Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управленческая деятельность: характерные черты и виды





Человек существует и действует в определенной среде. Эту среду образуют другие люди; материальные объекты, как естественные, так и искусственно созданные; наконец, процессы, отражающие взаимодействие между людьми, между вещами, между теми и другими. Деятельность по упорядочению и координации этих процессов составляет содержание управления в широком смысле слова. Таким образом, предпосылками последнего можно считать два обстоятельства: множественность, элементов окружающей человека среды и необходимость обеспечения между ними позитивного взаимодействия и предотвращения негативного.

Та часть окружающей среды, на которую направлен конкретный управленческий процесс, называется объектом управления; последний обладает определенными пространственными и временными границами, а также качественным содержанием. Например, объектом управления в организации являются люди, их социальное положение и взаимосвязи; деятельность в виде производства, планирования, контроля и т.п.; развитие самой организации, совершенствование ее структуры, системы управления и пр.

Направитель управленческого процесса называется субъектом управления. Поскольку управление — сознательная деятельность, то его субъектом в конечном счете всегда будет человек или группа людей. В то же время непосредственно осуществлять его могут организации, подразделения, а также кибернетические устройства — от простейших автоматов до больших вычислительных машин.

Понятно, что субъект и объект управления не существуют сами по себе, а образуют единый организм — управленческую систему; первый играет в ней роль управляющей подсистемы, а второй — управляемой. Взаимодействие этих подсистем осуществляется в основном в форме обмена информацией с помощью так называемых команд, с одной стороны, и действий (или бездействия) в соответствии с ними с другой. Демонстрация таким способом своего отношения к поступившим командам или иной информации получила название обратной связи. Управлять без нее — все равно что вести автомобиль с завязанными глазами.

Чтобы взаимодействие между управляющей и управляемой подсистемами было эффективным, необходимо выполнение ряда условий. Прежде всего, речь идет об их соответствии друг другу и тем задачам, которые они должны решать. Например, чтобы руководитель и подчиненный хорошо понимали друг друга, они должны обладать близкими специальностями, разрывом в уровне образования и квалификации, не превышающем двух порядков, психологически подходить друг другу. Более того, управляющая и управляемые подсистемы должны быть вообще совместимыми: шофер автомобиля не может управлять самолетом или кораблем, поскольку обучен совсем другому.

Эффективное управление невозможно без относительной самостоятельности управляемой подсистемы в рамках единства с управляющей. Последняя не в состоянии предусмотреть всего, поэтому должна предоставлять управляемой определенную свободу поведения, особенно в случае возникновения непредвиденных ситуаций; в противном случае ожидание дополнительных корректирующих команд приведет к большим потерям времени и негативно отразится на результативности работы.

Поскольку управляющая подсистема должна постоянно корректировать действия управляемой, между ними должно существовать двустороннее взаимодействие. Однако такое взаимодействие предполагает корректировку не только управляемой системы, но и управляющей, которая должна приспосабливаться к ее новому состоянию. Так, рост масштабов фирмы неминуемо приводит к изменению органа управления: в его рамках появляются новые органы, новые подразделения, изменяются существовавшие взаимосвязи.

В процессе функционирования объекта управления в нем неизбежно возникают различного рода нарушения (сбои, неполадки, например остановка производства вследствие нехватки ресурсов, отсутствия заказов, недостачи финансовых средств и т.п.), препятствующие нормальной реализации его функций.

Некоторые из них бывают случайными, другие формируются сознательно и преследуют цель нанести кому-то ущерб; их предугадать невозможно, поэтому остается заложить в систему управления дополнительный “запас прочности”, повышающий ее устойчивость.

Наконец, можно говорить о повторяющихся и неповторяющихся (уникальных) нарушениях. Наступление первых легко вычислить, поэтому задача управления состоит в создании условий, предотвращающих само появление этих неопределенностей или смягчающих их последствия.

Например, если партнеры фирмы не очень обязательны при выполнении взятых на себя обязательств о поставках, для обеспечения бесперебойности производственных процессов приходится создавать страховые запасы, которые в противном случае можно было бы и не делать. Но они предохраняют от остановок производства вследствие нехватки сырья, материалов, комплектующих (возникновения неопределенностей).

Уникальные неопределенности спрогнозировать, а следовательно, предотвратить, трудно. Можно лишь смягчить их последствия, скажем, застраховавшись от потерь.

На преодоление нарушений направлены различные типы управления — организационное, перспективное, текущее. Суть организационного состоит в создании системы управления определенного вида и структуры, формировании механизма ее функционирования и оформлении всего этого в соответствующих документах.

В рамках перспективного управления ставятся долгосрочные цели и определяются основные пути их достижения, в результате чего обеспечивается будущая жизнеспособность объекта управления. Наконец, текущее управление занимается постановкой конкретных задач, обеспечением их необходимыми ресурсами, координацией процесса их решения, контролем за достигнутыми результатами и внесением корректив. В зависимости от особенностей управляемой подсистемы можно выделить следующие основные виды управления: идеологическое, государственное, социальное и хозяйственное.

Идеологическое управление заключается в разработке политическими партиями и объединениями концепций общественного развития и во внедрении с помощью средств массовой информации в сознание широких слоев населения.

В рамках государственного управления происходит регулирование социально-экономической жизни страны на основе различного рода законодательных и иных нормативных актов, руководства органами государственной власти и управления. Социальное управление проявляется как координация неполитических процессов в обществе и деятельности соответствующих организаций, не связанных с рыночными отношениями, например, религиозной сферы.

Наконец, под хозяйственным управлением, которому собственно говоря и посвящен настоящий курс, можно понимать руководство коммерческими и некоммерческими структурами, ориентированными на работу в рыночных условиях. Это — сложная система, состоящая в свою очередь из ряда элементов, среди которых прежде всего можно выделить:

- административное (общее) управление организацией в целом;

- производственное управление, непосредственным объектом которого являются технологические процессы, представляющие собой единство функционирования средств производства и деятельности обслуживающих их работников;

- финансовое управление, под которым понимается регулирование формирования и использования финансовых средств организации;

- инновационное управление, то есть управление созданием и внедрением различного рода новшеств в технологию, организацию, управление производством, в номенклатуру выпускаемой продукции и оказываемых услуг;

- кадровое управление, связанное с комплектованием штатов и социальным обслуживанием работников;

- управление рыночным поведением организации, или маркетинг.

Известным западным экономистом А.Маршалом управление было выделено в особый фактор производства, роль которого состоит в комбинировании других факторов — земли, труда, капитала в процессе производства благ и услуг. Рациональное комбинирование этих факторов снижает затраты, в чем и проявляется эффект управления.

Date: 2016-07-18; view: 509; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию