Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические особенности работы над лирическим произведением в курсе начального литературного образования ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Лирические стихотворения входят в круг чтения ребенка, начиная с самого раннего детства. Как пишет К. И. Чуковский, «среди нас миллионы существ, которые все до единого пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это – дети, особенно маленькие... Стихи для них – норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей» [35]. Каждый учитель мечтает о том, чтобы ученикам нравилось учиться в школе, чтобы не пропадал интерес к учебным предметам, к новым знаниям. Все дошкольники любят слушать стихи, сказки, рассказы, читаемые взрослыми. Младшие школьники с удовольствием слушают, читают и учат наизусть лирические произведения, но далеко не всегда глубоко воспринимают их. А ведь изучение лирики призвано не просто познакомить ребенка с тем или иным стихотворением, но и раскрыть глубину переживаний, показать своеобразие авторского миропонимания, научить общаться с лирикой, передавать в чтении чувства, заложенные автором [51, 27]. Для читателя младшего школьного возраста художественное исследование невидимых и тончайших человеческих переживаний мало доступно, потому что в этом возрасте ребенок еще не способен к самостоятельному и адекватному осмыслению как собственного, так и чужого внутреннего мира. Эта способность начинает формироваться лишь в период отрочества одновременно со становлением самосознания [60, 46]. "Чтение стихотворений в начальных классах имеет исключительную важность для эстетического воспитания учеников. Поэзия обогащает духовный мир ребенка, учит видеть красоту в природе, развивает поэтическую чуткость, радует и удивляет читателя музыкальностью и яркостью родного языка" [1]. Перед учителем встают сложные задачи - помочь ребенку осознать главную идею произведения, прочувствовать его, понять смысл непонятных слов и оборотов, а главное, учитель должен показать младшим школьникам своеобразие лирики того или иного автора. Для решения этих задач необходимо пристальное внимание к тексту, организация школьного анализа на научных основах [7, 18]. Анализ лирического стихотворения в начальной школе всегда вызывает трудности, поскольку велика опасность упрощения, сведения разговора о лирике до бытового уровня. Конкретность мышления младших школьников, их крайне малый читательский кругозор часто приводят к тому, что пейзажная лирика воспринимается как фотография действительности [2]. При анализе лирического произведения очень важно не разрушить живописный образ произведения, а помочь ребенку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, возбудить у учащихся воссоздающее, творческое воображение [32]. В начальной школе дети знакомятся, главным образом, с пейзажной и социально- политической лирикой. Для полноценного восприятия учащимися пейзажной лирики существуют определённые условия, которые учитель должен учитывать при подготовке к урокам литературного чтения: · наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или близких к ним; · развитие у учащихся внимания к переживаниям героев, настроению и чувствам. Этому способствует целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, страх, печаль гордость, восторг, спокойствие, взволнованность и т. д.) · формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения [37, 51]. К восприятию лирического произведения должна быть подготовлена в первую очередь эмоциональная сфера детей. В.П.Медведев предлагает несколько форм такой работы. «Прослушивание музыкальных произведений на вступительных занятиях позволит настроить учащихся на определенную музыкальную волну». На этом этапе работы он предлагает обратиться к инструментальной музыке и либо совсем отказаться от музыковедческих комментариев, либо ограничиться указанием на характер музыки и основные музыкальные темы. Выбор музыкального произведения зависит от содержания стихотворения. Другая форма применения музыки, по В.П.Медведеву, - мелодекламация, чтение стихов на музыкальном фоне. Так же учитель должен дать детям информацию о произведении, которое они будут изучать(анализировать), а именно: дата, сведения из истории создания стихотворения; при необходимости связь стихотворения с фактами биографии автора; кому посвящено стихотворение; прототипы и адресаты стихотворения. Таким образом, методика рекомендует на подготовительном этапе урока в этом случае использовать музыкальные отрывки, репродукции картин, слайды, фотографии, т.е. такие объекты, которые могут повлиять на эмоциональное состояние, могут вызвать настроение, созвучное выраженному в произведении. Так же для дальнейшего эмоционального усвоения рассказать детям о истории создания стихотворения, о жизни поэта [36, 34, 17]. После того, как мы подготовили школьника к первичному восприятию лирического произведения необходима, чтобы учитель сам прочитал произведение вслух. Стихотворение должно читаться наизусть, учитель не должен упускать возможности продемонстрировать образец такой читательской привычки (тем более если детям задается выучить стихотворение наизусть). Так же можно для первичного восприятия прослушать запись мастеров художественного слова. Чтобы проверить впечатления, возникшие у детей в процессе восприятия текста необходима задать такие вопросы как: понравилось ли вам произведение; что особенно запомнилось; какие картины представляли, когда слушали стихотворение; как вы думаете, с каким чувством поэт рисует эти картины [7, 32]. Для вторичного восприятия лирического произведения Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева, авторы учебников серии "Свободный ум" рекомендуют начинать работу с чтения "про себя": "чтобы не спугнуть впечатление от стихотворения, картины" [61]. Далее, чтобы помочь увидеть картины авторы советуют перейти к чтению вслух по строчкам или по строфам. Далее методисты рекомендуют провести словарную работу целью которой является обогащение словарного запаса учащихся и усвоение содержания прочитанного. Дети называют слова и выражения, вызвавшие у них затруднения и коллективно пытаются их объяснить. Желательно подтверждать объяснения детей чтением толкования в словаре. Иногда целесообразно заранее поместить на доску слова и выражения, которые по мнению учителя вызовут у учащихся затруднения в понимании и прочтении. Такие слова можно прочитать коллективно с правильной постановкой ударения [26, 13]. Выполняя анализ лирического произведения необходимо придерживаться определённого алгоритма, важно последовательно анализировать стихотворение. Требования и схемы везде имеют своё отличие, в начальной школе как правило больше внимания уделяют содержанию, идее, сюжету и образам [1]. Существует традиционная схема, по которой можно правильно делать анализ стихотворения в начальной школе, но каждый учитель может дополнить её пунктами на своё усмотрение (Приложение 1). 1. В первую очередь нужно указать название самого произведения, имя автора. Зачастую об этом забывают, однако, даже если анализ нужно выполнить в форме сочинения, в его начало понадобится внести данные сведения. 2. Затем следует определить особенности жанра (ода, элегия, сатира, эпиграмма). 3. Определяется вид лирики по содержанию: философская, пейзажная, интимная, лирика дружбы и т.д. Это своеобразная основа любого текста. Желательно написать о главных мотивах произведения, то есть более узких формально закреплённых подтемах, таких как мотив одиночества, встречи, вражды, тоски, разочарования, изгнанничества. Определяя тему стихотворения, можно научиться понимать его смысл и подтекст [36]. 4. Построфный анализ, развитие лирического чувства, т.е. нужно указать, какую композицию имеет произведение. Разделяя текст на смысловые части, легко проследить за развитием сюжета, темы, трансформацией настроения, увидеть главную поэтическую мысль. Надо определить, является ли строфа законченной мыслью, либо несколько строф выражают одну мысль, противопоставляется или сопоставляется смысл строф. Отдельно пишут о роли последней строфы: насколько она значима для раскрытия идеи, содержит ли вывод. Не каждое стихотворение имеет выраженную композицию, анализ зависит от специфики текста. Так же здесь идёт характеристика лирического героя (Иногда выделяют лирический субъект: мир пропущен сквозь призму выдуманного «я». Порой лирический герой – «двойник» автора, раскрывающий его сознание. В философских поэтических произведениях лирического героя определить сложнее всего, поскольку на первый план выходит проблематика, а не изображение эмоций и чувств) [46]. 5. Поэтические образы: изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрыть смысл стихотворения, построения, чувства лирического героя (найти наиболее яркие эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения). 6. Идея стихотворения. Выделить строки, где эта идея сконцентрирована особенно четко. Эффективный метод – попробовать задать проблемные вопросы к произведению, определяя его суть, подтекст. Проблема обычно вводится в подтекст, редко формулируется открыто. Зачастую ученикам школ сложно уловить отличие темы от идеи. Иногда чёткую границу учителя не проводят, в результате в дальнейшем ещё сложнее запомнить специфику идеи. Тема – это то, о чём рассказывается в стихотворении. Идея – это то, для чего написано произведение. Автор облекает идею, которую желает донести до читателя, в поэтическую форму и придумывает конкретное содержание. Но сначала появляется именно идея, она играет основную роль в произведении, определяет его тему, форму, художественные средства [46, 61]. 