Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава I. Методические особенности работы над лирическим произведением как психолого – педагогическая проблема





Методические особенности работы над лирическим произведением в курсе начального литературного образования

Курсовая работа

 

Студентки группы

Очной формы обучения

Руководитель: Гачкова Юлия Александровна

 

Магнитогорск, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3

ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ КАК ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6

1.1. Понятие «лирическое произведение» и его характеристика............... 6

1.2. Психологические основы восприятия и понимания лирического произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте................... 13

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ В КУРСЕ НАЧАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ........................................................................................................................... 19

2.1. Общая характеристика курса начального литературного образования.. 19

2.2. Методические особенности работы над лирическим произведением в курсе начального литературного образования..................................................... 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................................................................. 37

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Являясь высшим выражением духовной культуры народа, лирика играет важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир [9, 20, 43].

Читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом поведении, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Поэтому поэзия обладает большой силой воздействия на умы и сердца детей [38].

Таким образом, лирическое произведение – важный элемент в курсе начального литературного образования.

Исследованию специфических особенностей лирики, как особого искусства, посвящены работы таких ученых, как А.А. Михайлов, В.Ф. Огнев, М.А. Палкин, Г.Н. Поспелов, И.Т. Сильман и др. Вопросы методики работы над лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах Н.Ф. Бунакова, Н.П. Каноныкина, В.Я. Стоюнина, Т.П. Сальниковой, К.Д. Ушинского, Н.А. Щербаковой и др. [46].

Работы исследователей внесли бесценный вклад в создание отечественной литературы. Однако, на настоящий момент, проблема методических особенностей обучения работы над лирическим произведением в начальной школе недостаточно разработана.

При всей кажущейся простоте изучение лирического произведения в начальной школе требует от учителя большого методического мастерства [9].

Так, Е. В. Карсалова уверена, что организация чтения и подготовка грамотных читателей лирики стала сегодня серьезной методической проблемой. Во-первых, лирика непопулярна в самостоятельном чтении школьников, во-вторых, они нетребовательны в выборе лирических текстов, в-третьих, субъективны в восприятии, которое порой не адекватно авторскому замыслу и родо-жанровым особенностям лирики. Среди причин поверхностного восприятия лирики школьниками Е. В. Карсалова называет и недостаточный учет специфики восприятия лирических текстов в школьном преподавании, и недостаточное стилевое разнообразие стихов в школьной программе, и отсутствие интереса к поэтическим произведениям у части учителей, и однотипность уроков по изучению стихов [5, 22, 35].

Давно замечено, что стремление к поэзии возникает у детей очень рано. Не случайно первые детские книжки - это сборники потешек, стихов, песенок. Свобода детских ассоциаций и отношения к миру как к чуду, открытому впервые, тянет детей к поэзии подсознательно. Потребность в ней приходит позже, а может и вообще не прийти, если школьный учитель и семья не предприняли в этом направлении грамотных профессиональных усилий [41].

Более того лирика перестала быть популярна среди школьников из-за активного распространения массовой аудио и видеопродукции, которая становится преградой на пути детей к поэтическому слову [26].


Конкретность мышления младших школьников, их крайне малый читательский кругозор часто приводят к тому, что пейзажная лирика воспринимается как фотография действительности. А попытки перенести на анализ лирического произведения методы и приёмы изучения эпического произведения приводят к обеднению восприятия поэзии. Лирика может стать средством духовного обогащения и нравственного воспитания учащихся только в том случае, когда они научатся понимать её идейно-эстетическое богатство, воплощенное в специфической форме лирического монолога. Этим обосновывается актуальность темы курсовой работы [2,14, 41].

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью обучения младшего школьника анализу лирического произведения и низкой эффективности существующих методик.

Цель курсовой работы – описание особенностей методической работы над лирическим произведением в курсе начального литературного образования.

Объектом исследования является процесс обучения младших школьников.

Предметом исследования – методическая работа над лирическим произведением.

Задачи исследования:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме работа над лирическим произведением в курсе начального литературного образования;

2. дать характеристику понятия лирическое произведение;

3. дать характеристику курсу начального литературного образования;

4. описать методические особенности работы над лирическим произведением в курсе начального литературного образования.

В работе были использованы следующие методы педагогического исследования: анализ психолого-педагогической, литературоведческой и учебно-методической литературы; синтез, сравнение, обобщение.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ КАК ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА







Date: 2016-07-05; view: 1222; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию