Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 7. Типология права: формационный и цивилизационный подходы
Типология права. Типология права — это его специфическая классификация, произведенная в основном с позиции следующих подходов. Типология права соответствует типологии государства. Однако относительная самостоятельность и специфичность права как особого социального феномена позволяют осуществлять и иные варианты его классификации. Под историческим типом права понимается совокупность характерных, существенных, взятых в единстве черт права, выражающих сущность и условия развития правовой системы определенной общественно-экономической формации. В рамках первого (формационного), главным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. В рамках второго подхода право строится на основе географического, национально-исторического, специально-юридического и иных признаков. В соответствии с назваными критериями выделяют такие типы права как: 1) национально-правовая система 2) правовые семьи Достоинством цивилизационного подхода является то, что выделяют национально-технические, конкретно географические и юридические признаки. Слабой стороной данной типологии является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов. Относительно формационного подхода выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типологии права. Рабовладельческое право рождается вместе с рабовладельческим государством и представляет собой возведенную в закон волю рабовладельцев. Характерные черты рабовладельческого права — это открыто закрепленное неравенство людей. Это выражается в том, что рабы рассматриваются не как субъекты, а как объекты права. рабовладельческое право предоставляет рабовладельцу полную и ничем не ограниченную свободу действий. Была разработана сложная система наказания рабов за неповиновение господину. В рабовладельческом праве открыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчины и женщины, господство отца над детьми. Центральное место в рабовладельческом праве занимал институт частной собственности. Охрана частной собственности обеспечивалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Основным памятником рабовладельческого права были законы Ману в индии и закон 12 таблиц в Риме. С точки зрения формы рабовладельческое право было примитивным: преобладающим источником права был обычай. На более поздних этапах рабовладельческого права оно было систематизировано (римские юристы различали цивильное право, естественное право и т.д. Цивильное право различали на частное и публичное). Феодальное право значительно отличается от рабовладельческого характерным для него принципом формального неравенства. Всеобщности равных прав и обязанностей не существует. Феодальное право — правовая привилегия. Оно носило местный (партикулярный) характер. Классовая сущность феодального права заключается в защите интересов феодального землевладельца и личности феодала, и в закреплении крепостной зависимости крестьян. Феодальному праву не присущи деление на частное и публичное. Во многом феодальное право носило религиозный характер. Церковь, как крупнейший земельный собственник, не зависело от светской власти, имела свое право, свой суд и тюрьмы. Церковь — идеологическая сила. Ее догмы лежали в основе мировоззрения и авторитет феодального законодательства подкрепляется религиозными постулатами. Санкции за нарушение правил поведения во многом определялись церковным судом. Буржуазное право возникло в ходе разложения феодального строя и связано с победой новых капиталистических общественных отношений. В основе формирования капиталистических государства и права лежит частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. Право этого периода характеризуется тем, что на первый план выходит экономическое принуждение и сохранение отношений эксплуатации работников, начинает появляться наемный труд и на первых порах своего развития буржуазное государство и право являются компромиссом между старой властью в лице монарха и новым классом — буржуазией. В период возникновения буржуазного права общество переживает качественный скачок в своем развитии. Все это приводит к появлению новых отраслей права, поскольку нормы права предыдущего периода не способны успевать за темпами экономического роста. Буржуазное государство и право являются сложным политическим организмом, который сглаживает противоречия между различными социальными группами, классами общества. Основная роль права – поиск компромисса между государственным воздействием на личность и свободой личности. Социалистическое право характеризуется тем, что на первых этапах своего становления и развития является орудием меньшинства над большинством. Модель социалистического права реально ставит человека с его потребностями в центр всей общественной жизни, освобождая его от государственной зависимости, допускает разнообразие форм собственности, гарантирует реальную справедливость в распределительных отношениях. Эти идеи совпадают с общечеловеческими ценностями. Современные цивилизованные государства — это институт, направленный на организацию нормальной жизни общества, прав и интересов граждан.
Тема 8. Нормы права Понятие и признаки нормы права. Понятие нормы права относится к числу важнейших категорий теории государства и права. Значительное внимание разработке учения о юридической норме было уделено видными представителями правовой науки дореволюционного периода – Н.М. Коркунов, Ф.В. Тарановский, Г.Ф. Шершеневич и др. Свое дальнейшее развитие оно получило в работах советских и современных отечественных ученых – Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, П.Е. Недбайло, И.Н. Сенякин, А.С. Пиголкин, А.Ф. Шебанов, С.Г. Дробязко, В.С. Козлов, А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский, Н.В. Сильченко и др. Кроме того, исследователи давно заметили, что норма как таковая в чистом виде в природе не существует. Она всегда является нормой чего-либо (прибыли, поведения, количественной или качественной оценки и т.д.). В юриспруденции широко используются понятия социальной, технической и правовой норм. В свою очередь, они выступают обязательным структурным компонентом таких надстроечных систем, как политика, мораль, религия, нравственность, эстетика и др. Выделяя разновидности социальных норм, необходимо указать на особое положение норм права в этой системе. Нормы права выступают в качестве основных пунктов сосредоточения, определяют черты всей системы и характер взаимоотношений между ее частями. Специфичность правовой нормы проявляется в том, что она, прежде всего, основана и обусловлена государством и характеризуется конкретными признаками, отличающимися от других социальных норм. Нормы права — результат отражения социальной деятельности. Они возникают как продукт осознания потребности ее правового опосредствования, необходимости регулирования правом общественных отношений. Правовая норма обладает определенной сущностью, имеет свое содержание и форму. Она занимает самостоятельное место в правовой системе. Социальное значение правовых норм, а следовательно, и их ценность определяют их регулирующей ролью. Они должны закреплять необходимые и желательные для общества и государства отношения. Придают стабильность этим отношениям и способствуют их развитию. Охраняют от нарушений и воздействуют на нежелательные для общества и власти отношения в целях их ограничения, вытеснения и ликвидации. А.Н. Головистикова указывает, что регулирующая роль нормы права выражается в том, что лицо (орган, учреждение) действует в соответствии с ее предписаниями или требует от других лиц (органов, учреждений) соответствующего поведения, а также, что нарушение ее требований вызывает применение мер воздействия правонарушителю. Если в первом случае норма выступает как масштаб, мера, образец определенных отношений, то во втором — это средство оценки того или иного поступка в качестве правомерного либо неправомерного, основа для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Кроме того, правовая норма — это предостережение потенциальным правонарушителям, что в случае ее нарушения будут применены меры государственного воздействия. Содержащаяся в нормативных правовых актах норма права должна максимально точно формулировать необходимые правила, выражать их самым экономичным способом, облегчать надзор за их исполнением, борьбу с правонарушениями и наиболее эффективно обеспечивать порядок и четкость взаимоотношений людей и органов. Норма права — не просто констатация факта или отражение действительности, не рекомендация, пожелание либо призыв. Это государственное повеление, имеющее категорический характер, предписание, как люди должны или могут вести себя в конкретной жизненной ситуации. Любая правовая норма является велением в силу того, что она установлена либо санкционирована властным органом, олицетворяет государственную волю, выступает как общеобязательное предписание, охраняемое от нарушений предусмотренными государством мерами принудительного воздействия. За ней стоят сила и авторитет государства. Правовая норма не только обязывает, но и предоставляет права. Наделяя личность или иных субъектов права полномочиями, она остается велением в том смысле, что такие правомочия провозглашаются государством, охраняются и обеспечиваются специальными мерами правового воздействия. Кроме того, любому правомочию соответствует властное указание по отношению к другим лицам и органам обеспечить своими действиями (или наоборот, воздержанием от них) осуществление этого правомочия. Правовая норма является велением по своему социальному назначению и содержанию. Это, однако, не исключает, что она может быть выражена в различной форме. Кроме повелительной, императивной формы норма может быть сформулирована в изъявительном наклонении, в повествовательной форме. Это видно, в частности, при законодательном установлении структуры того или иного органа, формулировании общего законодательного принципа либо определении применяемого в законе понятия (например, определение сделки, юридического лица и т.д.). Много формулировок подобного рода имеется, например, в Конституции Республики Беларусь. Анализируя понятие «правовая норма» А.В. Мелехин отмечает: «правовая норма — это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и им охраняемое». Причем, по мнению исследователя, такая редакция правовой нормы наиболее полно отражает ее сущность. С.С. Алексеев, в свою очередь, считает, что норма права — это исходящее от государства и охраняемое общеобязательное, формально определенное правило поведения (непосредственно или в сочетании с другими нормами права) предоставляет участникам общественного отношения данного вида субъективные юридические права и налагает на них субъективные юридические обязанности. По мнению В.К. Бабаева, юридическая норма — это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения. С.А. Голлунский считает, что норма права — это не всякое имеющее юридический характер предписание, а только такое предписание, которое представляет собой общее правило, рассчитанное на многократное его применение. А.С. Пиголкин правовую норму определил как правило поведения, которое является требованием, велением, обращенным к субъектам права согласовывать свое поведение с указаниями нормы под угрозой невыгодных последствий при нарушении этих указаний. В норме формулируется правило поведения, через норму определенная идея превращается в общественные отношения. Процесс формирования и принятия нормы проходит через государство и его органы. В.М. Корельский под нормой права понимает общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников. Юридическая норма является элементом позитивного права. «Право, как считает В.К. Бабаев, состоит из нормативных установок (которые являются элементом естественного права). Юридическая норма — это тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выраженная в законодательстве». Таким образом, исходя из анализа различных подходов к пониманию правовой нормы, можно сделать вывод о том, что норма права — общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством, охраняемое им и направленное на урегулирование общественных отношений. Правовая норма — это исходный элемент, первичная «клеточка» права. Поэтому в ней проявляются многие основные признаки, присущие праву в целом: она выражает волю социальных сил, стоящих у власти, утверждается или санкционируется государством, формируется в нормативных актах или иных источниках права, обязательна для исполнения, охраняется от нарушений принудительной силой государства. В то же время ей присущи и свои особые черты. Норма права — относительно самостоятельное явление, обладающее собственными специфическими особенностями, углубляющими и конкретизирующими наше представление о праве, его понятии, сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения. Поскольку норма права — одна из разновидностей социальных норм, на них распространяются общие черты, присущие этим нормам. Нормы права отличаются от обычаев специфическими признаками, характерными чертами: 1. Нормы права исходят от государства или санкционируются им. А социальные нормы (например, нормы морали: взгляды на добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п.) формируются в самом обществе помимо государства. 2. Реализация норм права обеспечивается государством, т.е. правовые нормы реализуются принудительной силой государства, а социальные нормы — силой общественного мнения. 3. Нормы права имеют общий и общеобязательный характер (распространяются на персонально неопределенный круг лиц, обладающих общими признаками). Общеобязательность нормы проявляется в том, что она распространяется на участников соответствующих отношений независимо от того, каково и субъективное отношение к этой правовой норме. 4. Социальные нормы регулируют более широкий круг общественных отношений, включая дружбу, товарищество и даже любовь. Нормы права охватывают более узкий круг общественных отношений, т. е. нормы права регулируют опре-деленную разновидность общественных отношений. 5. Норма права рассчитана не на конкретный случай, а на неограниченное количество случаев одного рода. Так, всякий раз, когда осуществляется акт купли-продажи, применяются юридические нормы, регулирующие именно это типичное отношение. В соответствии с ними покупатель и продавец приобретают взаимные юридические права и обязанности. Большинство правовых норм действуют длительный период времени, до их отмены в установленном порядке. 6. К числу наиболее важных особенностей правовой нормы следует отнести ее формальную определенность. Она выступает в виде четко сформулированного правила поведения, закрепленного в нормативно-правовом акте (закон, декрет, указ, постановление). В силу этого правовая норма обладает свойствами государственного регулятора общественных отношений. «Норма» в переводе с латинского означает «правило», «образец». Норма права в отличие от социальных норм сформирована более четко. Даже от того, где поставлен тот или иной знак препинания, порой зависит судьба человека. Всем известно изречение «Помиловать, нельзя казнить»; в этом случае человеку должна быть сохранена жизнь. А если запятую поставить после слова «нельзя», значит, человека надо казнить. Структура норм права. По сути, все право состоит из отдельных норм права, правил поведения. В совокупности они образуют правовую систему того или иного государства. Под структурой правовых норм понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов. Каждая правовая норма отвечает на три вопроса: При каких условиях она реализуется? Каким должно быть правило поведения сторон при этих условиях? Каковы последствия нарушения данного правила? Соответственно этому правовая норма состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Названные элементы в совокупности позволяют составить модель правовой нормы. Анализ различных позиций, высказанных относительно структуры юридических норм, позволяет подразделить их на три основные группы: норма права состоит из трех элементов; норма права состоит из двух элементов; норма права может состоять как из трех, так и из двух элементов. Наиболее распространенным является понимание нормы права в виде трехзвенной конструкции: Гипотеза (предположение) — это элемент правовой нормы, который содержит перечень условий, при которых норма действует. Диспозиция (распоряжение) — это элемент правовой нормы, в котором указываются правила поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Санкция (взыскание) — это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного воздействия могут применяться к нарушителю правил, предусмотренных диспозицией. Санкция — это принудительные меры, применяемые государством за неисполнение нормы права. Согласно Уголовному Кодексу Республики Беларусь предусмотрены следующие виды санкций: общественные работы; штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исправительные работы; арест; ограничение свободы; лишение свободы; Следует отметить, что три элемента структуры имеют не все правовые нормы. Например, нормы Конституции Республики Беларусь имеют, как правило, гипотезу и диспозицию. Что касается санкции, то она содержится в законах, кодексах и т.д. Если взять Особенную часть Уголовного Кодекса Республики Беларусь, то нормы Особенной части УК содержат, как правило, диспозицию и санкцию. Главным элементом, сердцевиной юридической нормы, заключенного в ней правила поведения является диспозиция. Исходя из этой посылки, некоторые авторы трактуют диспозицию как само правило поведения, т.е. отождествляют диспозицию с нормой права. Такое суждение, однако, трудно признать правильным. Диспозицию нельзя ни противопоставлять другим составным элементам правовой нормы, ни отрывать от них. Несмотря на свою приоритетность в структуре правовой нормы, диспозиция сама по себе еще не есть норма права. Только в результате системного объединения, целостного единства трех частей — диспозиции, гипотезы и санкции, — обладающих относительной самостоятельностью и своими особенностями, образуется целостное, качественно новое правило поведения. Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое особое место и назначение, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. Таким образом, структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем и кратком виде может быть выражена формулой «если — то — иначе (в противном случае)». Гипотеза — предпосылка практического функционирования нормы права, ее претворения в жизнь в форме правоотношения. В ней указываются юридические факты, наличие которых служит основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Устанавливая обстоятельства и сферу действия нормы, гипотеза одновременно очерчивает круг участников (субъектов) регулируемых отношений, которых диспозиция «связывает» взаимными правами и обязанностями. Тем самым посредством гипотезы предусмотренный диспозицией абстрактный вариант поведения приурочивается к конкретным лицам, к тому или иному жизненному случаю, событию или действию, месту, времени, возрасту и другим конкретным жизненным обстоятельствам. В зависимости от строения гипотезы подразделяются на простые и сложные. Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма. Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная гипотеза. Ее сходство с другими сложными гипотезами состоит в том, что она также предусматривает два или несколько условий осуществления правовой нормы. Однако согласно альтернативной гипотезе — и в этом ее отличие — для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств. Норма, сформулированная в Гражданско-процессуальном кодексе Республики Беларусь определяет, что совместное рассмотрение встречного иска с первоначальным является обязательным, если: - встречный иск направлен в зачет первоначального; - удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворения первоначального; - между встречными и первоначальными исками имеется взаимная связь, и их совместное рассмотрение ведет к более быстрому и правильному рассмотрению споров. Другим основанием для классификации гипотез служит форма их выражения. По этому критерию они подразделяются на абстрактные и казуистические. Абстрактная гипотеза, указывая на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Абстрагируясь от частного, она вместе с тем связывает осуществление нормы с наступлением конкретных отношений определенного вида в качестве предмета правового регулирования. Отсюда следует, что абстрактная гипотеза, как и все абстрактное, является тем же конкретным, но взятым в его типичных чертах и проявлениях. Преобладание в правовой системе норм с абстрактными гипотезами объясняется тем, что это способствует разумным пределам объема и стабильности нормативного материала. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными, строго определенными частными случаями (казусы), которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы. Безотносительно к той или иной разновидности гипотеза всегда предполагает условия поступления действия юридической нормы, приведение в движение ее диспозиции. Диспозиция. Диспозиция является стержнем правовой нормы, квинтэссенцией содержания правила поведения. В диспозиции получает выражение предоставительно-обязывающий характер нормы права, позволяющий ей, при наличии предусмотренных гипотезой условий, выступать в качестве государственного регулятора отношений между людьми, необходимой юридической предпосылки правовых отношений. Именно диспозиция заключает в себе модель правомерного поведения. В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения. В качестве операторов волевого поведения субъектов в управомочивающих диспозициях выступают слова «вправе», «имеет право», «может». Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных положительных действий, предписывают тот или иной вариант должного поведения. В качестве операторов волевого поведения в обязывающих диспозициях используются слова «обязан», «должен», «подлежит». Например, диспозиция нормы, закрепленной в ст. 122 Конституции Республики Беларусь: «Местные Советы депутатов, исполнительные и распределительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории». Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет совершения определенных противоправных действий (или бездействия). Запрещающая диспозиция — требование воздерживаться от определенного варианта отрицательного поведения, которое законом признается правонарушением. Операторами волевого поведения в запрещающих диспозициях служат слова «запрещается», «не вправе», «не может», «не допускается». Например, в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь при приеме на работу запрещается требовать от работника документы помимо предусмотренных законодательством. В случае нарушения диспозиции правовой нормы вступает в действие предусмотренная данной нормой санкция. Санкция. Санкция юридической нормы — это ее третий, заключительный элемент, в котором предусмотрены определенные нежелательные последствия материального, физического, психического и т. п. характера, наступающие для лица, нарушившего диспозицию данной нормы. По своему содержанию санкция есть вид и мера юридической ответственности правонарушителя. Подкрепляя диспозицию, санкция вносит дополнительные существенные штрихи в характеристику юридической нормы и права в целом как государственного регулятора социальных отношений. В санкциях особенно выпукло проявляется и конкретизируется неразрывная связь государства и права. Профилактическое влияние санкции на сознание субъектов регулируемого отношения в целях обеспечения их правомерного поведения начинается с момента издания правовой нормы. В действие же механизма правового регулирования она вступает в случае совершения правонарушения в целях пресечения противоправных действий (или бездействия) и восстановления нарушенного права. Санкции юридических норм различаются, прежде всего, по их отраслевой принадлежности. К уголовно-правовым санкциям относятся, например, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, конфискация имущества, лишение свободы на определенный срок и другие виды наказания, предусмотренные УК Республики Беларусь. Они представляют собой меру государственного принуждения, применяемую только судом к лицам, совершившим преступление Административно-правовые санкции предусматривают предупреждения, штраф, конфискацию предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (например, управления транспортными средствами, охоты); исправительные работы; административный арест и другие виды взысканий. Они могут применяться административными органами и судом к лицам, совершившим административные правонарушения. Дисциплинарно-правовые санкции включают в себя замечание, выговор, увольнение, предусмотренные Трудовым кодексом Республики Беларусь. Они применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение трудовой дисциплины. С этой разновидностью санкций сочетается, хотя имеет и самостоятельное значение, такая санкция, как материальная ответственность рабочего или служащего за причиненный по