Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ратам ва пумси муктайе
«Состояние, в котором сознание живого существа поглощено тремя гунами материальной природы, называю обусловленным. Но когда сознание живого существа сосредоточено на Верховной Личности Бога, оно становится освобождённым». Таким образом, когда живое существо пытается получить наслаждение от взаимодействия чувств с материальными объектами и таким образом сосредотачивается на материи, оно попадает в её власть. Такое живое существо называют обусловленным. Слово «обусловленное» эквивалентно слову «ограниченное», то есть, обусловленная душа имеет ограничения. В чём же она ограничена? В том, что не может реализовать свою духовную природу. Её природа проявляется очень бледно и искаженно. Как уже говорилось в Уроке №11, каждый подсознательно стремится к вечному существованию, абсолютному знанию и безграничному счастью, поскольку это естественное состояние души. Но в обусловленном материей состоянии эти желания для живого существа неисполнимы. Оно ограничено в этом. Именно этим объясняется то, откуда у человека берётся ощущение внутренней неудовлетворенности. В Уроке 24 уже объяснялось, что в это плачевное состояние душа попадает из-за неправильно использованной свободы выбора, которой она вечно наделена. По природе душа является слугой, но у неё всегда есть выбор - служить Кришне или же служить своим чувствам. Когда её выбор падает на служение чувствам, она забывает свою духовную природу и оказывается в материальном мире, где материальная энергия наделяет её подходящим для этого телом. И подобно тому, как искра, вылетевшая из огня, быстро тухнет, также и живое существо, пытающееся искать счастье отдельно от Кришны, попадает под власть материи и обуславливается материальным телом. Материальное тело подобно скафандру, покрывающему душу. Скафандр нужен в том случае, если человек направляется в место, условия жизни в котором не естественны для него. Точно также, поскольку временный материальный мир не естественная среда для вечной души, - она наделяется таким скафандром-телом, позволяющим взаимодействовать с материей. И как в скафандре человек сильно ограничен в своем наслаждении, также и счастье души, обусловленной материальным телом, сильно ограничено. Таким образом, сознание живого существа, сосредоточенное на собственном чувственном удовлетворении, является не чистым. Живые существа, обладающие им, называются нитья-баддхи – «вечно обусловленные». И напротив, сознание живого существа, полностью сосредоточенное на преданном служении Господу чисто. А тех, кто обладает таким сознанием, называют нитья-сиддхи – «вечно освобожденными». Преданные Господа служат в своём вечном духовном теле, позволяющем им во всей полноте выразить свою любовь Кришне. Тогда как обусловленные живые существа наделяются временным материальным телом, в соответствии с их желанием наслаждаться материей.
Из чего состоит духовное и материальное тела? В чем их отличие и сходство? Несмотря на то, что духовное тело отлично от материального, тем не менее, между ними есть одно сходство. И то, и другое тело является «телом желания» живого существа, ибо формируется как результат его индивидуального желания. Именно поэтому невозможно найти двух абсолютно одинаковых тел ни в духовном мире, ни в материальном. Итак, материальное тело – это результат материальных желаний живого существа. Оно состоит из грубого и тонкого тел, являющихся творением материальной энергии. Грубое тело соткано из 5 основных составляющих – земли, воды, огня, воздуха и эфира. Тонкое же тело состоит из ложного эго, разума и ума. Таким образом, грубое тело, ум, разум и ложное эго, подобны оболочкам, покрывающим душу. Причём грубое тело мы можем воспринять своими грубыми чувствами. Ум является тонким элементом и о его наличии можно судить только по определенным признакам. Разум еще тоньше и его различить еще сложнее. И самый тонкий элемент – это ложное эго. Душа, покрытая материальным телом:
Духовное тело представляет собой вечную форму, исполненную знания и блаженства, и является творением духовной энергии. Таким образом, вечность, знание и блаженство – это три компонента, из которых состоит духовное тело живого существа. В таблице мы приводим основные отличительные характеристики материального и духовного тел:
Как видно из таблицы, материальное тело – это прямая противоположность телу духовному. Когда вечная душа попадает в материальное тело, она сильно ограничивается, по сравнению со своим духовным состоянием. Такое состояние и называется обусловленным. Материальных тел существует огромное множество, - и все они представляют собой различные формы обусловленности живого существа. В Вишну Пуране говорится о том, что в материальном мире существует 8.400.000 таких форм, среди которых: · 900’000 – водные живые существа · 2'000’000 – неподвижные живые существа (растения, горы и т.п.) · 1'100’000 – насекомые и пресмыкающиеся · 3'000’000 – животные формы жизни · 1’000’000 – птицы · 400'000 – человеческие формы жизни Человеческое тело является наиболее ценным, ибо в нём живое существо способно осознать свою духовную природу и вернуться в своё изначальное положение в духовном мире. Но прежде чем человек достигнет состояния полной преданности Богу, он проходит через различные ступени развития сознания. Именно поэтому, в жизни мы можем видеть, что разные люди находятся на разных уровнях. Каковы ступени развития сознания человека? В Тайтирийа Упанишад перечисляется 5 таких ступеней: · Анна-майа – Зависимость живого существа от пищи. В начале своей жизни каждое живое существо сознает лишь необходимость в еде. Ребенок или животное удовлетворяются, лишь получая вкусную еду. Анна - означает «пища». Сознание такого живого существа сосредоточено на грубых чувственных наслаждениях, которые принимаются им за высшее счастье и высший смысл жизни. Человек на этом уровне уподобляется животному. Иногда даже взрослые люди обладают таким сознанием. Не способные совладать со своими чувствами, они преступают все нормы марали ради удовлетворения своих прихотей. Поэтому, этих людей называют «нецивилизованными». · Прана-майа – Осознание собственного существования и других различных проявлений жизни. Обусловленный таким сознанием человек, считает себя счастливым, если ему удается продолжать жить и при этом на него никто не нападает и не уничтожает его. Прана – означает «жизненная энергия». Обусловленный таким сознанием, он стремится иметь хорошее здоровье и считает это главным в жизни. · Мано-майа (гьяна-майа) – Это умственный уровень, на котором человек не только осознает различные проявления жизни, но и начинает мыслить, чувствовать и желать. · Вигьяна-майа – Интеллектуальный уровень, на котором живое существо, сознавая себя вечной духовной частицей, перестает отождествлять себя с умом и признаками жизни в теле. Это уровень постижения Брахмана. · Ананда-майа – Уровень чистого сознания или «Сознания Кришны», на котором живое существо обретает вечное существование в блаженстве и знании. В Веданта-сутре говорится – ананда-майо ‘бхийасат – Бог, Верховная Личность, по природе исполнен блаженства. Поэтому живое существо может постичь эту вечную, исполненную блаженства и знания форму Господа, только достигнув уровня ананда-майа. На этом уровне живое существо развивает свои отношения с Господом, преданно служа Ему. Как говорилось выше, все эти уровни подобны ступеням развития сознания. В книге «Кришна – Верховная Личность Бога» (Молитвы олицетворённых Вед) Шрила Прабхупада пишет: «…Пока живые существа находятся на четырех низших ступенях жизни – анна-майа, прана-майа, мано-майа и вигьяна-майа – считается, что они находятся в материальных условиях жизни. Но как только они достигают ступени ананда-майи, они становятся освобожденными душами. Эта ступень называется в Бхагавад-гите ступенью брахма-бхута. Там говорится, что на ступени жизни брахма-бхута нет тревог и страстных желаний. Эта стадия наступает, когда человек начинает чувствовать одинаковое расположение ко всем живым существам, и затем она расширяется до стадии сознания Кришны, находясь на которой, человек всегда горячо желает служить Верховной Личности Бога…». Таким образом, на первых четырёх ступенях жизни, сознание человека остаётся обусловленным, т.е. покрытым материей. Это не чистое состояние сознания. И только на пятой ступени - ананда-майа, - живое существо пребывает в своём чистом, изначальном состоянии сознания. Для того, чтобы очистить сознание, необходимо соблюдать внутреннюю и внешнюю чистоту. Внешняя чистота – это чистота грубого тела. Чтобы очистить грубое тело необходимо ежедневно 2 – 3 раза в день совершать его омовение, принимать чистую пищу и напитки, носить чистую одежду. Внутренней чистоты можно достичь, очищая своё тонкое тело. Для этого необходимо сосредоточить свое сознание на Кришне, думая о Нём, повторяя Харе Кришна, изучая философию сознания Кришны. Также, чтобы очистить своё сознание необходимо избегать греховной деятельности, ибо греховный образ жизни очень сильно оскверняет человека и приводит его к быстрой деградации, лишая его решимости служить Кришне. В Бхагавад-гите (7.28) Кришна утверждает: Date: 2016-11-17; view: 274; Нарушение авторских прав |