Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы проведения занятия





Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии

УТВЕРЖДЕНО на ЦМК медико-профилактических дисциплин Председатель: д.м.н., профессор Ковальчук В.К. ___________________________ «__» _____________ 200__ г. Протокол № ___ УТВЕРЖДЕНО на методическом совещании кафедры Зав. кафедрой: д.м.н., профессор Шаркова В.А. _______________________________ «___» _______________ 200 г. Протокол № ___

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для студентов

По подготовке и проведению практического занятия

«Вирусология и иммунология респираторных вирусных

инфекций, вызванных ортомиксовирусами, парамиксовирусами, коронавирусами, риновирусами, реовирусами и аденовирусами (грипп, парагрипп, аденовирусные инфекции и др.)»

Факультеты лечебный, педиатрический,

Медико-профилактический

III курс, V семестр

Продолжительность занятия 3 академ. час.

Составитель: проф. Шаркова В.А.

Владивосток, 2009 г.

 

Тема:Вирусология и иммунология респираторных вирусных инфекций вызванных ортомиксовирусами, парамиксовирусами, коронавирусами, риновирусами, реовирусами и аденовирусами (грипп, парагрипп, аденовирусные инфекции и др.).

1. Мотивация: Число возбудителей респираторных вирусных инфекций велико: вирусы гриппы, парагриппа, риновирусы, реовирусы и т.д. Известно около 200 возбудителей ОРВИ. При этом появляются новые вирусы (SARS-ассоциированный коронавирус -SARS-Co), рециркулируют старые (вирус гриппа А с антигенами H1N1 появился в 1917 году, проциркулировал 10 лет, на 20 лет исчез, вновь появился в 1957 году и циркулирует до сих пор), отмечены тенденции к увеличению устойчивости вирусов (в 1997г. впервые обнаружилось, что вирус птичьего гриппа может напрямую передаваться от птиц человеку). Доказать что заболевание вызвано вирусом гриппа и др. можно только лабораторным методом. Даже в период эпидемии каждый 10-й диагноз грипп является ошибочным, в неэпидемический период число ошибок достигает 30-40%. Поэтому, знание этих инфекционных заболеваний, биологических особенностей, их возбудителей, принципов их диагностики, профилактики, лечения имеет большое значение для врачей всех специальностей.

2. Цель обучения, воспитания и развития:Изучить этиологию, биологические свойства возбудителей, таксономическую характеристику, патогенез респираторных вирусных инфекций, характерные особенности клинического течения и иммунитета (все ф-ты). Знать роль изменчивости вируса, обусловленной генетическим шифтом и антигенным дрейфом. Научить выбору методов лабораторной диагностики, материала исследования, забору, направлению его в лабораторию (леч., пед. ф-ты). Ознакомить с исследованием вируссодержащего материала (МПФ ф-т) и научить оценке результатов лабораторных исследований.

На основе изучения учебного материала формировать умение сопоставлять факты, делать выводы, развивать личностные качества. Стремиться использовать современные достижения науки, отечественных ученых.

3. Задачи обучения и воспитания:

3.1. Студент должен знать:

1. Классификацию возбудителей респираторных вирусных инфекций.

2. Морфология и состав вириона, назначение структурных элементов.

3. Антигенная структура, ее вариабельность. Антигенный дрейф, антигенный шифт. Формирование новых или с новыми свойствами вирусов.

4. Стратегия генома (взаимодействие вируса с клеткой).

5. Источники и пути инфицирования. Особенности эпидемий гриппа.

6. Патогенез поражений при респираторных вирусных инфекциях.

7. Основные клинические проявления. Особенности развития и течения в детском возрасте (пед. ф-т).

8. Особенности иммунитета.

9. Материал и методы лабораторной диагностики: микроскопический, вирусологический, серологический. Экспресс-методы.

10. Принципы специфической терапии респираторных вирусных инфекций, механизм действия препаратов для специфической терапии ОРВИ в организме.

11. Профилактика: неспецифическая, специфическая. Особенности вакцинопрофилактики при респираторных вирусных инфекциях (сроки вакцинации, виды вакцин). Живые вирусные вакцины, возможные осложнения при их применении. Показания и противопоказания к назначению.

4.2. Студент должен уметь: сопоставлять биологические свойства возбудителей респираторных вирусных инфекций с патогенетическими механизмами, анализировать их с учетом динамики развития, выбирая методы лабораторной диагностики, материал исследования. Уметь забирать материал, направить его в лабораторию, ставить некоторые методы диагностики (РПГА, РТГА, РСК, РН, РИФ, ИФА), читать результаты лабораторных анализов (экспресс-методов, серологических исследований). Знать состав и назначение диагностических препаратов. Уметь оценивать результаты вирусологического исследования при респираторных вирусных инфекциях. Уметь выбрать препараты для специфической диагностики, терапии и профилактики ОРВИ.

4.3. Личностно- и профессионально ориентированное воспитание:

– на всех этапах изучения учебной темы (при работе в учебной и научной библиотеках, при общении на практических занятиях и лекциях между студентами и преподавателем и т.д.), совершенствовать внимательность, пунктуальность, наблюдательность, доброжелательность и другие качества, необходимые врачу для успешной работы с пациентами, общении с коллегами и медицинским персоналом;

– при общении друг с другом, преподавателями формировать элементы общения и профессиональное поведение на принципах медицинской этики и деонтологии. При этом обратить особое внимание на значение профессионального реестра речи;

– при подготовке к практическим занятиям (изучение учебной и научной литературы), во время разбора теоретического материала и решении ситуационных задач уметь сопоставлять факты, делать выводы, т.е. формировать основы врачебного (логического) мышления;

– помнить, что основы врачебного мышления включают в себя умение использовать знания при анализе конкретной ситуации с целью выделения главного (главного звена патогенеза, ведущих патогенетических факторов и др. и соответственно выбор метода и материала исследования) и выстраивать логическую систему причинно-следственных отношений в развитии патологии. При анализе патологического процесса или заболевания необходимо так же учитывать особенности индивидуальной реактивности, возможности механизмов резистентности и особенности конституции пациента;

- обратить внимание на большой вклад в изучении проблемы отечественных вирусологов.В 1967 г. в Ленинграде был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт гриппа. Основателем и первым директором был академик А.А. Смородинцев. В институте разработана система надзора за уровнем заболеваемости гриппом и ОРЗ, возглавляет в России работы по проблеме «Грипп, гриппоподобные заболевания, их профилактика и лечение».

Этапы проведения занятия

План практического занятия

Основные педагогические технологии Учебное время
I Вводная часть: - организация занятия; - определение тематики, ее мотивация, цели и задачи занятия, план его проведения; - вводный контроль исходного уровня знаний студентов (20-25 минут)
II Основная часть занятия: - определение общих и индивидуальных заданий для самостоятельной деятельности студентов - самостоятельная деятельность студентов в учебное время, управляемая преподавателем; - обсуждение основных и проблемных вопросов в форме дискуссии - итоговый контроль конечного уровня знаний студентов (решение клинических ситуационных задач по теме). (90 мин)  
III Заключительная часть занятия: - подведение итогов занятия; - текущая аттестация профессиональных знаний, умений, навыков студентов - определение общих и индивидуальных заданий для СДС во внеучебное время; - оглашение плана практического занятия следующего занятия (20-25 минут)

6. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов (СДС) в учебное время:

1. Подготовить к проверке материалы по самоподготовке (письменные ответы на вопросы домашнего задания, лекции по теме занятия).

2. Сформулировать цель занятия.

3. Контроль исходного уровня знаний.

4. Обсуждение решения ситуационной задачи по учебной теме, согласно ниже представленного алгоритма (см. п.5).

5. Выполнить самостоятельное решение ситуационных задач в соответствии с алгоритмом:

– на основании жалоб больного, объективных и эпидемических данных, выбрать метод и материал для лабораторного исследования; обосновать;

– на основании выше перечисленного и данных лабораторных исследований указать предположительный диагноз;

- проанализировав возможные причины развития инфекционной патологии и наличие неблагоприятных условий, способствующих развитию патологического процесса, наметить план и сроки специфической и неспецифической профилактики;

– проанализировать механизмы развития патологического процесса с выделением главного звена патогенеза, цепи причинно-следственных связей, наличия и механизмов развития с особенностями этиологического компонента, клиническими проявлениями, выбором материала исследования и сроков его забора;

– рассмотреть и обосновать механизмы развития клинических проявлений (симптомов и синдромов) и лабораторных данных патологического процесса;

– оценить динамику и характер развития патологического процесса, особенности антигенной характеристики возбудителя, обосновывая выбор метода экспресс-диагностики;

– показать взаимосвязь между механизмами повреждения и защиты (основываясь на законе диалектики – «единства и борьбы противоположности»);

– охарактеризовать степень «достаточности» защитно-приспособительных механизмов, обосновать их целесообразность в конкретной ситуации;

– обосновать основы этиотропного и специфического лечения и профилактики.

Date: 2016-07-05; view: 300; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию