Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6.2 Уровни и виды психологических исследований.
Семинар 12 Вопросы: 9. Понятие об уровнях исследования в психологии. 10. Эмпирический уровень исследования в психологии. 11. Теоретический уровень исследования. 12. Метатеоретический уровень исследования. 13. Виды психологических исследований: корреляционные исследования; 14. Виды психологических исследований: квазиэкспериментальные планы; 15. Виды психологических исследований: прикладные исследования и оценка программы; 16. Виды психологических исследований: качественные исследования. Литература: 1. Белова, О.В. Общая психодиагностика. Методические указания./О.В.Белова// Новосибирск, 1996. 2. Витцлак, И. Основы психодиагностики. /И.Витцлак// Психодиагностика: теория и практика. - М.: Прогресс, 1986. - 205 с. 3. Гудвин, Д. Исследование в психологии: методы и планирование./Д.Гудвин// 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с. 4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Тема 6.3 Структура и этапы психологического исследования. Этические нормы психолога-исследователя. Лекция 17 Цель: анализ структуры и этапов психологического исследования. Рефлексия проблемы этических норм психолога-исследователя. План: этапы психологического исследования; постановка проблемы исследования; выдвижение и обоснование гипотезы исследования; планирование исследования; сбор данных; обработка данных; интерпретация полученных данных; выводы и включение результатов в систему научных знаний. Структура исследовательской работы; структура и содержание разделов Общая характеристика работы и Заключение; структура и содержание основной части исследования.Этические нормы психолога-исследователя. Семинар 13 Вопросы: 13. этапы психологического исследования; 14. постановка проблемы исследования; 15. выдвижение и обоснование гипотезы исследования; 16. планирование исследования; 17. сбор данных; 18. обработка данных; 19. интерпретация полученных результатов; 20. выводы и включение результатов в систему научных знаний. 21. Структура исследовательской работы; 22. Структура и содержание разделов Общая характеристика работы и Заключение; 23. Структура и содержание основной части исследования. 24. Этические нормы психолога-исследователя. Литература:
2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Вопросы к экзамену:
3. Сравнительная характеристика концепции, теории, парадигмы как форм существования научного знания. 4. Анализ взаимоотношений науки и религии, оккультизма, философии и искусства.
6. Сравнительная характеристика веры в науке и религии.
8. Подходы к понятию «методология». 9. Уровни методологии науки. 10. Философский уровень методологии науки и психологическое исследование: проблема человека в философской картине мира. 11. Общенаучный уровень методологии и психологическое исследование. 12. Общая характеристика подходов к конкретно-научной методологии психологического исследования. 13. Взаимосвязь методологии и методов исследования в психологии. 14. Особенности познавательной ситуации изучения психики. 15. Ситуация в психологической науке через призму концепции Т.Куна. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии. 16. Формирование классического типа научной рациональности в Новое время: первые научные революции в XVI - XVIII веках. 17. Возникновение механистической картины мира (Ньютон, Галилей, Кеплер) в Новое время. 18. Зарождение позитивистской методологии в научном познании. Классическая философская традиция. 19. Общенаучные принципы, характерные для классического этапа в развитии науки. 20. Становление психологии как позитивистской науки (ассоцианизм, бихевиоризм, рефлексология, когнитивный подход). 21. Методы классической психологии. 22. Эксперимент как основной метод исследования в классической науке. Эксперимент в классической психологии. 23. Кризис методологии науки в начале XX столетия. Основные изменения научной методологии под влиянием кризиса ХХ столетия. 24. Становление неклассического типа научной рациональности: научная революция конца XIX - начала XX-го веков. 25. Формирование динамичной, вероятностной картины мира (Эйнштейн) в первой половине 20-го века. 26. Неклассическая методология в естествознании. 27. Анализ системного подхода как центрального общенаучно-методологического принципа неклассической науки. Системный подход в психологии. 28. Неклассическая методология в психологии (психодинамическое направление, культурно-историческая психология, экзистенциально-феноменологическая психология). 29. Методы неклассической психологии. 30. Эксперимент в неклассической психологии. 31. Вероятность – как методология познания и ее место в современной науке. Вероятностные знания в психологии. 32. Постнеклассическая научная рациональность: научная революция последней трети XX-го века. 33. Представление о мире как о самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин). 34. Философия постмодернизма. 35. Постмодернистская культурная традиция в психологии (теории онтологического плюрализма, конвенциальности, социо-культурно-исторической конструируемости психологического знания). 36. Методы постнеклассической психологии. 37. Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях. 38. Уровни исследования: эмпирический, теоретический, метатеоретический. 39. Виды психологических исследований (качественные/количественные, фундаментальные/прикладные, комплексные, междисциплинарные и т.д.). 40. Структура и этапы психологического исследования. 41. Типы классификации основных методов исследования в психологии (организационные методы, методы сбора эмпирических данных, методы анализа данных, интерпретационные методы, методы психосемантики). 42. Этические нормы психолога-исследователя.
Список литературы Основная: 1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002. 2. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с. 3. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004. 4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с. 5. Зеленков, А.И. Философия и методология науки: учеб пособие для аспирантов/А.И.Зеленков [и др.]; под ред. А.И.Зеленкова. – Минск. 2007. – 384с. 6. Зинченко, В.П. Методологические вопросы психологии / В.П.Зинченко, С.Д.Смирнов. – М.: Изд-во Мос.гос.ун-та, 1983. – 123с. 7. Зинченко, В.П., Смирнов, С.Д. Методологические вопросы психологии/В.П.Зинченко, С.Д.Смирнов. – М.: МГУ, 1983. –165 с. 8. Корнилова, Т.В., Смирнов С.Д.. Методологические основы психологии. – Учебное пособие. - СПб: Питер, 2006. 9. Куликов, А.В. Психологическое исследование / А.В. Куликов. – СПб, 1994. 10. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с. 11. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии/Д.В.Лубовский//М.,2007г. 12. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 1995. – 201с. 13. Степин, В.С. Теоретическое знание/В.С.Степин. – М.,2000. 14. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992. 15. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527. 16. Штофф, В.А. Проблемы методологии научного познания / В.А.Штофф. – М.: изд-во Мос.гос. ун-та. – 1978. – 271с. 17. Шульц, Д.П. История современной психологии./ Д.П.Шульц, С.Э. Шульц – СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2002. – 532 с.
Дополнительная: 1. Gergen, K.J. Social psychology as social construction: The emerging vision. In C. McCarty & A.Haslam (Eds.), The message of social psychology: Perspectives on mind in society. — Oxford: Blackwell, 1997. 2. Harre, R. Metaphysics and methodology: Some prescriptions for social psychological research // European journal of social psychology. 1989. Vol. 19. № 5. 3. Аналитическая философия: Избранные тексты / сост. А.Ф. Грязнов. – М.: Изд-во МГУ, 1993. 4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с. 5. Аршинов, В.И. Когнитивные стратегии синергетики // Онтология и эпистемология синергетики. — М., 1997. 6. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002. 7. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. – М.: Смысл. 2007 - 527 с. 8. Барандеев, А.В. Основы научной терминологии / А.В. Барандеев. – М.: Наука,1993. – 115с. 9. Белова, О.В. Общая психодиагностика. Методические указания./О.В.Белова// Новосибирск, 1996. 10. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995. 11. Братусь, Б.С. Аномалии личности/ Б.С.Братусь. – М., 1988. – 301 с. 12. Васильева, О.С., Филатов, Ф.Р. Психология здоровья человека. Издательство: Академия Серия: Высшее образование Год: 2001. 13. Витцлак, И. Основы психодиагностики. /И.Витцлак// Психодиагностика: теория и практика. - М.: Прогресс, 1986. - 205 с. 14. Вудворс, Р. Экспериментальная психология / Р.Вудворс. - М., 1950. – 130 с. 15. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: Учебное пособие / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо»; «Юрайт», 2001. – 336 с. 16. Глазерсфельд, Э. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 2001. № 4. 17. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию. –Самара, 2000 18. Горохов, В.Г. Концепции современного естествознания и техники: учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М. – 607 с. 19. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтсданкер. – М., 1982. – 320 с. 20. Грицанов, А.А. В.С.Степин / История философии: Энциклопедия. – Мн., 2002. – 1376с. 21. Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник под ред. акад. М.Ф. Жукова 2-ое изд. – М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2000. 22. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М.: Изд. центр "Академия", 2005. 23. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В.Занков. – М.: Педагогика, 1987. – 432с. 24. Зинченко, В.П. Кризис или катастрофа? Психология и новые идеалы научности (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1993, № 5. 25. Зинченко, В.П. Проблема объективно метода в психологии/В.П.Зинченко, М.К.Мамардашвили/Вопросы философии. – 1977. – С.109-125. 26. Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие. – Минск: «ФУА информ», 2003 27. История буржуазной социологии XIX - начала ХХ века. - М.: Наука, 1979. - С. 128-135. 28. Климонтович, Н.Ю. Без формул о синергетике / Н.Ю. Климонтович. – Минск: Вышейшая школа, 1986. 29. Козновски, П. Культура постмодернизма: Общественно-культурные последствия технического развития / П. Козновски пер. с нем. – М.: Республика, 1997. 30. Коляденко, Г.С. Стилистика научной речи / Г.С.Коляденко. – М.: Наука, 1990. – 127с. 31. Концепции современного естествознания/ под рук. С.И.Самыгина. – Р.-на/Д: Феникс, 1997. – 448 с. 32. Кун, Т Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975. 33. Ленк Х. Эпистемологические заметки относительно понятий «теория» и «теоретическое понятие» // Философия, наука, цивилизация. М., 1999. С. 157-170. 34. Леонтьев Д.А. Психология смысла. — М., Смысл, 1999. 35. Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии/ Постнеклассическая психология 2005, № 1. С.51 – 72. 36. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии: избранные психологические труды / Б.Ф.Ломов. – Москва-Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. – 424с. 37. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. – М., 1997. 38. Методологические и теоретические проблемы психологии. / Отв. Ред. Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 1969. – 330с. 39. Методологические основы системного подхода в психологии: Хрестоматия/Сост. И.В. Герасимова. -Владивосток: ДВГМА, 1999. - 159 с. 40. Методология, методы и психология научного исследования: учебное пособие. – Тверь, 1995. 41. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: учебное пособие/ под.ред.канд.психол.н. Т.В.Корниловой. – М.: «Форум»–«Инфра-М», 1998. – 294 с. 42. Методы социальной психологии. / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. – Л.: изд-во Лен. гос. ун-та, 1977. – 115с. 43. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь/В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряков. – М., 2003 - 672 с. 44. Мякушкин, Д.Е. Номотетический и идеографический подходы в структуре комплексной оценки персонала организации./Д.Е.Мякушкин//http://www.myakushkin.ru/content/view/61/100. 45. Никифоров, Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. 2002, - 256с. 46. Островский, Э.В. История и философия науки / Э.В. Островский. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 160 с. 47. Первин Д., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ.: Для вузов. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001.- 607 с. 48. Первин Д., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ.: Для вузов. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001.- 607 с. 49. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — Смоленск, 1997. 50. Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Р.-на/Д.:Феникс, 1996.– Т.1.– 416 с. – Т.2 – 414 с. 51. Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Р.-на/Д.:Феникс, 1996.– Т.1.– 416 с. – Т.2 – 414 с. 52. Платонов, К.К. Система психологии и теория отражения / К.К.Платонов. – М.: Наука, 1982. – 309с. 53. Пономарев, Я.А. Методологическое введение в психологию / Я.А.Пономарев. – М.: Наука, 1983. – 280с. 54. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986. 55. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986. 56. Пуанкаре, А. О науке / А. Пуанкаре. – М.: Наука, 1990. 57. Розин, В.М. Семиотические исследования. — М.: Университетская книга, 2001. 58. Руднев, В.П. Прочь от реальности. — М., Аграф, 2000. 59. Селье, Г. От мечты к открытию. (Как стать ученым). – М., Прогресс, 1987. 60. Семенов, В.Е. Методы исследования документов в социально-психологических исследованиях / В.Е.Семенов. – Л.: изд-во Лен. гос. ун-та, 1983. – 104с. 61. Скалкина, Я. И. Методология и методы педагогического исследования / Я.И. Скалкина и др. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с. 62. Томпсон, М. Философия науки / М.Томпсон. – М.: Гранд, 2003. – 398 с. 63. Уилсон, Р. Квантовая психология. — Киев, «ЯНУС», 1999. 64. Хакен, Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. Изд. 2-е, доп. — М.: URSS: КомКнига, 2005. 65. Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведения и когнитивной деятельности / Г. Хакен. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 351с. 66. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Отв. ред. И.Т.Фролов. – М., 1995. 67. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения / Отв. ред. И.Т.Фролов.- М., 1991. 68. Черникова И.В. Философия и история науки: Учебное пособие. — Томск, Изд-во НТЛ, 2001. 69. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания / В.А.Штофф. – М.: изд-во Мос.гос. ун-та. – 1978. – 271с. 70. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э.Г.Юдин. – М.: Наука, 1978. – 392 с. 71. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А.Ядов. – М.: Наука, 1972. – 238с. 72. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию. — Минск: АСАР, 2005. Date: 2016-07-05; view: 764; Нарушение авторских прав |