Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Художественно-публицистические жанры, их особенности.
сложившаяся разновидность произведения, обладающая устойчивыми признаками. В современной теории журналистики выделяют три жанрообразующих фактора: 1) предмет отображения ("что мы отображаем?"). С этой точки зрения все публикации можно разделить на две большие группы:
- отражающие первичную реальность текста (то, что происходит в действительности)
- отражающие вторичную реальность текста (то, что уже кем-то было создано).
2) целевая установка, или функция отображения ("для чего?"). Исходя из цели, выбираем жанр. Целевая установка обычно проявляется в том или ином уровне детализации, глубине постижения связей. 3) метод отображения ("как? каким образом? с помощью чего?"). Художественно-публицистичесие жанры – это жанры, в которых предлагается интерпретирующая информация на основе художественного анализа явлений и характеров. Это изображение жизни, а не рассуждения о ней. В кадре или за кадром всегда присутствует человек. Публицистика нередко проникает в художественную и научную литературу. Общие характеристики публицистики:
1) играет важную социальную роль, служит средством выражения плюрализма общественного мнения; является также способом организации и передачи социальной информации;
2) играет важную политическую и идеологическую роль; служит средством агитации, пропаганды, иногда - манипулирования.
Цели публицистики: воздействовать на современное общественное мнение (формировать общественное мнение), нравы и существующие политические институты.
Общая характеристика художественно-публицистических жанров (Мельник/Тепляшина)
1. В художественно-публицистических жанрах отражаются социальные отношения на разных уровнях: реже «человек-человек» и «человек-я сам», чаще «человек-социальная группа» и «человек-социум» (государство, нация и т.п.). 2. Художественно-публицистические жанры представляют собой синтез эмоционально-образного и рационально-познавательного отражения действительности, науки и искусства, культуры и социологии.
3. Художественно-публицистические тексты имеют свои стилевые особенности. Они определяются: 1) внеязыковыми факторами (актуальность, оперативность, периодичность и ярко выраженное отношение автора к содержанию высказывания); 2) функциями публицистики (а именно единством двух функций - информационной и воздействующей).
Информационная функция определяет такие качества текста, как документальность и объективность. Воздействующая функция связана с оценочностью, выразительностью, эмоциональностью и полемичностью.
От публицистики эти жанры взяли логико-рациональное начало, а от художественной литературы образность. Художественно-публицистический текст – это единое целое, в котором публицистические и образные компоненты взаимно дополняют друг друга.
Художественно-публицистические жанры – это жанры синтеза публицистического и литературного начала. Одно может преобладать, но не довлеть. Это органичное единство, несет в себе мощный заряд воздействия на аудиторию, прибавляя к функциям информационных и аналитических жанров функцию эстетическую, поэтому здесь следует говорить о процессе типизации. Автор воспроизводит типичные характеры эпохи со своей позиции. Средства типизации: портрет, пейзаж, описание внешних обстоятельств бытия, деталь, речевая характеристика. Традиционный подход к классификации жанров:Худ-пуб: очерк, сатирические жанры – фельетон, памфлет, эпиграмма. Кройчик:Исследовательско-образные / художественно-публицистичские – очерк, эссе, фельетон, памфлет. Тертычный:очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра. Стрельцов:очерк, эссе, фельетон, памфлет. Художественно-публицистичесие жанры – это жанры, в которых предлагается интерпретирующая информация на основе художественного анализа явлений и характеров. Это изображение жизни, а не рассуждения о ней. В кадре или за кадром всегда присутствует человек. Л.Е. Кройчик: художественная публицистика (у него на примере очерка) как синкретическое соединение трех начал – социологического (научного), публицистического и художественного. Социологическое начало выражается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности, в стремлении автора не к произвольному выбору индивидуально-неповторимых характеров, а к выявлению объективных причин, породивших те или иные социальные характеры и ситуации.
Публицистическое начало очерка проявляется в опоре на факт. Автор так группирует факты, чтобы они придавали жизненность социально значимому характеру. Публицистическое начало проявляется и в стремлении автора дать факты в их социальном заострении, максимально актуализировать поднимаемую проблему, выразить свое к ней отношение, опираясь на систему художественно-публицистических образов. Художественное начало определяется стремлением публициста создать достоверную и убедительную картину действительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации, явления и характеры социально типизируются. В основе худ.-публ. произведений лежат документальные факты, но определяющим становится авторское впечатление от факта. Способы предъявления фактического материала: 1. Типизация является одним из видов художественного обобщения в публицистике. Это воспроизведение характеров и явлений в обобщенном и в то же время в индивидуализированном виде в соответствии с их внутренней логикой, с определенных мировоззренческих позиций. Типизация предполагает не только обобщение, но и наделение конкретными признаками. Характерами; предполагает концентрацию, сгущение реальности. Доводит до логического конца возможности, заложенные в том или ином характере. 2. Авторская интерпретация:подвергнуть факты собственному осмыслению, поделиться личными впечатлениями, выразить свое отношение к герою, спрогнозировать развитие ситуации. 3. Образная трактовка:создание документального образа через цепь ассоциативных связей и образных представлений. Проблема документальности: с одной стороны, нужно точно воспроизвести факты действительности, с другой – создать новый образ за счет преобразований отдельных характеристик объекта. Документальность способствует появлению образов – фактов.
Очерк – публицистический жанр, в образной форме исследующий закономерности социально-нравственного бытия человека и развития общественных процессов, а также конкретные ситуации реальной жизни. Отличительные черты О – графичность, эскизность, беглость пера. Фельетон – это худ.-публицистический жанр, задачей которого является выявление и анализ (прямой или сатирический) проблемных ситуаций. Он вскрывает комическую сущность отрицательных явлений действительности и подвергающий их сатирическому анализу. Это малая форма сатиры. Эссе – это жанр максимального самовыражения автора. Отсюда – кажущаяся углубленность эссеиста в самого себя. В эссе самоцель – не передача внутренних ощущений автора, а анализ увиденного сквозь призму своих ощущений. Эссе – это не просто демонстрация потока сознания пишущего, но – прежде всего – воспроизведение процесса поиска результата, осуществляемого на глазах аудитории и вместе с ней. Памфлет – сатирическое произведение, обличающее политически враждебные взгляды, идеологию, социальную систему. Критика в памфлете носит характер разоблачения, осмеяния, осуждения.
Date: 2016-07-05; view: 1367; Нарушение авторских прав |