Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Барьеры и специфика затруднительного общения в образовательном процессе
Затруднение в общении - это субъектив.переживание Ч. состояния «сбоя» в реализации планируемой стратегии общения. Причины сбоя: личностное неприятие партнера/его действий, непонимание предмета, текста, изменения коммуникатив.ситуации/своего собственного психического состояния. Положител.функции барьеров: 1) индикаторная (привлечение внимания учителя к проблеме средств и способов общения, если таковые не устраивают его учеников); 2) стимулирующая (мобилизующая учителя на преодоление затруднений и приобретение опыта). Отрицат.функции: 1) сдерживающая (тормозят достижение положитительного результата); 2) деструктивная (приводят к остановке или распаду деятельности). Классификация «барьеров» общения: - в общей психологии выделяют: смысловые, эмоциональные, когнитивные и тактические. - в рамках деятельност.подхода: мотивационные и операциональные. В настоящее время распространена следующая типология: - этносоциокультурные - связаны с особенностями этнического сознания.; (асимметрия статусов учителя и ученика – для всех видов барьеров) - статусно-позиционно-ролевые - несут отпечаток сем.воспитания, отражают особенности ролев.статуса и статуса образоват.учреждения, региона, города; - индивидуально-психололгические - отражают индивид.особенности учителя и учеников. Наибольшее влияние на продуктивность общения оказывают след.свойства личности общающихся: контактность, эмоц.устойчивость, импульсивность, экстравертированность локус контроля, недостаточность соц.перцепции и др., - возрастные - проявляются в негативных или настороженных реакциях учащихся, считающих, что к ним обращаются как-то не так (считают детьми). В высшей школе преподаватель может оказаться моложе своих студентов. В этом случае затруднения могут быть связаны с желанием педагога казаться старше, что выражается в подчеркнуто деловой манере общения, неадекватной ситуации строгой интонации, сложности языковых формулировок; - деятельностные; - межличностные. Интроверты закрепляются в коллективе, экстраверты превращают диалог учителя и ученика в монолог. Когнитивный стиль деятельности – специфика познавательной деятельности (особ-ти анализа и синтеза, семантическая память, стратегия выбора средств и способов действия, особенности принятия решений). Люди с низкой дифференциацией когнит. Структур предпочитают групповую деят-ть, более успешны в общении. Если диффер-я высокая – лучшее понимание другого человека. Часто причина затруднения в общении – низкий уровень эмоц. регуляции, проявляющейся в неконтролируемой реакции партнёров друг на друга. Пед. д-ть. затруднения, связанные с: 1. Развитием, содержанием, формами образоват-го процесса. (формализация урока) 2. Особенностями учителя как субъекта деят-ти обучения и воспитания. (неумение учитывать индивидуальность ребёнка) 3. С процессом общения (невысокое пед.мастерство, неумение или нежелание преодолевать трудности). Барьеры общения по В. А. Кан-Калику: 1) боязнь класса и педагогической ошибки; (решение- накопление пед. опыта) 2) негативные установки учителя или несовпадение установок учителя и учащихся; (решение- накопление пед. опыта) 3) неадекватность собственной деятельности коммуникативной ситуации. Это м. б. следствием копирования стиля какого-либо референтного Ч. (учителя-наставника). – неправильное понимание содержания психологического общения.
В общем можно выделить три группы барьеров педагогического общения: 1. личностные; 2. социально-психологические; 3. физические Некоторые из них мы рассмотрим. Среди личностных барьеров большую группу составляют так называемые барьеры 1. неправильной установки сознания: 2. стереотипы мышления; 3. предвзятость; 4. неправильное отношение друг к другу; 5. отсутствие внимания и интереса к другому; 6. пренебрежение фактами
Стереотипы представляют собой устойчивое, упрощенное мнение о людях (учителях, учениках) и ситуациях. Они возникают в педагогическом процессе двояким образом: смысл информации может быть искажен а) стереотипом говорящего; б) стереотипным мышлением воспринимающего (слушающего). Date: 2016-11-17; view: 337; Нарушение авторских прав |