Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Актовый формуляр (условный, абстрактный, конкретный и индивидуальный). Метод формулярного анализа.
Каждый акт имеет свой формуляр – внутреннюю структуру акта. Есть четыре основных типа формуляра, сложившихся еще в Средневековье. Условный формуляр – это идеальная модель акта, в которую вписывали 12 основных частей и считалось, что все акты должны соответствовать этому формуляру. Абстрактный формуляр – это формуляр какой-либо большой группы актов. Конкретный формуляр – это формуляр, касающийся небольшой группы актов. Индивидуальный формуляр – это формуляр конкретного акта. Назовем 12 частей условного формуляра: 1. Протокол (начальный протокол) – вводные положения 1. invocatio (инвокация, обращение к Богу); распространены инвокации в виде хризмона (лигатура ХР) или символьного изображения креста 2. intitulatio (интитуляция, оглашение титула человека, который (от имени которого) провозглашает документ) 3. inscriptio (инскрипция, указание того, кому обращен документ (адресата), который может быть индивидуальным или коллективный) 4. salutatio (салютация, приветствие) 2. Текст – основная часть акта 5. preambula (преамбула, она же аренда; объясняются с философской и/или теологической точки зрения цели составления акта, а также причину его составления в письменной форме) 6. narratio (наррация, рассказ о событиях, предшествовавших заключению акта) 7. notificatio (нотификация, она же публикация, торжественная формула, вводившая в действие акт) 8. dispositio (диспозиция, нормативные условия договора (то, как должно быть с принятием акта)) 9. sanctio (санкция; она существовала в двух видах) 1. Светская санкция (проблемы в случае нарушения договора) 2. Коминация – религиозная санкция (угроза наказания со стороны Троицы, Иисуса Христа, Божьей Матери и т.п.; проклятие на голову нарушителя) 10. coroboratio (короборация, описание печати, которая привешивалась (если привешивалась) к документу) 3. Эсхатакол (конечный протокол) – заключительные положения 11. datum (датум, место и время создания акта) 12. apprecatio (аппрекация, дополнительные положения; в латиноязычных источниках обычно "Bene valete", в кириллистичных – "Аминь") Кроме основных частей формуляра на акте также могли быть подписи (субскрипции), печати, монограммы (обычно нотариусы), парафы (геометрические фигуры, сделанные одним росчерком пера), рюши (сложная геометрическая фигура, похожая на улей), а также знаки, подчеркивавшие торжественность документа, н-р папские эроды (специфический знак креста в круге) и коммы (большие золоченные запятые). Формулярный анализ – основной тип работы с актовым источником. Смысл анализа заключается в том, чтобы определить части акта и извлечь из них информацию. Анализ формуляра – это установление времени и места совершения сделки, определение характера акта (частно- или публично-правовой). Здесь важный момент заключается в том, что акт нужно изучать комплексно, не отделяя отдельные клаузулы (формулы) друг от друга. Вместе с тем нужно понимать, что кроме типовых формул в любом акте будут и его собственные, уникальные, которые больше нигде не встречаются, что связано с тем, что каждый акт имеет свои условия возникновения. Анализ формуляра, его сравнение позволяет определить акт в одну из двух больших групп: акты настоящие и акты ненастоящие. Акты настоящие – это собственно оригиналы (аутентики) актов. Акты ненастоящие делятся на две большие группы: копии аутентиков и акты поддельные. Поддельные акты определяются прежде всего по нехарактерным для того времени особенностям формуляра. 14. Актовые материалы X – XIII вв. как источник по истории Беларуси. До нас дошли три вида актов Древней Руси: международные договоры, церковные уставы, жалованные грамоты). Всего дошло 23 источника (количество списков), а реальное количество уникальных экземпляров значительно меньше. В период Руси зафиксированы договора с двумя цивилизационными группами: с Византией и с Ригой и Готским Берегом (западноевропейская традиция). Всего дошло 4 договора Руси с Византией. Первый датируется 907 г. и был подписан сразу после похода Олега на Константинополь. Особенностью этого договора было то, что в нем было внесено положение заключения в наррацию (а должно было быть в диспозиции), где говорилось о выплате Византией контрибуции в пользу русских князей и городов – вассалов Олега. Шахматов доказал, что диспозиция договора 907 г. являлась компиляция договоров 911 и 944 г., произведенной летописцем. При этом Шахматов пошел дальше и считал, что в 907 г. договора вообще не было. Договор 911 г. был заключен посольством князя Олега в 13 статьях и который был крайне выгоден для Руси, поскольку русским купцам позволялось торговать в Константинополе до 6 месяцев в году, на протяжении которых византийское правительство должно было обеспечивать их всем необходимым. Особенностью договора было то, что он указывал не только Олега, но и Игоря – формального правителя Руси, – а также княжну Ольгу. Уголовные положения между русскими и византийцами регулировались по "Закону русскому", но штрафы начислялись в византийских монетах. Договор действовал до 941 г., когда византийцы начали его нарушать, что вызвало военные конфликты (941 и 944 гг.) между Русью и Византией. Этот договор был заключен посольством (24 посла, 29 гостей (крупных купца)) Игоря, Ольги и Святослава в Константинополе. Этот договор действовал до 972 г., когда был убит князь Святослав. Этот договор был хорошо проработан, но был менее выгоден для Руси. При этом он содержал и военно-политические статьи, касавшиеся Руси и Византии. При этом князь Святослав нарушил этот договор, когда стал врагом империи. Между ним и императором в 971 г. был заключен мирный договор, по которому Святослав уходил из Болгарии. Этот договор не имел торговых статей, что обозначало продолжение действия торгового договора 944 г., а было только три статьи, которые подтверждали мир и союз Руси и Византии и уход Святослава из Болгарии. Далее отношения Руси и Византии регулировались церковными уставами. Первый из них был заключен при браке Владимира и Анны в 988 г., который регулировал отношения в т.ч. Руси и Византии. Каштанов вообще называет этот устав "пятым договором с Византией". Князь по данному уставу устанавливал церковную десятину со своих владений, а также обещал безусловную поддержку церкви. Второй устав принимался как договор между Ярославом Мудрым и митрополитом Илларионом, который в 1050 г. написал "Слово о законе и благодати", где воспевал Владимира Святого. В 1051 г. Илларион стал митрополитом, что дает период заключения источника в 1051-54 гг., между становлением Иллариона митрополитом и смертью Ярослава. Этот устав прежде всего был посвящен вопросам брака и развода. Этот устав был очень значимым источником, и в 1387 г. когда Ягайло собирался давать привилей католической церкви, то он сверялся с уставом Ярослава как с образцом. Первый региональный церковный устав появился в Новгороде в период с 1132-37 гг., который приписывается Святославу Ольговичу. Еще один региональный устав были издан Ростислав Мстиславич для смоленской епархии. Он состоял из трех грамот, первая из которых выдеялется своей особо мощной санкцией. Ростислав добивается постановки смоленского епископства, смоленское епископство выделяется из переяславского и санкция заключается в том, что если князь вернет эти земли переяславскому епископству, то гореть ему в аду. Эта грамота обычно датируется 1136 г. Вторая грамота принадлежит епископу Мануилу и адресована Ростиславу Мстиславовичу, где указывается оформление епископства. Третья грамота называется "Погородье и почестье" и в ней описаны по городам объемы десятины. Эти документы имеют большое значение для изучения деятельности православной церкви. С XII века появляются жалованные грамоты, которые были выданы Юрьеву и Пантелеймонову монастырям Новгородской земли. Монастырю в этих грамотах передавались земли, села, смерды и даже большие серебряные блюда для богослужений. На Беларуси жалованные грамоты такого типа доходят до нас только с периода ВКЛ, но есть косвенные свидетельства о том, что они были раньше. В 1222 г. Мстислав Давидович Смоленский посылает двух своих представителей – дружинника Пантелея и священника Еремея – от лица Смоленска, Полоцка и Витебска с предложением мира в Ригу и на Готский берег (Готланд, принадлежит Швеции). В Риге послы встретились с представителем архиепископа Рольфом из Касселя и Томашем Смолянином – немцем, который долго жил в Смоленске. Считается, что Т.Смолянин был автором договора между княжествами и архиепископом. Из Риги послы отправились в Висби, столицу Готланда и торгового соперника Риги. В Висби был заключен договор между княжествами с одной стороны и Рингой и Готландом с другой, который действовал до вт.пол. XIV в. Сохранилось 6 экземпляров этого договора, в т.ч. и оригинал. Все они написаны на древнерусском языке с элементами старобелорусского. Договор имел 35 статей, причем разделение это является более поздним. Этот договор в основном говорил о торговых отношениях, правах и обязанностях купцов. В Полоцке в XIII веке действуют две канцелярии. От княжеской канцелярии до нас дошло 2 документа. Они дошли до нас благодаря деятельности князя Витовта, когда по обычаю заключение нового договора предварялось снятием копий с предыдущих договоров. Первый из этих договоров – это договор князя Герденя. Он не называется полоцким князем, поэтому многие исследователи считают его не князем Полоцка, а князем-посредником. Данный договор датируется 22/28.12.1263/4 года. Этот договор подтверждал границы княжества и Ливонского ордена. Этот договор устанавливал, что замок Розитен (совр. город Рожица) остается в руках Ливонии. Второй договор – это договор 1265 г. князя Изяслава. Данная дата установлена через то, что в договоре указывается, что Изяслав является вассалом князя Войшелка. Особенность этого договора в том, что он дается не только от имени Полоцка, но и Витебска. Этот договор носил в основном торговый характер, в нем стояли вопросы о некачественных товарах, которые предполагалось отсылать обратно. Там устанавливались границы между Полоцком, Витебском и Ливонским орденом. Указывалось, что Двина должна быть свободна для купцов. По поводу связей с другими источниками. Тексты договоров прежде всего находятся в ПВЛ, куда они были включены летописцем. Многие положения Русской правды содержат отсылки на действующие церковные уставы (особенно в области семейного права). Date: 2016-07-05; view: 3040; Нарушение авторских прав |