Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1. Понятие и предмет общей теории праваСтр 1 из 40Следующая ⇒
Общая теория права Учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений специальности 2-24 01 02 «Правоведение» Барановичи, 2014 Разработчик: Прокуда Ольга Юрьевна, преподаватель правовых дисциплин УО «Барановичский экономико-юридический колледж», магистр юридических наук.
Учебное пособие подготовлено на основе Типовой учебной программы «Общая теория права», утв. Министерством образования Республики Беларусь от 11 июня 2012 г. Предлагаемое пособие содержит краткий лекционный материал, планы практических занятий, тестовые задания, глоссарий, список основной и дополнительной литературы. Предназначено для учащихся юридических и неюридических специальностей. Может быть полезно для преподавателей. Учебное пособие обсуждено и одобрено цикловой комиссией правовых дисциплин ЧУО «Барановичский экономико-юридический колледж»
Содержание Введение.. 5 содержание учебной дисциплины... 8 Краткий курс дисциплины... 23 Тема 1. Понятие и предмет общей теории права.. 23 Тема 2. Методология и методы общей теории права.. 35 Тема 3. Право в системе социального регулирования.. 41 Тема 4. Сущность права.. 50 Тема 5. Основные подходы к определению понятия «права». 61 Тема 6. Происхождение права: общая характеристика.. 66 Тема 7. Типология права: формационный и цивилизационный подходы 69 Тема 8. Нормы права.. 72 Тема 9. Правовые отношения.. 91 Тема 10. Система права.. 120 Тема 11. Общество, личность и право.. 136 Тема 12.Сущность и происхождение государства.. 157 Тема 13. Формы государства.. 181 Тема 14. Механизм (аппарат) государства.. 192 Тема 15. Правовое государство.. 199 Тема 16. Правосознание и правовая культура.. 213 Тема 17. Источники права.. 229 Тема 18. Правотворчество.. 245 Тема 19. Механизм правового регулирования.. 257 Тема 20. Реализация права.. 263 Тема 21. Толкование права.. 279 Тема 22. Законность и правопорядок.. 293 Тема 23. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность 321 Тема 24. Право и инновационное развитие общества.. 343 Планы практических занятий.. 352 ТЕСТовые задания по дисциплине.. 358 Глоссарий.. 384 Рекомендуемая литература.. 402 Введение Общая теория права всегда занимала ведущее место в системе юридических наук. Предметом ее исследования является совокупность закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права. Сердцевина предмета – юридическая догматика, изучающая источники права, виды правовых норм, коллизии правовых норм, толкование права, юридическую ответственность и т.д. Общая теория права синтезирует в себе также знания философии права и социологии права. История развития этой науки и учебной дисциплины поучительна. Известно, что в советской юриспруденции преобладал позитивистский подход к пониманию права. Право не исследовалось как самостоятельное, самодостаточное социальное явление. Ему придавалась вспомогательная функция продукта государственного развития. Не различались право и закон, так правом признавались любые решения государственной власти, изданные в официальной форме и обладающие принудительной силой, независимо от их содержания. Наконец, не признавались естественные права человека, которые изучались только с точки зрения их закрепления в конституции и других нормативных правовых актах в виде правового статуса гражданина. Теория права идеологически обосновывала и оправдывала такую юриспруденцию, которая обслуживала сначала идею диктатуру пролетариата, затем советского социалистического и, наконец, общенародного государства, а в итоге всегда административно-командную систему управления общества. Соответственно, книги по этой дисциплине назывались «Теория государства и права». В настоящее время правовая мысль освобождается от правовых догм. Становится ясно, что необходимы коренная методологическая и мировоззренческая перестройка науки и учебной дисциплины, создание нового комплекса научных знаний. Появляется новое правопонимание, осознается другое соотношение права и государства, естественные права и свободы человека воспринимаются как концептуальный стержень соотношения права и государства. Итогом нового осмысления права является изменение содержания структуры и названия учебной дисциплины, причем, на первый взгляд, меняется только порядок слов: вместо «Теории государства и права» появляется «Теория права и государства». Осуществляется также плодотворная попытка развести теорию права и теорию государства по разным учебным дисциплинам и разным отраслям знаний. Наука о праве избавляется от дуализма предмета своего исследования. Следует отметить, что правовая мысль Беларуси и России на рубеже XIX-XX вв. также характеризовалась непозитивистским подходом к пониманию права. Работы известных ученых-юристов этого времени — С.А. Муромцева, Н.М. Коркунова, Е.Н. Трубецкого, Г.Ф. Шершеневича и других свидетельствует об их понимании права как явления, которое можно и нужно исследовать как самодостаточное. Изучение дисциплины «Общая теория права» имеет целью овладение понятийным аппаратом юридической науки, познание закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права. В ходе изучения дисциплины ставятся задачи выработать у учащихся: - умение правильно истолковывать государственно-правовые явления, оценивать их с позиции как общечеловеческих, так и конкретно-исторических ценностей; - ценностные ориентации в жизни и практической деятельности, основанные на приоритете прав и свобод личности и интересов общества при одновременном признании фундаментальной значимости государственно-правовых институтов; - предпосылки юридически компетентных действий в условиях становления рыночных отношений и формирования правового и социального государства, в том числе, создание основы правовых навыков и умений; - умение осмысливать государственно-правовые явления и процессы, творчески подходить к решению научных и практических проблем; - умение ориентироваться в законодательных актах Республики Беларусь и различать правовые системы и их особенности других стран; - понятийно-категориальный аппарат, которым они будет оперировать в последующей практике и весь период обучения.
содержание учебной дисциплины
Тема 1. Понятие и предмет общей теории права Общая теория права как наука и учебная дисциплина, ее специфика. Классификация юридических наук. Соотношение общей теории права с другими юридическими науками. Юридическая наука в системе социальных наук. Соотношение юридической науки и философии. Соотношение общей теории права с иными мировоззренческими системами. Предмет общей теории права: сущность, содержание и формы права, его принципы и закономерности. Система общей теории права.
Date: 2016-07-18; view: 713; Нарушение авторских прав |