Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РАЗУМЕНИЕ. Здравый смысл. 3 page
Названные и другие положения именитостей говорят о недостаточности логики. Но даже при этом обучение ей весьма полезно, хотя и не решает проблем современного общества. Здесь же констатируем тот факт, что именно логика повинна в том, что она не стала нормой. Надо ее развивать далее - сделать ее теорией мышления (чем она сейчас не является). При этом, по моему мнению, у предшествующих мыслителей есть все необходимое для превращения логики в норму. Для этого надо выявить у предшественников приемы мышления и синтезировать их в ТДМ. Неудовлетворённость состоянием логики привела к разработке многих её версий, но проблема не решена. Необходимо преобразовать логику — систематизировать её, сделать настоящей теорией. Решить эту проблему возможно только на основе диалектического мышления. Диалектизация логики — метод её теоретизации, систематизации. Эта проблема не может быть решена одним исследователем и тем более сразу. Предлагаемые соображения о логике показывают гипотезу направления решений этой проблемы. На их основе следует изучать логику по имеющейся литературе, не абсолютизируя и не игнорируя накопленного опыта логического мышления. Тезисы о логике 1. Логика полезна обществу, но общество не полностью использует ее возможности. 2. Постоянные ее исследования фактически не изменили ее содержание за 2500 лет со времени ее создания Аристотелем. 3. Ей обучают все время в большей или меньшей мере. 4. Обучение логике состоит в объяснении законов и форм мышления. 5. Обучают знаниям законов и форм мышления, а не умениям их практически применять. 6. Сохраняется в мире противоречивость объяснения тех или иных положений логики. 7. Общепризнанно положение о том, что логике надо учить, прежде всего умению логически мыслить. 8. Как учить логическому мышлению? 9. Если логика призвана учить умению мыслить, то проблема сводится к пониманию самой сути мышления. 10. Технология обучения логическому мышлению может быть создана аналогично технологии математического мышления. 11. Математическому мышлению обучают с начальной школы и до окончания практически всех профессионалов. 12. Содержание математики расположено от простых к сложным методам вычислений и начинают обучать ей с простых. 13. При обучении математике существенное значение имеет выполнение упражнений и решение задач. 14. Аналогично надо обучать и логическому мышлению: · Определить последовательность привития навыков логического мышления · Определить начало · Подобрать адекватные упражнения и задачи на развитие умения применять логику и т.д. Порядок обучения n Представители всех учебных дисциплин должны приучать детей с начальной школы к пониманию действительности с помощью эволюционных рядов. Детям не надо говорить об этом. n На определенном этапе следует им объяснять суть здравомыслия, т.е. тот факт, что люди применяют почти все элементы логики, воспринимая их стихийно, интуитивно n На этой основе следует объяснить «путь разума»: сориты ® полисиллогизмы® доказательства ® теории Ошибки логики: - у понятий имеется не 2, а 3 свойства - объем, содержание и имя; - начинать обучение не с понятий и законов, а с объяснения здравомыслия, т.е. с объяснения стихийного применения логики каждым человеком со здравым рассудком; - содержание логики начинать с объяснения представлений и заканчивать понятиями; - учат знаниям логики, а надо умению логически мыслить; - доказательство не нечто обособленное, а суть полисиллогизма; - сориты надо объяснять так, как было в ХVI веке; - не давать все содержание логики, а постепенно по мере овладения умением, а кое-что не давать совсем на начальных стадиях обучения. Для превращения логики в плодотворное орудие познания необходимо последовательно осуществить её диалектизацию. Такую задачу ставил Гегель - «изобразить царство мысли философски, т.е. в его собственной имманентной деятельности или, что то же самое, в его необходимом развитии...» [35а,с.9]. То же самое делал и Энгельс: «Диалектическая логика, в противоположность старой, чисто формальной логике, не довольствуется тем, чтобы перечислить и без всякой связи поставить рядом друг возле друга формы движения мышления, т. е. различные формы суждений и умозаключений. Она, наоборот, выводит эти формы одну из другой, устанавливает между ними отношения субординации, а не координации, она развивает более высокие формы из нижестоящих» [102,Т.20,с.538]. В приведённом положении Энгельса необходимо обратить внимание на ряд моментов. Прежде всего, формальная логика не сводилась только к операциям координации, а включала и субординацию — подведение под более общее понятие. Здесь речь идёт о необходимости аналогичного подхода к самим понятиям. Субординация суждений, умозаключений происходит в зависимости от сложности этих мыслительных действий. Именно то, что мыслительные операции, известные как суждения, проще мыслительных операций умозаключений и служит основанием для того, чтобы сказать, что суждение породило умозаключения. Поэтому сначала необходимо рассмотреть суждения, а затем умозаключения. Более того, имеется много форм суждений, умозаключений, и необходимо их конкретно рассматривать на основе их развитости. Эта проблема объяснения логики пока не решена, а поэтому овладение логическим мышлением остаётся трудным делом. При овладении логическим мышлением необходимо вести самостоятельный поиск по систематизации её элементов на основе диалектического мышления. При этом надо решить многие проблемы её объяснения. Прежде всего, логику чаще всего представляют как науку о мышлении. До разработки диалектики это положение было в целом истинно. Однако такой подход устарел. Логика не отражает и не может отражать всего множества мыслительных приёмов обработки сведений. И ранее математика выходила за пределы объекта логики, а сейчас диалектика выходит за её пределы. Логика стала одной из наук о мышлении. Логика призвана «обособить» объекты на основе показа их общности и особенностей. Строго логический анализ обеспечивает в целом понимание объекта. В то же время логический анализ объектов чаще всего оказывается недостаточным без диалектики, хотя бы стихийной. Диалектика призвана обеспечить единство понимания объекта — синтетически объединить формы понимаемого объекта в качестве целого. На этой основе возможна системная трактовка объекта. Логика и диалектика в целом обеспечивают качественное познание объекта — исходное условие для последующего количественного отображения объекта его моделированием средствами математики. Ранее логикой называли не только операции мышления, но и такие познавательные приёмы, которые нельзя назвать мышлением, поскольку они менее развиты — соображение. Переход к диалектическому объяснению форм отражения мира людьми ставит проблему вычленения из науки о мышлении тех положений, которые объясняют не мышление, а его генетически предшествующие формы познания. О том, что содержание логики отражает не только мышление, но и менее развитые формы отражения мира людьми, можно судить, например, на основе следующего. До настоящего времени остаётся полемичной объяснение законов логики. Системная же трактовка форм отражения мира людьми даёт основание считать их не законами логики, а законами рассудка, разума, как до интеллектуальной формы рационального познания мира. Ими пользуются не только те, кто изучил логику, но ими пользуются все здравомыслящие люди и только потому, что они выражают такие законы, которые свойственны не мышлению, а интуитивно возникающим формам умственной деятельности. В связи с таким подходом законы «логики» надо вынести из науки логики, объяснять их в предшествующих ей науках о менее развитых формах отражения мира. Рассудок, разум возникли стихийно и состоят в определённых приёмах умственных действий. На их основе возникло собственно мышление, первоначально в зачаточном состоянии. На этой основе была разработана логика как наука о мыслительных операциях. Систематизация логики, превращение её в теорию сделает её доступной народу. Логика должна стать достаточной для развития способностей субъектов логически мыслить, т. е. для овладения ею как методом моделирования познаваемых объектов. Тем самым из способности людей логика превращается в продукт их деятельности. И если продукт оказывается недостаточным для удовлетворения потребности людей, то они начинают совершенствовать понимание мыслительной практики, её теории, её проявления в методах науки и овладении ею субъектами (развития их способности), умение претворять их в продукт труда. Ограниченность логики давно поставила проблему расширения её как теории, как метода. Фактически одновременно с развитием логики развивалась и диалектика, которая преодолевала некоторые ограниченности логики. Аристотель не знал «логики», а разрабатывал аналитику, силлогистику, топику. Для Гегеля наука о мышлении была логикой, хотя фактически он разрабатывал диалектику. Маркс, Энгельс разрабатывали методологию познания, называя её диалектикой. Сейчас надо разработать теорию интеллекта, которая интегрирует всё это в качестве единого целого. При этом надо дать и новую интерпретацию истории философии, духовного развития общества и решить много конкретных проблем науки. Нормальные люди не только “говорят прозой”, но и рассуждают по определенным правилам. Этому их учит общественное сознание, практика общения людей. И логика не нужна для обучения этому. Логика обобщила эти правила и они стали её содержанием. Изучение логики, несомненно, повышает последовательность осуществления всех этих рассудочных действий с мыслями, а тем самым и его плодотворность. Однако переход от использования элементов содержания логики к их адекватному применению пока невозможен из-за дефектов самой логики, её нетеоретичности. Здравый рассудок (здравомыслие) возникает стихийно и достаточен для продуктивной повседневной жизни. Усложнение же последней требует сознательного применения правил рассуждения и перерастания их в разумение и мышление. Для этого надо поднять уровень существования самих правил и обобщить их в качестве методов, т. е. совокупности правил, дающих более или менее однозначные результаты мыслительной деятельности. Сегодня уже актуальна необходимость поднятия мыслительных процедур до уровня строгих алгоритмов, составляющих сущность мышления. Алгоритмы мышления - системность методы разумения - синтетичность приёмы рассуждений - синкретизм
Уровням владения правилами логики соответствует уровень понимания объектов. Здравый рассудок обеспечивает синкретическое понимание объекта, допускающее многие пробелы в его трактовке. Логические методы позволяют поднять понимание объекта до уровня синтетического представления о нём, в котором меньше пробелов, и только диалектическое мышление в состоянии обеспечить системное объяснение объекта, в котором минимальна доля пробелов и, соответственно, минимальна гипотетичность теоретического осмысления объекта. Современные учебники логики весьма несовершенны и, в определённой мере деформированы. Желательно использовать не только современные, но и древние учебники логики, не только отечественные, но и зарубежные. Выявляя противоречия между ними, следует диалектизировать трактовку интеллекта, методологии и, в том числе, логики. Возможности диалектизации логики проиллюстрируем примерами. Общеприняты следующие категории логики: суждение, посылка, заключение. Суждение есть единство субъекта (первый термин) и предиката (второй термин). Суждение (в чистом виде) есть обособленный мыслительный акт. Посылка есть суждение, входящее в умозаключение, т. е. выступающее элементом более сложного мыслительного акта. Соответственно, понятие «посылка» сложнее простого суждения. Заключение есть новое суждение, к которому приходят в умозаключении: есть последнее суждение в умозаключении. Значит эти три категории логики показывают разные формы суждений: обособленных и входящих в умозаключения и выполняющих в них разную функцию: исходную и конечную.
Уточняя трактовку заключений следует воспользоваться такими категориями: вывод, следствие, заключение, показав их общее и особенное. Теоретическое изложение логики предполагает нахождение её макрокомпозиции. Сейчас имеют хождение две структуры логики: начинать с понятий или заканчивать ими объяснение логики. Альтернативной гипотезой следует считать деление логики на три последовательные части. Первая часть должна объяснять повседневные приемы рассуждений, которые люди осваивают стихийно. Вторая часть должна давать более развернутое представление о логическом мышлении и обеспечивать его. Третья часть должна давать логическое мышление на уровне диалектического мышления. И у каждого из этих разделов логики будет своя композиция. Предшествующая часть данной работы намечает подход к композиции первого раздела логики как науки: объяснение отражение мира людьми на разных уровнях до становления собственно логики. Второй раздел должен показать элементы логического мышления и привить умение их применять. Его структурой, видимо, может быть последовательность усложняющихся процедур мышления: суждение ® умозаключение ® силлогизмы ® полисиллогизмы (1 посылка) (2 посылки) (более 2 посылок) Современные пособия по логике достаточно содержательно объясняют основные формы мыслительных операций. В то же время существует большой разброс мнений по этому вопросу. С точки зрения сложности или усложнения названный ряд основных категорий логики может быть признан структурой второго раздела логики. При таком подходе необходимо последовательно раскрыть содержание названных категорий логики. Каждое последующее в этом ряду есть более сложное по сравнению с предыдущим, является его превращенной формой. Структура третьего раздела логики должна быть ориентирована на обучение исследователей и содержательно раскрыть практическое применение приёмов логики в их поиске. При этом возможно выделить три типа мыслительных операций: индукция ® дедукция ® традукция. (наведение) (выведение) (сведение) Индукция и дедукция показывают соотнесение понятий по линии «вертикальных» соотнесений в иерархической системе понятий, а традукция - «горизонтальных». Соответственно каждый из этих типов логического мышления должен быть достаточно содержательно раскрыт с тем, чтобы все люди восприняли их в качестве практического умения и развили соответствующие навыки..
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Чувственное познание. Индукция (наведение) Подвергай всё сомнению. Древнее изречение. ..Живая душа марксизма: конкретный анализ конкретной ситуации. В.И. Ленин [88,Т.41,с.136]. Наука есть опытная наука, и состоит в применении рационального метода к чувственным данным. К. Маркс, Ф. Энгельс [102,Т.2,с.142].
Индукция - самое простое, древнее мыслительное действие людей, вырастающее из созерцания, наблюдения, обобщения опыта жизни. Для понимания индукции необходимо интегрировано объяснить созерцание, наблюдение, эксперимент, эмпиризм, позитивизм, прагматизм, учет, статистику и т.п. Древние мудрецы, мыслители, философы, особенно киренаики, применяли индукцию как метод чувственного восприятия мира. Индукцией фактически был и метод поиска Платона, Сократа в диалогах Сократа, названный Лосевым «движением к пределу» - к категории по Аристотелю. Широко использовал индукцию и Аристотель для систематики животных. Индукцию оценивали тогда в качестве само собой разумеющегося, доступного, простого метода познания. В противоположность этому главной трудностью было то, что сегодня называют дедукцией. Поэтому Аристотель обратил внимание на силлогистику, которая затем переросла в логику, дедукцию. Это не означало игнорирования и тем более отрицания индукции. Последующее же развитие аристотелевизма привело к забвению, игнорированию индукции. Всё это достигло такой степени, что породило отрыв логики от практического познания мира или противоречие между индукцией и дедукцией. В результате создалась такая ситуация, которая породила потребность в бэконовском перевороте в науке. Ф. Бэкон выступил не столько против логики, сколько против тогдашней схоластической её трактовки, бывшей основанием для нигилистического отношения к индуктивным наблюдениям. Но даже труды Д.С. Миля не изменили качественно роли индукции в обществе. Осознавая господство дедуктивной схоластики, оторвавшейся от практики, Ф. Бэкон подчеркивал важное значение индуктивного познания мира, в некоторой мере переоценивая его значение. Ф. Бэкон - «настоящий родоначальник английского материализма и всей современной экспериментальной науки...” [102,Т.2,с.142]. Лозунгом такого метода познания стал принцип «ничьими словами» (девиз Британской академии наук). Взамен преувеличения роли дедукции предшественниками, бэконисты стали преклоняться перед индукцией. Практика поправила такую односторонность — всё более развивает и индукцию и дедукцию в качестве полярных, взаимозависимых методов. К сожалению, пока не достигнуто должной интеграции этих методов логического мышления. “... Неверное мышление неизбежно и непроизвольно фабрикует неверные факты, следовательно, — производит искажение и ложь» [102,Т.1,с.180]. Средством уменьшения ошибок может быть придание должного значения индукции, проявляющейся различно, в том числе через эмпиризм. Известны положения Маркса, гордившегося своим эмпирическим подходом. «В любой научной области - как в области природы, так и в области истории - надо исходить из данных нам фактов» [102,Т.20,с.370]. Ленин также обращал внимание на значение эмпирического элемента исследований: «Чтобы понять, нужно эмпирически начать понимание, изучение, от эмпирии подниматься к общему» [88,Т.29,с.187]. Эмпирия ведет от явления к сущности. «Чувства показывают реальность; мысль и слово - общее» [88,Т.29,с.246]. Индукция является высшей формой чувственного познания мира. Её результат - факты. Факты зависят не только от чувственного восприятия реальности, но и от истинности мышления. Индуктивные знания есть знания, возникающие из опыта жизни, обобщенные в той или иной мере. Ответ на вопрос «что такое факт?» является сложным. Легче всего отождествить факт с самой объективной реальностью, чувственным её восприятием на основе принципа «увидел-понял». Действительно, существует такая реальность, которая однозначно истинно отображается таким образом. В то же время не все объекты можно таким образом воспринять истинно, а поэтому важное значение имеет и принцип «понял-увидел». Многие аспекты реальности могут быть осознаны только в меру теоретического их понимания. Теория даёт гипотезу определённого понимания мира, которая позволяет по-настоящему увидеть мир, воспринять его в качестве фактов. Эмпиризм есть первая форма индукции. Он преклоняется перед чувственностью и игнорирует значение рационального элемента в познании. Эмпирия предполагает индуктивную проверку каждой идеи каждым человеком. В реальности это не достижимо, и каждый человек должен верить многим накопленным знаниям, даже если они и ошибочны. А поэтому и в наше время подсолнечники «крутят головами», хотя этого никогда не было вообще [56]. Факт - есть простейший элемент мыслительной деятельности. Развитие мышления повышает истинность фактов и понижает долю тех фактов, которые на деле оказываются фантомами (ошибочными, призраками). Истинные факты есть более простая форма идей по сравнению с другими их формами. Факты есть конкретные идеи, отражение которыми действительности требует меньших опосредований мышлением, а поэтому меньше вероятность ошибки в их получении по сравнению с категориями, законами. «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт...» [17,Т.2,с.34]. Опыт - совокупность непротиворечивых фактов, являющихся результатом повседневной жизни. Индукция не могла бы существовать без более развитых форм мышления, прежде всего, дедукции. Речь идёт не о том, что сначала возникла и развивалась индукция, а затем дедукция. На самом деле происходило одновременное развитие каждой из них, но в этой полярности познания индукция - исходная форма. В отдельные периоды происходило игнорирование индукции, что вело к вырождению интеллекта. Индукция порождает факты в меру истинности дедукции. И если последняя не адекватна, то факты будут «липой», фантомами. И люди будут верить тому, что на самом деле ошибка. Проблематично понимание индукции с точки зрения ей предшествующих форм познания мира - созерцания, наблюдения, наведения и т.п. Созерцание - стихийное, случайное и т.п. восприятие объектов реальности. Оно является элементом здравого рассудка. Индукция - специальный, осознанный, обособленный метод познания с определенным уровнем разработки самой процедуры познания. Или предшественником, или формой индукции выступает обобщение. Обобщение открывает более общие свойства объектов [102,Т.20,с.539]. Обобщение позволяет свести формы объекта «посредством анализа к их единству» [102,Т.26,Ч.Ш,с.526] «... Всякое действительное, исчерпывающее познание заключается лишь в том, что мы в мыслях поднимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность...» [102,Т.20,с.548]. Тем самым раскрывается иерархия сущностных свойств объекта [88,Т.29,с.227]. Идя от частного к общему, познание рассматривает сущности соответствующих порядков. При этом единичное, особенное, всеобщее не закрепляется жёстко за определёнными уровнями иерархической системы понятий, а является скользящим. В одном исследовании единичное может отождествляться с одним, а во втором с другим уровнем иерархической системы свойств объекта. Процедура индуктивного познания включает в себя ряд узловых вопросов. Проблемы - исходное индуктивного метода познания. Проблемы порождаются трудностями познания, ошибками и т.п. Проблемы проявляют противоречия познания и тем самым ориентируют на определённый индуктивный поиск доводов, аргументов, фактов. Проблемы порождают обычно гипотезы, т. е. ведут к формулировке возможных идей, которые отражают действительность. «Формой развития естествознания, поскольку оно мыслит, является гипотеза. Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий невозможным прежний способ объяснения фактов, относящихся к той же самой группе. С этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающаяся сперва на ограниченное количество фактов и наблюдений. Дальнейший опытный материал приводит к очищению этих гипотез, устраняет одни из них, исправляет другие, пока, наконец, не будет установлен в чистом виде закон» [102,Т.20,с.555]. Гипотеза ставит конкретные задачи индуктивному познанию, является исходным для разработки методик обследований и получения данных, их обработки. На этой основе собирают, сличают и сочетают факты [176,Т.5,с.406]. Наблюдение - важнейший элемент индуктивного метода познания. В отличие от созерцания, наблюдение преднамеренно, специально организовано и направлено на поиск определённых объектов. Даже самые “чистые” формы эмпириков сначала воспринимают мнение других по данному вопросу затем сталкиваются с противоречиями трактовки данного вопроса и ведут поиск наблюдением объектов. В наблюдении оговаривают многие принципы восприятия объектов и в зависимости от них применяют различные формы наблюдений: непосредственные и опосредованные (датчики технических систем), одним наблюдателем или их организацией и т. п. Высшей их формой является современная практика учёта и статистики. Наблюдение позволяет получить первичную информацию в качестве совокупности данных об объекте. Изучение практики наблюдений предполагает познание наук об учёте, статистике, социологии (в смысле методик конкретных наблюдений и анкетирования мнений людей). Сравнение есть установление сходства и различия наблюдаемых объектов на основе сведений о них. Оно возникает на основе чистого наблюдения и представляет не только наблюдение объектов, но и выявление общих и особенных их свойств.
Измерение происходит посредством сравнения и является высшей формой сравнений. Измерение есть опосредованное сравнение. Один из объектов берётся в качестве эталона (меры) и посредством сравнения с ним измеряют другие формы объекта. Эталоном чаще всего берут исходную, простую или условную форму данного объекта. Можно идти и от высшей формы объекта, тогда получают дробные числа. Измерение не просто показывает качество объекта, но и выражает его количественно. Рациональность количественного измерения объектов зависит от степени опережающего качественного понимания его. «Качественное содержание, природу явления необходимо знать, прежде чем приступить к измерению его количественных размеров» [118,с.20-21]. Измерение пока не применимо при познании всех объектов. Фиксация (регистрация) есть запись данных сравнений и измерений с тем, чтобы преодолеть недостатки памяти при последующей обработке результатов наблюдений. Date: 2016-11-17; view: 282; Нарушение авторских прав |