Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речь. Основные виды и функции речи. Развитие речи у ребенка.





Речь - процесс общения людей посредством языка. Одно из основных отличий человека от животного мира. Отражает закономерности его социального, психического, физического развития.

Речь — это специфически человеческая деятельность. Речь, а вместе с ней и язык возникли впервые в человеческом обществе. Возможно, возникновение речи связано со способностью человека трудиться, в процессе коллективного труда возникла необходимость координировать совместные усилия Речь - является коммуникативной функцией.

Язык – строго нормализованная система средств общения, а речь – его применение в процессе общения для передачи мысли и чувства.

Итак, речь – это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами.

Язык – это система сигналов. Язык животных выполняет сигнификативную функцию (обозначения) – позы, касания, вокализация. Не выходит за рамки видового опыта, понимается однозначно только особями данного вида. Язык относится к знаковым системам, которые развиваются в процессе истории по 2-м направлениям: 1. связано со спецификацией (с усложнением) 2. связано с унификацией (преодоление многозначности, упрощение). Искусственные языки (эсперанто – межнациональное общение, Basic – язык программирования) выполняют служебную функцию. Язык предназначен для кодирования и декодирования информации.

Язык – это:

· средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта

· средство общения

· орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Речь – II сигнальная система появляется в связи с трудовой деятельностью, это средство очеловечевания. Выготский – мышление – внутренняя речь, базовое понятие. Лурия показал как системно речь локализована.

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь».

Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.Язык вырабатывается обществом и формируясь в процессе общения людей. Язык продукт общественно-исторического развития. Язык - социален. Каждый человек застает уже готовый язык и в процессе своего развития его усваивает. Человек - источник развития и модернизации языка.

Существуют искусственные языки (компьютерный, программирования). Язык - система знаков которая позволяет кодировать и декодировать информацию. Язык имеет определенную систему значащих слов (лексический состав языка). Язык имеет определенную систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также имеет определенный звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку. Основное предназначение — закрепление за каждым словом определенного значения.

В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. С психологической точки зрения, общение посредством языка — это не менее сложное явление, чем сам язык. Чтобы передать с помощью речи информацию, необходимо подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение и конкретизировать их. Всякое слово - обобщение, в речи оно должно быть сужено до определенного смысла. Достигается это благодаря введению слова в определенный контекст.

В речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тоном звучания. Речь может иметь и психологическую сторону, поскольку в речи часто содержится смысловой подтекст, отражающий цель (или мотив речи), с которой была сказана та или иная фраза.Единица речевого потока - высказывание. Лингвисты считают, что единицей речевого потока является слово. Т.о. речевое общение - это сложный и многосторонний процесс.

Этапы развития речи

Полагают, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Эта форма речи связанна с первобытным образным мышлением - простейшая система передачи информации с использованием движений тела. Эта форма общения очень близка к языку общения животных.

Дальнейший этап в развитии речи связан с постепенным отделением речевых движений от трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения, т. е. превращением их в жесты. Это было вызвано усложнением трудовой деятельности людей. В результате возник специализированный ручной язык или ручная (кинетическая) речь. В результате язык и речь поднялись на новую ступень развития - звуковой членораздельной речи. Первые слова заменяли целые предложения. На 1-м этапе не было ни глаголов, ни существительных, ни других частей речи. Поэтому первые речевые формы были весьма примитивны. Речь использовалась только для передачи какой-либо информации и не была связана с передачей эмоционального состояния говорящего. Затем под влиянием труда происходило развитие значений слов.

Следующим этапом развития речи явилось создание письменности. Письменная речь, как и устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа.

Таким образом, человеческая речь, как и человеческое мышление, является продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого речь стала вы­полнять ряд функций и заняла одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека.

Ф-ции речи: 1. индикативная (указательная); 2.номинативная, обозначающая; 3. познавательная; 4. коммуникативная (средство выражения и средство воздей-я); 5. эмо-циональная; 6. выразительная (речь как средство выражения включ-ся в совокуп-ть выразит движ-й, выраж-ся в интонации, паузах).

2 осн ф-ции речи - коммуникатив и обозначающая, благодаря кот речь явл средством общения и ф-мой сущ-ния мысли, сознания, формир-ся одна через др и ф-ционир одна в др.

Виды речи:

1. - внешняя – осуществляется общение с использованием языка при наличии процесса

реальной коммуникации.

- внутренняя речь (намерение) предполагает использование языка вне процесса реальной коммуникации. Появляется в 7-ми летнем возрасте. Внутренний диалог предполагает возможность 2-го «я», она диалогична, выполняет функцию планирования и регулирования.

2. – ситуативная Речь маленького ребенка не образует смыслового целого.

- контекстная, связное оформление мысли речь появляется позже.

3. – письменная - вербальное общение при помощи графических знаков – письменных

текстов.

- устная – вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на

слух.

речь жестов и звуковая речь, письм и устная, внеш и внутр. Письм речь - вербал общение при помощи письм текстов. Оно м. б. и отсроченным и непосредств. Уст речь - вербал сообщение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Эти 2 вида речи тесно взаимосвяз, но их ед-во вкл и очень существ различия.

Сущ различ виды как уст, так и письм речи (доклад, беседа, трактат, лекция и т.д.). Внеш речь существ отлич от внутр речи. Внутр речь отлична, прежде всего, по своей ф-ции, стр-ре. Внутр речь - это речь про себя. Выд 3 осн типа внутр речи: а)внутр проговаривание, "речь про себя", сохраняющая стр-ру внеш речи, но лишенная фонации, т.е. произнесения звуков, и типич для реш мыслит задач в затруднит условиях; б)собств внутр речь, когда она выступ как средство мышл, пользуется специфич ед-цами и имеет специфич стр-ру, отличную от стр-ры внеш речи; с) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания.

Речь эгоцентрическая (от лат. еgо — я, сеntrum — центр круга) — речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Как показал Л. С. Выготский в полемике с швейцарским психологом Ж. Пиаже (впоследствии согласившимся с его точкой зрения), эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом, эгоцентрическая речь — как бы переходный этап от внешней к внутренней речи. Понятие эгоцентрической речи используется также в патопсихологии при описании соответствующих синдромов.

Автономная речь (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.) — один из ранних этапов развития речи ребенка. Характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счет повторения. Автономная речь ситуативна, неопределенна и многозначна, т.к. ребенок еще не владеет содержанием понятия; обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов.

Патология речи

Центр Брокка - расстройство восприятия речи - афазия (Лурия)- является черепно-мозговая травма. Центр Вернике - речевая глухота. Алексия - нарушение чтения.

Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. Чаще всего выделяют че­тыре периода развития речи у ребенка

1. Подготовление словесной речи – до конца 1 года жизни - голосовые реакции наблюдаются уже у но­ворожденных. Это хныканье, а несколько позднее (три-четыре недели) — редкие отрывистые звуки зачатков лепета. Следует отметить, что эти первые звуки лише­ны функции речи. Они возникают, вероятно, из-за органических ощущений или двигательных реакций на внешний раздражитель. С другой стороны, уже в возра­сте двух-трех недель дети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте двух-трех месяцев — связывать звуки голоса с присутствием взрослого

После трех-четырех месяцев звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Это связано с тем, что ребенок начинает

бессознательно подражать речи взрослого, прежде всего ее интонационной и рит­мической стороне. В лепете ребенка появляются певучие гласные, которые, входя в сочетание с согласными звуками, образуют повторяющиеся слоги, например «да-да-да» или «ня-ня-ня».

Со второй половины первого года жизни у ребенка появляются элементы на­стоящего речевого общения. Они выражаются первоначально в том, что у ребенка появляются специфические реакции на сопровождаемые словами жесты взросло­го

Возникновение первых осмысленных слов, произносимых ребенком, также происходит в действенных и эмоциональных ситуациях. Их зачатки проявляются в виде жеста, сопровождаемого определенными звуками. С восьми-девяти меся­цев у ребенка начинается период развития активной речи. Именно в этот период у ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. При этом ребенок подражает звучанию только тех слов, которые у него вызывают определенную реакцию, т. е. приобрели для него некоторый смысл.

2. Период первоначального овладения языком и формирова­ния расчлененной звуковой речи – конец 3 года жизни- Вероятно, в основе этого периода лежит быстрое развитие и усложнение отноше­ний ребенка с окружающим миром, что и создает у него настоятельную потреб­ность о чем-то сказать, т. е. потребность в речевом общении становится одной из жизненных потребностей ребенка

Первые слова ребенка отличаются своеобразием. Ребенок уже в состоянии ука­зать или обозначить какой-либо предмет, но эти слова неотделимы от действия с данными предметами и отношения к ним. Ребенок не пользуется словом для обозначения абстрактных понятий. Звуковые подобия слов и отдельные члено­раздельные слова в данный период всегда связаны с деятельностью ребен

манипуляцией предметами, с процессом общения

Следующей особенностью данного периода является и то, что высказывания ребенка ограничиваются всего лишь одним словом, как правило существитель­ным, выполняющим функцию целого предложения. Например, обращение к ма­тери может означать и просьбу о помощи, и сообщение о том, что ребенку необхо­димо что-то сделать. Поэтому смысл произносимых ребенком слов зависит от кон­кретной ситуации и от сопровождающих эти слова жестов или действий ребенка. Значимость конкретной ситуации сохраняется и тогда, когда ребенок начинает произносить два-три слова, грамматически еще не сопоставимые друг с другом

Не является достаточно развитой на данном этапе и фонетическая сторона речи. Дети часто выпускают в словах отдельные звуки и даже целые слоги,

Следует отметить, что рассматриваемый период развития речи у ребенка мо­жет быть условно разделен на несколько стадий. Описанные выше особенности относятся к первой стадии — стадии «слова-предложения». Вторая стадия начи­нается со второго полугодия второго года жизни ребенка. Эта стадия может быть охарактеризована как стадия двух-трехсловных предложений, или как стадия морфологической расчлененности речи. С переходом к данной стадии начинается быстрый рост активного словаря ребенка, который к двум годам достигает 250-300 слов, имеющих устойчивое и четкое значение

3. Период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов - от 3 до 6-7 лет. Главной особенностью данного периода является то, что речь ребенка в эту пору развива­ется в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что опре­деляет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм. Более того, речь для ребенка начинает иметь особое значение. Так, взрос­лые, читая ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую ин­формацию. В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в ши­рокий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иног­да фантазируя и очень часто отвлекаясь от наличной ситуации. С полным основа­нием можно полагать, что на данном этапе речевое общение становится одним из основных источников развития мышления. Если на рассмотренных выше этапах отмечалась доминирующая роль мышления для развития речи, то на данном эта­пе речь начинает выступать в качестве одного из основных источников развития мышления, которое, развиваясь, формирует предпосылки для совершенствования речевых возможностей ребенка. Он должен не только усвоить множество слов и словосочетаний, но и научиться грамматически правильному построению речи.

Однако на данном этапе ребенок не задумывается о морфологии или синтакси­се языка. Его успехи в овладении языком связаны с практическими обобщениями языковых фактов. Эти практические обобщения не являются сознательными грамматическими понятиями, поскольку они представляют собой «построение по образцу», т. е. основаны на воспроизведении ребенком уже известных ему слов. Основным источником новых слов для него являются взрослые

Вместе с тем речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок прояв­ляет творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок, точно так же как взрослые строят неологизмы, гово­рит по аналогии «жирафленочек».

Следует отметить, что для данного этапа развития речи ребенка, так же как и для предыдущего этапа, характерно наличие нескольких стадий. Вторая стадия начинается в возрасте четырех-пяти лет. Эта стадия характеризуется тем, что раз­витие речи теперь тесно связано с формированием у детей рассуждающего логи­ческого мышления. Ребенок переходит от простых предложений, в большинстве случаев еще не связанных друг с другом, к сложноподчиненным предложениям. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, при­даточные и вводные предложения. Оформляются причинные («потому что»), це­левые («чтобы»), следственные («если») и прочие связи.

К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику язы­ка. Их активный словарь составляет две-три тысячи слов. Но с семантической сто­роны их речь остается относительно бедной: значения слов недостаточно точны

4. овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе -, по его наиболее существенные чер­ты отчетливо проявляются при изучении родного языка в школе. Под влиянием обучения происходят огромные сдвиги. Если прежде, на ранних ступенях разви­тия речи, ребенок овладевал языком практически, в процессе непосредственного речевого общения, то при обучении в школе язык становится для ребенка предме­том специального изучения. В процессе обучения ребенок должен овладеть более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи.

Обучение в школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осо­знанности и управляемости речи ребенка. Это выражается в том, что ребенок, во-первых, приобретает способность самостоятельно анализировать и обобщать зву­ки речи, без чего невозможно овладение грамотой. Во-вторых, ребенок переходит от практических обобщений грамматических форм языка к сознательным обоб­щениям и грамматическим понятиям.

Развитие осознания ребенком языка, происходящее в процессе обучения грам­матике, является важным условием формирования более сложных видов речи. Так, в связи с необходимостью дать связное описание, последовательный пере­сказ, устное сочинение и др. у ребенка формируется развернутая монологическая речь, которая требует более сложных и более осознанных грамматических форм, чем формы, которые ребенок использовал прежде в диалогической речи.

Особое место на данном этапе развития речи занимает письменная речь, кото­рая первоначально отстает от устной, но затем становится доминирующей. Это происходит потому, что письменная речь обладает рядом преимуществ. Фикси­руя на бумаге речевой процесс, письменная речь позволяет вносить в него измене­ния, возвращаться к ранее высказанному и т. д. Это придает ей исключительное значение для формирования правильной, высокоразвитой речи

Классификация и этапы речевого развития:

1. пассивная речь (речь-понимание у ребёнка в младенческом возрасте)

· гукание

· гуление

· стадия автономной речи (псевдослова)

2. активная речь – с появлением первых слов

Пиаже – стадии по уровню обобщений:

1. 0-2 года стадия синкретических обобщений (случайные)

2. дошкольники и младшие школьники – комплексные обобщения (множество признаков)

3. подростковый возраст – стадия содержательных обобщений

Эльконин – при специальном обучении 3 стадия может быть достигнута в начальной школе.

Невербальная коммуникация (жесты, мимика)

 


17. Воображение и творчество.

Рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот про­цесс — процесс создания новых психических образов — и получил название вооб­ражения.

Итак, воображение — это процесс преобразования представлений, отражаю­щих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельно­сти воображения. Образы воображения создаются только путем перера­ботки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительно­сти. Принято считать, что физиологической основой воображения является актуа­лизация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые сис­темы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система

Виды воображения

По степени целенаправленности:

1. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Оно делится на

- творческое (продуктивное) Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и вос­создающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображе­нии зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.

- воссоздающее (репродуктвиное) Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с ли­тературными героями

- Особой формой воображения является мечта - самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выраже­ние то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включ. в творч. д-ть, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее.

2. Пассивное воображение - при котором не ставится цель использования его результатов и само оно может возникать вне зависимости от желания субъекта

- пассивное намеренное воображение (грезы) - Грезы это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действ-ю, т.е. в принципе осуществима

- пассивное непреднамеренное воображение (сновидения, и галлюцинации) создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов. - Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы организма — сопровождают многие болезненные состояния.

Фантазия -1) синоним воображения; 2) продукт воображения. Ф. изменяет облик действительности, отраженной в сознании, для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Ф. позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Творческая ак-тивность, порождающая Ф., в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимся в процессе деятельности.

По виду образов воображение бывает

1. Конкретное

2 Абстрактное

Они различаются образами, которыми оперирует воображение. Абстрактное пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализированными образами.

Date: 2016-11-17; view: 976; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию