Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава I. Методические особенности работы над лирическим произведением как психолого – педагогическая проблемаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Методические особенности работы над лирическим произведением в курсе начального литературного образования Курсовая работа
Студентки группы Очной формы обучения Руководитель: Гачкова Юлия Александровна
Магнитогорск, 2015 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3 ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ КАК ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6 1.1. Понятие «лирическое произведение» и его характеристика............... 6 1.2. Психологические основы восприятия и понимания лирического произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте................... 13 ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ В КУРСЕ НАЧАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ........................................................................................................................... 19 2.1. Общая характеристика курса начального литературного образования.. 19 2.2. Методические особенности работы над лирическим произведением в курсе начального литературного образования..................................................... 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. 32 ПРИЛОЖЕНИЕ.............................................................................................. 37
ВВЕДЕНИЕ
Являясь высшим выражением духовной культуры народа, лирика играет важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир [9, 20, 43]. Читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом поведении, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Поэтому поэзия обладает большой силой воздействия на умы и сердца детей [38]. Таким образом, лирическое произведение – важный элемент в курсе начального литературного образования. Исследованию специфических особенностей лирики, как особого искусства, посвящены работы таких ученых, как А.А. Михайлов, В.Ф. Огнев, М.А. Палкин, Г.Н. Поспелов, И.Т. Сильман и др. Вопросы методики работы над лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах Н.Ф. Бунакова, Н.П. Каноныкина, В.Я. Стоюнина, Т.П. Сальниковой, К.Д. Ушинского, Н.А. Щербаковой и др. [46]. Работы исследователей внесли бесценный вклад в создание отечественной литературы. Однако, на настоящий момент, проблема методических особенностей обучения работы над лирическим произведением в начальной школе недостаточно разработана. При всей кажущейся простоте изучение лирического произведения в начальной школе требует от учителя большого методического мастерства [9]. Так, Е. В. Карсалова уверена, что организация чтения и подготовка грамотных читателей лирики стала сегодня серьезной методической проблемой. Во-первых, лирика непопулярна в самостоятельном чтении школьников, во-вторых, они нетребовательны в выборе лирических текстов, в-третьих, субъективны в восприятии, которое порой не адекватно авторскому замыслу и родо-жанровым особенностям лирики. Среди причин поверхностного восприятия лирики школьниками Е. В. Карсалова называет и недостаточный учет специфики восприятия лирических текстов в школьном преподавании, и недостаточное стилевое разнообразие стихов в школьной программе, и отсутствие интереса к поэтическим произведениям у части учителей, и однотипность уроков по изучению стихов [5, 22, 35]. Давно замечено, что стремление к поэзии возникает у детей очень рано. Не случайно первые детские книжки - это сборники потешек, стихов, песенок. Свобода детских ассоциаций и отношения к миру как к чуду, открытому впервые, тянет детей к поэзии подсознательно. Потребность в ней приходит позже, а может и вообще не прийти, если школьный учитель и семья не предприняли в этом направлении грамотных профессиональных усилий [41]. Более того лирика перестала быть популярна среди школьников из-за активного распространения массовой аудио и видеопродукции, которая становится преградой на пути детей к поэтическому слову [26]. Конкретность мышления младших школьников, их крайне малый читательский кругозор часто приводят к тому, что пейзажная лирика воспринимается как фотография действительности. А попытки перенести на анализ лирического произведения методы и приёмы изучения эпического произведения приводят к обеднению восприятия поэзии. Лирика может стать средством духовного обогащения и нравственного воспитания учащихся только в том случае, когда они научатся понимать её идейно-эстетическое богатство, воплощенное в специфической форме лирического монолога. Этим обосновывается актуальность темы курсовой работы [2,14, 41]. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью обучения младшего школьника анализу лирического произведения и низкой эффективности существующих методик. Цель курсовой работы – описание особенностей методической работы над лирическим произведением в курсе начального литературного образования. Объектом исследования является процесс обучения младших школьников. Предметом исследования – методическая работа над лирическим произведением. Задачи исследования: 1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме работа над лирическим произведением в курсе начального литературного образования; 2. дать характеристику понятия лирическое произведение; 3. дать характеристику курсу начального литературного образования; 4. описать методические особенности работы над лирическим произведением в курсе начального литературного образования. В работе были использованы следующие методы педагогического исследования: анализ психолого-педагогической, литературоведческой и учебно-методической литературы; синтез, сравнение, обобщение. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ КАК ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Date: 2016-07-05; view: 1222; Нарушение авторских прав |