7. Своё отношение, впечатление. Заключить анализ лучше всего небольшой зарисовкой: написать о своём личном впечатлении от прочитанного текста, выразить собственное читательское мнение, рассказать, как произведение повлияло на внутренний мир, о чём напомнило. После проведения анализа лирического произведения необходимо провести работу над основными компонентами интонаций. Для того чтобы дети сумели по-настоящему выразительно прочитать стихотворение, необходима специальная работа над средствами речевой выразительности, с помощью которых они смогут передать своё отношении и понимание, дать оценку прочитанному. Для работы над темпом речи использую расстановку пауз (тактовых, фразовых, психологических, межстиховых). Для того чтобы это не вызывало затруднений у учеников, сообщаю им несколько правил расстановки пауз при чтении стихотворения: 1) в конце предложения делаем паузу подлиннее (\\), внутри предложения, чаще всего там, где стоят знаки,- паузу покороче (\); 2) в конце каждой стихотворной строки делаем паузу: короткую, если нет никакого знака или же стоит запятая, тире и др. и подлиннее, если это конец предложения [54, 36, 32, 18, 7]. При постановке логических ударений в тексте нужно поставить перед детьми задачу - попытаться найти в каждой стихотворной строке слова и сочетания слов, которые будут выделяться голосом при чтении. Необходимо в равной степени учитывать и закономерности стихотворной речи (ритм, рифму, особую музыкальность стиха и т. д.) [25]. При вторичном синтезе провести выразительное чтение стиха. Это своеобразный итог, завершение всей работы над стихотворением, конкурс на лучшее его исполнение. Ему предшествует самостоятельная работа учащихся с текстом, подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс. Учитывается выразительность чтения и точность передачи чувств (автора, своих). Очень важно это делать деликатно, чтобы не ранить душу ребёнка некорректным замечанием [40, 13, 18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как отражение явлений действительности в литературе было бы неполным без лирического рода, так и школьное гуманитарное образование без изучения лирики не могло бы в полной мере выполнить стоящую перед ним задачу – быть средством формирования всесторонне развитой личности [14]. Обучению младших школьников основам художественного восприятия лирических произведений обусловлено природой лирического стихотворения, которое представляет собой поэтический образ эмоций, связанных с духовной жизнью человека. Соответственно, художественное, т.е. адекватное, восприятие таких произведений обогащает жизнь детей сильными эмоционально-эстетическими впечатлениями; пробуждает и поддерживает у них интерес к чтению лирики; раскрывает перед ними красоту внутреннего мира духовно богатой личности; способствует интенсивному формированию у младших школьников системы эстетических и этических ценностей [22, 27]. Младшие школьники с удовольствием слушают, читают и учат наизусть лирические произведения, но далеко не всегда глубоко воспринимают их, поэтому анализ художественных особенностей произведения на уроке - обязательное условия для глубокого проникновение читателей в содержание произведения [32]. Целью курсовой работы было описание особенностей методической работы над лирическим произведением в курсе начального литературного образования. Стояли следующие задачи: 1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме работа над лирическим произведением в курсе начального литературного образования; 2. дать характеристику понятия лирическое произведение; 3. дать характеристику курсу начального литературного образования; 4. описать методические особенности работы над лирическим произведением в курсе начального литературного образования. Раскрытие теоретического вопроса позволило лучше узнать о подходе к методике роботы над лирическими стихами, ведь без основ теории нельзя вести разговор о правильно поставленной работе над художественными произведениями. Изложенные в представленном исследовании положения позволяют сделать следующие вывод: стихотворные произведения отличаются от других художественных текстов максимальной образностью отражения окружающей действительности, эмоциональностью, темпо-ритмической организацией стиха. Лирические стихотворения различаются по жанрам (ода, элегия, эпиграмма, романс и т.д.), на основе лирического образа (собственно лирические, эпические, драматические), по тематике (пейзажная, военно-историческая, патриотическая, любовная, гражданская и т.д.). Жан-рово-тематическое своеобразие стихотворных текстов в значительной мере определяет особенности их понимания. Младшие школьники зачастую затрудняются работать с лирическими произведениями, несмотря на то, что обладают самыми благоприятными для обучения возрастными чертами. Однако, в процессе работы над лирическим произведением у учеников появляются сложности в его понимании и восприятии. Над проблемой полноценного восприятия художественного произведения работали и работают многие известные отечественные ученые, психологи, методисты. Однако в настоящее время проблема полноценного восприятия художественного произведения является недостаточно изученной, так как не создано единой классификации уровней восприятия, мнения ученых разделились относительно терминологии, количества уровней восприятия, умений, которыми должен обладать ученик на каждом из уровней. Кроме того, позиции исследователей и методистов расходятся по поводу того, когда начинать обучать детей пониманию авторской позиции, овладение которой предполагает полноценное восприятие художественного произведения. Немаловажную роль в обучении детей играет литературное образование, которое имеет ряд положительных качеств. Литературное образование формируют у обучаемых нравственные ценности. В младших классах акцент делается на произведения патриотического характера. Большое внимание уделяется и фольклорным произведения сказкам, загадкам, пословицам, скороговоркам. Поскольку они положительно влияют на детей, учат находить ответы на интересующие их вопросы. Развивают творческое и логическое мышление. В этом и заключатся качество литературного образования научить детей не только быстро и выразительно читать, но и понимать смысл прочитанного. Для этого и используется чаще всего такой метод, как анализ стихотворения. Анализ лирического произведения – это проявление творчества учителя. Он должен сам найти путь решения, здесь нет готовых рецептов. На уроке важно не четко следовать написанному плану урока, а, чутко прислушиваясь к ученикам, направлять их восприятие по пути постижения основной идеи стихотворения. Для этого учителю необходимо четко представлять себе, к чему он должен привести учеников, и отлично владеть системой приемов анализа художественного произведения. Главная задача учителя при изучении поэзии - добиться сопереживания и соразмышления с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, создать основу в формировании читательских качеств, необходимых для полноценного восприятия лирики, воспитать эмоциональную отзывчивость, образное, ассоциативное мышление, эстетическую реакцию на художественное слово.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аркадьева А.В. Метод. рекомендации для учителя. Уроки чтения во 2 классе по книге "Маленькая дверь в большой мир"/ Аркадьева А.В. - М., "Баллас. С-Инфо", - 2003 2. Анализ и интерпретация поэтического текста на уроках литературы. http://pandia.ru – (Дата обращения 9.04.2015) 3. Белинский В.Г. — основоположник русской эстетики и литературной критики. http://klassreferat.ru – (Дата обращения 14.04.2015) 4. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и жанры. http://az.lib.ru – (Дата обращения 18.04.2015) 5. Бузник В.В. Лирика и время/ Буздник В.В. -М.-Л.,1964.-130с. 6. Водовозов В.И. Избранные педагогическия сочинения / АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986. - 476с.-124 7. Воюшина. М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г.Рамзаевой. - СПб.: Специальная Литература, 1998. 8. Запорожец А.В. Образование и профессиональная деятельность. http://www.childpsy.ru – (Дата обращения 16.04.2015) 9. Значение литературы в жизни человека. http://www.m-a-bulgakov.ru – (Дата обращения 24.04.2014) 10. Изучение лирики в начальной школе. http://www.mark5.ru – (Дата обращения 21.04.2015) 11. Изучение лирики в начальной школе. http://www.referatik.com - (Дата обращения 04.04.2015) 12. Изучение лирических произведений. http://studopedia.net – (Дата обращения 13.04.2015) 13. Институт художественного образования. http://www.art-education.ru – (Дата обращения 23.04.2015) 14. Качество литературного образования в начальной школе. http://www.scienceforum.ru – (Дата обращения 19.04.2015) 15. Квятковский А.П. Поэтический словарь CHM/ Квятковский А.П. М.: Советская Энциклопедия, 1966. 16. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии 19 века/ Кожинов В.В. –М.,1978.-304с. 17. Констатирующий уровень (репродуктивный).http://studopedia.net – (Дата обращения 25.04.2015) 18. Кубасова, О. В. Совершенствование речевой деятельности младших школьников / Ольга Владимировна Кубасова // Русский язык в нач. классах:Теория и практика обучения: учебное пособие для студентов пед. учеб. завед. по спец. «Пед. и метод. нач. обуч.» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская [и др.]; под ред. М. С. Соловейчик. – М.: ИЦ Академия, 1997. –Гл. 8. - с. 318 - 339. – ISBN 5 – 7695 – 0100 – 6 19. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов./ Леонтьев А.А. - М.: Смысл. 1997. – 20. Лирика как литературный род http://ixxi.me – (Дата обращения 14.04.2015) 21. Лирика как литературный род деятельности. http://revolution.allbest.ru – (Дата обращения 23.04.2015) 22. Лирика как род литературы: история возникновения, основные признаки и характеристики.http://www.referatbank.ru – (Дата обращения 12.04.2015) 23. Лирика как род литературы: история возникновения, основные признаки и характеристики.http://shop.forstuds.ru – (Дата обращения 16.04.2015) 24. Лирика как род.http://www.bukinistu.ru – (Дата обращения 21.04.2015) 25. Лирический род литературы: Жанры лирики. http://www.yaklass.ru – (Дата обращения 25.04.2015) 26. Литературное чтение общеобразовательных учебных заведений. http://gigabaza.ru – (Дата обращения 24.04.2015) 27. Литературное чтение. http://w.school2100.ru – (Дата оращения 22.04.2015) литературы /Ольга Ивановна Никифорова. - М.: Книга, 1972. – 152 28. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах/ Львов М.Р. - М.: Академия, 2000 29. Массовая коммуникация http://studme.org – (Дата обращения 20.042015) 30. Материалы для родителей. nsportal.ru – (Дата обращения 20.04.2015) 31. Методика анализа лирического произведения. http://www.refsru.com/referat-589-1.html - (Дата обращения 10.04.2014) 32. Методические основы начального этапа литературного образования. http://www.dissercat.com – (Дата обращения 24.04.2015) 33. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. завед. В 2-х кн. Кн.1. Общие основы психологии/ Немов Р.С. - М.: Просвещение: Владос,1994. -576с.-134 34. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной 35. Новые подходы к литературному образованию младших школьников в свете современных требований. http://www.moluch.ru – (Дата обращения 17.04.2015) 36. Основные направления анализа лирического произведения. http://charushina-lit.ucoz.ru – (Дата обращения 16.04.2015) 37. Особенности восприятия младшими школьниками лирического произведения. http://referatwork.ru – (Дата обращения 24.04.2015) 38. Особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками. http://www.rae.ru – (Дата обращения 13.04.2015) 39. Особенности изучения эмпирического произведения. http://referatwork.ru - (Дата обращения 24.04.2015) 40. Палкин М.А. Лирика как искусство стихотворного слова. – Минск: Вышэйш.шк., 1986.-270 с. 41. Программа начального общего образования по литературному чтению. http://uchkopilka.ru – (Дата обращения 15.04.2015) 42. Психолого-педагогические основы чтения лирического стихотворения. http://ext.spb.ru – (Дата обращения 16.04.2015) 43. Работы над лирическим стихотворением на уроке литературного чтения в начальных классах. http://infourok.ru – (Дата обращения 15.04.2015) 44. Развитие памяти в младшем школьного возрасте. http://www.tenoten-deti.ru – (Дата обращения 17.04.2015) 45. Ревякин А.И. Сюжет. –В кн.: Словарь литературоведческих терминов/ Ревякин А.И. –М., 1974. 46. Реферат: Изучение лирики в начальной школе. http://refoteka.ru - (Дата обращения 10.04.2015) 47. Роль литературы в жизни человека.http: //www.school-essays.info – (Дата обращения 18.04.2015) 48. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. – 424 с 49. Рыжкова Т. В. Теоретические основы и технологии начального образования / Рыжакова Т.В. – М., 1983 50. Сильман Т.И. Заметки о лирике/ Сильман Т.И. –Л.: "Сов. писатель". Ленингр. отд-ние, 1977.-223с. 51. Система работы по анализу лирических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе. http://yaneuch.ru – (Дата обращения 05.04.2015) 52. Содержание литературного образования. http://www.testsoch.net – (Дата обращения 16.04.2015) 53. Теоретическая поэтика: понятия и определения. http://www.infoliolib.info – (Дата обращения 23.04.2015) 54. Теоретическая часть литературоведения. http://gigabaza.ru – (Дата обращения 17.04.2015) 55. Тодоров Л. Лирика // Словарь литературоведческих терминов. С. 174-175. 56. Уроки постижения лирики. http://www.pereplet.ru – (Дата обращения 11.04.2015) 57. Ушинский К.Д. "Родное слово" ("Антология педагогической мысли России"/ Ушинский К.Д. - М., "Педагогика", 1990) 58. ФГОС начального общего образования по литературному чтению. http://nsportal.ru – (Дата обращения 15.04.2015) 59. Фесенко Э.Я.. Теория литературы: учебное пособие для вузов / Э.Я. Фесенко. — Изд. 3-е, доп. и испр. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир». — 780 с., 2008 Гинзбург Лидия. О лирике. Изд. 2-е, доп. 60. Формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста средствами театрального искусства. http://www.bibliofond.ru – (Дата обращения 15.04.2015) 61. Формирование образного восприятия художественной литературы младшими школьниками. http://www.dissercat.com – (Дата обращения 8.04.2015) 62. Что такое лирическое произведение. http://www.kakprosto.ru – (Дата обращения 04.04.2015) ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1 Алгоритм анализа стихотворения
1. Особенности жанра (ода, элегия, сатира, эпиграмма). 2. Определить вид лирики по содержанию: философская, пейзажная, интимная, лирика дружбы. 3. Построфный анализ. Развитие лирического чувства. Характеристика лирического героя. 4. Поэтические образы: изобразительно – выразительные средства, помогающие раскрыть смысл стихотворения, построения, чувства лирического героя (найти наиболее яркие эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения). 5. Идея стихотворения. Выделить строки, где эта идея сконцентрирована особенно чётко. 6. Своё отношение, впечатление.
Date: 2016-07-05; view: 5858; Нарушение авторских прав |