его вине ущерб предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей. Среди гражданско-правовых санкций, применяемых за совершение гражданских правонарушений, преобладают санкции в виде возмещения правонарушителем причиненного имущественного вреда (изъятие имущества из чужого незаконного владения, возмещение убытков, принудительное выполнение невыполненной обязанности и т. п.) или в виде взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки (штрафа, пени). Соответствующие санкции присущи также нормам, относящимся и к другим отраслям права. По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные). К первым относятся: санкции гражданского, финансового, трудового, процессуального права, ко вторым — уголовного и административного права. В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные. Абсолютно определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы. Относительно определенные санкции устанавливают низший и высший или только высший пределы меры государственного воздействия на правонарушителя. Например, санкции норм Особенной части уголовного права, выраженные формулами: «наказывается лишением свободы на срок от...до...лет», «наказывается лишением свободы на срок до... лет». Альтернативные санкции позволяют правоприменителю выбрать из двух или нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один — наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения. Например, модели многих санкций уголовно-правовых норм («наказывается лишением свободы на срок до... лет, или исправительными работами на тот же срок, или увольнением от должности»). Правильное понимание структуры юридической нормы с необходимостью предполагает четкое представление о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Данный вопрос имеет важное не только научное, но и практическое значение. Смешение нормы права, которая относится к содержанию права, со статьей нормативного акта, относящейся к форме выражения права, их отождествление ведет к неправильному представлению о внутреннем строении юридической нормы, постановке под сомнение или даже отрицанию ее трехэлементной структуры, затрудняет процесс применения права. В наиболее общем виде различаются три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: 1. Норма права и статья закона или другого нормативного акта совпадают. В этом случае в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму. В качестве примера можно сослаться на любую норму Особенной части уголовного права. Диспозиция последней означает запрет совершения указанного в статье состава преступления (кража, грабеж, мошенничество, хулиганство и т. д.), гипотеза предполагает условия вступления нормы в действие (если кто-либо совершил данное преступление), санкция определяет наказание за нарушение содержащегося в диспозиции запрета, т. е. за совершение определенного преступления. 2. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или даже другого нормативного акта. Например, гипотеза и диспозиция нормы, предусматривающей обязанность должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, расположены в одной статье, тогда как санкция этой нормы, заключающаяся в обращении взыскания на имущество должника, находится в другой статье. 3. В одной статье нормативного акта содержатся две или несколько юридических норм. Большинство статей Особенной части УК Республики Беларусь состоит из двух или более частей, каждая из которых — самостоятельная норма права. Классификация норм права и способы их изложения в нормативных актах Классификация юридических норм на различные виды осуществляется в зависимости от разных критериев. Она производится, как правило, на основе учета наиболее существенных характерных особенностей норм. В теории права признается, что в качестве оснований классификации целесообразно выбирать признаки, свойственные норме в целом, а не отдельным ее элементам, поскольку одно и то же свойство у разных элементов может быть выражено неодинаково. Таковыми являются различные аспекты содержания и формы правовой нормы, функции, которые на нее возлагаются, а также метод правового регулирования и др. Существует достаточно много оснований для классификации норм права. В первую очередь, их можно классифицировать в зависимости от видов общественных отношений, которые они регулируют, т. е. по предмету правового регулирования. Как известно, предмет регулирования является основным критерием образования отраслей права, поэтому по данному признаку различают виды норм, соответствующие отдельным отраслям права — нормы конституционного права, нормы трудового права, гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, уголовно-правовые нормы и т.д. Этот вид классификации облегчает выбор юридических норм и толкования при их применении. Он весьма ценен при проведении систематизации законодательства. Поскольку в зависимости от их функциональных особенностей отрасли права подразделяются на материальные и процессуальные, то можно выделять также нормы материального и процессуального права. Первые непосредственно закрепляют права и обязанности субъектов права, а вторые регулируют порядок разрешения различных дел, т. е. порядок реализации норм материального права. По назначению правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные. К регулятивным (правоустановительным) относятся нормы, предназначенные для регулирования общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Они рассчитаны на правомерное поведение субъектов и составляют большинство юридических норм. Охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических мер защиты субъективных прав. Эти нормы специально создаются для обеспечения действия регулятивных норм, охраны регулируемых ими общественных отношений. По форме предписания или способам воздействия на общественные отношения нормы могут подразделяться на обязывающие, управомочивающие, запрещающие. Их различие основано на том, на что делается акцент: на возложение обязанности, установление запрета или предоставление права. Существенным признаком обязывающей нормы является установление конкретных обязанностей субъекта. Управомочивающие нормы предписывают определенный вид и меру возможного поведения субъектов в регулируемом общественном отношении, т.е. это нормы, в которых предоставляется соответствующее право. Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъектов воздерживаться от определенных действий. В качестве одного из оснований классификации норм может быть взят характер предписания, содержащегося в норме, который обусловлен используемым методом правового регулирования. Поскольку существует два основных метода правового регулирования — авторитарный (императивный) и автономный (диспозитивный), отсюда и нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. Императивные нормы носят характер категорического предписания, которое не может быть изменено участниками конкретных общественных отношений. Императивными являются нормы уголовного, административного права, некоторые нормы трудового права и др. Диспозитивные нормы — это нормы, которые допускают значительную свободу поведения субъектов определенного отношения. Иногда эти нормы называются восполнительными. Они рассчитаны на отсутствие соглашения между участниками отношений по определенным вопросам. Их диспозиции распознаются обычно по таким формулировкам, как «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договоре». Правовые нормы можно классифицировать и по их юридической силе, т. е. в зависимости от вида нормативного правового акта, в котором эта норма содержится. В этом случае нормы могут быть законодательными, если они содержатся в законах, и подзаконными, если изложены в подзаконных актах (указах, постановлениях и др.). Данная классификация указывает на соподчиненность юридических норм, на их юридическую силу, что имеет важное практическое значение в процессе их применения. По времени действия нормы могут подразделяться на нормы с определенным сроком действия, т. е. временные (на время стихийного бедствия), нормы с неопределенным сроком действия, т.е. постоянные, действующие до их официальной отмены, а также нормы с обратной силой. По месту действия можно выделить нормы, действующие на всей территории государства; нормы, действующие на определенной территории (в определенной местности), а также локальные нормы, т.е. нормы, действующие только на определенном предприятии, в организации (например, правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии). По кругу лиц,на которых распространяется действие нормы, они подразделяются на общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех граждан независимо от их профессиональной деятельности, принадлежности к определенной социальной группе и т.п. К таким нормам относятся нормы, содержащиеся, например, в законах о гражданстве, о выборах и т.д. Специальные нормы распространяются только на определенный круг лиц в связи со специальными условиями их деятельности, по принадлежности к определенной социальной группе, по возрасту, состоянию здоровья и т.п. (пенсионеры, несовершеннолетние, военнослужащие, государственные служащие и др.). Например, общей нормой (ст. 43 Конституции Республики Беларусь) устанавливается продолжительность рабочего времени в зависимости от способа редакционного изложения юридических норм в статьях нормативных правовых актов. Различают также нормы прямого изложения, отсылочные нормы и бланкетные нормы. Прямой способ изложения состоит в том, что все элементы правовой нормы изложены в статье нормативного правового акта. В этом случае структура юридической нормы совпадает со структурой соответствующей статьи акта. Отсылочные нормы отличаются тем, что их структурные элементы не располагаются в одной статье акта, в связи с чем делается ссылка на другие статьи нормативных правовых актов. Бланкетные нормы характерны тем, что в них недостающие части (элементы) содержатся не в других статьях того же акта, а находятся в других нормативных правовых актах.
Date: 2016-07-18; view: 341; Нарушение авторских прав |