Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникающим из публичных правоотношений





 

Общие положения о производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, – вид гражданского судопроизводства, представляющий собой процедуру рассмотрения дел с участием государственных и муниципальных органов, должностных лиц, выступающих в качестве субъектов, наделенных властными полномочиями, в рамках которой реализуется функция судебного контроля за законностью деятельности данных органов и должностных лиц.

Существование особой процедуры рассмотрения дел с участием государственных и муниципальных органов, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих связано с неравноправным положением участников материальных правоотношений, являющихся предметом судебного разбирательства. С одной стороны в таких отношениях выступает субъект, наделенный властными полномочиями, в связи с чем другая сторона нуждается в дополнительных процессуальных гарантиях защиты своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.

На сегодняшний день в некоторых государствах для разрешения административных споров и иных дел, возникающих из публичных правоотношений, созданы специальные суды административной юстиции (например, Германия, Франция, Испания и др.). Идея создания подобных специализированных судов активно обсуждается и в отечественной науке, однако пока Россия (наряду с Великобританией, США, Бельгией и другими странами) относится к числу государств, в которых публично-правовые споры разрешаются системой судов общей юрисдикции.

В соответствии с гражданским законодательством (ст. 124 ГК РФ) государство, а также муниципальные образования могут выступать в отношениях с гражданами и юридическими лицами на равных началах. В этих случаях споры, возникающие из таких правоотношений, будут носить частный характер, а их разрешение будет осуществляться в рамках искового производства.

Если же государство или муниципалитет выступают в правоотношениях как субъекты, наделенные властными полномочиями, споры, возникающие из таких правоотношений, подлежат разрешению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Рассматривая и разрешая дела, возникающие из публичных правоотношений, суд осуществляет функцию судебного контроля за законностью действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

Круг рассматриваемых судами общей юрисдикции гражданских дел, возникающих из публичных правоотношений, определен в ст. 245 ГПК РФ. К ним относятся дела:

• по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов (глава 24 ГПК РФ);

• по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (глава 25 ГПК РФ);

• по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (глава 26 ГПК РФ);

• иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23 – 26 ГПК РФ и другими федеральными законами.

Коллегиальное рассмотрение дел в составе трех профессиональных судей на сегодняшний день предусматривается в отношении дел о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума (абз. 2 ч. 3 ст. 260 ГПК РФ).

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила заочного производства.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу.

Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица, в котором должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

В случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131, 132 ГПК РФ. Если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья возвращает заявление.

В соответствии со ст. 248 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу.

Важной процессуальной гарантией заявителей по делам, возникающим из публичных правоотношений, являются установленные ст. 249 ГПК РФ особые правила распределения обязанностей по доказыванию между участниками производства.

Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела, что является исключением из общего правила, установленного ст. 57 ГПК РФ, в соответствии с которым суд истребует доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, в случаях, когда они сами не имеют возможности представить такие доказательства.

Особенностью данной категории дел является также установленное в ст. 250 ГПК РФ правило о том, что после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

 

Date: 2016-11-17; view: 255; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию