Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Потребности и мотивы личности
Потребность – это нужда человека в чем-либо. В научной литературе понятие потребность используется в 3 основных значениях: 1. Потребность – объект внешней среды, необходимый для нормальной жизнедеятельности. 2. Потребность – состояние психики, отражающее нужду в чем-то или нехватку чего-либо. 3. Потребность – фундаментальное свойство личности, отражающее ее отношение к внешнему миру. В психологии потребность определяется как: ü осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для нормального существования и развития; ü состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования. Понятие мотива – одно из наиболее словных понятий в психологии. Уже в 1924 г. западный психолог Бернер насчитал более 14 тыс. определений исходного понятия. Мотив – субъективная форма отражения и переживания потребностей. Мотив может рассматриваться как внутреннее побуждение к деятельности, обусловленное наличием или актуализацией какой-либо потребности. В западной психологии мотив рассматривается как устойчивая, обобщенная, личностная диспозиция. Диспозиция – это внутренние психологические факторы, обуславливающие поведение человека. К диспозиции относятся потребности, мотивы, цели, намерения, желания, интересы. Цель – это непосредственно осознаваемый и предвосхищаемый результат деятельности, направленный на удовлетворение актуальной потребности. Соотношение исходных понятий Потребности и мотивы Соотнесение нужды (потребности) с ее объектом или предметом (опредмечивание) превращает потребность в мотив, поэтому мотив – это опредмеченная потребность. Опредмечивание и осознание потребности (осознание мотива) является основой для постановки сознательных целей и организации деятельности по ее достижению. Мотивы и цели Осознание своих мотивов приводит человека к постановке целей. В реальных соотношениях мотивов и целей возникает смыслообразующая функция мотива (отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности и цели образует личностный смысл деятельности). Мотивы в поведении человека выполняют 2 функции: побуждающая функция (внутреннее побуждение к деятельности) и смыслообразующая функция. Ф-ции мотивов: 1.побудительная (к деятельности)мотив порождает определенную активность человека; 2.направляющая (мотив направляет на себя деятельность), т.е. мотив ориентирует деят-ть и поведение чел-ка относительно цели; 3.целепорождающая (мотив порождает дей-е, направленное на удовлетворение потребности. Цели составляют основу действий); 4.смыслообразующая (мотив придает дей-ям знач-ть, важ-ть). То, что мы делаем, приобрет для нас личност смысл, т.е. переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, связанных с мотивом. 5.стимулирующая, т.е. отражая напряжение потребности М активизирует протекание поведение деят-ти чел-ка; 6. регулятивная, т.е. М опред.процесс планирования действий и орг-ет соотв.контроль за достижением рез-та; 7.объяснительная,это сознательно формулируемая личностью причина его поведение, т.е. М выступает обоснованием действий или поступков чел-ка. Потребности, мотивы и цели нельзя отождествлять, т.к. одна и та же потребность может приводить к возникновению разных мотивов. При этом один и тот же мотив может служить средством реализации разных потребностей. Один и тот же мотив будет реализовываться при достижении различных целей. Далеко не все психологи придерживаются таких взглядом на содержание исходных понятий и их соотношение. В некоторых работах встречается отождествление понятия потребности и мотива (например, Маслоу). Некоторые авторы наделяют потребности побудительной силой. В работах некоторых авторов сам мотив рассматривается как одно из побуждений наряду с потребностями, целями, эмоциями и установками личности. Потребности Потребности – это источник активности человека. По мнению Обуховского («Психология влечений», 1972) существует более 100 классификация потребности и классификация потребностей – задача невозможная. Осн.признаки потребности:
1. По происхождению потребностей выделяют: 1.1. Естественные потребности отражают зависимость от таких условий, которые необходимы для сохранения и поддержаний жизни самого человека и его потомства. Это биологические потребности. 1.2. Культурные потребности отражают зависимость человека от продуктов человеческой культуры. Это приобретенные потребности. 2. По предмету потребности выделяют: 2.1. Материальные потребности выражают зависимость человека от продуктов материальной культуры. Естественные потребности всегда материальны по своему предмету. 2.2. Духовные потребности выражают зависимость человека от продуктов общественного сознания: познавательные, моральные, эстетические потребности. Культурные потребности могут быть как материальными, так и культурными. 3. По степени устойчивости потребностей выделяют: 3.1. Ситуативные потребности – потребности данного момента времени. 3.2. Устойчивые потребности сопровождают нас в течение всей жизни. Они ненасыщаемы. 4. Классификация Ковалева: 4.1. Естественные. 4.2. Духовные. 4.3. Социальные. 5. Классификация Немова: 5.1. Органические. 5.2. Материальные. 5.3. Духовные. 5.4. Социальные. Мотивы. Виды мотивов: I. по содержанию: 1.биологические; 2.социальные; 3.духовные. II. по степени осознаваемости: 1.осознаваемые; 2.неосознаваемые. Леонтьев говорил, что мотивы часто не осознаются. Он выделял понятие "мотивировка" для обозначения сознательного оправдания, которое дает человек, говоря о том, ради чего он что-то делает. III. по степ истинности: 1.реальнодействующие (истинные), кот не осознаются; 2.мнимые (ложн), здесь имеется ввиду мотивировка. IV. по степ важности: 1.ведущ (наиб важные, первостепенные); 2.второстепенные, мотивы-стимулы (кот дополнит стимулир данную деят-ть) V. мотивы могут быть актуальными и потенциальными. Актуальным мотив делает развитие обстоятельств, под которыми понимается совокупность объективных и субъективных условий. Мотивы могут быть осознаны. Божович, используя критерии нравств. направленности и установок личности, выделяла мотивы: личностно-общественные, эгоистические, общественно-значимые. Все мотивы можно разделить на: 1. Осознаваемые мотивы: 1.1. Интересы – эмоциональное проявление познавательной потребности личности. Некоторые авторы трактуют данное понятие более широко: интерес – это специфическое отношение личности к объекту в силу его эмоциональной привлекательности или жизненной значимости. Критерии классификации интересов: 1.1.1. Содержание. 1.1.2. Цель: непосредственные (эмоциональная привлекательность объекта) и опосредованные интересы (жизненная значимость). 1.1.3. Широта: односторонние (узкие) и многосторонние (широкие) интересы. 1.1.4. Устойчивость: ситуативные (неустойчивые) и устойчивые интересы 1.2. Убеждение – это осознаваемый мотив, в основе которого лежит потребность действовать в соответствие со своими взглядами, принципами и мировоззрением в целом. Это идеи, знания, ставшие мотивами поведения и определяющие отношение человека к действительности. Структура убеждения: ü Знание как основа принятия решения. ü Позитивное личное отношение к этому знанию. ü Потребность поступать в соответствие с имеющимся знанием. Термин «убеждение» в различных науках используется в разных значениях. В психологии убеждение – аспект мотивационной сферы личности. 1.3. Стремление – это мотив, в основе которого лежит такая потребность существования, которая не представлена в данной ситуации, но может быть создана путем специально организованной деятельности. Варианты стремлений: мечта, идеалы, намерения. 2. Неосознаваемые мотивы: 2.1. Влечения – побуждение к деятельности, в основе которого лежит недифференцированная (недостаточно осознаваемая) потребность. По мере осознания потребности влечение превращается в один из осознаваемых мотивов. 2.2. Установка – устойчивая предрасположенность человека к определенным формам реагирования или неосознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, формам поведения. 3. Социальные мотивы (могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми). Это такие мотивы, которые могут быть удовлетворены только в процессе взаимодействия с другими людьми, поэтому их цели могут быть реализованы только в процессе взаимодействия; они имеют социальную природу. Понятие «социальный мотив» их классификацию предложил Мюррей. Первоначально он выбелил 20 мотивов, но изучены только 5: 3.1. Мотив достижения – устойчивое стремление человека к достижению высокого результата в любой, но, прежде всего, значимой для него деятельности. В отечественной психологии этот мотив является синонимом уровня притязаний личности. Виды мотива достижения: · Мотив стремления к успеху (надежда на успех). · Мотив избегания неудачи (боязнь, страх неудачи). Мотив стремления к успеху проявляется в инициативном поведении, стремлении к соревновательности и разумному риску. Мотив избегания неудачи проявляется в уклонении от участия в деятельности, связанной с риском или с ответственностью, необходимостью проявлять инициативу. Структура мотива достижения: 1. Стремление к достижениям в значимой деятельности – стремление к мастерству. 2. Стремление к известности, признанию, престижу. 3. Стремление к соперничеству, т.е. к соревновательности и лидерству.
3.2. Мотив аффилиации (от франц. контакт в общении). Основа мотива - потребность в общении с другими людьми и положительное отношение к другим людям. Мотив проявляется в стремлении к сотрудничеству, к дружескому доверительному общению. Виды мотива аффилиации: · Надежда на аффилиацию или стремление к принятию. · Боязнь отвержения. Эти виды мотива порождают стиль общения. Стремление к принятию отличается уверенностью, непринужденностью, открытостью, социальной смелости в контактах. Боязнь отвержения характеризуется скованностью, стеснительностью, робостью, неловкостью и дискомфортом в процессе общения. При этом лица, стремящиеся к принятию, отличаются высокой инициативностью и активностью в общении. Они выбирают такие виды деятельности, которые требуют активного общения с другими людьми, и они лучше выполняют другую деятельность в присутствии других. Они лучше относятся к другим людям. Лица, боящиеся отвержения, отличаются противоположными качествами. 3.3. Мотив альтруизма – мотив помощи, стремление оказывать помощь, заботиться о людях. Альтруизм – бескорыстная забота о других. Это стремление не к любой помощи, а к бескорыстной. В основе мотива лежит положительное отношение к другим людям. Предпосылкой могут быть определенные личностные качества: склонность к эмпатии, интернальность личности. Альтруистическое (просоциальное) поведение осуществляется ради блага других людей без надежды на вознаграждение и по собственному убеждению, а не под давлением со стороны. 3.4. Мотив агрессии – это антисоциальный мотив. Под агрессией понимается намеренное причинение вреда другому человеку (морального, физического, материального). Виды мотива агрессии: · Тенденция к агрессии – склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция проявляется в открытых формах агрессивного поведения. · Тенденция к подавлению агрессии – предрасположенность человека оценивать свои собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаления и угрызения совести. На поведенческом уровне тенденция проявляется в подавлении агрессивных намерений и в осуждении агрессивных действий. В основе обеих тенденций лежит желание агрессивных действий. Природа мотива агрессии (теории агрессивного поведения) Природа мотива агрессии: негативное отношение к другим людям, отсутствие способности к эмпатии, сочувствию. 1. Инстинктивная теория агрессии (биологическая теория) З. Фрейда, Мюррея и Макдаугала. Агрессия рассматривается как проявление инстинктов. 2. Теория социального научения Бандуры. Агрессия – форма приобретенного поведения, своеобразный результат социального научения, т.е. подражания другим, усвоения норм поведения определенных социальных групп. 3. Фрустрационная теория Долларда. Агрессия – следствие фрустрации. 4. Теория Э. Фромма. Агрессия – особенность самосознания или самооценки личности, способ самоутверждения. Деструктивизм характерен для лиц с низкой самооценкой. 3.5. Мотив власти проявляется в стремени человека подчинить другого своей воле: командовать, управлять, властвовать над другими людьми. Date: 2016-11-17; view: 881; Нарушение авторских прав |