Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6.2 Уровни и виды психологических исследований.





Семинар 12

Вопросы:

9. Понятие об уровнях исследования в психологии.

10. Эмпирический уровень исследования в психологии.

11. Теоретический уровень исследования.

12. Метатеоретический уровень исследования.

13. Виды психологических исследований: корреляционные исследования;

14. Виды психологических исследований: квазиэкспериментальные планы;

15. Виды психологических исследований: прикладные исследования и оценка программы;

16. Виды психологических исследований: качественные исследования.

Литература:

1. Белова, О.В. Общая психодиагностика. Методические указания./О.В.Белова// Новосибирск, 1996.

2. Витцлак, И. Основы психодиагностики. /И.Витцлак// Психодиагностика: теория и практика. - М.: Прогресс, 1986. - 205 с.

3. Гудвин, Д. Исследование в психологии: методы и планирование./Д.Гудвин// 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с.

4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

  1. Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие. – Минск: «ФУА информ», 2003.
  2. Куликов, А.В. Психологическое исследование / А.В. Куликов. – СПб, 1994.
  3. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: учебное пособие/ под.ред.канд.психол.н. Т.В.Корниловой. – М.: «Форум»–«Инфра-М», 1998. – 294 с.

 

Тема 6.3 Структура и этапы психологического исследования. Этические нормы психолога-исследователя.

Лекция 17

Цель: анализ структуры и этапов психологического исследования. Рефлексия проблемы этических норм психолога-исследователя.

План: этапы психологического исследования; постановка проблемы исследования; выдвижение и обоснование гипотезы исследования; планирование исследования; сбор данных; обработка данных; интерпретация полученных данных; выводы и включение результатов в систему научных знаний. Структура исследовательской работы; структура и содержание разделов Общая характеристика работы и Заключение; структура и содержание основной части исследования.Этические нормы психолога-исследователя.

Семинар 13

Вопросы:

13. этапы психологического исследования;

14. постановка проблемы исследования;

15. выдвижение и обоснование гипотезы исследования;

16. планирование исследования;

17. сбор данных;

18. обработка данных;

19. интерпретация полученных результатов;

20. выводы и включение результатов в систему научных знаний.

21. Структура исследовательской работы;

22. Структура и содержание разделов Общая характеристика работы и Заключение;

23. Структура и содержание основной части исследования.

24. Этические нормы психолога-исследователя.

Литература:

  1. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.

2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

  1. Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие. – Минск: «ФУА информ», 2003.
  2. Куликов, А.В. Психологическое исследование / А.В. Куликов. – СПб, 1994.
  3. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: учебное пособие/ под.ред.канд.психол.н. Т.В.Корниловой. – М.: «Форум»–«Инфра-М», 1998. – 294 с.

 

Вопросы к экзамену:

  1. Опыт ненаучных форм осмысления культуры.
  2. Специфика научного познания.

3. Сравнительная характеристика концепции, теории, парадигмы как форм существования научного знания.

4. Анализ взаимоотношений науки и религии, оккультизма, философии и искусства.

  1. Мифологическое и рациональное мышление.

6. Сравнительная характеристика веры в науке и религии.

  1. Теории развития науки.

8. Подходы к понятию «методология».

9. Уровни методологии науки.

10. Философский уровень методологии науки и психологическое исследование: проблема человека в философской картине мира.

11. Общенаучный уровень методологии и психологическое исследование.

12. Общая характеристика подходов к конкретно-научной методологии психологического исследования.

13. Взаимосвязь методологии и методов исследования в психологии.

14. Особенности познавательной ситуации изучения психики.

15. Ситуация в психологической науке через призму концепции Т.Куна. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии.

16. Формирование классического типа научной рациональности в Новое время: первые научные революции в XVI - XVIII веках.

17. Возникновение механистической картины мира (Ньютон, Галилей, Кеплер) в Новое время.

18. Зарождение позитивистской методологии в научном познании. Классическая философская традиция.


19. Общенаучные принципы, характерные для классического этапа в развитии науки.

20. Становление психологии как позитивистской науки (ассоцианизм, бихевиоризм, рефлексология, когнитивный подход).

21. Методы классической психологии.

22. Эксперимент как основной метод исследования в классической науке. Эксперимент в классической психологии.

23. Кризис методологии науки в начале XX столетия. Основные изменения научной методологии под влиянием кризиса ХХ столетия.

24. Становление неклассического типа научной рациональности: научная революция конца XIX - начала XX-го веков.

25. Формирование динамичной, вероятностной картины мира (Эйнштейн) в первой половине 20-го века.

26. Неклассическая методология в естествознании.

27. Анализ системного подхода как центрального общенаучно-методологического принципа неклассической науки. Системный подход в психологии.

28. Неклассическая методология в психологии (психодинамическое направление, культурно-историческая психология, экзистенциально-феноменологическая психология).

29. Методы неклассической психологии.

30. Эксперимент в неклассической психологии.

31. Вероятность – как методология познания и ее место в современной науке. Вероятностные знания в психологии.

32. Постнеклассическая научная рациональность: научная революция последней трети XX-го века.

33. Представление о мире как о самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин).

34. Философия постмодернизма.

35. Постмодернистская культурная традиция в психологии (теории онтологического плюрализма, конвенциальности, социо-культурно-исторической конструируемости психологического знания).

36. Методы постнеклассической психологии.

37. Реализация номотетического и идеографического подходов в психологических исследованиях.

38. Уровни исследования: эмпирический, теоретический, метатеоретический.

39. Виды психологических исследований (качественные/количественные, фундаментальные/прикладные, комплексные, междисциплинарные и т.д.).

40. Структура и этапы психологического исследования.

41. Типы классификации основных методов исследования в психологии (организационные методы, методы сбора эмпирических данных, методы анализа данных, интерпретационные методы, методы психосемантики).

42. Этические нормы психолога-исследователя.

 

Список литературы

Основная:

1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.

2. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.

3. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.

4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

5. Зеленков, А.И. Философия и методология науки: учеб пособие для аспирантов/А.И.Зеленков [и др.]; под ред. А.И.Зеленкова. – Минск. 2007. – 384с.

6. Зинченко, В.П. Методологические вопросы психологии / В.П.Зинченко, С.Д.Смирнов. – М.: Изд-во Мос.гос.ун-та, 1983. – 123с.

7. Зинченко, В.П., Смирнов, С.Д. Методологические вопросы психологии/В.П.Зинченко, С.Д.Смирнов. – М.: МГУ, 1983. –165 с.


8. Корнилова, Т.В., Смирнов С.Д.. Методологические основы психологии. – Учебное пособие. - СПб: Питер, 2006.

9. Куликов, А.В. Психологическое исследование / А.В. Куликов. – СПб, 1994.

10. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.

11. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии/Д.В.Лубовский//М.,2007г.

12. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 1995. – 201с.

13. Степин, В.С. Теоретическое знание/В.С.Степин. – М.,2000.

14. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.

15. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527.

16. Штофф, В.А. Проблемы методологии научного познания / В.А.Штофф. – М.: изд-во Мос.гос. ун-та. – 1978. – 271с.

17. Шульц, Д.П. История современной психологии./ Д.П.Шульц, С.Э. Шульц – СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2002. – 532 с.

 

Дополнительная:

1. Gergen, K.J. Social psychology as social construction: The emerging vision. In C. McCarty & A.Haslam (Eds.), The message of social psychology: Perspectives on mind in society. — Oxford: Blackwell, 1997.

2. Harre, R. Metaphysics and methodology: Some prescriptions for social psychological research // European journal of social psychology. 1989. Vol. 19. № 5.

3. Аналитическая философия: Избранные тексты / сост. А.Ф. Грязнов. – М.: Изд-во МГУ, 1993.

4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

5. Аршинов, В.И. Когнитивные стратегии синергетики // Онтология и эпистемология синергетики. — М., 1997.

6. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.

7. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. – М.: Смысл. 2007 - 527 с.

8. Барандеев, А.В. Основы научной терминологии / А.В. Барандеев. – М.: Наука,1993. – 115с.

9. Белова, О.В. Общая психодиагностика. Методические указания./О.В.Белова// Новосибирск, 1996.

10. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995.

11. Братусь, Б.С. Аномалии личности/ Б.С.Братусь. – М., 1988. – 301 с.

12. Васильева, О.С., Филатов, Ф.Р. Психология здоровья человека. Издательство: Академия Серия: Высшее образование Год: 2001.

13. Витцлак, И. Основы психодиагностики. /И.Витцлак// Психодиагностика: теория и практика. - М.: Прогресс, 1986. - 205 с.

14. Вудворс, Р. Экспериментальная психология / Р.Вудворс. - М., 1950. – 130 с.

15. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: Учебное пособие / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо»; «Юрайт», 2001. – 336 с.


16. Глазерсфельд, Э. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 2001. № 4.

17. Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию. –Самара, 2000

18. Горохов, В.Г. Концепции современного естествознания и техники: учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М. – 607 с.

19. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтсданкер. – М., 1982. – 320 с.

20. Грицанов, А.А. В.С.Степин / История философии: Энциклопедия. – Мн., 2002. – 1376с.

21. Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник под ред. акад. М.Ф. Жукова 2-ое изд. – М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2000.

22. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М.: Изд. центр "Академия", 2005.

23. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В.Занков. – М.: Педагогика, 1987. – 432с.

24. Зинченко, В.П. Кризис или катастрофа? Психология и новые идеалы научности (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1993, № 5.

25. Зинченко, В.П. Проблема объективно метода в психологии/В.П.Зинченко, М.К.Мамардашвили/Вопросы философии. – 1977. – С.109-125.

26. Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие. – Минск: «ФУА информ», 2003

27. История буржуазной социологии XIX - начала ХХ века. - М.: Наука, 1979. - С. 128-135.

28. Климонтович, Н.Ю. Без формул о синергетике / Н.Ю. Климонтович. – Минск: Вышейшая школа, 1986.

29. Козновски, П. Культура постмодернизма: Общественно-культурные последствия технического развития / П. Козновски пер. с нем. – М.: Республика, 1997.

30. Коляденко, Г.С. Стилистика научной речи / Г.С.Коляденко. – М.: Наука, 1990. – 127с.

31. Концепции современного естествознания/ под рук. С.И.Самыгина. – Р.-на/Д: Феникс, 1997. – 448 с.

32. Кун, Т Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975.

33. Ленк Х. Эпистемологические заметки относительно понятий «теория» и «теоретическое понятие» // Философия, наука, цивилизация. М., 1999. С. 157-170.

34. Леонтьев Д.А. Психология смысла. — М., Смысл, 1999.

35. Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии/ Постнеклассическая психология 2005, № 1. С.51 – 72.

36. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии: избранные психологические труды / Б.Ф.Ломов. – Москва-Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. – 424с.

37. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. – М., 1997.

38. Методологические и теоретические проблемы психологии. / Отв. Ред. Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 1969. – 330с.

39. Методологические основы системного подхода в психологии: Хрестоматия/Сост. И.В. Герасимова. -Владивосток: ДВГМА, 1999. - 159 с.

40. Методология, методы и психология научного исследования: учебное пособие. – Тверь, 1995.

41. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: учебное пособие/ под.ред.канд.психол.н. Т.В.Корниловой. – М.: «Форум»–«Инфра-М», 1998. – 294 с.

42. Методы социальной психологии. / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. – Л.: изд-во Лен. гос. ун-та, 1977. – 115с.

43. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь/В.П.Зинченко, Б.Г.Мещеряков. – М., 2003 - 672 с.

44. Мякушкин, Д.Е. Номотетический и идеографический подходы в структуре комплексной оценки персонала организации./Д.Е.Мякушкин//http://www.myakushkin.ru/content/view/61/100.

45. Никифоров, Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. 2002, - 256с.

46. Островский, Э.В. История и философия науки / Э.В. Островский. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 160 с.

47. Первин Д., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ.: Для вузов. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001.- 607 с.

48. Первин Д., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ.: Для вузов. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001.- 607 с.

49. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — Смоленск, 1997.

50. Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Р.-на/Д.:Феникс, 1996.– Т.1.– 416 с. – Т.2 – 414 с.

51. Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Р.-на/Д.:Феникс, 1996.– Т.1.– 416 с. – Т.2 – 414 с.

52. Платонов, К.К. Система психологии и теория отражения / К.К.Платонов. – М.: Наука, 1982. – 309с.

53. Пономарев, Я.А. Методологическое введение в психологию / Я.А.Пономарев. – М.: Наука, 1983. – 280с.

54. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986.

55. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986.

56. Пуанкаре, А. О науке / А. Пуанкаре. – М.: Наука, 1990.

57. Розин, В.М. Семиотические исследования. — М.: Университетская книга, 2001.

58. Руднев, В.П. Прочь от реальности. — М., Аграф, 2000.

59. Селье, Г. От мечты к открытию. (Как стать ученым). – М., Прогресс, 1987.

60. Семенов, В.Е. Методы исследования документов в социально-психологических исследованиях / В.Е.Семенов. – Л.: изд-во Лен. гос. ун-та, 1983. – 104с.

61. Скалкина, Я. И. Методология и методы педагогического исследования / Я.И. Скалкина и др. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.

62. Томпсон, М. Философия науки / М.Томпсон. – М.: Гранд, 2003. – 398 с.

63. Уилсон, Р. Квантовая психология. — Киев, «ЯНУС», 1999.

64. Хакен, Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. Изд. 2-е, доп. — М.: URSS: КомКнига, 2005.

65. Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведения и когнитивной деятельности / Г. Хакен. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 351с.

66. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Отв. ред. И.Т.Фролов. – М., 1995.

67. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения / Отв. ред. И.Т.Фролов.- М., 1991.

68. Черникова И.В. Философия и история науки: Учебное пособие. — Томск, Изд-во НТЛ, 2001.

69. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания / В.А.Штофф. – М.: изд-во Мос.гос. ун-та. – 1978. – 271с.

70. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности / Э.Г.Юдин. – М.: Наука, 1978. – 392 с.

71. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А.Ядов. – М.: Наука, 1972. – 238с.

72. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию. — Минск: АСАР, 2005.







Date: 2016-07-05; view: 764; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию