Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Система права





В правоведении используются такие понятия как «правовая система» и «система права». В юридической литературе в последнее время идет борьба мнений по поводу соотношения этих понятий. Некоторые авторы (В.С. Нерсесянц, В.К. Бабаев, С.Г. Дробязко и др.) считают, что система права и правовая система — это одна и та же категория, охватывающая право в системном аспекте. Они предлагают рассматривать категорию «правовая система» в широком и узком ее понимании. Однако не следует смешивать понятия «правовая система» и «система права». В первом случае речь идет о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве, а во втором — о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления. Указанные категории следует различать как по содержанию, так и по значимости в правовом регулировании общественных отношений. Система права выступает лишь одной из слагаемых правовой системы.

Правовая система — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих юридических явлений, обеспечивающих правовое регулирование общественных отношений и выражающих качественное состояние правовой организации общества.

Ядром правовой системы является право. Все другие ее элементы являются фактически производными от права. И всякие изменения в нем неизбежно порождают изменения во всей правовой системе или, по крайней мере, во многих ее частях. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные акты, правоотношения, правовые учреждения (суд, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание, правовую культуру, юридические доктрины и др. Правовая система — это сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы.

Таким образом, понятие правовой системы охватывает весь комплекс правовых явлений общества и позволяет получить представление о правовой действительности в соответствующем государстве и даже об уровне его правового развития.

Конкретные правовые системы различных государств формируются под воздействием различных объективных и субъективных факторов. На этот процесс оказывают влияние экономический строй, политическая система, господствующая идеология, нравственные устои, религиозные убеждения, юридическая наука, правовая культура, традиции народа и др.

В мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие особенности соответствующих эпох, цивилизаций, стран, народов, континентов. Различают национальные правовые системы и межнациональные семьи. Национальная правовая система складывается исторически, в соответствии с механизмом действия объективных законов общества, особенностей условий их функционирования, других объективных и субъективных обстоятельств.

Существенными правообразующими факторами правовой системы белорусского народа были традиционные, геополитические, культурные, научно-теоретические, политические, идеологические и юридические.

В наше время количество национальных правовых систем приближается к 200. Все они своеобразны, но имеют и нечто общее. Определенные общие черты, свойственные ряду правовых систем, позволяют объединять их в родственные группы — правовые семьи. Правовая семья — это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования; отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

Традиционно выделяют следующие правовые семьи мира:

- романо-германская (континентально-европейская);

- англосаксонская (англо-американская);

- мусульманская (исламская).

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы стран континентальной Европы (в том числе Республики Беларусь), а также Турции, Латинской Америки, некоторых государств Африки.

Эти правовые системы характеризуются следующими особенностями:

- единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

- главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

- писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

- правовые нормы официально систематизируются в своды законов, кодексы и иные укрупненные акты отраслей права и отраслей законодательства;

- весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

- деление системы права на публичное и частное, на отрасли.

Кроме нормативных правовых актов в странах романо-германской правовой системы действуют и иные источники права. Однако они не имеют существенного значения (обычаи в морском праве, судебный прецедент в Германии, Швеции, Дании, Норвегии).

К англосаксонской правовой семье относятся национальные правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии и др.

Для нее характерны следующие черты:

- основной источник права — судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

- ведущая роль в формировании права отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

- нет кодифицированных отраслей права;

- главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное;

- широкое развитие статутного права (законодательства), а правовые обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.

К ней мусульманской правовой семье относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др. Она представляет собой систему принципов и норм, основанных на исламской религии (шариат). Мусульманское право упорядочивает две области отношений: отношение мусульманина к самому себе и его отношение к Аллаху.

Особенностями мусульманской правовой семьи является:

- теократичность, т.е. исходит из того, что главный творец права — Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и строго соблюдать;

- источниками права являются религиозные нормы;

- тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

- особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

- нормативные правовые акты имеют вторичное значение;

- на первом месте находятся не права, а обязанности человека;

- носит преимущественно частноправовой характер и выражается в немногочисленных отраслях права (в основном в семейном, уголовном, судебном).

Понятие и признаки системы права

Множество правовых норм, составляющих право, связаны между собой. Это придает праву целостность, единство и внутреннюю согласованность. Все группы норм, составляющих право, взаимосвязаны и взаимозависимы, что считается признаком системности. Система есть объективное единство связанных друг с другом предметов и явлений в одно целое, состоящее из частей, упорядоченных по определенным законам и принципам. Таким образом, изучение системы предполагает установление ее элементов, связей между указанными элементами, принципов построения и развития.

Система права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.

Первичным элементом системы права является правовая норма. Из различных сочетаний норм группируются более крупные части системы права. В науке они получили название отраслей, подотраслей и институтов права.

Основными признаками системы права является то, что:

- это органически целое правовое явление, а не случайный набор правовых норм;

- она характеризуется объективностью, так как не может создаваться по произвольному усмотрению людей, поскольку обусловлена существующей системой общественных отношений;

- для нее характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно, их регулирующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности;

- она представляет собой многообразное правовое явление, которое включает неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы.

Система права любого государства испытывает на себе постоянное воздействие экономической, социальной, политической и иной среды, которая определяет возникновение и накопление нового однотипного нормативного материала и появление соответствующих отраслей права.

Характеристика системы права была бы неполной без рассмотрения вопроса о делении права на частное и публичное. Суть данного деления состоит в том, что в любом праве есть нормы, призванные обеспечивать общезначимые интересы — интересы общества, государства в целом (это, прежде всего, конституционное, уголовное, административное, финансовое право), и нормы, защищающие интересы частных лиц (данные нормы содержатся в гражданском, семейном, трудовом праве).

Под частным правом понимается совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право — это комплекс норм, регламентирующих порядок деятельности государственной власти и управления.

Мировая юридическая наука считает деление права на частное и публичное в известной мере условным, но необходимым. Естественным основанием для деления права на частное и публичное является характер правовых взаимоотношений между индивидом и государственными структурами общества. В правовом государстве частные и публичные права гармонично сочетаются.

Структурные элементы системы права

Как уже отмечалось, право подразделяется на определенные части в зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права. По своему содержанию общественные отношения могут быть имущественными, финансовыми, земельными, трудовыми и др. Каждый вид данных отношений регулируется строго определенной группой правовых норм. Таким образом, системность общественных отношений придает системные свойства праву, обусловливает его структурное построение.

Основным элементом системы права является отрасль права. Это наиболее широкое объединение правовых норм, регулирующих все разнообразие определенного вида общественных отношений. В отличие от других структурных элементов системы права отрасль обладает относительной автономией: способна к самостоятельному функционированию в общей системе права.

Приоритетное положение отрасли в системе права определяется тем, что она отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений, играющие существенную роль в организации общественной жизни.

Отрасль права — совокупность взаимосвязанных, обособленных правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения.

Отрасль права имеет специфическое строение (структуру). В ней, как правило, выделяются общая и особенная части. В общую часть входят нормы-принципы и нормы, которые обслуживают особенную часть, т.е. нормы общей части конкретизируются в особенной части. Такое построение исключает громоздкость отрасли, дублирование норм.

Отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Такое подразделение обусловлено характерными особенностями различных отношений определенного вида.

Правовой институт — это входящая в отрасль права обособленная группа правовых норм, регулирующая определенную разновидность общественных отношений.

В отличие от отраслей права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Эти нормы действуют в составе отрасли права, хотя и отличаются от других отраслевых норм некоторым своеобразием. Например, отрасль конституционного права включает институт гражданства, институт избирательного права и др. В составе отрасли гражданского права имеются правовые институты купли-продажи, найма жилого помещения, комиссии, дарения.

Встречаются и такие институты, которые регулируют не группу, а какое-либо одно специфическое общественное отношение. Например, институты потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого в отрасли уголовно-процессуального права.

Все разновидности общественных отношений находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии, что обусловливает и связи отраслей права. Такие связи близких отраслей права проявляются в существовании так называемых смежных или комплексных правовых институтов. Это такие правовые институты, которые объединяют в своем составе нормы, относящиеся к различным отраслям права, но регулирующие однородные отношения. Например, в рамках института собственности объединены соответствующие нормы конституционного, гражданского, административного, семейного и других отраслей права.

Наряду с институтами права в составе некоторых наиболее сложных и крупных отраслей права выделяются группы юридических норм, составляющие подотрасли права.

Подотрасль права — это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие, относительно обособленные отношения определенного вида.

Например, подотрасль обязательственного права в отрасли гражданского права объединяет институты купли-продажи, мены, дарения, подряда, аренды и др. Там же можно выделить подотрасли наследственного права, права на интеллектуальную собственность. В отрасли финансового права — подотрасли бюджетного, налогового права и т. д.

Подотрасль права не является обязательным элементом всех отраслей права.

Предмет и метод правового регулирования

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования ― это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый, качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации.

Структура предмета правового регулирования состоит из следующих элементов:

- субъекты общественных отношений (индивидуальные и коллективные);

- содержание общественных отношений (поведение людей, их действия);

- объекты общественных отношений (предметы объективного мира, с которыми связано поведение людей);

- социальные факты, т.е. события и жизненные обстоятельства, выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Поскольку общественные отношения разнообразны и могут регулироваться различными способами, появилась необходимость в дополнительном критерии. В качестве такого дополнительного критерия выступил метод правового регулирования. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос «Что регулируется?», то метод правового регулирования отвечает на вопрос «Как регулируется?»

Метод правового регулирования зависит от воли и желания людей, а значит, является субъективным и формально юридическим.

Метод правового регулирования — это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.

Структура метода правового регулирования включает в себя:

- установление границ регулируемых отношений;

- издание соответствующих нормативных правовых актов, предусматривающих права и обязанности субъектов;

- наделение субъектов правоспособностью и дееспособностью;

- определение мер ответственности (принуждения) в случае нарушений предписаний нормативных правовых актов.

Существует система методов правового регулирования:

- императивный, или авторитарный метод. Этот метод предполагает, что субъекты права выступают в отношении друг друга на условиях соподчинения. Применяется в уголовном, трудовом, административном, финансовом праве;

- диспозитивный, или метод автономии. Он предоставляет возможность участникам правоотношений самим самостоятельно определять в рамках, определенных законодательством, права и обязанности по отношению друг к другу, т.е. действовать более свободно, независимо, автономно. Данный метод применяется в гражданском, семейном, наследственном праве;

- поощрительный, т.е. метод стимулирования. Указанный метод характерен в основном для трудового права, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации и т. д.;

- рекомендательный метод заключается в формулировании в правовых нормах рекомендаций, адресованных субъектам с целью побудить их поступить определенным образом. Данный метод нашел свое применение, например, в аграрном праве.

В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и для отдельных его отраслей в разных сочетаниях.

Все методы тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.

Предмет правового регулирования является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как производен от предмета. Именно предмет, прежде всего, диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования.

Характеристика основных отраслей права Республики Беларусь

Система права Республики Беларусь состоит из следующих основных отраслей права: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право, земельное право, финансовое право, уголовно-исполнительное право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право.

Конституционное право — это отрасль права, закрепляющая основы государственного, общественного устройства страны, основы правового положения граждан, систему высших органов государственной власти и управления и их основные полномочия.

Гражданское право — это наиболее объемная отрасль права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с авторскими правами, наследственными отношениями, а также охраняют такие личные неимущественные права, как честь, достоинство и деловая репутация.

Административное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

Уголовное право — это отрасль права, представляющая собой комплекс норм, которые устанавливают виды общественно-опасного поведения, т. е. что является преступлением и какое наказание применяется за его совершение. В уголовном праве определяется понятие преступления, устанавливаются круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение.

Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха.

Семейное право — это отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы предусматривают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей, детей, иных родственников по отношению друг к другу.

Земельное право — система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу управления земельными ресурсами в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны. Нормы земельного права устанавливают порядок распределения и использования земельного фонда, определяются права и обязанности землепользователей, порядок землеустройства, отвода и изъятия земельных участков, разрешения земельных споров и т. п.

Финансовое право — это отрасль права, которая представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в сфере финансовой деятельности. Эта отрасль права закрепляет финансовую политику государства в современных условиях, опирается на правовые акты, регулирующие данные отношения.

Уголовно-исполнительное право — система правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания уголовного наказания, назначенного судом, и деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания.

Гражданско-процессуальное право — отрасль права, которая регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия, закрепляют правовое положение участников гражданского процесса, регламентируют ход судебного разбирательства, порядок вынесения и обжалования судебного решения.

Уголовно-процессуальное право — нормы права, определяющие порядок производства по уголовным делам и регламентирующие деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда, их взаимоотношения с гражданами при расследовании и рассмотрении уголовных дел.

Выделяют также комплексные отрасли: хозяйственное право, экологическое право, торговое и др., соединяющие в себе разнообразные нормы и институты.

Система права, как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии. С возникновением новых, более прогрессивных отношений, требующих правового регулирования, она пополняется новыми нормами, институтами, отраслями, становится более совершенной и эффективной. В юридической науке ведутся постоянные дискуссии по поводу сложившихся или складывающихся новых отраслей права (административно-процессуального права, права социального обеспечения и др.).

Особое место занимает международное право. Оно не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Международное право занимает особое место, поскольку регулирует межгосударственные отношения. Кроме того, нормы международного права устанавливаются не одним государством, а в силу соглашений между государствами. В международном праве сохраняется деление на частное и публичное.

Большинство современных демократических государств (в том числе и Республика Беларусь) признает приоритет международного права над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области (права человека, правосудие, свобода личности и т. д.).

Соотношение системы права и системы законодательства

Система права и система законодательства — самостоятельные, но тесно взаимосвязанные категории, характеризующие два аспекта права. Система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма.

Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных правовых актов, расположенных в соответствии с системой права и целями государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.

Если система права — это внутренняя структура права, представляющая собой совокупность и взаимосвязь его норм, институтов и отраслей, то система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, т. е. систему нормативных правовых актов.

Однако система права и система законодательства — понятия не тождественные, между ними имеются существенные различия.

Признаки, отличающие систему права от системы законодательства:

- исходными элементами системы права являются нормы права, а системы законодательства — статьи нормативных правовых актов;

- система права носит объективный характер, в отличие от нее система законодательства больше подвержена влиянию субъективного фактора и во многом зависит от воли законодателя;

- система права и система законодательства не совпадают по своим объему и содержанию, так как система законодательства включает в себя статьи, которые не отражают норм права, но посвящены целям, задачам издания нормативных правовых актов. Это означает, что система законодательства по объему представленного в ней материала шире системы права;

- внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Система законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего органа, а система права по вертикали выглядит как соотношение отраслей, институтов и норм права.

В литературе нет единства во взглядах на систему права и ее соотношение с системой законодательства. Не разрешен вопрос и по поводу комплексных отраслей права. Некоторые правоведы считают, что речь идет о комплексных отраслях законодательства, а не отраслях права. Существует немало и других аспектов соотношения системы права и системы законодательства, требующих научной доработки.

Необходимо иметь в виду, что в целях сохранения целостности и непротиворечивости правового регулирования общественных процессов законодатель должен стремиться к тому, чтобы система законодательства по возможности более точно соответствовала системе права.

Date: 2016-07-18; view: 379; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию