Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы и виды законодательных документов Российской империи как источник по истории Беларуси.
В России было большое количество законодательных документов и их видов. Историки определили критерии, определяющие законодательные источники РИ: оформление источника по определенным нормам и публикация документа (источника) в ПСЗРИ. Проблема с ПСЗРИ была в том, что некоторые законодательные источники имели секретный характер и не попадали в этой связи в ПСЗРИ. Классификация: 1. Манифесты 2. Жалованные грамоты 3. Императорские указы a. Именные императорские указы b. Указы, провозглашаемые сенатом c. Сенатские указы d.... (всего 20 разновидностей) 4. Положения 5. Рескрипты (предписания императора должностным лицам) 6. Высочайшие повеления Наиболее значимыми источниками, которые официально публиковались и читались в церквях, были манифесты. Манифесты писались простым языком и издавались в первую очередь по вопросам, связанным с вступлением на престол нового императора, вкоторых определялась программа действий нового императора. Манифесты также издавались в связи со смертью или рождением членов императорской семьи. Третьим видом манифестов были те, которые издавались в связи с объявлением войны и заключением мира. Последняя группа манифестов, наиболее важная для историков – это манифесты, начинавшие серьезные реформы. Их было три. От 19 февраля 1861 г., который отменял на землях империи крепостное право. Реально этот манифест был написан митрополитом московским Филаретом (Дроздовым). Проблема этого манифеста была в том, что возникли многие его подделки. К этому манифесту прилагалось еще 16 документов, разъяснявших принципы осуществления реформ в империи. От 6 августа 1905 г., который вводил в России законосовещательную Государственную Думу. От 17 октября 1905 г., который вводил законодательную Государственную Думу, а также гражданские права, свободы и т.д. К этим манифестам тоже прилагались серьезные документы, которые подробно объясняли общие принципы осуществления их положений. Еще один вид законодательных источников – жалованные грамоты, принцип действия которых аналогичен оному для привилеев. Наиболее известна жалованная грамота дворянству от 18 февраля 1762 г., которая давала тем довольно широкие права. Главное в этой грамоте было освобождение дворян от обязательной службы. Екатерина II потом подтвердила эту грамоту и с вхождением земель Речи Посполитой в империю, причислив местную шляхту к российскому дворянству. Здесь возник казус, что на присоединенных территориях дворян было более чем в три раза больше, чем во всей остальной империи, что привело к введению положения о "разборе шляхты". Очень важное значение имела жалованная грамота католической церкви Екатерины II, которая была издана в 1783 г., согласно которой создается белорусская католическая епархия с центром в Могилеве, а также запрещала перевод православных в католиков и насильственный перевод католиков в православных. Екатерина до 1795 г. запрещала силой переводить униатов в православие. В 1785 г. была принята жалованная грамота на права и выгоды городам Российской империи, согласно которой ликвидировалось магдебургское право и вводилось городское самоуправление нового образца. Следующий вид источников есть императорские указы, которые были 20 разновидностей. Для нашей территории наиболее важными были три разновидности. Первая из них – именные императорские указы, которые принимались императором, а готовила их императорская канцелярия. Они занимали в иерархии указов высшее место, ими проводились значительные политические или иные действия, как например именной указ Екатерины II от 1794 г. вводил черту еврейской оседлости в качестве ответа на многочисленные жалобы московских купцов I и II гильдии. Второй вид указов – это указы, провозглашаемые Сенатом. Они готовились Сенатом, дорабатывались в канцелярии императора, визировались императором и провозглашались Сенатом. Они тоже решали важные проблемы, как указ 1836 г., который делал обучение на землях Беларуси и Украины с польского на русский язык. Третья группа – сенатские указы, которые решали некие делопроизводственные указы. Эти указы готовились Сенатом и подписывались императором. Примером такого указа может быть указ от 18 июля 1840 г., по которому в официальном делопроизводстве запрещалось применение терминов "белорусские губернии" и "литовские губернии". Положения принимались в 1860-70-е гг., когда осуществлялись буржуазные реформы. Первым, в 1861 г. появилось положение о земельной реформе. В Минской, Виленской и Гродненской губерниях действовало особое положение для Литвы и Правобережной Украины, т.к. на этих территориях не было общины после проведения волочной померы. В 1864 г., появились положения, которые определяли проведение судебной и земской реформы, но они фактически не были распространены на территорию Беларуси, что было вызвано восстанием 1863-64 гг. Судебная реформа была осуществлена через указ Александра III в 1882 г., а земская – указом Николая II в 1911 г. В 1870 г. вводится городское положение для городов Империи, которое на Беларуси вводится в 1875 г. со значительными изменениями, когда было принято решение о даровании еврейскому населению 30% членства в городских думах. Еще один вид законодательных источников – рескрипты (предписания императора должностным лицам). Наиболее известный рескрипт – рескрипт на имя виленского генерал-губернатора Назимова, который фактически начал подготовку к крестьянской реформе 1861 г. Особенностью этой подготовки было в том, что в ней участвовали представители заинтересованного дворянства. Рескрипт был прислан на основании полученных от местного дворянства "адресов" (писем), которые просили императора освободить крестьян. Еще один вид источников – высочайшие повеления, которыми решались конкретные вопросы о повышении, награждении отличившихся; о строительстве, ремонте и т.п. Эти повеления в основном касались конкретных лиц. Повеления показывали личное благоволение монарха по отношению к конкретному лицу. Еще один вид источников – высочайше одобренные мнения Государственного совета. Велись журналы Государственного совета, и иногда император одобрял мнения Совета, которые таким образом превращались в законы. Еще был уставы, которые подписывал император, н-р цензурный, морской и т.д. Принимаемые уставы банков и акционерных обществ также подписывал лично император. Органом, который следил за тем, чтобы законы не противоречили друг другу, был Сенат. Он же решал различные спорные вопросы. Date: 2016-07-05; view: 566; Нарушение авторских прав |