Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие «лирическое произведение» и его характеристика





Литература является одним из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык. Роль литературы в жизни человека, действительно, огромна, её трудно переоценить. Книги воспитали не одно поколение людей. К сожалению, на сегодняшний день в современном обществе люди делятся на две категории. Первая заявляет о том, что литература изжила себя как вид искусство, ее заменило кино и телевидение. Вторая категория признаёт и ценит значение литературы в нашей жизни. Литература играет ведущую роль в формировании эстетических взглядов каждого человека, учит прекрасному, доброму, формирует нравственные принципы. Роль литературы во все времена и в современности - помочь человеку постичь самого себя и окружающий мир, разбудить в нем стремление к истине, счастью, научить уважению к прошлому, к знаниям и принципам морали, передающимся из поколения в поколение [2, 9, 13].

Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов [4].

В художественной литературе различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие) [21, 25].

На специфичности лирики как особого искусства решительно настаивал в начале нашего века видный теоретик и историк литературы Д.Н. Овсянико - Куликовский. Из современных литературоведов взгляд на лирику как на особое искусство последовательно развивает В.В. Кожинов. «Лирическая поэзия, -пишет он, -глубоко своеобразная форма искусства слова, принципиально отличающаяся от эпической поэзии и, тем более, прозы. Лирика и эпическое повествование – это, в сущности, разные искусства. Тот факт, что они создаются из одного и того же материала - слова, - вовсе не означает их однородности» [24, 22, 14].

Традиция рассматривать лирическую поэзию как самостоятельное искусство уходит в далекое прошлое. Древние греки относили лирику к мусическим искусствам, потому что лирические стихи тогда не говорились, а пелись под аккомпанемент музыкальных инструментов [25, 3].

Слово "лирика" греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. Лирика как термин утверждается на рубеже XVIII - XIX вв. Выделение лирики оформляли немецкие философы, прежде всего Гегель. Говорил о лирике и Аристотель, но термина этого не употреблял [5, 62].

В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово "лирика". С освобождением лирического слова сначала от музыкального сопровождения, а затем и от мелодии лирика всё теснее сближается с другими видами словесного творчества и сам термин приобретает расширительное значение. В широком смысле в настоящее время в лирику включают и стихотворные, и прозаические произведения, пронизанные лирическим мироощущение. И, тем не менее, как замечает М.А.Палкин «когда говорят о лирике, то чаще всего имеют ввиду не лирическую прозу, а лирические стихи» [56,33].

В настоящее время термин «лирика» имеет достаточно много определений. Так, поэтический словарь предлагает следующее определение: лирика - один из трех основных родов поэзии, установленных еще в античную эпоху. В лирике находят воплощение самые глубокие и задушевные переживания поэта как личности, осознавшей себя и свое отношение к обществу и миру в целом. Самонаблюдение и глубоко личная трактовка переживания становятся у лирика основным методом художественной выразительности; в этом заключается и сила, и слабость его позиции как способа утверждения своей личности. Решающую роль здесь играет глубина поэтического мировоззрения, без которого невозможно создание значительных лирических произведений. Не касаясь отдельных лирических жанров, лирику XIX и XX вв. можно условно подразделить на три основные тематические категории: философскую, гражданскую и любовную [53, 50, 15].

С другой стороны, словарь литературоведческих терминов определяет лирику, как один из трех основных родов художественной литературы наряду с эпосом и драмой. В лирике перед нами живая взволнованная человеческая речь, художественно организованная в целостную выразительную систему языка — стихотворную речь. Виды лирики устанавливаются чаще всего в зависимости от конкретного содержания, выраженного в них душевного движения. Таковы политическая, пейзажная, философская, любовная лирика, лирика дружбы и т. д. [55].

Исходя из определений, можно сделать вывод, что лирика это один из родов литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора. Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров. Жанр – это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы [51].

Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие - в эпоху средневековья, некоторые - совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке.

Основные жанры лирических произведений:

· ода (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.

· гимн (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.

· эпиграмма (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в III веке до н. э.

· элегия – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в VII веке до н. э.

· послание – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.

· сонет (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в XIII веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине XVI века (Г. Сарри), а в России – в XVIII веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х кат-ренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия) [54, 25].

В школьном литературоведении называется такой жанр лирики, как лирическое стихотворение. В классическом литературоведении такого жанра не существует. В школьную программу его ввели для некоторого упрощения сложной системы лирических жанров: если яркие жанровые признаки произведения выделить нельзя и стихотворение не является в строгом смысле ни одой, ни гимном, ни элегией, ни сонетом и т.д., оно будет определяться как лирическое стихотворение. В этом случае следует обращать внимание на индивидуальные особенности стихотворения: специфику формы, тему, образ лирического героя, настроение и т.д. Так, к лирическим стихотворениям (в школьном понимании) следует относить стихотворения Маяковского, Цветаевой, Блока и др. Под это определение подпадает почти вся лирика ХХ века, если авторы специально не оговорили жанр произведений [26, 12, 51].

Предметом внимания лирики, как и других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь. Человеческое переживание - это объект (предмет) лирической поэзии, и в каждом стихотворении оно не просто «выражается автором», но как бы созидается на наших глазах, становится художественным образом-переживанием. Личность поэта в лирике, писал В.Г. Белинский, «является на первом плане, и мы не иначе как через нее все принимаем и понимаем» [3,4]. Открытость выражения авторского сознания - одно из характерных свойств лирики; им значительной степени определяется тот эмоциональный резонанс, который возникает в душе читателя при соприкосновении с поэзией [8, 23].

Немаловажен в лирическом произведении сюжет. В лирическом стихотворении литературоведы находят и "лирический сюжет", понимаемый как движение лирического образа, и материальный мир, то есть вещи, природу, людей. Но они не изображаются сами по себе, а рождают у поэта мысли, чувства, ряд ассоциаций, составляющих тематический лирический образ. Лирический сюжет – это отражение динамики поступков героев в произведении, событии, действии. Хотя некоторые исследователи считают, что в лирическом произведении нет сюжета. Так, А.И.Ревякин полагает, что «лирика не обращается к сюжету, либо обозначает его крайне сжато…» [56]. Еще более решительно отрицает сюжетность в лирике В.В.Одинцов, который считает лирику принципиально бессюжетной [47, 22]. Однако большинство других исследователей считают, что в лирическом произведении сюжет всё же присутствует. Хотя он весьма своеобразен. В лирике сюжет построен на событиях, воспроизводимых в той мере, какая необходима для эмоциональной окраски. Таким образом сюжет можно считать фрагментарным. По наблюдениям Т.И. Сильман, сюжет в лирике «развертывается» не своим естественным путем, не первично, а отраженно, через переживания героя, который с точки зрения перспективы изображения находится в некоей фиксированной пространственно- временной точке, соответствующей в психологическом плане состоянию лирической концентрации» [50, 62]. Следовательно, лирика не связана с сюжетностью, как конструктивным признаком, хотя не исключает в отдельных случаях наличие простейшего сюжета.

Важное место в характеристике специфических особенностей лирики занимает лирическая образность, поскольку именно в художественных образах заключается основная загадка искусства. Следует сразу оговориться: некоторые авторы, говоря об этом, употребляют термин "образ" (Б.П. Городецкий, В.Ф.Огнев), другие - "лирический герой" (Б.О.Корман, Т.И.Сильман, Л.И.Тимофеев) [54, 40].

Важнейшим персонажем лирики является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Термином лирический герой несомненно злоупотребляли. В подлинной лирике всегда присутствует личность поэта, но говорить о лирическом герое имеет смысл тогда, когда она облекается устойчивыми чертами — биографическими, сюжетными, лирический герой — единство личности, не только стоящей за текстом, но и наделенной сюжетной характеристикой, которую все же не следует отождествлять с характером [20, 11, 46].

Лирический герой и автор не одно и то же лицо. Автор как бы выбирает посредника для передачи свих чувств читателю. Об авторе всегда можно сказать больше, чем о лирическом герое: автор живет в определенное историческое время, у него своя судьба (биография), свой круг знакомых, разнообразные интересы, он - творец, художник слова, его мир всегда богаче, шире, емче изображенного им в одном стихотворении мира лирического героя. Лирический герой - лишь "часть" автора, грань его сознания, средство выражения авторского "я" [2, 23, 38].

Внутренний мир лирического героя создается особыми художественными средствами: стихотворной организацией речи, размером стиха и построением отдельных предложений, музыкальным ритмом, расширением лексического значения слов за счет необычного языкового окружения, новых связей. Лирика вызывает ассоциации, молниеносно доводящие до сознания читателя образ, обычно уже существующий в культурном сознании эпохи [46,59].

Лирическое стихотворение в принципе – это мгновение человеческой внутренней жизни, её снимок, поэтому лирика преимущественно пишется в настоящем времени, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время. Основным средством создания образа-переживания в лирике является слово, эмоциональная окраска речи, в котором переживание становится для нас жизненно убедительным. Лексика, синтаксис, интонация, ритмика, звучание – вот что характеризует поэтическую речь. Немаловажна лирическая эмоция – сгусток душевного опыта человека [62, 51, 39].

Для лирики характерен разговор о прекрасном, провозглашение идеалов человеческой жизни. В лирике может быть сатира, гротеск, но основная масса лирических стихотворений все-таки принадлежит к другой области. Принцип лирического рода: как можно короче и как можно полнее [40].

 

Date: 2016-07-05; view: 2043; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию