Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РАЗУМЕНИЕ. Здравый смысл. 1 page
Сознание есть специфически человеческая форма соображения, рассудка. Оно есть знание о мире, о себе, об обществе. Сознание имеется у всех нормальных людей. Оно не развито у новорождённых, его нет у некоторых больных людей, при потере сознания, во сне и т. п. Сознание не существует без генетически предшествующих форм отражения мира людьми. Оно не отрицает их, а надстраивается над ними и сложным образом с ними взаимодействует. Менее развитые формы отражения мира являются его основанием. «Сознание, следовательно, с самого начала есть общественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют люди» [102,Т.3,с.29]. Сознание многообразно развивается по мере становления личности, хотя и различается в той или иной мере у современников. «... В мысли состоит именно отличие человека от животного» [34,с.12]. Исторически сознание возникает на основе качественного развития сигнальных систем общения животных. Люди же используют не только простые, всеобщие формы сигнальных систем, но и развивают свою специфически общественную сигнальную систему [Прил., рис. 29]. Развитие сознания возможно на основе овладения родным языком. Вне этого не возможно развить свой интеллект.
Общественное сознание выступает совокупностью сосуществующих идеологий, а индивидуальное сознание людей возникает на основе некоторых из них. Разум возникает и существует в меру восприятия людьми идеологии. Поскольку сосуществует множество форм идеологий, то возникают различия в мировоззрении и поведении людей. Мир духа, сознания давно аналитически познаны на основе рассудочного, синкретического подхода. Назрела необходимость перейти к синтетическому и тем более системному их пониманию.
Прежде всего, следует выделить три исторические формы идеологии и соответственно сознания людей: Мифы — исторически исходная форма идеологии. Она возникла стихийно на основе памяти людей о прошлом. Мифология многообразна и требует специального исследования, особенно современных её форм — былин, сказок, саг и т. п. Мифология — основа житейского, обыденного сознания, являющегося идеологическим обеспечением простых форм жизни.
Магия возникает на основе мифов. Она содержит элементы иррационального видения общественного бытия, начиная с примитивных суеверий и кончая «научно» обоснованной астрологией. Такая форма идеологии проявляется в различного рода мистических верованиях и в религиозном понимании действительности. Религия возникла на основе магии, мистики и стала их превращенной формой. Она даёт целостный, хотя и извращенный образ мира и жизни общества, строится на различных полярностях: «мир людей» — «мир иной» и т.п. В ней представления превращены в догмы, существующие независимо и до реального мира, властвующие над ним. Основой религии является перенос на неизвестные объекты образов известного. Сохранение этого общественного сознания происходит на основе веры в прошлые идеи, которые догматизированы, канонизированы и передаются из поколения в поколение. Люди создают фантастические образы общественного развития в качестве религиозных образцов для подражания, т. е. норм идеального общественного устройства. Религия превращает непознанное в сверхъестественное и обособляет его от естественного, на основе которого стремится переустроить естественное — саму жизнь людей. Идея бога служит религиозным людям средством перестройки общественной жизни. Осознание религиозной формы идеологии и её роли в общественном мире предполагает изучение основных её форм. Систематика форм религий однозначно показывает применимость диалектического мышления к познанию и данного объекта. В то же время она должна быть результатом специальных исследований. Мифологические и религиозные формы сознания широко распространены в современном мире. В то же время давно уже доминирующей формой сознания стало научное, базирующееся на разуме людей. Разум, несомненно, предполагает стихийно возникающую способность здравого рассудка, как и сохранение последнего в настоящее время. В то же время разумность является более сложной формой отображения мира людьми. *** Умствование, созерцание, соображение, рассуждение, разумение представляют различные уровни отображения мира людьми. Эти способности людей возникают на основе собственного опыта в процессе стихийного перенятия общественного сознания. Эти формы отражения мира в целом являются интуитивными. Интуиция возникает и вне специальных систем обучения. Особое значение для её формирования имеют практические действия, деятельность, труд. «... Подавляющую часть информации о себе мир сообщает нам... через кисть руки» [65], т. е. посредством практических действий руками. Развитие интуиции представляет первоначально простое перенятие опыта общественной жизни, а затем становится следствием развития интеллекта. Интуицию нельзя непосредственно развивать. Она есть следствие стихийного перенятия опыта и развития интеллекта. Обучая жизни, в том числе развивая интеллект, повышают тем самым и интуицию. Интуитивное существует посредством подсознательных действий с идеями, образами, мнениями, понятиями. Оно открывает возможность предвосхищать, предсказывать будущее и тем самым повышать успешность деятельности. Пытливость — основа развития интуиции. Интуиция есть более развитая обобщённая форма отражения мира по сравнению с инстинктом. Её появление стало основой жизни высших животных и людей. В то же время интуиция не есть высшая форма отображения мира людьми. Высшей формой отображения мира людьми является сознание и его ядро - интеллект как сознательное, детерминированное, алгоритмизированное отражение мира. Формы сознания и интеллекта многообразны. Они возникают у человека на основе обучения, у которого «нет царских путей» — каждый собственными усилиями должен «заплатить» за приобретение этой способности. Интуитивные формы отражения мира людьми обеспечивают становление общества. Они являются базовыми и в современном обществе. Для большинства людей интуиция - пока еще высший уровень индивидуального становления. Не следует быть нигилистом в оценке этого уровня отражения мира людьми, но следует осознать тот факт, что уже давно общество развивается на основе интеллекта. Интеллект открывает простор для социально-экономического прогресса общества. Законом общественного развития является возрастание числа людей, достигших уровня интеллектуального отражения мира вообще и более развитых форм последнего. В настоящее время существует потребность в интеллектуальной революции как важнейшем факторе роста эрудиции и становления идейности. Сознание ┌──────┼──────┐ эрудиция ® интеллект® идейность Эрудиция - исходный элемент ума. Она возникает на основе рассудка, разума и представляет широту накопленного опыта жизни, знаний действительности. Стихийный рост эрудиции имеет определённые пределы восприятия сведений, информации о действительности. Забываемость - главный враг эрудиции, который удерживает её на определённом пределе. Широта эрудиции еще не свидетельствует об истинности, адекватности отображения мира, о способности проникать в суть явлений: «многознание уму не научает». Эрудиция нуждается в развитии интеллекта — способности сознательно обрабатывать поступающую информацию о действительности. Интеллект возникает на основе эрудиции и становится средством её роста. Чем выше интеллект, тем больше эрудиция, а поэтому, в свою очередь, эрудиция оказывается всего лишь средством для развития интеллекта, представляя более мощную силу, фактор жизни людей. Предшественником интеллекта является рассудок, разум. Он существует в различных формах. (Прил., рис. 31). В то же время эрудиция и интеллект — всего лишь исходные моменты для идейности, средства ее достижения. Они не достаточны сами по себе для идейного воспитания подрастающего поколения и не всегда ведут к ней. Идейность характеризуется высоким уровнем эрудиции и интеллекта, ориентированным на благо народа, способностью создавать предпосылки для прогрессивного развития общества. Идейные люди обычно опережают общество и становятся его маяками, образцами для подражания, олицетворяют гуманизм как главную тенденцию общественного прогресса. Интуитивное сознание растет в меру опыта жизни. В связи с этим люди существенно различаются своей мудростью, рассудительностью, разумностью. Одним из обобщающих названий этого уровня людей является здравомыслие. Здравомыслие состоит в соответствии рассуждений определенным правилам. Эти правила стали элементами логики, а поэтому здравомыслие представляет собой интуитивное, подсознательное использование всех главных приемов логики. Как ни парадоксально это звучит, но здравомыслящие люди, никогда не изучавшие логики, мыслят логически. Они применяют все главные приемы логики - энтимемы, эпихейремы, сориты, суждения, умозаключения, конъюнкции, дизъюнкции и т.п. Все это не отрицает необходимости изучения логики, даже современным (весьма непродуктивным) образом. Более того жизнь усложнилась таким образом, что здравомыслия не достаточно даже в стенах родного дома. Этот факт осознан уже в древней Греции, и тогда же были поставлены главные проблемы по развитию интеллекта людей. Разработанная для этого логика весьма полезна, но недостаточна. Она не стала нормой сознательного ее применения. Проблема понимания Что такое «способность понимания»? [129, Т. 4, с. 300]. Эту проблему анализировал Д. Локк, включив термин «понимание» (understanding) в название главного своего труда, не корректно переведенный как «разумения» [см. 91]. Решить эту проблему надо стандартным образом - построить сорит категории «понимания». Тем самым следует осмыслить ступени сознательного восприятия объекта или совершенства знания по Канту [64,Т.8,с.318]. Ступени отражения (восприятия) объекта И. Кант выделил семь ступеней познания мира [там же, с 321]. Ценность такого подхода несомненна. Ее надо использовать при развитии своей способности мышления. И не следует придираться к трактовке им самих ступеней. За два века произошли изменения в их понимании. У него фактически имеется и то решение, которое следует признать адекватным нашим потребностям. В частности, суть понимания на основе соотнесения ясности, точности и т.д. Сознание людей является главным фактором их жизни. Оно не одинаково у людей и зависит от овладения наукой и лежащим в ее основе познанием, прежде всего интеллектом.
Интеллект ® познание ® наука ® сознание Общественное сознание остается совокупностью противоборствующих подходов или форм общественного сознания (идеологий) - научного, магического, мистического, теологического, искусства, здравомыслия, мифологии и т.д. Пока нет системной их трактовки. Из них считаем наиболее плодотворным науку как основу сознания, которое определяет прогресс общества.
Степень развития научного сознания и плодотворности обучения ему определяется уровнем развития науки. В связи с этим и надо осознать три уровня науки или научного восприятия действительности с тем, чтобы на этой основе освоить высшую форму научного понимания действительности. Наука возникла как знания по обеспечению жизни. Ее следует вести от умений по изготовлению первых каменных орудий 2.5 млн. лет назад. Качественный скачок произошел 40 тыс. лет назад. По крайней мере в древнем Египте 5 тыс. лет до новой эры уже появилась особая форма профессий. Качественный ее скачок произошел в античности 2500 лет назад - началось становление учений (доктрин) как второй формы науки. Учения были призваны интегрировать накопленные знания. И тогда возникло научное осознание этой проблемы - суть науки как мудрости, ее интеллектуального основания и т.п. Сама наука - натурфилософия приобрела важное значение в жизни общества, в воспитании подрастающих поколений. В средние века обострилась проблема научного понимания действительности и началась попытка реализации того, чего не дали учения - формирования такой науки, которая могла бы быть единой идеологией общества. Рационализм попытался перейти к третьей форме науке - теории. Эта проблема не осуществлена в целом для всех наук, хотя многие из них находятся на разных стадиях этого движения. Мудрость проявляется посредством науки [90,с.301]. Именно наука позволяет 17-летним перенять мудрость 70-летних. Главные признаки форм научного сознания: Познание ┌─────────┼─────────────┐ Представление®постижение®понимание знания учения теория эмпиризм рациональное интеллектуализм чувства эрудиция интеллект описание объяснение обоснование точность ясность понятность слова термины категории образы мнения понятия факты(эффекты) явления ноумены разумение рассуждения мышление гносеология методология технологии единичное общее всеобщее ум менталитет интеллект А. Представление Знания возникли в седой древности не как индивидуальные, а как сугубо общественные явления: их не изобретал каждый индивид обособленно, а перенимал от других не обязательно на основе речи, а подражанием и т.п. Их основой были чувства. Их критерием была точность отражения чувствами условий жизни, в том числе очевидность. Апробированные сведения осознавали в качестве фактов. Они были доводами и для убеждения людей в истинности их результатов. Для этого демонстрировали, иллюстрировали те или иные результаты воздействия предметов на чувства. Усваивали все это в качестве принципов и соответственно научали принципам жизни. На этой основе возникла натурфилософия - мудрость жизни. Этот способ научного познания является не только исходным, но и базовым и останется таковым всегда. На его основе общество создает статистику как науку по специальному отображению многих аспектов действительности. Ограниченность чувств как источника знаний привела к возникновению более развитой формы науки. Даже животные инстинктивно трансформируются так, чтобы обманывать чувства других животных. В частности это имеет место в качестве феномена мимикрии. У людей это приобретает большее значение, в том числе на этом построены различного рода фокусы, иллюзии и т.п. Чувственное восприятие ведет к осмыслению существования определенного явления на основе дихотомии «эффект (явление) - сущность». Явление - неопределенное восприятие объекта, когда не ясно с чем имеем дело. Образ объекта достаточно сформирован, но не ясен по многим направлениям. восприятие (Локк) ┌───────┴──────┐ чувственное (внешнее) ® рефлексивное (внутреннее) Здравомыслие (охватывает и представление и постижение) базируется на чувственном восприятии действительности. В чистом виде здравомыслящий субъект не подвержен иррациональному влиянию мистики и т.п. Гегель специально анализировал здравомыслие [34,Т.IV,с.304]. Конечно, такие люди в той или иной мере подвержены суевериям, магиям, мистике и т.п. Но все это не определяет их жизнь. Чувствадают знания. Однако чувственные знания ограничены личным опытом. Они точны, очевидны, достоверны. Но в таком случае возникает эффект описания слона (индийская притча) многими слепыми в зависимости от того, что они конкретно ощупывают у него. Точность возникает на основе чувственного восприятия объекта - смотрения, ощущения, и т.п. Имеется в виду личное восприятие субъектом объекта. Но современная практика базируется не на индивидуальном, а на общественном опыте чувственного восприятия действительности. При этом зло обманывает о результатах своего восприятия действительности. Оно лжет и полагается на веру тех, кому оно передает свою информацию об этом. Особенно четко это проявляется в настоящее время. Реклама, пропаганда и т.п. вбивают в голову людям ложные сведения, и на их основе они заблуждаются при оценке явлений. Созерцания - наблюдения - факты - опыт - практика Иллюзии - ошибочные чувства при восприятии объектов. Мимикрия, маскировка, камуфляж и т.п. - средство обмануть чувственное восприятие объекта. Факты - результат эмпирического чувственного познания. Б. Постижение Здравомыслящие люди способны непосредственно постигать истины без обоснования с помощью доказательства, без предварительного логического рассуждения. Постижение происходит на основе сопоставления образов с памятью, отражающей накопленный опыт и полученные от других сведения. Человеку ясно все то, что соответствует прошлому опыту. Точное не обязательно ясно, а ясное не обязательно понятно и точно. Надо понять выражения: 1. Точно, но не ясно («перелом вида ложечки в стакане чая») 2. Ясно, но не понятно На основе представления и постижения происходит общение людей. Возможны разные его формы. В армии выражения «так точно», «ясно». «Что солдату ясно, дураку красно». Ясность мысли возникает обычно на основе озарений. В результате возникают субъективные мнения, противоречивые и т.п. Учения (доктрины) - вторая форма науки. Недостаточность отдельных фактов как основания их оценки и т.п. породили проблему их обобщения. И это реализуется с помощью учений. Учения обычно авторские, субъективные. В них много расхождений, домыслов, поверий. На их основе возникает эрудиция. В жизни невозможно все лично чувствовать, а поэтому люди воспринимают сведения о чувствовании мира другими явлений. При этом происходит отрыв чувствований от каждого субъекта. И на этой почве возникает множество искажений, заблуждений, обмана. Учения передаются на основе веры и этому служит ясность их изложения, а также различного рода аргументы, которые порождают уверенность, убежденность в истинности сведений. Все это называют методом постижения действительности. На основе учений формируется здравомыслие или обыденное сознание. Оно плюралистично. На его основе возникает метафизика как форма философии, пытающаяся интегрировать все учения в единое целое отысканием общего инварианта у них. Соображение - способ функционирования учений. Ясность ума, речи и т.п. зависит от накопленной памяти как основы оценки новых сведений. Образование - название такого способа воспитания. В. Понимание «... Понимание состоит... в том, чтобы постигать специфическую логику специфического предмета» [102,Т.1,с.325] Понятность есть результат понимания, которое возникает только тогда, когда общество сформулировало понятие. понятие® понимание ® понятность Исходным понятности является понятие, которое возникает в результате разработки теоретической науки, элементом которой является понятие. Теория - высшая форма науки. Она возникает на основе специального обучения с помощью алгоритмов обработки сведений. Понятность - критерий восприятия сведений, известных данных и способа их обработки. Доказательство - процесс построения, изложения сведений в качестве единого целого. Основание теории - интеллект или технология мышления. Метанаука - адекватное философское основание науки. Утверждение - аргументация - доказательство Утверждение голословно - субъект просто приводит определенные доводы. Он произносит слова, даже невразумительные, и исходит из того, что все это разумно и подтверждает его подход. Он может клясться при этом, просить, молить, угрожать, воздействовать на чувства и подсознание оппонента. Он может приводить доводы типа «в огороде бузина, а в Киеве дядька». Аргументация предполагает приведение фактов, иллюстрирующих идеи, их демонстрацию. И его аргументы должны относиться к делу, восприниматься оппонентами. Все это не доказательство само по себе. Доказательство требует использования строго определенной процедуры аргументирования или методы, системного приведения фактов и доводов, методов по типу того как доказывают в математике. Это должны быть алгоритмы приемов, в результате которых воспринимают истину. Такое наблюдается при умножении чисел: исходные числа определенны, процедура строго детерминирована и человек не спорит о результатах, даже если он ошибся и ему на его ошибку указали. Соответственно это проявляется в различных формах устного и письменного изложения: Изложение ┌───────┼───────┐ Толкование ® трактовка ® интерпретация Чувственное восприятие является основанием толкования объекта. Духовная ясность - основа для трактовки, а интеллектуальное понимание дает возможность интерпретации. Описание ® объяснение® обоснование Описание - синкретическое изложение результатов чувственного восприятия мира. В нем точно отражена определенная действительность. Этого не достаточно для адекватного обеспечения жизни общества. Мимикрией, иллюзиями, хитростью и т.п. обманывают чувства. (Фокус - один или два шарика при восприятии их перекрещенными пальцами рук). Объяснение - синтетическое осознание чувственного восприятия.Объяснить (уяснить себе, выяснить) - сделать ясной, доступной идею. Ясность зависит от объема памяти человека. Ясно то, что соответствует прежнему опыту, хранящемуся в памяти человека. Основание ясности - эрудиция, память. Основание понимания - технология мышления. В таком случае надо создать системное объяснение объекта на основе всех известных доводов, фактов, аргументов и т.п. Истина ┌──────┼─────┐ точность ® ясность ® понятность Точность (четкость) - результат чувственного осмысления, узнавания объектов. Проверка практикой превращает субъективное мнение в факт (практически апробированное знание). Это очевидные в широком смысле слова знания, т.е. не только факты зрения, но и обоняния и др. Ясность - результат восприятия на уровне учений при «ясном сознании» людей со здравым рассудком. При передаче сведений происходит объяснение (выяснение, уяснение и т.п.) объектов на основе всех возможных сведений о нем. Основанием этому служит память, накопленная как личный опыт. Понятность - результат становления теории объекта в соответствии с определенной технологией как системой (алгоритма) действий (правил, приемов и т.п.). Эта технологияобосновывает изложение свойств объекта. Теория - результат интеллектуального познания. Она проявляет растущий элемент объективного знания, апробированного практикой и сохраняющегося во времени. Она возникает в меру развития оснований - приемов познания, составляющих ее гносеологию, методологию, технологию.
Слово «гносеология» использовали для названия процесса познания. Со средневековья (Логика Пор - Рояля) стали вводить термин методология в этом значении. Методология остается метафорой - неопределенным, непрагматичным понятием. Опыт проявляет бессмысленность спора представителей методологии по данному вопросу. Истинные мнения не способны с помощью методологии побороть представителей зла. Оставим последним их методологию и перейдем к технологии познания, прежде всего к технологии интеллектуального труда (ТИТ). Оставим любителям мудрости рассуждать о содержании понятия гносеология и методология. Возьмем то, что надо нам - технологию как строго детерминированный умственный процесс. ТИТ не отрицает менее развитых форм познания. Гносеология ┌───────┴──────┐ чувственного ® методология умозрительного постижения ┌───────┴──────┐ объяснения ® обоснованное технологией понимание Суть концепций гносеологии, методологии, технологии - мышление. В связи с этим и возникает проблема мышления, начиная с определения его сути. Следует признать заблуждением всеобщее убеждение в том, что все люди мыслят, а элита общества является интеллектуалами, теоретиками. Для оправдания этой концепции придумали существование особого мышления у людей каждой профессии - у экономистов, политиков и т.п. Мышление - атрибут человека [33,Т.3,с.99]. Но все ли люди мыслят? Нет! Мышление - идеализированная, детерминированная, дискурсивная (не так как течет вода из крана, а как сыпется горох из ведра), операциональная, формализованная, символизированная (в определенных случаях) процедура понимания.
В целом, резюмируя отметим следующие мысли: 1. Наука - элемент, фактор жизни, «вплетена» в жизнь так, что без нее не возможна современная жизнь. Это понимал мой отец - шахтер, а современные академики от науки нет. 2. Наука составляет ядро жизни народа и обеспечивает общественный прогресс. 3. Нужен качественный скачок в развитии науки как основание роста благосостояния народа. 4. Сама по себе наука не развивается, ее развивают люди. 5. Нужны исследования науки для обеспечения ее качественного скачка. 6. Метанаука как современная форма философии - условие ее современного прогресса 7. В связи с этим следует использовать философию как накопленный багаж идей о науке, в том числе заблуждений по этому вопросу. 8. Превращение всего этого в инструмент воспитания - ТИТ, ТДМ. 9. Главная тенденция развития философии - ее превращение в науку о науке, в теорию интеллекта.
В. ИНТЕЛЛЕКТ Сотвори себя. Определи себя сам. И. Кант. Сознание, наука, познание, интеллект - аспекты одного и того же. Конкретнее следует уразуметь их основание - интеллект. Для этого можно выделить такую структуру сознания.
Разумение - начальная форма интеллекта. Это специфика людей, но не все люди разумны, о чем писал уже Аристотель [см 9,Т.1,с.376] Патологичные люди не разумны. Рассудительность возникает стихийно, интуитивно и проявляется как опыт индивида, здравомыслие. Оно разных уровней. Мышление - высшая форма интеллекта и существует на основе специального обучения по типу математического. Главная с древности проблема - логика и диалектика не достаточны для развития умения сознательно логически и диалектически мыслить. Date: 2016-11-17; view: 290; Нарушение авторских прав |