Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну
Согласно ст. 7 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности» органы, осуществляющие ОРД, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну. Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно‑розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485‑1 «О государственной тайне»). Допуск к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»). Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»). В соответствии со ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне» допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск должностных лиц и граждан к госу‑дарственнойтайне предусматривает: 1) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; 2) согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 указанного Закона; 3) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; 4) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных указанным законом; 5) ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение. Должностное лицо или гражданин, допущенные к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться: 1) права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; 2) права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; 3) права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне (ст. 24 Закона РФ «О государственной тайне»).
2 °CБОР ДАННЫХ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО‑РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Органы, осуществляющие ОРД, в пределах своих полномочий вправе собирать данные, необходимые для принятия решений по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД (ст. 7 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности»). Одним из оснований проведения ОРМ является сбор данных для принятия мер собственной безопасности. Под обеспечением безопасности следует понимать целенаправленный комплекс мер, направленных на: 1) пресечение проникновения в оперативный аппарат представителей криминальной среды; 2) предотвращение утечки служебной информации и сведений, составляющих государственную тайну; 3) выявление фактов совершения должностных преступлений, коррупции и предательства интересов службы сотрудниками правоохранительных органов; 4) осуществление защиты сотрудников оперативных аппаратов, членов их семей и лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, в случае реальной угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество. Данная специфическая функция правоохранительных органов называется обеспечением собственной безопасности и имеет законодательное закрепление в нормативных правовых актах, регламентирующих их деятельность. Правоохранительные органы – государственные органы, основными функциями которых являются охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. Борьба с преступностью – совокупность мер экономического, политического (в том числе психологического), организационного, технического характера, которые направлены на устранение (ослабление) факторов, способствующих криминалу; предупреждение, пресечение, регистрацию, раскрытие (розыск преступников) и расследование преступлений; осуществление уголовного правосудия; исправление лиц, совершивших преступление; контроль за их поведением по отбытии наказания; компенсацию отрицательных последствий преступлений. В ОРМ определены подразделения, на которые возлагаются функции проведения ОРМ и служебных проверок, направленных на выявление, предупреждение и пресечение должностных и иных преступлений, совершаемых сотрудниками органов, независимо от занимаемой должности; проникновения в ряды органов участников преступных групп и сообществ, а также отдельных лиц, преследующих преступные или иные корыстные цели.
21 ВЫДАЧА РАЗРЕШЕНИЙ НА ЧАСТНУЮ ДЕТЕКТИВНУЮ И ОХРАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО‑РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Органы, осуществляющие оперативно‑розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность (ст. 7 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности»). В данном случае основанием для проведения ОРМ является выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность. Согласно ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487‑1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг: 1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса; 2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; 3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; 4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов; 5) поиск без вести пропавших граждан; 6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества; 7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) охрана имущества, находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении; 3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно‑пожарной сигнализации; 4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; 5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий. Разрешения на частную охранную и детективную и деятельность выдаются компетентными подразделениями лицензионно‑разрешитель‑ной работы ОВД. В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность изложенных сведений в представленных документах, чтобы принять решение о выдаче лицензий.
22 УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО‑РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В соответствии со ст. 8 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности» проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации: 1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; 2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; 3) о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной экономической или экологической безопасности РФ. В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, экономической, военной или экологической безопасности РФ, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно‑розыскную деятельность, допускается проведение оперативно‑розыскных мероприятий, предусмотренных ч. 2, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 ч. Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания. В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности», фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов. Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
23 ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО‑РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Особые условия проведения ОРМ – это условия, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи (п. 2 ст. 23 Конституции РФ), а также право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ). Проведение ОРМ при особых условиях возможно только при наличии у ОРО судебного решения и информации: 1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; 2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; 3) о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Предварительное следствие – это одна из форм предварительного расследования. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ (ст. 150 УПК РФ). Согласно ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится: 1) следователями Следственного комитета при Прокуратуре РФ; 2) следователями органов Федеральной службы безопасности; 3) следователями органов внутренних дел РФ; 4) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Так, судебное решение может быть получено только при наличии оснований, предусмотренных законом, т. е. когда ОРО представит соответствующие данные, которые подтверждают необходимость проведения ОРМ. Наличие судебного решения свидетельствует о том, что материалы, содержащие соответствующие данные, были представлены суду. В связи с этим никаких дополнительных материалов для проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права, не требуется. Действие данной нормы не распространяется на переговоры, ведущиеся с использованием радиостанций. Это обусловливается тем, что физическая особенность радиоволн заключается в их полной незащищенности от улавливания посторонними радиоприемниками. Именно поэтому государство не может гарантировать тайну обмена информацией через эфир. В свою очередь, граждане, пользующиеся радиостанциями, должны осознавать открытость и доступность этого канала связи для посторонних лиц и понимать, что он не предназначен для передачи сведений, составляющих тайну частной жизни.
|