные ими законы. Можно ли считать менеджмент наукой в полном смысле слова, или это только сплав систематизированных положений и выводов перечисленных наук, обобщенного опыта многих поколений управляющих и личного искусства каждого, кто берется за это нелегкое дело? Окончательного ответа на этот вопрос до сих пор не дано.

Вопрос о том, наука менеджмент или нет, совершенно не отражается как на его авторитете, так и на авторитете тех, кто занимается им на практике — менеджеров. Они пользуются на Западе огромным уважением. Из них выходят крупные политики, такие, например, как Роберт Макнамара, совершивший путь от главы компании “Дженерал Моторс” до поста министра обороны США, а впоследствии Директора Международного банка реконструкции и развития. Другие за свои заслуги завоевывали всеобщее признание и становились национальными героями.

Таков Ли Якокка, поднявший из руин корпорацию “Крайслер” и спасший этим от безработицы сотни тысяч людей и от многих неприятностей — американскую экономику. Наконец, менеджеры — самая высокооплачиваемая категория работников, честным трудом заслуживающая свои порой многомиллионные гонорары, на порядок превышающие оплату высших правительственных чиновников, включая президентов и премьер-министров.

Успех на этом поприще менеджерам приносят глубокие профессиональные знания — многие из них, особенно в США, обладают учеными степенями и званиями, позволяющими глубоко и всесторонне оценивать текущее положение вещей и делать обоснованные прогнозы на будущее, а также недюжинным педагогическим талантом, умением работать с людьми, вести их за собой, руководить, но в то же время и подчиняться как обстоятельствам, так и тем, кто по рангу или служебному положению, по знаниям и компетенции выше их.

Всеми перечисленными качествами, как правило, не обладают предприниматели. Вот что пишет о них известный американский бизнесмен и теоретик менеджмента Харви Маккей:

“Людям с предпринимательской жилкой присуще полубезумное, фанатичное стремление — делать все самим, не допуская, чтобы кто-либо совал нос, задавал вопросы и указывал. Они не хотят утрачивать контроль над своим бизнесом. Но предприниматель, как бы талантлив он ни был, нуждается в специалистах, обладающих теми профессиональными знаниями, которыми он сам не может овладеть”.

Этими специалистами и являются прежде всего менеджеры, которых в нашей стране, как уже говорилось, до последнего времени не было, так как отсутствовал рынок — их “инкубатор” и адекватная “среда обитания”, а были и есть так называемые хозяйственные руководители, свойственные, впрочем, не только командной экономике, но и бюрократизированным западным корпорациям, где их называют “менеджерами вчерашнего дня”.

Сравним портреты типичного хозяйственного руководителя и современного менеджера, идеал которого изображается в теоретических представлениях специалистов в этой области.

Между этими условными крайними типами находятся реальные живые люди со всеми их достоинствами и недостатками, большинству из которых на самом деле весьма далеко до идеала. Не зря один из крупнейших современных специалистов в области менеджмента Питер Друкер высказался следующим образом:

“В большинстве книг по проблемам управления дается портрет “руководителя завтрашнего дня”, который выступает человеком чуть ли не “на все времена”. Нам говорят, что работник управления высшего звена должен иметь исключительные способности для проведения анализа и принятия решений. Он должен хорошо ладить с людьми, разбираться в структурных механизмах организации, иметь математические способности, художественное чутье и творческое воображение. Иными словами нужен универсальный гений, каковых в реальной действительности практически не существует. Весь опыт существования человечества показывает, что в мире царит универсальная некомпетентность. Именно поэтому мы должны комплектовать свои организации людьми, которые в лучшем случае обладают одним из перечисленных качеств, и, как правило, каждый из функционирующих работников лишь в самой малой степени наделен всеми остальными”.

Date: 2016-07-18; view: 298; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию