Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка





УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной, воспитательной

и социальной работе

_________________ С.И.Коптева

«____» ____________2012 год

Регистрационный № УД- 34-04-№5-2012/р.

 

 

Методология, теория и методы психологических исследований

 

Учебная программа для специальности:

1-03 04 03 Практическая психология

Факультет психологии

Кафедра методологии и методов психологических исследований

Курс II

 

Семестр III

 

Лекции 38 (34+4 УСРС) Экзамен III

 

Практические

(семинарские) занятие 16 (12+4 УСРС)

Лабораторные занятия Зачет -

 

Всего аудиторных часов по

Дисциплине 54

Всего часов по

Дисциплине 138

 

Форма получения

высшего образования

дневная, заочная

 

 

Составил Дьяков Д.Г., кандидат психологических наук, доцент

 

Рабочая программа составлена на основе учебной программы «Методология, теория и методы психологических исследований», регистрационный № УД-34-04-№2-2012/ баз., утвержденной

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры методологии и методов психологических исследований

 

25 апреля 2012 г.

Протокол № 12

 

Заведующий кафедрой

 

__________________ Д.Г. Дьяков

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета психологии Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

 

29 мая 2012 г.

Протокол № 9

 

Декан факультета психологии

 

_________________Л.А. Пергаменщик

 

 

Оформление программы и сопровождающих ее материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствуют

 

Методист УМ БГПУ

__________ С.А. Стародуб

Пояснительная записка

 

Дисциплина «Методология, теория и методы психологических исследований», в соответствии с образовательным стандартом подготовки психологов, читается студентам специальности 1-03 04 03 Практическая психология. Дисциплина носит системообразующую функцию в профессиональной подготовке психологов, обеспечивая формирование у студентов общенаучного и психологического мировоззрения, а также наделяя студентов практическими навыками выполнения исследовательской деятельности.

Осваивая дисциплину «Методология, теория и методы психологических исследований», студенты знакомятся со спецификой научного знания, его структурой, историей науки в соотнесении с историей развития философии; осваивают особенности методологии психологического исследования на фоне философской и общенаучной методологий; определяют место психологии в структуре научного знания.

Организация содержания курса позволяет студенту вычленить качественное своеобразие методологии классической, неклассической и постнеклассической науки на каждом из уровней методологии: философском, общенаучном и конкретнонаучном. Определяются характеристики психологического исследования и его этапы. Раскрывается связь методологии, методов и методик исследования.

Одной из важнейших функций курса является теоретическая подготовка к выполнению курсовых и дипломных работ, участию в научно-исследовательской работе. В целом, освоение дисциплины обеспечивает готовность к высокопрофессиональной практической деятельности.

Программа построена в тесной взаимосвязи с другими психологическими дисциплинами, предусмотренными процессом подготовки практических психологов. Наиболее тесно дисциплина «Методология, теория и методы психологических исследований» связана с дисциплинами «Философия», «История психологии», «Общая психология».

Целью преподавания дисциплины является создание в структурах профессионального сознания студентов методологических оснований будущей профессиональной деятельности в области теоретической и практической психологии.

Задачи дисциплины:

- разъяснить будущим специалистам в области практической психологии тесную взаимосвязь и взаимозависимость философского, общенаучного и психологического уровней методологии;

- раскрыть основные особенности каждого из исторических этапов в развитии науки в целом и психологической науки, в частности;

- сформировать интеллектуальную и личностную готовность к систематическому освоению достижений психологической науки и практики;

- способствовать формированию у студентов навыков и умений применения полученных методологических знаний при организации и выполнении научного исследования в области психологии.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

№ темы Название разделов и тем Количество Часов
Аудиторные
Всего Лекции Семинарские практические занятия  
  Методология научного познания и проблема изучения психики        
1.1 Сущностные характеристики науки как способа объяснения действительности        
1.2 Структура и функции методологического знания        
1.3 Особенности познавательной ситуации изучения психики        
2. Классический тип рациональности и психологическая методология. 12/4 6/2 2/2  
2.1 Формирование классического типа научной рациональности в Новое Время; классическая философская традиция        
2.2 Общенаучный уровень методологии и классическая психология        
2.3 Становление позитивистской методологии в психологии (психология сознания, бихевиоризм, рефлексология, когнитивная психология)   /4 /2 /2  
2.4 Методы классической психологии        
3. Неклассический тип рациональности и психологическая методология 10/2 6/2    
3.1 Становление неклассического типа научной рациональности. Философия модернизма.        
3.2 Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология        
3.3 Неклассическая методология в психологических направлениях (гештальтпсихология, культурно-историческая психология, психодинамический подход, экзистенциально-феноменологическая психология).   /2 /2    
3.4 Методы неклассической психологии.        
4. Постнеклассический тип рациональности и психологическая методология 8/2   /2  
4.1 Постнеклассическая научная рациональность. Философия постмодернизма.        
4.2   Общенаучный уровень методологии и постнеклассической психология. 2/2   /2  
4.3 Методы постнеклассической психологии.        
5. Фундаментальные методологические проблемы психологического познания.        
5.1 Проблема единиц анализа психики        
5.2 Проблема объективного метода в психологии        
5.3 Проблема критериев нормы в психологии.        
6. Психологическое исследование: уровни, виды, структура, этические принципы.          
6.1 Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях.        
6.2 Уровни и виды психологических исследований.        
6.3 Структура и этапы психологического исследования. Этические нормы психолога-исследователя.          
ИТОГО: 60/8 46/8 34/4 12/4  

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

(для студентов заочного отделения)

 

 

№ темы Название разделов и тем Количество Часов
Аудиторные
Всего Лекции Семинарские практические занятия  
  Методология научного познания и проблема изучения психики        
1.1 Сущностные характеристики науки как способа объяснения действительности        
1.2 Структура и функции методологического знания        
1.3 Особенности познавательной ситуации изучения психики        
2. Классический тип рациональности и психологическая методология.        
2.1 Формирование классического типа научной рациональности в Новое Время; классическая философская традиция 0,5 0,5    
2.2 Общенаучный уровень методологии и классическая психология 0,5 0,5    
2.3 Становление позитивистской методологии в психологии (психология сознания, бихевиоризм, рефлексология, когнитивная психология)          
2.4 Методы классической психологии        
3. Неклассический тип рациональности и психологическая методология        
3.1 Становление неклассического типа научной рациональности. Философия модернизма.        
3.2 Общенаучный уровень методологии и неклассическая психология        
3.3 Неклассическая методология в психологических направлениях (гештальтпсихология, культурно-историческая психология, психодинамический подход, экзистенциально-феноменологическая психология).          
3.4 Методы неклассической психологии.        
4. Постнеклассический тип рациональности и психологическая методология        
4.1 Постнеклассическая научная рациональность. Философия постмодернизма. 0,5 0,5    
4.2   Общенаучный уровень методологии и постнеклассической психология. 0,5 0,5    
4.3 Методы постнеклассической психологии.        
5. Фундаментальные методологические проблемы психологического познания.        
5.1 Проблема единиц анализа психики        
5.2 Проблема объективного метода в психологии        
5.3 Проблема критериев нормы в психологии.        
6. Психологическое исследование: уровни, виды, структура, этические принципы.          
6.1 Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях.        
6.2 Уровни и виды психологических исследований.        
6.3 Структура и этапы психологического исследования. Этические нормы психолога-исследователя.          
ИТОГО: 60/8        

 








Date: 2016-07-05; view: 299; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию