Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗУМЕНИЕ. Здра­вый смысл. 1 page





Со­зна­ние есть спе­ци­фи­че­ски че­ло­ве­че­ская фор­ма со­об­ра­же­ния, рас­суд­ка. Оно есть зна­ние о ми­ре, о се­бе, об об­щес­тве. Со­зна­ние име­ет­ся у всех нор­ма­ль­ных людей. Оно не раз­ви­то у но­во­рож­дён­ных, его нет у не­ко­то­рых бо­ль­ных людей, при по­те­ре со­зна­ния, во сне и т. п. Со­зна­ние не су­ще­ству­ет без ге­не­ти­че­ски пред­шес­тву­ющих форм от­раже­ния ми­ра лю­дь­ми. Оно не от­ри­ца­ет их, а над­стра­ива­ет­ся над ни­ми и слож­ным об­ра­зом с ни­ми взаимодейс­тву­ет. Ме­нее раз­ви­тые фор­мы от­раже­ния ми­ра яв­ля­ют­ся его осно­ва­нием.

«Со­зна­ние, сле­до­вате­ль­но, с са­мо­го на­ча­ла есть об­щес­твен­ный про­дукт и оста­ёт­ся им, по­ка во­об­ще су­ще­ству­ют люди» [102,Т.3,с.29]. Со­зна­ние мно­го­об­ра­зно раз­ви­ва­ет­ся по ме­ре ста­но­вле­ния лич­но­сти, хо­тя и раз­ли­ча­ет­ся в той или иной ме­ре у со­вре­мен­ни­ков. «... В мыс­ли со­сто­ит имен­но от­ли­чие че­ло­ве­ка от животного» [34,с.12].

Ис­то­ри­че­ски со­зна­ние воз­ни­ка­ет на осно­ве ка­че­ствен­но­го раз­ви­тия сиг­на­ль­ных сис­тем об­ще­ния животных. Лю­ди же ис­пользуют не то­ль­ко про­стые, все­об­щие формы сиг­на­ль­ных сис­тем, но и раз­ви­ва­ют свою спе­ци­фи­че­ски об­щес­твен­ную сиг­на­ль­ную сис­те­му [Прил., рис. 29]. Раз­ви­тие со­зна­ния возможно на осно­ве овла­де­ния род­ным язы­ком. Вне это­го не­ воз­мож­но раз­вить свой ин­тел­лект.

По­зна­ние со­знания ┌────────────────┼───────────────┐ син­кре­ти­че­ское® син­те­ти­че­ское ® сис­темное

Об­щес­твен­ное со­зна­ние вы­сту­па­ет со­во­куп­но­стью со­су­ще­ству­ющих иде­оло­гий, а ин­ди­ви­ду­аль­ное со­зна­ние лю­дей воз­ни­ка­ет на осно­ве не­ко­то­рых из них. Ра­зум воз­ни­ка­ет и су­ще­ству­ет в ме­ру вос­при­ятия лю­дь­ми иде­оло­ги­и. По­ско­ль­ку со­су­ще­ству­ет множе­ство форм иде­оло­гий, то воз­ни­ка­ют раз­ли­чия в ми­ро­воз­зре­нии и по­ве­де­нии людей.

Мир ду­ха, со­зна­ния дав­но ана­ли­ти­че­ски по­зна­ны на осно­ве рас­су­доч­но­го, син­кре­ти­че­ско­го под­хо­да. На­зре­ла не­об­хо­ди­мость пе­рей­ти к син­те­ти­че­ско­му и тем бо­лее сис­те­мно­му их по­ни­манию.

Сознание ┌──────────────┼───────────────┐ ми­фы ® ма­гия (мистика) ® наука.

Пре­жде всего, сле­ду­ет вы­де­лить три ис­то­ри­че­ские фор­мы идеологии и соответственно со­зна­ния людей:

Ми­фы — ис­то­ри­че­ски ис­ход­ная фор­ма иде­оло­гии. Она воз­ни­кла сти­хий­но на осно­ве па­мя­ти лю­дей о про­шлом. Ми­фо­ло­гия мно­го­об­ра­зна и тре­бу­ет спе­ци­аль­но­го ис­сле­до­ва­ния, осо­бен­но современ­ных её форм — былин, ска­зок, саг и т. п. Ми­фо­ло­гия — осно­ва жи­тейс­ко­го, обы­ден­но­го со­зна­ния, яв­ля­юще­го­ся идеологическим обес­пе­че­ни­ем про­стых форм жизни.

Магия ┌─────┴─────┐ су­еве­рие ® мис­ти­ка ве­ры ┌───────┴──────┐ идо­лы ® бо­ги (ре­лигия)

Ма­гия воз­ни­ка­ет на осно­ве ми­фов. Она со­де­ржит эле­мен­ты ир­раци­она­ль­но­го ви­де­ния об­щес­твен­но­го бы­тия, на­чи­ная с при­ми­тив­ных су­еве­рий и кон­чая «на­уч­но» обо­сно­ван­ной астро­ло­ги­ей. Та­кая фор­ма иде­оло­гии про­яв­ля­ет­ся в раз­лич­но­го ро­да мис­ти­че­ских ве­ро­ва­ни­ях и в ре­ли­ги­оз­ном по­ни­ма­нии дейс­тви­те­ль­ности.

Ре­ли­гия воз­ни­кла на осно­ве ма­гии, мис­ти­ки и ста­ла их пре­вра­щен­ной фор­мой. Она да­ёт це­ло­ст­ный, хо­тя и из­вра­щен­ный об­раз ми­ра и жизни об­щес­тва, стро­ит­ся на раз­лич­ных по­ляр­но­стях: «мир лю­дей» — «мир иной» и т.п. В ней пред­став­ле­ния пре­вра­ще­ны в дог­мы, су­ще­ству­ющие не­за­ви­си­мо и до ре­аль­но­го ми­ра, влас­тву­ющие над ним. Осно­вой ре­ли­гии яв­ля­ет­ся пе­ре­нос на не­из­ве­ст­ные объ­ек­ты об­ра­зов из­ве­ст­но­го. Со­хра­не­ние это­го об­щес­твен­но­го со­зна­ния про­ис­хо­дит на осно­ве ве­ры в про­шлые идеи, ко­то­рые дог­ма­ти­зи­ро­ва­ны, ка­но­ни­зи­ро­ва­ны и пе­реда­ют­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. Лю­ди со­зда­ют фан­та­сти­че­ские об­ра­зы об­щес­твен­но­го раз­ви­тия в ка­че­стве ре­ли­ги­оз­ных образцов для подража­ния, т. е. нор­м иде­аль­но­го об­щес­твен­но­го устройс­тва. Ре­ли­гия пре­вра­ща­ет не­по­знан­ное в сверхъестественное и обо­со­бля­ет его от ес­те­ствен­но­го, на осно­ве ко­то­ро­го стре­мит­ся пе­ре­устро­ить ес­те­ствен­ное — са­му жизнь лю­дей. Идея бо­га слу­жит ре­ли­ги­оз­ным лю­дям средс­твом пе­ре­строй­ки об­щес­твен­ной жизни.


Осо­зна­ние религиозной фор­мы иде­оло­гии и её ро­ли в об­щес­твен­ном ми­ре предполагает изу­че­ние основ­ных её форм. Сис­те­мати­ка форм ре­ли­гий од­но­знач­но по­ка­зы­ва­ет при­ме­ни­мость диа­лек­ти­че­ско­го мыш­ле­ния к по­зна­нию и дан­но­го объ­ек­та. В то же вре­мя она должна быть ре­зу­ль­та­том спе­ци­аль­ных ис­сле­до­ваний.

Ми­фо­ло­ги­че­ские и ре­ли­ги­оз­ные фор­мы со­зна­ния ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в со­вре­мен­ном ми­ре. В то же вре­мя дав­но уже до­ми­ни­ру­ющей фор­мой со­зна­ния ста­ло на­уч­ное, ба­зи­ру­юще­еся на ра­зу­ме лю­дей. Разум, несомненно, пред­по­ла­га­ет сти­хий­но воз­ни­ка­ющую спо­соб­ность здра­во­го рас­суд­ка, как и со­хра­не­ние по­след­не­го в на­сто­ящее вре­мя. В то же вре­мя ра­зу­мность яв­ля­ет­ся бо­лее сложной фор­мой отображения ми­ра лю­дьми.

***

Умс­тво­ва­ние, со­зер­ца­ние, со­об­ра­же­ние, рас­су­жде­ние, ра­зу­ме­ние пред­став­ля­ют раз­лич­ные уров­ни ото­браже­ния ми­ра лю­дь­ми. Эти спо­соб­но­сти лю­дей воз­ни­ка­ют на осно­ве собс­твен­но­го опы­та в про­цес­се сти­хий­но­го пе­ре­ня­тия об­щес­твен­но­го со­зна­ния. Эти фор­мы от­раже­ния ми­ра в це­лом яв­ля­ют­ся ин­ту­итив­ны­ми. Ин­ту­иция воз­ни­ка­ет и вне спе­ци­аль­ных сис­тем обу­че­ния. Осо­бое зна­че­ние для её фор­ми­ро­ва­ния име­ют прак­ти­че­ские дейс­твия, де­яте­ль­ность, труд. «... По­да­вляющую часть ин­фор­ма­ции о се­бе мир со­об­ща­ет нам... че­рез кисть ру­ки» [65], т. е. по­средс­твом прак­ти­че­ских дейс­твий ру­ками.

Раз­ви­тие ин­ту­иции пред­став­ля­ет пер­во­на­ча­ль­но про­стое пе­ре­ня­тие опы­та об­щес­твен­ной жиз­ни, а за­тем ста­но­вит­ся следс­тви­ем раз­ви­тия ин­тел­лек­та. Ин­ту­ицию не­ль­зя не­по­средс­твен­но раз­ви­вать. Она есть следствие сти­хий­но­го пе­ре­ня­тия опыта и раз­ви­тия интеллекта. Обучая жиз­ни, в том чис­ле раз­ви­вая ин­теллект, по­вы­ша­ют тем са­мым и ин­ту­ицию.

Ин­ту­ити­вное су­ще­ству­ет по­средс­твом подсознательных дейс­твий с иде­ями, об­ра­за­ми, мне­ни­ями, по­ня­ти­ями. Оно от­кры­ва­ет воз­мож­ность пред­вос­хи­щать, пред­ска­зы­вать бу­ду­щее и тем са­мым по­вы­шать успеш­ность де­яте­ль­но­сти. Пыт­ли­вость — осно­ва раз­ви­тия ин­ту­иции. Ин­ту­иция есть бо­лее раз­ви­тая обоб­щён­ная фор­ма отражения ми­ра по срав­не­нию с инс­тинктом. Её по­яв­ле­ние ста­ло осно­вой жизни выс­ших животных и лю­дей. В то же вре­мя ин­ту­иция не есть выс­шая фор­ма отображения ми­ра лю­дь­ми. Выс­шей фор­мой ото­браже­ния ми­ра лю­дь­ми яв­ля­ет­ся сознание и его ядро - интеллект как со­зна­те­ль­ное, де­тер­ми­ни­ро­ван­ное, алго­ри­тми­зи­ро­ван­ное от­раже­ние ми­ра. Фор­мы сознания и ин­тел­лек­та мно­го­об­ра­зны. Они воз­ни­ка­ют у че­ло­ве­ка на осно­ве обу­че­ния, у ко­то­ро­го «нет царс­ких пу­тей» — каж­дый собс­твен­ны­ми уси­ли­ями дол­жен «за­пла­тить» за при­об­ре­те­ние этой спо­соб­ности.


Ин­ту­итив­ные фор­мы отражения ми­ра лю­дь­ми обес­пе­чи­ва­ют ста­но­вле­ние об­щес­тва. Они яв­ля­ют­ся ба­зо­вы­ми и в со­вре­мен­ном об­щес­тве. Для бо­ль­шинс­тва лю­дей ин­ту­иция - по­ка еще выс­ший уро­вень ин­ди­ви­ду­аль­но­го ста­но­вле­ния. Не сле­ду­ет быть ни­ги­ли­стом в оцен­ке это­го уров­ня от­раже­ния ми­ра лю­дь­ми, но сле­ду­ет осо­знать тот факт, что уже дав­но об­щес­тво раз­ви­ва­ет­ся на осно­ве ин­тел­лек­та. Ин­тел­лект от­кры­ва­ет про­стор для со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го про­грес­са об­щес­тва. За­ко­ном об­щес­твен­но­го раз­ви­тия яв­ля­ет­ся воз­рас­та­ние чис­ла лю­дей, до­стиг­ших уров­ня ин­тел­лек­ту­аль­но­го от­ра­же­ния ми­ра во­об­ще и бо­лее раз­ви­тых форм по­след­не­го. В на­сто­ящее вре­мя су­ще­ству­ет по­треб­ность в ин­тел­лек­ту­аль­ной ре­во­люции как важ­ней­шем фак­то­ре рос­та эру­ди­ции и ста­но­вле­ния идей­ности.

Сознание

┌──────┼──────┐

эру­диция ® интеллект® идей­ность

Эру­ди­ция - ис­ход­ный эле­мент ума. Она воз­ни­ка­ет на осно­ве рас­суд­ка, ра­зу­ма и пред­став­ля­ет ши­ро­ту на­коп­лен­но­го опы­та жиз­ни, зна­ний дейс­тви­те­ль­но­сти. Сти­хий­ный рост эру­ди­ции име­ет опре­де­лён­ные пре­де­лы вос­при­ятия све­де­ний, ин­фор­ма­ции о дейс­тви­те­ль­но­сти. За­бы­ва­емость - глав­ный враг эру­ди­ции, ко­то­рый удер­жи­ва­ет её на опре­де­лён­ном пре­де­ле. Ши­ро­та эру­ди­ции еще не сви­де­те­льс­тву­ет об ис­тин­но­сти, адек­ват­но­сти ото­бра­же­ния ми­ра, о спо­соб­но­сти про­ни­кать в суть яв­ле­ний: «мно­го­зна­ние уму не на­уча­ет». Эру­ди­ция нуж­да­ет­ся в раз­ви­тии ин­тел­лек­та — спо­соб­но­сти со­зна­те­ль­но об­ра­ба­ты­вать по­сту­па­ющую ин­фор­ма­цию о действительности. Интеллект воз­ни­ка­ет на осно­ве эру­ди­ции и ста­но­вит­ся средс­твом её роста. Чем вы­ше ин­тел­лект, тем бо­ль­ше эру­ди­ция, а по­это­му, в свою оче­редь, эру­ди­ция ока­зы­ва­ет­ся все­го лишь средс­твом для раз­ви­тия ин­тел­лек­та, предс­та­вляя бо­лее мощ­ную си­лу, фак­тор жиз­ни лю­дей. Пред­шес­твен­ни­ком ин­тел­лек­та яв­ля­ет­ся рас­су­док, разум. Он су­ще­ству­ет в раз­лич­ных фор­мах. (Прил., рис. 31). В то же вре­мя эру­ди­ция и ин­тел­лект — все­го лишь ис­ход­ные мо­мен­ты для идей­но­сти, средс­тва ее до­стиже­ния. Они не до­ста­точ­ны са­ми по се­бе для идей­но­го вос­пи­та­ния под­ра­ста­юще­го по­ко­ле­ния и не всегда ве­дут к ней. Идей­ность ха­рак­тер­изуется вы­со­ким уров­нем эру­ди­ции и интеллек­та, ори­ен­ти­ро­ван­ным на бла­го на­ро­да, спо­соб­ностью со­зда­вать пред­по­сыл­ки для про­грес­си­вно­го раз­ви­тия об­щества. Идей­ные лю­ди обыч­но опе­режа­ют об­щес­тво и ста­но­вят­ся его ма­яками, образцами для под­ра­жа­ния, оли­це­тво­ря­ют гу­ма­низм как глав­ную тен­ден­цию об­щес­твен­но­го про­гресса.


Интуитивное сознание растет в меру опыта жизни. В связи с этим люди существенно различаются своей мудростью, рассудительностью, разумностью. Одним из обобщающих названий этого уровня людей является здравомыслие. Здравомыслие состоит в соответствии рассуждений определенным правилам. Эти правила стали элементами логики, а поэтому здравомыслие представляет собой интуитивное, подсознательное использование всех главных приемов логики. Как ни парадоксально это звучит, но здравомыслящие люди, никогда не изучавшие логики, мыслят логически. Они применяют все главные приемы логики - энтимемы, эпихейремы, сориты, суждения, умозаключения, конъюнкции, дизъюнкции и т.п. Все это не отрицает необходимости изучения логики, даже современным (весьма непродуктивным) образом. Более того жизнь усложнилась таким образом, что здравомыслия не достаточно даже в стенах родного дома. Этот факт осознан уже в древней Греции, и тогда же были поставлены главные проблемы по развитию интеллекта людей. Разработанная для этого логика весьма полезна, но недостаточна. Она не стала нормой сознательного ее применения.

Проблема понимания

Что такое «способность понимания»? [129, Т. 4, с. 300]. Эту проблему анализировал Д. Локк, включив термин «понимание» (understanding) в название главного своего труда, не корректно переведенный как «разумения» [см. 91].

Решить эту проблему надо стандартным образом - построить сорит категории «понимания». Тем самым следует осмыслить ступени сознательного восприятия объекта или совершенства знания по Канту [64,Т.8,с.318].

Ступени отражения (восприятия) объекта

И. Кант выделил семь ступеней познания мира [там же, с 321]. Ценность такого подхода несомненна. Ее надо использовать при развитии своей способности мышления. И не следует придираться к трактовке им самих ступеней. За два века произошли изменения в их понимании. У него фактически имеется и то решение, которое следует признать адекватным нашим потребностям. В частности, суть понимания на основе соотнесения ясности, точности и т.д.

Сознание людей является главным фактором их жизни. Оно не одинаково у людей и зависит от овладения наукой и лежащим в ее основе познанием, прежде всего интеллектом.

 


Интеллект ® познание ® наука ® сознание

Общественное сознание остается совокупностью противоборствующих подходов или форм общественного сознания (идеологий) - научного, магического, мистического, теологического, искусства, здравомыслия, мифологии и т.д. Пока нет системной их трактовки. Из них считаем наиболее плодотворным науку как основу сознания, которое определяет прогресс общества.

Наука ┌──────┼──────┐ знания® учения® теории

Степень развития научного сознания и плодотворности обучения ему определяется уровнем развития науки. В связи с этим и надо осознать три уровня науки или научного восприятия действительности с тем, чтобы на этой основе освоить высшую форму научного понимания действительности.

Наука возникла как знания по обеспечению жизни. Ее следует вести от умений по изготовлению первых каменных орудий 2.5 млн. лет назад. Качественный скачок произошел 40 тыс. лет назад. По крайней мере в древнем Египте 5 тыс. лет до новой эры уже появилась особая форма профессий. Качественный ее скачок произошел в античности 2500 лет назад - началось становление учений (доктрин) как второй формы науки. Учения были призваны интегрировать накопленные знания. И тогда возникло научное осознание этой проблемы - суть науки как мудрости, ее интеллектуального основания и т.п. Сама наука - натурфилософия приобрела важное значение в жизни общества, в воспитании подрастающих поколений. В средние века обострилась проблема научного понимания действительности и началась попытка реализации того, чего не дали учения - формирования такой науки, которая могла бы быть единой идеологией общества. Рационализм попытался перейти к третьей форме науке - теории. Эта проблема не осуществлена в целом для всех наук, хотя многие из них находятся на разных стадиях этого движения.

Мудрость проявляется посредством науки [90,с.301]. Именно наука позволяет 17-летним перенять мудрость 70-летних.

Главные признаки форм научного сознания:

Познание

┌─────────┼─────────────┐

Представление®постижение®понимание

знания учения теория

эмпиризм рациональное интеллектуализм

чувства эрудиция интеллект

описание объяснение обоснование

точность ясность понятность

слова термины категории

образы мнения понятия

факты(эффекты) явления ноумены

разумение рассуждения мышление

гносеология методология технологии

единичное общее всеобщее

ум менталитет интеллект

А. Представление

Знания возникли в седой древности не как индивидуальные, а как сугубо общественные явления: их не изобретал каждый индивид обособленно, а перенимал от других не обязательно на основе речи, а подражанием и т.п. Их основой были чувства. Их критерием была точность отражения чувствами условий жизни, в том числе очевидность. Апробированные сведения осознавали в качестве фактов. Они были доводами и для убеждения людей в истинности их результатов. Для этого демонстрировали, иллюстрировали те или иные результаты воздействия предметов на чувства. Усваивали все это в качестве принципов и соответственно научали принципам жизни. На этой основе возникла натурфилософия - мудрость жизни. Этот способ научного познания является не только исходным, но и базовым и останется таковым всегда. На его основе общество создает статистику как науку по специальному отображению многих аспектов действительности.

Ограниченность чувств как источника знаний привела к возникновению более развитой формы науки. Даже животные инстинктивно трансформируются так, чтобы обманывать чувства других животных. В частности это имеет место в качестве феномена мимикрии. У людей это приобретает большее значение, в том числе на этом построены различного рода фокусы, иллюзии и т.п.

Чувственное восприятие ведет к осмыслению существования определенного явления на основе дихотомии «эффект (явление) - сущность». Явление - неопределенное восприятие объекта, когда не ясно с чем имеем дело. Образ объекта достаточно сформирован, но не ясен по многим направлениям.

восприятие (Локк)

┌───────┴──────┐

чувственное (внешнее) ® рефлексивное (внутреннее)

Здравомыслие (охватывает и представление и постижение) базируется на чувственном восприятии действительности. В чистом виде здравомыслящий субъект не подвержен иррациональному влиянию мистики и т.п. Гегель специально анализировал здравомыслие [34,Т.IV,с.304]. Конечно, такие люди в той или иной мере подвержены суевериям, магиям, мистике и т.п. Но все это не определяет их жизнь.

Чувствадают знания. Однако чувственные знания ограничены личным опытом. Они точны, очевидны, достоверны. Но в таком случае возникает эффект описания слона (индийская притча) многими слепыми в зависимости от того, что они конкретно ощупывают у него.

Точность возникает на основе чувственного восприятия объекта - смотрения, ощущения, и т.п. Имеется в виду личное восприятие субъектом объекта. Но современная практика базируется не на индивидуальном, а на общественном опыте чувственного восприятия действительности. При этом зло обманывает о результатах своего восприятия действительности. Оно лжет и полагается на веру тех, кому оно передает свою информацию об этом. Особенно четко это проявляется в настоящее время. Реклама, пропаганда и т.п. вбивают в голову людям ложные сведения, и на их основе они заблуждаются при оценке явлений.

Созерцания - наблюдения - факты - опыт - практика

Иллюзии - ошибочные чувства при восприятии объектов. Мимикрия, маскировка, камуфляж и т.п. - средство обмануть чувственное восприятие объекта.

Факты - результат эмпирического чувственного познания.

Б. Постижение

Здравомыслящие люди способны непосредственно постигать истины без обоснования с помощью доказательства, без предварительного логического рассуждения.

Постижение происходит на основе сопоставления образов с памятью, отражающей накопленный опыт и полученные от других сведения. Человеку ясно все то, что соответствует прошлому опыту. Точное не обязательно ясно, а ясное не обязательно понятно и точно.

Надо понять выражения:

1. Точно, но не ясно («перелом вида ложечки в стакане чая»)

2. Ясно, но не понятно

На основе представления и постижения происходит общение людей. Возможны разные его формы. В армии выражения «так точно», «ясно». «Что солдату ясно, дураку красно».

Ясность мысли возникает обычно на основе озарений. В результате возникают субъективные мнения, противоречивые и т.п.

Учения (доктрины) - вторая форма науки. Недостаточность отдельных фактов как основания их оценки и т.п. породили проблему их обобщения. И это реализуется с помощью учений. Учения обычно авторские, субъективные. В них много расхождений, домыслов, поверий. На их основе возникает эрудиция.

В жизни невозможно все лично чувствовать, а поэтому люди воспринимают сведения о чувствовании мира другими явлений. При этом происходит отрыв чувствований от каждого субъекта. И на этой почве возникает множество искажений, заблуждений, обмана.

Учения передаются на основе веры и этому служит ясность их изложения, а также различного рода аргументы, которые порождают уверенность, убежденность в истинности сведений. Все это называют методом постижения действительности.

На основе учений формируется здравомыслие или обыденное сознание. Оно плюралистично. На его основе возникает метафизика как форма философии, пытающаяся интегрировать все учения в единое целое отысканием общего инварианта у них. Соображение - способ функционирования учений. Ясность ума, речи и т.п. зависит от накопленной памяти как основы оценки новых сведений. Образование - название такого способа воспитания.

В. Понимание

«... Понимание состоит... в том, чтобы постигать специфическую логику специфического предмета» [102,Т.1,с.325]

Понятность есть результат понимания, которое возникает только тогда, когда общество сформулировало понятие.

понятие® понимание ® понятность

Исходным понятности является понятие, которое возникает в результате разработки теоретической науки, элементом которой является понятие.

Теория - высшая форма науки. Она возникает на основе специального обучения с помощью алгоритмов обработки сведений. Понятность - критерий восприятия сведений, известных данных и способа их обработки. Доказательство - процесс построения, изложения сведений в качестве единого целого. Основание теории - интеллект или технология мышления. Метанаука - адекватное философское основание науки.

Утверждение - аргументация - доказательство

Утверждение голословно - субъект просто приводит определенные доводы. Он произносит слова, даже невразумительные, и исходит из того, что все это разумно и подтверждает его подход. Он может клясться при этом, просить, молить, угрожать, воздействовать на чувства и подсознание оппонента. Он может приводить доводы типа «в огороде бузина, а в Киеве дядька».

Аргументация предполагает приведение фактов, иллюстрирующих идеи, их демонстрацию. И его аргументы должны относиться к делу, восприниматься оппонентами. Все это не доказательство само по себе.

Доказательство требует использования строго определенной процедуры аргументирования или методы, системного приведения фактов и доводов, методов по типу того как доказывают в математике. Это должны быть алгоритмы приемов, в результате которых воспринимают истину. Такое наблюдается при умножении чисел: исходные числа определенны, процедура строго детерминирована и человек не спорит о результатах, даже если он ошибся и ему на его ошибку указали.

Соответственно это проявляется в различных формах устного и письменного изложения:

Изложение

┌───────┼───────┐

Толкование ® трактовка ® интерпретация

Чувственное восприятие является основанием толкования объекта. Духовная ясность - основа для трактовки, а интеллектуальное понимание дает возможность интерпретации.

Описание ® объяснение® обоснование

Описание - синкретическое изложение результатов чувственного восприятия мира. В нем точно отражена определенная действительность. Этого не достаточно для адекватного обеспечения жизни общества. Мимикрией, иллюзиями, хитростью и т.п. обманывают чувства. (Фокус - один или два шарика при восприятии их перекрещенными пальцами рук).

Объяснение - синтетическое осознание чувственного восприятия.Объяснить (уяснить себе, выяснить) - сделать ясной, доступной идею. Ясность зависит от объема памяти человека. Ясно то, что соответствует прежнему опыту, хранящемуся в памяти человека. Основание ясности - эрудиция, память.

Основание понимания - технология мышления. В таком случае надо создать системное объяснение объекта на основе всех известных доводов, фактов, аргументов и т.п.

Истина

┌──────┼─────┐

точность ® ясность ® понятность

Точность (четкость) - результат чувственного осмысления, узнавания объектов. Проверка практикой превращает субъективное мнение в факт (практически апробированное знание). Это очевидные в широком смысле слова знания, т.е. не только факты зрения, но и обоняния и др.

Ясность - результат восприятия на уровне учений при «ясном сознании» людей со здравым рассудком. При передаче сведений происходит объяснение (выяснение, уяснение и т.п.) объектов на основе всех возможных сведений о нем. Основанием этому служит память, накопленная как личный опыт.

Понятность - результат становления теории объекта в соответствии с определенной технологией как системой (алгоритма) действий (правил, приемов и т.п.). Эта технологияобосновывает изложение свойств объекта.

Теория - результат интеллектуального познания. Она проявляет растущий элемент объективного знания, апробированного практикой и сохраняющегося во времени. Она возникает в меру развития оснований - приемов познания, составляющих ее гносеологию, методологию, технологию.

Познание ┌──────────┼───────────┐ Гносеология®методология®технология

Слово «гносеология» использовали для названия процесса познания. Со средневековья (Логика Пор - Рояля) стали вводить термин методология в этом значении. Методология остается метафорой - неопределенным, непрагматичным понятием. Опыт проявляет бессмысленность спора представителей методологии по данному вопросу. Истинные мнения не способны с помощью методологии побороть представителей зла. Оставим последним их методологию и перейдем к технологии познания, прежде всего к технологии интеллектуального труда (ТИТ).

Оставим любителям мудрости рассуждать о содержании понятия гносеология и методология. Возьмем то, что надо нам - технологию как строго детерминированный умственный процесс. ТИТ не отрицает менее развитых форм познания.

Гносеология

┌───────┴──────┐

чувственного ® методология умозрительного

постижения

┌───────┴──────┐

объяснения ® обоснованное технологией

понимание

Суть концепций гносеологии, методологии, технологии - мышление. В связи с этим и возникает проблема мышления, начиная с определения его сути.

Следует признать заблуждением всеобщее убеждение в том, что все люди мыслят, а элита общества является интеллектуалами, теоретиками. Для оправдания этой концепции придумали существование особого мышления у людей каждой профессии - у экономистов, политиков и т.п.

Мышление - атрибут человека [33,Т.3,с.99]. Но все ли люди мыслят? Нет! Мышление - идеализированная, детерминированная, дискурсивная (не так как течет вода из крана, а как сыпется горох из ведра), операциональная, формализованная, символизированная (в определенных случаях) процедура понимания.

 

В целом, резюмируя отметим следующие мысли:

1. Наука - элемент, фактор жизни, «вплетена» в жизнь так, что без нее не возможна современная жизнь. Это понимал мой отец - шахтер, а современные академики от науки нет.

2. Наука составляет ядро жизни народа и обеспечивает общественный прогресс.

3. Нужен качественный скачок в развитии науки как основание роста благосостояния народа.

4. Сама по себе наука не развивается, ее развивают люди.

5. Нужны исследования науки для обеспечения ее качественного скачка.

6. Метанаука как современная форма философии - условие ее современного прогресса

7. В связи с этим следует использовать философию как накопленный багаж идей о науке, в том числе заблуждений по этому вопросу.

8. Превращение всего этого в инструмент воспитания - ТИТ, ТДМ.

9. Главная тенденция развития философии - ее превращение в

науку о науке, в теорию интеллекта.

 

В. ИНТЕЛЛЕКТ

Со­тво­ри себя.

Определи се­бя сам.

И. Кант.

Сознание, наука, познание, интеллект - аспекты одного и того же. Конкретнее следует уразуметь их основание - интеллект. Для этого можно выделить такую структуру сознания.

Сознание ┌────┴────┐ воля ® ум ┌───────┴──────┐ нравы ®менталитет ┌─────┴────┐ эрудиция ® интеллект

Разумение - начальная форма интеллекта. Это специфика людей, но не все люди разумны, о чем писал уже Аристотель [см 9,Т.1,с.376] Патологичные люди не разумны. Рассудительность возникает стихийно, интуитивно и проявляется как опыт индивида, здравомыслие. Оно разных уровней. Мышление - высшая форма интеллекта и существует на основе специального обучения по типу математического. Главная с древности проблема - логика и диалектика не достаточны для развития умения сознательно логически и диалектически мыслить.







Date: 2016-11-17; view: 290; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.035 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию