Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 9. Правовые отношения
Понятие правовых отношений Становление права как социальной нормативно-регулятивной системы, как целостного социального института на рубеже III—II веков до нашей эры привело к коренным изменениям в политической, экономической, духовной и других сферах жизни человечества. Значительные перемены произошли в социальной сфере — в отношениях людей и их коллективных образованиях между собой, в организации общественных отношений. Общественные связи, общественные отношения получили большой размах. Тысячелетия назад они имели локальный характер, хотя и тогда были относительно развиты. Сейчас же человечество приобретает иные черты, оно действительно становится всеобъемлющим сообществом. Участники общественных отношений формально, с помощью права, наделяются разнообразными правомочиями (разрешениями, дозволениями, поручениями), обязанностями (запретами) и превращаются в субъектов правовых отношений. Правовые отношения — это возникающие на основе норм права общественные связи, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности. Правоотношения — это разновидность общественных отношений. Общественные отношения — это социальные связи между людьми. Они объединяют индивидов в их совместной деятельности и существовании. Некоторые из них возникают по воле конкретных лиц, другие являются объективными связями, возникшими задолго до появления конкретного человека или даже целого поколения людей. Каждое новое поколение попадает в систему объективно сложившихся связей и отношений, с которыми оно не может не считаться и которые являются объективными границами человеческой деятельности и поступков отдельных индивидов. Эти связи с течением времени изменяются либо эволюционным, либо революционным путем. Появляются новые общественные отношения. Свободная деятельность человека осуществляется на более высоком уровне, раздвигаются рамки возможного в поступках человека, но одновременно с этим возникают многочисленные ограничения. Так, развитие науки и техники, рост промышленности создают невидимые ранее возможности производства разнообразных товаров и услуг, которыми пользуются современные потребители, но вместе с этим происходит сокращение природных ресурсов, широкомасштабное загрязнение окружающей среды. И с этими объективно возникающими ограничениями нельзя не считаться. Значит, в любом общественном отношении имеются и определенные границы свободного развития человека, и определенный масштаб ограничений. Если первое и второе затрагивает существенные интересы личности и государства, то конкретное общественное отношение попадает в сферу правового регулирования и, соответственно, приобретает юридический характер. Первое (свобода) превращается в субъективное право, а второе (ограничение) — в юридическую обязанность. В юридической литературе сложилось два основных подхода в понимании правоотношений. Существует мнение, что правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права. Другое мнение сводится к тому, что правоотношение является общественным отношением особого рода. Правоотношение — это юридическая связь между субъектами этого отношения. Правовое отношение — следствие действия права как социального и государственного института. В догосударственном обществе правоотношений не было, так как там не было права. Это значит, что правоотношения не мыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опосредования. Именно связь с правом, урегулированность тех или иных отношений правом дает основание называть их правовыми. Не может быть такого положения, чтобы правоотношения существовали помимо и независимо от юридических норм. Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это, прежде всего, отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения по-рядка, трудовые, имущественные, брачно-семейные и другие отношения. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются лишь отчасти (например, в семье помимо материальных существуют сугубо личные, интимные отношения между супругами, между родителями и детьми, не затрагиваемые правом). С этой точки зрения все общественные отношения можно подразделить на три группы: - регулируемые правом и, следовательно, выступающие в качестве правовых; - не регулируемые правом и, значит, не имеющие юридической формы; - частично регулируемые. В основе такого деления лежат три критерия: социальная необходимость, государственная заинтересованность и возможность внешнего контроля. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость в этом во многих случаях не возникает. Государство вовсе не стремится к глобальной регламентации «всего и вся». На целесообразность правового вмешательства в те или иные отношения могут влиять и другие факторы (нравственная оправданность, гуманность, демократичность). Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, не являются абсолютными, раз и навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом. Пределы правовой сферы («юридического поля») подвижны, они могут в зависимости от обстоятельств сужаться или расширяться, но в целом отражают объективные потребности развития общества и государства, ход исторического процесса. Иными словами, правоотношения составляют лишь часть общественных отношений, именно ту, которая опосредуется правом. Наиболее характерные черты (признаки) правоотношений, как особого вида общественных отношений, заключаются в следующем: 1. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы — нет правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность. Именно в правоотношении достигаются цели правовых норм, проявляется их сила, эффективность, именно в правоотношениях они начинают «работать». Иные общественные отношения опосредуются другими (не юридическими) нормами, так как не требуют правового вмешательства. 2. Субъекты правовых отношений взаимосвязаны между собой юридическими правами и обязанностями. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны соответствует обязанность другой и наоборот. Участниками правоотношений выступают по отношению друг к другу как управомоченные, так и правообязанные лица. Правоотношение — это всегда двусторонняя связь. Сама норма права, вызвавшая правоотношение, носит представительно-обязывающий характер, она всегда кого-то на что-то управомочивает и кого-то к чему-то обязывает. А еще в большинстве правоотношений каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанность. 3. Правоотношение содержит интеллектуальный и волевой элементы. Интеллектуальный элемент — осознанность поведения, способность самого субъекта правоотношения осознавать свои действия и руководить ими. При этом вовсе не обязательно, чтобы участник правоотношения руководствовался только юридической нормой. Он может соблюдать моральный аналог правовой нормы, действовать по привычке. Важно, чтобы поведение было осознанным и волевым. Право регулирует только такие поступки человека, которые контролируются сознанием и волей индивида. Воля субъекта должна в принципе соответствовать воле общества и государства, выраженной в юридической норме и конкретизированной в правоотношении. 4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правоотношениях государство заинтересовано. И, казалось, ему незачем их защищать, но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических норм и процедур, прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, так как последние в своей совокупности и образуют правопорядок как результат законности. 5. Правоотношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например, моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы. Таковы основные особенности правовых отношений. Как надстроенные явления, они обусловлены, в конечном счете, экономическими и иными факторами и причинами. Содержание правовых отношений Содержание правоотношения имеет двойственный характер. Различают юридическое и фактическое содержание. Юридическое содержание правоотношения — это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое — сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и фактическое содержание не тождественны. Первое богаче второго, включает в себя неопределенное количество возможностей. Например, лицо, имеющее среднее образование, обладает правом поступления в вуз, т.е. перед ним большой выбор возможностей, составляющих содержание его субъективного права. Однако реально можно поступить лишь в один вуз при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, фактическое содержание — только один из возможных вариантов реализации субъективного права. Содержание правоотношения (повторим) — это субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей. Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая — право покупателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю; вторая — право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя заплатить за него согласованную в договоре сумму. Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие между отдельными лицами (субъектами права), и абсолютные — между субъектом права и обществом (всяким и каждым). Субъективное право — это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц. Признаки субъективного права: 1. Субъективное право есть мера возможного поведения. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъективному праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Субъективное право — это возможное поведение, т. е. носитель субъективного права всегда имеет выбор: действовать определенным образом или воздержаться от действий. 2. Содержание анализируемого права устанавливается нормами права и юридическими фактами. 3. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других — данное право обеспечивается исполнением обязанности, т.е. активными действиями обязанного лица. 4. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для осуществления субъективного права теряется. 5. Данное право состоит не только в возможности, но и в юридическом или фактическом поведении управомоченного лица. Субъективное право — сложное явление, включающее в себя ряд правомочий: а) право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению); б) право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать и т. д.); в) право требовать от другой стороны исполнения обязанности, т. е. право на чужие действия (заимодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей); г) право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т. е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе). Юридическая обязанность есть предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица. Юридическая обязанность имеет следующие признаки: 1. Это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно должно быть. Соблюдение такой меры обязательно, ибо обязанность обеспечена возможностью государственного принуждения (если обязанность состоит в уплате долга, то точно должны быть определены размер долга, срок уплаты и т. д.). 2. Юридическая обязанность устанавливается на основе юридических фактов и требований правовых норм. 3. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны — отдельного лица или общества (государства) в целом. 4. Обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение обязанного лица. 5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения. Юридическая обязанность имеет три основные формы: - воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); - совершение конкретных действий (активное поведение); - претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности). Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право. Как магнит не «живет», когда нет одного из полюсов, так и правоотношение не существует, если нет или управомоченной, или обязанной стороны. Названное единство можно проследить в действиях, поступках людей. Фактическое поведение является одно-временно правом для одной стороны и обязанностью для другой. Например, оплата в повышенном размере сверхурочной работы — обязанность администрации, получение такой платы — право рабочего.
Виды правовых отношений Классификация правовых отношений может быть произведена по различным основаниям. Все правоотношения, как и юридические нормы, которые их предусматривают, имеют свою классификацию. По отраслевому признаку правоотношения разделяются на государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д. На основе социального назначения выделяются регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений, например, правоотношения, связанные с договорами купли-продажи, комиссии, подряда, или правоотношения, возникающие при акционировании и приватизации государственных предприятий. Основное содержание таких правоотношений — позитивное, регулятивное. Здесь есть охранительные моменты, но они не выступают на первый план, а имеют вспомогательное значение. Так, при акционировании, приватизации государственных предприятий одним из важнейших моментов является охрана этой деятельности от неправомерного присвоения государственной собственности за счет теневого капитала, за счет коррупции и применения методов, используемых мафиозными структурами. Однако при всей важности охранительного момента и в праве, и в правоотношении он является вспомогательным. Охранительные правоотношения — это такие правоотношения, основным содержанием которых являются правовые запреты, правовые ограничения либо активные обязанности соответствующих должностных лиц, предусмотренные в целях обеспечения охраны регулятивных правоотношений. В таких правоотношениях доминирует охранительная функция права. По степени определенности субъектов все правоотношения делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные правоотношения — это те, в которых определена только одна сторона — носитель субъективного права. На другом полюсе правового отношения нет персонально определенного субъекта, носителя юридической обязанности. Один субъект наделяется субъективным правом, а все остальные субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером является правоотношение, возникающее в связи с реализацией права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему собственностью. Все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия. Относительные правоотношения — это такие правоотношения, в которых обе стороны персонально определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Например, в соответствии с договором купли-продажи между продавцом вещи и ее покупателем возникают конкретные, относительные правоотношения. По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных правоотношениях обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного, в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения. Различают также простые правоотношения (между двумя субъектами) и сложные (между несколькими или даже неограниченным числом); кратковременные и долговременные. Диспозиционные и обеспечительные правоотношения разграничиваются в зависимости от характера регулируемых правом общественных отношений, в зависимости от того, какой структурный элемент правовой нормы в данном случае используется. Диспозиционное правоотношение возникает при реализации диспозиции правовой нормы. Оно представляет собой фактически то общественное отношение, для регулирования которого создается и вводится в действие правовая норма. Однако отождествлять это общественное отношение и диспозиционное нельзя. Это объясняется тем, что в процессе правового регулирования общественное отношение теряет некоторые свои черты, приобретает новые свойства, изменяется и преобразуется. Таким образом, диспозиционное правоотношение — это уже новое качественное состояние общественного отношения. Необходимо указать на то, что данные преобразования общественных отношений, связанные с их правовой регламентацией, могут носить различный характер. Некоторые из них будут иметь позитивную направленность, стимулировать прогрессивное развитие общественного отношения. Другие, наоборот, приобретут регрессивную направленность, тормозя развитие. Все это зависит от качества правовой регламентации, от правильности оценки реального состояния общественных отношений, перспектив их дальнейшего развития. Это является одним из проявлений сущностных свойств диспозиционных правоотношений. Сущность диспозиционных правоотношений выражена в их необходимых, определяющих, устойчивых свойствах, в которых различаются материальные и социально-политические аспекты. Диспозиционные правоотношения, как и любые другие, порождаются материальными условиями жизни общества. Однако они теснее, глубже связаны с материальными процессами. Таким образом, они находятся в большей зависимости от материальных и экономических условий общественной жизни, что, в свою очередь, влияет на пределы правового вмешательства в подобные общественные отношения. Наиболее ярко это проявляется в отношениях собственности, в хозяйственных отношениях между предприятиями, организациями. В социально-политическом плане диспозиционные правоотношения отражают взаимоотношения между различными социальными группами. С одной стороны, в них через правовые нормы воплощается воля господствующих социальных групп, с другой — выражается воля субъектов, которые непосредственно вступают в эти диспозиционные правоотношения. Следует отметить, что в диспозиционных правоотношениях, в отличие от обеспечительных, свобода волеусмотрения, волеизъявления субъектов более широкая, менее ограниченная. Подводя итог, можно сказать, что диспозиционные правоотношения — это урегулированные диспозицией правовой нормы общественные отношения, для регламентации которых создается и вводится в действие сама норма права. Диспозиционные правоотношения находятся в тесной, ограниченной связи с обеспечительными правоотношениями, которые возникают при реализации санкций правовых норм. Одним из элементов механизма обеспечения нормальной реализации норм права являются обеспечительные правоотношения. Характерным признаком обеспечительных правоотношений является их властный характер, т. е. они напрямую связаны с необходимостью применения власти. Относительно обеспечительных правоотношений эта власть приобретает государственный, юридический аспект, и поэтому они выступают как властеотношения. Властеотношения — это особый тип общественных отношений, характеризующйся наличием специального властного субъекта, который способен подчинить иных субъектов своей воле. Властный характер обеспечительных правоотношений ярко проявляется в специфике их субъективного состава. Субъекты обеспечительных правоотношений подразделяются на обязательные и вспомогательные. К обязательным в первую очередь относится комплексный субъект. Это носитель властных полномочий, обладающий правом и обязанностью оказать правовое воздействие путем применения санкции правовой нормы. Тем самым этот субъект обладает обеспечительной компетенцией. Компетентными субъектами обеспечительных правоотношений могут быть государственные органы, должностные лица и т. п. Однако здесь необходимо четко отметить, что государство в целом не может быть субъектом обеспечительных правоотношений. Второй обязательный субъект обеспечительных правоотношений — это то лицо, или орган, к которому применяются правовые санкции. Они обладают правами и несут обязанности. При этом соотношение прав и обязанностей у различных субъектов неодинаково. Оно зависит от вида применяемых санкций. Вспомогательными субъектами обеспечительных правоотношений являются лица или организации, которые лишь оказывают помощь обязательным субъектам в развитии обеспечительного правового отношения (например, представители обвинения и защиты). Как уже отмечалось, обеспечительные правоотношения регулируются санкциями норм права. Санкция — это структурная часть общей правовой нормы, указывающая на возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы. Санкции подразделяются на поощрительные и охранительные. Охранительные в свою очередь подразделяются на штрафные, правообеспечительные, санкции ничтожности, организационные санкции. К.М. Гарапшин считает, что реализация всех видов санкций связана с возникновением и функционированием обеспечительных правоотношений. Соответственно различаются и виды обеспечительных правоотношений. Выделяются поощрительные и охранительные обеспечительные правовые отношения. Поощрительные правоотношения — это отношения, которые регулируются поощрительными санкциями правовых норм. Основанием их возникновения являются специально поощряемые правом действия, за которые предусматриваются меры морального или материального стимулирования. Охранительные правоотношения связаны, соответственно, с реализацией охранительных санкций, предусматривающих меры государственного принуждения. К ним относятся штрафные, правовосстановительные, организационно-принудительные, отменяющие и проч. Штрафные правоотношения связаны с применением юридической кары, претерпевания дополнительных неблагоприятных последствий за совершенные правонарушения. Правовосстановительные отношения выражаются в принудительном восстановлении нарушенных прав, в принуждении к исполнению невыполненных обязанностей. Отменяющие правоотношения — это отношения, между субъектами по признанию несуществующим, лишенным юридической значимости правового акта неправомерного характера в форме действия или документа (например, признание недействительной гражданско-правовой сделки). Организационно-принудительные правоотношения — это отношения, связанные с принудительно-организационными преобразованиями, основанными на неправомерных действиях и состоянии, носящем ущербный для общества характер (например, ликвидация обанкротившихся организаций). Обеспечительные правоотношения разграничиваются также на общерегулятивные и конкретные. В процессе своего развития обеспечительные правоотношения могут переходить от общерегулятивного состояния к конкретному. В частности, уголовные обеспечительные правоотношения возникают на общерегулятивном уровне сразу после совершения преступления и лишь после вынесения приговора становятся конкретными. Таким образом, в ходе развития постепенно идет конкретизация содержания обеспечительных правоотношений. Непосредственным основанием возникновения, изменения или прекращения обеспечительных правоотношений являются юридические факты или фактические составы. К ним относятся деяния, за которые в праве устанавливаются меры государственного обеспечения или правоприменительные акты. Правоприменительные правоотношения являются органической частью правореализационного процесса. В определенных ситуациях они дополняют развертывание диспозиционных и обеспечительных правоотношений, носят производный, подчиненный «чужим» интересам характер. Правоприменительные правоотношения носят ярко выраженный политико-управленческий характер, так как одна сторона (государственный орган) правомочна вынести решение по конкретному делу, другая сторона обязана подчиниться ему. Оно необходимо для нормального функционирования права, вызвано к жизни специально юридическими потребностями. Такое правоотношение фактически складывается каждый раз, когда обслуживает правореализацию и когда вмешательство государства требуется для контроля, поддержки, конкретизации действия правовых норм в индивидуальных ситуациях. Управленческое правоприменительное отношение с санкции законодателя обрастает множеством дополнительных общественных отношений, носящих процедурный, а в наиболее сложных случаях правоприменения — процессуальный характер. Строго говоря, эти общественные отношения в определенной мере носят тоже управленческий характер, а значит, в классовом обществе приобретают и политическую окраску. Однако если правоприменительное правоотношение призвано специально юридическим образом помочь реализации правоотношений, диспозиционных и правообеспечительных (правоотношений первого и второго порядков), то процедурно-процессуальные правоотношения вызваны к жизни специально юридическими потребностями самого правоприменения как правоотношения третьего порядка. Они призваны создавать оптимальные условия для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела, строгого соблюдения прав и обязанностей участников юридической процедуры, принятия законного и обоснованного решения в рамках основного правоприменительного правоотношения. Законодатель не должен произвольно устанавливать, с помощью каких действий, например, получать доказательства, поскольку природа, внутренняя «логика» правоприменения очерчивает возможные их рамки. Но он может в этих пределах решать, быть или не быть тому или иному отношению в процессе (процедуре), на какой его стадии, в какой форме, между какими именно субъектами и т. п. Процессуально-правовые правоотношения представляют собой обязательную форму юридического существования правоприменительного отношения в любом цивилизованном государстве. Говоря о процессуальных правоотношениях необходимо упомянуть о подсистеме материально-правовых правоотношений (это системосоставляющий компонент) и правоотношениях, не урегулированных нормами права. Это уже системодополняющий компонент. Материально-правовые отношения выступают как субординационно-организационная подсистема и фактически делятся на две группы: на конфликтные правоотношения и на правоотношения по урегулированию конфликта. Они отличаются друг от друга по следующим позициям: - субъектами первого являются вполне определенные лица (интересанты): истец-ответчик, потерпевший-подсудимый и т.п.; - в правоотношениях по урегулированию конфликта к ним подключается судейский корпус (судебный состав данного процесса); - содержание конфликтного отношения дополняется волеизъявлением судейского корпуса; - с конфликтным отношением связано само возникновение процесса, а отношение по урегулированию конфликта по общему правилу подытоживает, заканчивает процесс. Отношения, не урегулированные нормами права, на первый взгляд, возникают, изменяются и прекращаются по воле случая. Но действительная жизнедеятельность строится по законам человеческой психики. Правореализационные правоотношения представляют собой отношения в процессе реализации правовых норм. Они могут быть различны по своей природе. Это и отношения в ходе исполнения обязанностей, использования субъективных прав, соблюдения запретов, осуществления полномочий. В соответствии со сферами общественной жизни выделяются экономические, социальные, политические и духовные правоотношения. Субъекты правовых отношений В правовых отношениях всегда можно выделить три взаимодействующих элемента: субъект правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения, которое состоит из субъективного права и юридической обязанности. Прежде всего, о субъекте правового отношения. Субъектом правового отношения является лицо или организация, за которым признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями. Право превращает участника общественных отношений в субъекта правовых отношений. Таким субъектом, по современным теоретическим воззрениям, может быть физическое лицо (индивид) и организационно оформленное коллективное образование. В сфере частного права (гражданского, семейного, трудового, земельного и т.п.) субъекты права подразделяются на физических и юридических лиц. К физическим лицам относятся граждане, лица без гражданства, иностранные граждане. К организациям, прежде всего, относятся юридические лица, некоторые иные коллективные образования, само государство в целом (оно может выступать и в виде юридического лица в некоторых имущественных отношениях). Далеко не все люди в прошлом признавались субъектами права, например, рабы, которые могли быть лишь объектами правовых отношений (предметом купли-продажи). В римском праве раб рассматривался как «говорящее орудие», предмет, вещь. Впрочем, там не было равенства и среди свободных. При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными гражданами, а значит, и полноценными субъектами права. Феодальное право было правом привилегий, оно четко проводило градацию людей в зависимости от социального происхождения, званий, сословий и т.п. Теоретические представления о субъекте правоотношения в XIX—XX веках претерпевали большие изменения, отражая динамическое развитие правовой системы. Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» могут как совпадать, так и различаться. Дело в том, что, во-первых, конкретный гражданин (физическое лицо) как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правовых отношений. Во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами правовых отношений. В-третьих, правовые отношения не единственная форма реализации права. Нормы права могут быть реализованы и вне правовых отношений. В любом правоотношении должно быть не менее двух субъектов (простое правоотношение), поскольку отдельный индивид не может находиться в каком-либо общественном отношении, в том числе правовом, с самим собой. Но в правоотношении возможно несколько или даже неограниченное число субъектов (сложное правоотношение). Правда, с юридической точки зрения, в таких правоотношениях легко просматриваются две противоборствующие стороны — управомоченная и правообязанная. Можно отметить, что субъектом правоотношения может быть только человек или общность людей. Между тем в юридической литературе прошлых лет, в том числе отечественной, допускалась мысль, что в качестве участников правоотношений могут выступать животные, например, лошадь, домашняя собака, от которых их хозяин может требовать послушания и выполнения определенных функций. В свою очередь, животные «вправе притязать» на должное обращение с ними. Однако в настоящее время подобный взгляд никем из правоведов не разделяется, хотя существуют юридические нормы, определяющие отношение человека к животным (порядок содержания, выгула, прививок и т.п.). В юридической литературе выделяются различные виды субъектов правовых отношений. К индивидуальным субъектам относятся граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, работники дипломатических и консульских учреждений. К коллективным субъектам принято относить само государство, государственные органы и учреждения, общественные объединения, государственные и негосударственные предприятия, учреждения, фирмы, банки; национально-государственные образования, административно-территориальные единицы. Следует подчеркнуть, что далеко не все объединения и учреждения являются коллективными субъектами правоотношений, а лишь те, которые могут выступать (выступают) в качестве юридического лица. Признаки юридического лица сформулированы в Гражданском кодексе Республики Беларусь: имущественная обособленность, способность от своего имени приобретать права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Понятие юридического лица имеет значение главным образом, в гражданском праве, т.е. имущественных, обязательственных отношениях. Надо иметь в виду, что не всякий коллектив людей является субъектом права, а следовательно, субъектом правоотношения. Так семья, учебная группа, курс, кафедра, бригада и другие общности не обладают этим качеством, так как не характеризуются единством воли и цели, внутренней организованностью. Для того чтобы быть субъектом правоотношений, как физические, так и юридические лица должны обладать особым юридическим свойством, признанным законом. Это свойство — правосубъектность, т.е. способность (возможность) лица быть участником правоотношений. Правосубъектность юридического лица, в отличие от правосубъектности физического лица, является специальной и определяется целями и задачами деятельности данной организации, закрепленными в ее уставе. Отсюда объем и содержание правосубъектности у разных организаций не одинаковы. Правосубъектность включает правоспособность, дееспособность и правовой статус. Правовой статус — это признанная Конституцией и законами совокупность естественных прав и обязанностей человека, полномочий государственных органов и должностных лиц. Правоспособность — это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается его смертью. Все люди являются правоспособными, но не в равной мере, не в одинаковом объеме. Это обусловлено, прежде всего, различиями между людьми: и по творческим способностям, и по наличию воли, и по умственному и нравственному развитию. Разной способностью иметь политические права обладают граждане государства и иностранные граждане. Еще одним условием, влияющим на правоспособность физического лица, является то, что в дореволюционной литературе называли гражданской честью. Она состоит из признания за человеком доброго имени, личного достоинства, которое принадлежит каждому гражданину, не умалившему эти свои характеристики неблаговидными поступками. Наличие гражданской чести позволяет каждому гражданину участвовать в экономической, политической и иной деятельности. Однако умаление гражданской чести, подтвержденное судебным приговором, может ограничивать правоспособность гражданина на занятие той или иной должности, той или иной деятельностью. В содержание правоспособности входит возможность граждан иметь имущество на праве собственности, право наследовать и завещать, заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица, совершать любые не противоречащие закону сделки и т.д. Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает одновременно в момент создания того или иного юридического лица и составляет единое качество праводееспособности. В современном цивилизованном обществе нет и не может быть людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Главное в правоспособности — не права, а принципиальная возможность или способность иметь их. Впервые понятие правоспособности было сформулировано и введено в практику буржуазными кодексами XIX века (французский гражданский кодекс 1804 года и германское гражданское уложение 1896 года). К тому времени категорией правоспособности пользовалось и английское гражданское право. Как видно, рассматриваемый институт обязан своим происхождением гражданскому законодательству, однако впоследствии он приобрел более широкое значение. Сама по себе правоспособность никакого реального блага не дает. Это только «право на право», т. е. право иметь право, а вот последнее открывает путь к обладанию тем или иным благом (объектом правоотношения), совершению определенных действий, предъявлению притязаний. Нельзя на основе одной только правоспособности чего-либо требовать, кроме как признания равноправным членом общества. Отличие правоспособности от субъективного права состоит в том, что она: - неотъемлема от личности; - не зависит от пола, расы, национальности, возраста, профессии, места жительства, имущественного положения, принадлежности к религии и др.; - непередаваема (ее нельзя передать другому человеку); - первична по отношению к субъективному праву, играет роль предпосылки субъективного права; - абстрактна, в то время, когда субъективное право конкретно. В понятии «правоспособность» сущность заключается не в праве, а в способности. Правоспособность нельзя рассматривать как суммарное выражение прав и обязанностей, носителем которых может быть данное лицо, так как такое суммарное выражение дано в самом законе. Не имеет решающего значения то обстоятельство, что возможность обладать теми или иными конкретными правами появляется у гражданина не сразу, не со дня рождения, а позднее, по достижении определенного возраста или при наступлении других условий. Различие в наступлении прав во времени не меняет сущности правоспособности. Всеобщность правоспособности заключается в том, что государственная власть с самого начала заранее наделяет всех своих граждан одним общим свойством — юридической способностью быть носителем соответствующих прав и обязанностей, из числа предусмотренных законом. А то, что фактическая возможность обладания теми или иными правами в силу разных причин наступает в разное время, не делает правоспособность различной. Из этого исходит и международное право. Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность. Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание правами может наступить лишь при известных условиях. В российском законодательстве нет определения общей правоспособности, а определена лишь гражданская правоспособность. Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права (например, в семейном, трудовом, избирательном). Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность — это такая правоспособность, для наличия которой требуется специальное образование (например, юридическое, экономическое, музыкальное) или умения, навыки, талант. Правоспособность юридических лиц признается специальной, определяющейся целями и задачами их деятельности, указанными в соответствующих уставах или положениях. В связи с тем, что все люди обладают разной по объему правоспособностью, в теории права кроме правоспособности вводится понятие дееспособности, которое также характеризуется объемом. Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет дееспособность как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Возникает в полном объеме по достижении совершеннолетия, т.е. восемнадцатилетнего возраста. Характерной чертой дееспособности является то, что она предполагает способность гражданина лично совершать юридические действия по приобретению и осуществлению субъективных прав и юридических обязанностей. Имеется в виду способность граждан приобретать и осуществлять свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Дееспособность, в отличие от правоспособности, приходит к гражданину постепенно, по мере его взросления, умственного, физического и социального развития, приобретения жизненного опыта. Поэтому она может быть разной по объему: полной, неполной (частичной) и ограниченной. Наступление полной дееспособности, как уже отмечалось, закон связывает с достижением возраста гражданского совершеннолетия — восемнадцати лет, что позволяет гражданину собственными действиями в полном объеме реализовывать всю свою правоспособность. Неполной дееспособностью обладают несовершеннолетние лица. Объем ее зависит от возраста. Так, несовершеннолетний в возрасте до четырнадцати лет вправе совершать мелкие бытовые сделки, получать подарки, распоряжаться личными вещами. А несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может самостоятельно распоряжаться своими доходами, осуществлять авторские права, вкладывать деньги в кредитные учреждения и др. Ограничение дееспособности допускается только на основе федерального закона и только в пределах, необходимых для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Допускается ограничение судом дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами. Существует также такая характеристика субъекта правоотношения как деликтоспособность. Деликтоспособность ― это так же зависимая от правоспособности и дееспособности характеристика субъекта. Деликтоспособность — это установленная законом способность лица отвечать за свои поступки при совершении правонарушения.
Объекты правовых отношений Еще одной составляющей правоотношений является объект. Научное определение объекта правового отношения является крупной проблемой в теории права. Под объектом правоотношений понимаются те разнообразные фактические общественные отношения, на которые направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, это состояние, которого стремятся достичь субъекты правоотношений. С философской точки зрения под объектом правоотношения понимается то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательная и иная деятельность человека. Это самое широкое, абстрактное определение субъекта. Объект и субъект — парные категории. В практической жизни термин «объект» соотносится не только с человеком как разумным существом, но и с любым другим фрагментом действительности (предметы, процессы, явления). Поэтому любое явление, испытывающее на себе воздействие со стороны другого явления, выступает объектом последнего. Во всеобщей взаимосвязи субъект может стать объектом и наоборот. Именно в этом смысле в правовой науке говорят об объектах и субъектах права, правонарушений, правоотношений, ответственности, толкования и применения законов, наказания и т. д. Во всех этих случаях понятия объекта и субъекта не имеют сугубо философского содержания, а служат в основном лишь операционным целям. В юридической литературе существуют различные подходы к пониманию и видам объектов правоотношений. Согласно одной позиции (монистической концепции) объектами правоотношений могут выступать только действия (поведение) субъектов, так как именно поступки, поведение подвергаются правовому регулированию, и лишь путем поведения человек способен реагировать на правовое регулирование. Отсюда у всех правоотношений единый общий объект. Согласно второй позиции, которая разделяется большинством ученых-юристов, объект правоотношений отличается многообразием, соответствующим видам регулируемых общественных отношений. Это плюралистическая концепция. В юридической литературе высказывалось мнение, что в отдельных случаях объектом правоотношений может выступать личность человека. В качестве примера приводят брак, когда взаимный интерес супругов состоит не только в определенном поведении друг друга, но и в личных качествах. При этом важно, чтобы «господство одного лица» не исключало личной свободы другого. Признавалось также право на собственную личность. В зависимости от характера и видов правоотношений их объектами являются: - материальные блага (вещи, предметы, ценности); - нематериальные личные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, свобода и неприкосновенность личности); - продукты духовного творчества. Это могут быть произведения литературы, музыки, искусства, живописи, скульптуры, а так же изобретения, открытия, рационализаторские предложения, т. е. результаты интеллектуального труда; - ценные бумаги, официальные документы (акции, облигации, деньги, чеки, векселя, дипломы, паспорта и т.п.); - фактическое поведение участников правоотношения: услуги и их результаты. Этот вид объекта характерен для правоотношений, возникающих на основе норм уголовно-исполнительного права (в сфере исполнения наказаний), административного права и других отраслях. В жизни существуют и такие правоотношения, в которых состоит несколько видов из числа перечисленных объектов. Это относится, например, к правоотношениям, вытекающим из договора о создании, разработке и передаче научно-технической продукции. Такие договоры предусматривают вид выполняемых работ, сроки, оплату и конечный результат — производство определенной продукции, являющейся разновидностью собственности. Итак, теория правоотношений на современном этапе раскрывает многоаспектность объектного содержания правовых отношений. Это и предметы материального мира, и объекты духовной жизни. Сюда же относятся и требование поведения субъектов, и результат этого поведения. Юридические факты и их классификация В современной учебной литературе внимание в основном уделяется классификации юридических фактов, а само понятие остается в тени. Авторы, как правило, ограничиваются определением юридического факта, которое формулируется практически единообразно и звучит следующим образом: «Юридические факты ― это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений». В плане понятийной характеристики юридических фактов можно отметить следующие характерные черты: 1. По своей социальной природе юридические факты ― это обычные жизненные обстоятельства, которые сами по себе не обладают свойством вызывать юридические последствия. Такое качество придается им юридическими нормами, и может произойти так, что законодатель на каком-то этапе развития общественных отношений перестанет связывать правовые последствия с данным юридическим фактом. Однако делается это не произвольно, не по прихоти законодательного органа, а под влиянием закономерностей общественного развития. Поэтому юридические факты имеют глубокую общественную природу и представляют собой еще один выход права на практику, еще один канал связи права с социальной сферой. Таким образом, юридические факты — это общественно-юридические явления. 2. Юридические факты опосредуют движение правовых отношений (возникновение, изменение, прекращение). И если правосубъектность рассматривать как особого рода юридическое право в рамках общерегулятивных правоотношений, то фактические условия правосубъектности (возраст, вменяемость и т. п.) по своей природе и механизму действия тоже являются юридическими фактами. 3. Юридические факты вызывают правовые последствия только во взаимодействии с правовыми нормами. Юридический факт выполняет роль «пускового механизма» по отношению к норме права, он запускает ее в действие. В этом плане юридические факты можно рассматривать как звенья, связующие нормы права и правовые отношения. 4. Указания на юридические факты и их описание содержатся в гипотезах юридических норм. Наряду с нормами и субъектами права юридические факты выступают одной из предпосылок возникновения правоотношений. Юридические факты, как и всякие жизненные обстоятельства, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям: 1) по характеру порождаемых юридических последствий ― правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие; 2) по характеру действия ― факты однократного действия (истечение срока, нанесение материального ущерба) и факты-состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности); 3) по характеру связи с индивидуальной волей участников правоотношения — юридические деяния (действия и бездействие) и юридические события. События могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные события вообще не связаны с волей человека (например, стихийное бедствие). Относительными являются события, которые не зависят от воли участников именно данного правоотношения, но зависят от воли других людей. Например, убийство для уголовного правоотношения является юридическим деянием, а для гражданского правоотношения наследования — юридическим событием; 4) с точки зрения соответствия правовым предписаниям деяния можно разделить на правомерные и неправомерные. Последние, в свою очередь, — на преступления и проступки (по степени общественной опасности); 5) в зависимости от волевой направленности правомерные действия делятся на индивидуальные акты (совершаются с целью вызвать определенные правовые последствия), юридические поступки (нормы права связывают с ними правовые последствия независимо от волевой направленности субъекта, в силу самого факта деяния) и результативные действия (правовые последствия связываются не с самим действием, а с его результатом, например, результатом творческой деятельности); 6) в зависимости от степени сложности юридические факты делятся на единичные юридические факты и фактические составы (системы юридических фактов).
Date: 2016-07-18; view: 428; Нарушение авторских прав |