Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Барьеры и специфика затруднительного общения в образовательном процессе





Затруднение в общении - это субъектив.переживание Ч. состояния «сбоя» в реализации планируемой стратегии общения. Причины сбоя: личностное неприятие партнера/его действий, непонимание предмета, текста, изменения коммуникатив.ситуации/своего собственного психического состояния.

Положител.функции барьеров:

1) индикаторная (привлечение внимания учителя к проблеме средств и способов общения, если таковые не устраивают его учеников);

2) стимулирующая (мобилизующая учителя на преодоление затруднений и приобретение опыта).

Отрицат.функции:

1) сдерживающая (тормозят достижение положитительного результата);

2) деструктивная (приводят к остановке или распаду деятельности).

Классификация «барьеров» общения:

- в общей психологии выделяют: смысловые, эмоциональные, когнитивные и тактические.

- в рамках деятельност.подхода: мотивационные и операциональные.

В настоящее время распространена следующая типология:

- этносоциокультурные - связаны с особенностями этнического сознания.; (асимметрия статусов учителя и ученика – для всех видов барьеров)

- статусно-позиционно-ролевые - несут отпечаток сем.воспитания, отражают особенности ролев.статуса и статуса образоват.учреждения, региона, города;

- индивидуально-психололгические - отражают индивид.особенности учителя и учеников. Наибольшее влияние на продуктивность общения оказывают след.свойства личности общающихся: контактность, эмоц.устойчивость, импульсивность, экстравертированность локус контроля, недостаточность соц.перцепции и др.,

- возрастные - проявляются в негативных или настороженных реакциях учащихся, считающих, что к ним обращаются как-то не так (считают детьми). В высшей школе преподаватель может оказаться моложе своих студентов. В этом случае затруднения могут быть связаны с желанием педагога казаться старше, что выражается в подчеркнуто деловой манере общения, неадекватной ситуации строгой интонации, сложности языковых формулировок;

- деятельностные;

- межличностные.

Интроверты закрепляются в коллективе, экстраверты превращают диалог учителя и ученика в монолог.

Когнитивный стиль деятельности – специфика познавательной деятельности (особ-ти анализа и синтеза, семантическая память, стратегия выбора средств и способов действия, особенности принятия решений). Люди с низкой дифференциацией когнит. Структур предпочитают групповую деят-ть, более успешны в общении. Если диффер-я высокая – лучшее понимание другого человека.

Часто причина затруднения в общении – низкий уровень эмоц. регуляции, проявляющейся в неконтролируемой реакции партнёров друг на друга.

Пед. д-ть. затруднения, связанные с: 1. Развитием, содержанием, формами образоват-го процесса. (формализация урока) 2. Особенностями учителя как субъекта деят-ти обучения и воспитания. (неумение учитывать индивидуальность ребёнка) 3. С процессом общения (невысокое пед.мастерство, неумение или нежелание преодолевать трудности).

Барьеры общения по В. А. Кан-Калику:

1) боязнь класса и педагогической ошибки; (решение- накопление пед. опыта)

2) негативные установки учителя или несовпадение установок учителя и учащихся; (решение- накопление пед. опыта)

3) неадекватность собственной деятельности коммуникативной ситуации. Это м. б. следствием копирования стиля какого-либо референтного Ч. (учителя-наставника). – неправильное понимание содержания психологического общения.

 

В общем можно выделить три группы барьеров педагогического общения:

1. личностные;

2. социально-психологические;

3. физические

Некоторые из них мы рассмотрим.

Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры

1. неправильной установки сознания:

2. стереотипы мышления;

3. предвзятость;

4. неправильное отношение друг к другу;

5. отсутствие внимания и интереса к другому;

6. пренебрежение фактами

 

 

Стереотипы представляют собой устойчивое, упрощенное мнение о людях (учителях, учениках) и ситуациях. Они возникают в педагогическом процессе двояким образом: смысл информации может быть искажен а) стереотипом говорящего; б) стереотипным мышлением воспринимающего (слушающего).
Предвзятые представления между учителем и учеником возникают в результате снижения уровня самокритичности и подъема самооценки (как правило, не всегда обоснованного). Предвзятость в педагогическом общении проявляется в следующем:
1. Ложные стереотипы, относящиеся к восприятию человека по внешним данным. (Этот - в очках, значит, умный, этот - спортивный на вид, значит, неумный и т.д.) Установка на внешность экономит педагогические усилия, связанные с познанием учеников, но часто приводит к заблуждениям, которые в конечном счете выливаются в педагогические просчеты.
2. Приписывание достоинств или недостатков человеку исходя только из его социального статуса. В этом случае ученик или студент оказываются не в лучшем положении: их социальный статус ниже статуса педагога.
3. Субъективизм, штампы, трафареты, предварительная информация, которую педагог получает об учащемся (или другом педагоге). Следуя им, педагог встает на ложный путь педагогического общения или оказывается вообще вне его. Необходимо проверять всякую информацию и проводить переоценку предварительных установок, чтобы познать истинного человека, его плюсы и минусы и строить общение с ним с опорой на плюсы, осознавая, что каждый человек в чем-то лучше другого.

Date: 2016-11-17; view: 305; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию