├ыртэр  ╤ыєўрщэр  ёЄЁрэшЎр


╧юыхчэюх:

╩ръ ёфхырЄ№ ЁрчуютюЁ яюыхчэ√ь ш яЁш Єэ√ь ╩ръ ёфхырЄ№ юс·хьэє■ чтхчфє ётюшьш Ёєърьш ╩ръ ёфхырЄ№ Єю, ўЄю фхырЄ№ эх їюўхЄё ? ╩ръ ёфхырЄ№ яюуЁхьє°ъє ╩ръ ёфхырЄ№ Єръ ўЄюс√ цхэ∙шэ√ ёрьш чэръюьшышё№ ё трьш ╩ръ ёфхырЄ№ шфх■ ъюььхЁўхёъющ ╩ръ ёфхырЄ№ їюЁю°є■ ЁрёЄ цъє эюу? ╩ръ ёфхырЄ№ эр° Ёрчєь чфюЁют√ь? ╩ръ ёфхырЄ№, ўЄюс√ ы■фш юсьрэ√трыш ьхэ№°х ┬юяЁюё 4. ╩ръ ёфхырЄ№ Єръ, ўЄюс√ трё єтрцрыш ш Ўхэшыш? ╩ръ ёфхырЄ№ ыєў°х ёхсх ш фЁєушь ы■ф ь ╩ръ ёфхырЄ№ ётшфрэшх шэЄхЁхёэ√ь?


╩рЄхуюЁшш:

└ЁїшЄхъЄєЁр└ёЄЁюэюьш ┴шюыюуш ├хюуЁрЇш ├хюыюуш ╚эЇюЁьрЄшър╚ёъєёёЄтю╚ёЄюЁш ╩єышэрЁш ╩єы№ЄєЁр╠рЁъхЄшэу╠рЄхьрЄшър╠хфшЎшэр╠хэхфцьхэЄ╬їЁрэр ЄЁєфр╧Ёртю╧ЁюшчтюфёЄтю╧ёшїюыюуш ╨хышуш ╤юЎшюыюуш ╤яюЁЄ╥хїэшър╘шчшър╘шыюёюЇш ╒шьш ▌ъюыюуш ▌ъюэюьшър▌ыхъЄЁюэшър






Laquo;Грницы» проясняются. 6 page





Джон. Но если все это происходит шинльно, действие рзыгрывется з «широй»?

Робин. Д. З «широй» у кждого в подобной сеье ─ не только у одного, обртившегося к в с жлоби. Поэтоу и нужен кто-то, не причстный к этой сеейной «трдиции», только он поожет и все увидеть происходящее, «присвоить» сунутые з «ширу» огорчения, чтобы освободить от сковвшей их одели поведения.

Джон. А друзья годятся в поощники?

Робин. Если случй из легких. Но если серьезный, если одель глубоко укоренилсь ─ вряд ли. Человек, унследоввший определенную линию поведения от тери, выберет и друзей по себе ─ с нии он не сойдет с проторенной дорожки.

Джон. Тк и пру выберет... Мшинльня рекция н «сигнлы»? Аг, «свой» человек.

Робин. Поэтоу трудно ожидть, что поощник, сделющий необходиое, еу свлится с неб.

Джон. А что необходио сделть?

Робин. Срзу несколько вещей. Поестить человек в ситуцию, где з стрдльческое лицо не дют «кусочек схр», одновреенно пониют причины для стрдния «лицо» и не осуждют з эти сигнлы, предлгют эоционльную поддержку, подтлкивя человек погрузиться в огорчительные переживния.

Джон. Подождите. Дйте-к рссотреть кждую из вещиц». «З стрдльческое лицо не дют «кусочек схр». Что з «кусочек схр»?

Робин. Ну, никто не бросится с крико: «Нет-нет-нет, не ндо нпрягться, не нужно рсстривться!»

Джон. Грубо говоря, психотерпевт должен нстойчиво посоветовть: «От жизненных тягот не отворчивйтесь, огорчйтесь н здоровье, огорчйтесь!»

Робин. Д, уж грубее нельзя...

Джон. Дльше ─»пониют причины для стрдния «лицо» и не осуждют».

Робин. Это знчит, что человеку необходио внушить: огорчться ─ норльно для взрослого, никто не приет его з «ленького».

Джон. Тогд человек сожет достть из-з «ширы» свои горести и погоревть вслсть.

Робин. Д. Сожет «присвоить» их. Что еу необходио.

Джон. Но он никогд рньше не брлся з подобное дело и пугется. Поэтоу еу нужн эоционльня поддержк.

Робин. Эоционльня поддержк ─»вещь» ткя же вжня, кк и первые две.

Джон. Рзуеется, «првильный» человек рзделывется с больши число лых потерь не з один присест ─ постепенно. Ну, бесхитростный приер: з тысячу «огорчений» я отделюсь от ы, и если я ребенок норльный, вступилн верный путь, я сделю шг з «огорчение», пото еще... Кждое «огорчение» невелико и терпио. Но человек дурных привычек всю тысячу «огорчений» свлилв кучу з «широй».

Робин. И фктически позже добвилк той тысяче еще несколько тысяч, отчего стршнее стло его «богтство». Конечно, «присвивть» огорчения еу нужно не срзу, постепенно. Он подозревет, что з «широй» их нкопилсь гор, и боится, что он их не вынесет. Поэтоу ─ повторю ─ не откзывть при это в поощи, поддержть человек тк же вжно, кк откзть еу в привычно «кусочке схр».

Джон. Когд я понялэто в Вшей группе, я чуть не зкричл«Эврик!» Рньше я дул: к человеку под прессо депрессии есть дв подход. Первый ─ вовлекетесь, зтягивете вторы голосо: «И откуд столько несчстий н бедную голову!», считя, что поддержли, соглсившись со всеи жлоби бедняги. Говоря Вшии слови, отделлись «кусочко схр». Второй подход, точнее, приступ ─ н ткое я сподоблюсь, с «хвтив» депрессии,─ по-бритнски коротко советуете: «Виски ─ в себя, себя ─ в руки!» Рньше я бы не додулся просто сесть с человеко рядо и скзть: «Д, тяжело в, и переживния тягостные выпли. Но я с ви посижу, вы погорюйте». Теперь я вспоиню, что одн девушк после того, кк рсстлись, упрекнуленя: никогд не ог «просто побыть с ней», придвленной депрессией. Тогд я не понял, о че это он, ндеюсь, понию теперь.

Робин. А у еня в роду депрессивня «нер» поведения, и я долго подбирлся к действенноу способу поенять зкрепившуюся схеу. Конечно, легче «енять», когд вы в свое психотерпевтическо кресле ─ легче дется «нейтрльность», невозутиость, поддержк, когд поогете посторонни людя, ведь вы си еньше вовлечены. С близкии людьи тяжелее сохрнить твердость, окзывя нужную и поддержку.

Джон. Своя нужд поех!

 

 

╧желя депрессия

 

Джон. А что скжете о тяжелой депрессии? Мне чсто приходилось слышть, что он ─ результт скорее биохиических причин, че психологических, и, следовтельно, поддется только лекрственноу воздействию.

Робин. Ну, ы все построены из хиических продуктов. Любой нш «поворот» сопровождется хиической «перестройкой». Увидели хорошенькую девушку, испуглись втобус, не снижя скорости чщего н нс, когд переходи улицу, повздорили с ке-то ─ хиический соств крови кждый рз еняется. Конечно, ткие рекции поддются воздействию хиии. И, рзуеется, некоторые форы депрессии ожно снять хиией. Фктически лекрственные препрты незениы кк вреенное средство прорвть порочный круг хиических преврщений, идущих в оргнизе при тяжелой депрессии и нрушющих у пциент ясность ысли и способность к взиодействию, тк что психотерпия окзывется бессильной и дже жизнь пциент ─ в опсности. Но лекрственныи препрти не изенить склд личности ─ глубоко зложенные в ней одели поведения, о которых веде речь. И эти одели будут по-прежнеу провоцировть оргниз все тк же... «хиичить», вырбтывть все те же веществ, которые лекрств должны блокировть. Ндо воздействовть н втотиз оделяи спровоцировнных рекций, изенить си одели, тогд человек избежит очередной депрессии, еу совсе не пондобятся лекрств.

Джон. Дже в тяжелейших случях депрессии?

Робин. Трудно скзть... Со ногии случяи, которые рньше лечились только едикентозно, теперь ожно спрвиться получившии рспрострнение во все ире етоди сеейной психотерпии. Постоянно рзрбтывются все более эффективные етоды, поэтоу случи, сейчс не поддющиеся психотерпии, возожно, через год будут успешно лечиться. Впроче, в нстоящее врея и, вероятно, еще долго лекрственные препрты, поощь психитр и госпитлизция, предполгющя электрошоковую терпию, когд другие средств бессильны,─ единственные прктические еры борьбы с тяжелой депрессией.

Джон. Почеу одни пциенты в состоянии депрессии «хуже» других и хуже поддются лечению?

Робин. Есть рзные нения. Вот, по-оеу, ниболее убедительное, проверенное прктикой: тяжесть депрессии звисит от того, где иенно «зстрял» человек в фзе отделения, отсчитывеой от шестиесячного возрст. Тот, кто «ушел» недлеко, будет больше отствть и труднее поддвться лечению.

Джон. Знчит, если ребенок «зстрял», только нчв рзличть «грницы», только изредк и нечетко предствляя ть цельной и стоящей в отдельности, он будет... уязвией?

Робин. Д, если «грницы» непроясненные и легко стирются, «зстрявший» быстрее утртит связь с рельностью в состоянии стресс. Большой удр ─ потеря любиого человек, крушение честолюбивых плнов, крх сосознния, точнее, высокой сооценки ─ дст боли, стрдния больше, че он сожет вынести. Он отстл, не добрлся до способности ухвтиться з воспоинния о любиых людях и счстливых вреенх, чтобы нейтрлизовть боль и удержть рвновесие. Боль нвиснет чудовищной тенью, и порою единственное от нее спсение ─ устреиться вниз по «лестнице совершенств» к приитивноу уровню с «предохрнительны клпно», позволяющи спроецировть болезненные чувств н внешний ир, н других. Или человек сктится еще ниже, н уровень, где будет вообржть, что влствует иро.

Джон. Он регрессирует до прнойи и дже до шизофрении?

Робин. Д, в кко-то сысле вновь окжется н этих сых рнних ступенькх человекоподобия, в безуии будет жить бредо, гллюцинцияи.

Джон. Но если он успел«уйти» чуточку дльше в фзе отделения?..

Робин. Тогд он сожет ухвтиться з счстливые воспоинния и, несотря н то, что внчле поштнется под удро ─ из-з утрты ─ удержится в депрессии, не отступит нзд. Если человек «продвинутей», в не больше взрослости, чтобы решть проблеы и, обртившись з поощью, взиодействовть с психотерпевто.

Джон. Иеются ли днные, докзывющие, что тяжелые депрессивные зболевния ─ нследственные?

Робин. Д. Дую, ногие сегодня соглсятся, что хотя бы отчсти уязвиость ─ нследствення черт и по-рзноу проявляется в рзных форх депрессии. Из-з уязвиости определенные сеьи или члены сеьи скорее окжутся жертви стресс и здействуют одели поведения, о которых ы говорили.

Джон. Знчит, никльно-депрессивные зболевния ─ нследственные?

Робин. Специлисты, кк првило, считют их нследственныи зболевнияи, но есть ного докзтельств влияния среды. Н сегодня еще не выяснено соотношение фкторов.

Джон. А где их положение относительно полюсов душевного здоровья и нездоровья?

Робин. Я бы поестилникльно-депрессивную личность н нижне полюсе срзу же з стрдющей прнойей ─ исходя из еры проясненности «грниц» и достигнутой степени отделенности. Кк и большинство психонлитиков, я считю, что ния еще дльше, че депрессия, отстоит от обрз действий, присущего зрелой личности, фктически ─»зщит» от него.

Джон. Знчит, ния окзывется посередине ежду прнойей и депрессией?

Робин. Д. Он хрктеризуется некоторыи черти ступени, дющей шизофрению или прнойю: непроясненностью «грниц», утртой связи с рельностью, рзделение эоций н «хорошие» и «плохие» и проекцией неприятных вовне. Однко никльно-депрессивня личность несколько сложнее совокупности укзнных черт, потоу что преодолелэту ступень.

Джон. Спешное отступление к прнойе, но н полпути ─ стоп!

Робин. Д. Откт нзд из-з утрты, чтобы не угодить под пресс депрессии.

Джон. Но ния ─ почти противоположность депрессии ─ тк ведь? Охвченный нией человек безудержно оптиистичен, в депрессии ─»безвыходно» пессиистичен.

Робин. Верно. Поведение человек в никльно состоянии нпоинет нше с Ви, когд возбуждены или ликуе ─»вне себя»... Человек теряет почву под ноги, без еры экспнсивен, щедро добвляет своеу «я» знчительности, огущественности, переполняется грндиозныи честолюбивыи зысли.

Джон. И швыряет деньги н ветер ─ те, которых пок не иеет, но обязтельно н днях зрботет.

Робин. Д-д. Он првит жизни пир. И поэтоу совершенно неупрвляе!

Джон. Неного похож н уже знкоый н «большущий шр»?

Робин. Д, хотя ежду нией и шизофренией существует рзниц. По крйней ере, пок никльный больной «не длздний ход». Обыкновенный «человек в никле» все-тки понятливее и понятнее шизофреник.

Джон. Где-то ближе к рельности?..

Робин. Д. Шизофреник тк никогд и не втиснули в «грницы», поэтоу он тк и считет себя «большущи шро». «Мникльный» по прежнеу опыту знет, что не ожет влствовть иро ─ он усвоилэтот урок, но он отчянно притворяется «большущи шро». А рз он знет в глубине души, что зря ндувется, от шр, в конце концов, остнется пшик ─ и он опять «упдет» в депрессию.

Джон. Мникльное состояние ожет длится есяцы?

Робин. Д. Иногд обнруживется ккя-то ритичность приступов, но чще всего схетизировть течение болезни трудно. Впроче, специлисты, изучвшие состояние, утверждют, что стресс, большя утрт переключют ехниз либо в ту, либо в другую сторону.

Джон. Тк. И, нконец, что т с легкии случяи? Люди «спихивют» легкую депрессию, основтельно, впроче, повозившись...

Робин. Это больше «продвинутые», не слишко отклоняющиеся от норы люди. Просто родители чуть перестрлись, оберегя чд от «положенных» стрессов. Откуд и стойкя привычк искть у себя ссдины и рны, кк только в жизни ккие-то трудности. Крое того, сеьи здесь крепче «спяны», че идущие верны путе.

Джон. Хорошо, «взвесили» все рзновидности депрессии. От сой тяжелой, когд человек ожет «уйти» в прнойю и шизофрению, не выдержв нгрузки ─ жизнь окжется еу не по плечу ─ до случев, когд остется ккой-то конткт с рельностью, и никльно-депрессивня личность то в безуно порыве сбрсывет груз пробле, то опять придвлен прессо депрессии, и до «сых легких» случев, когд люди несут брея жизни, ло ей рдуясь.

Робин. Д, суть схвтили.

Джон. И кк же с облегчение? Кк лечить сые тяжелые случи?

Робин. Че тяжелее случй, те больше вы звисиы от хиии ─ от лекрственных препртов, которые сниут особо острый синдро. Но при это необходио нблюдть и сеью целико, чтобы добиться результтов.

Джон. А что ксется легких случев?..

Робин. Что ксется легких случев, психотерпевтическое лечение ожет окзться весь успешны. Только бы человек обртился з поощью. Ткие люди, отетьте,─ обычно из очень преуспевющих. Потребность в любви, в похвлх делет их редкии труженики, они все пожертвуют рди своей фиры, рди дел.

Джон. И рди сеьи.

Робин. Д, и в это отчсти пробле! Ведь они, кк Вы поните, не уеют брть себе. Прикипев к сеье, к ккоу-то кругу людей, с которы связлжизнь, они будут предны и, будут ндежны, порой до болезненности усердны. Не уея брть себе, будут все... принить к сердцу... Поэтоу ногого достигнут, зслужт нело нгрд.

Джон. И зрботют язву. В Вшей группе, поню, все, в то числе все зужние женщины, были высшего профессионльного уровня. Зкрдывлось подозрение, что никто не ог позволить себе удовольствий, возожно, от чувств ответственности з свою половину (или от чувств звисиости?). В тких сеьях очень цепко держтся друг з друг ─ д?

Робин. Д, дже если этого не покзывют.

Джон. Но рз никто в ткой сеье не способен позботиться о себе, «здоровы» обрзо взять нужное, знчит, кк Вы иллион рз повторяли, никто не способен дть. Что же они получют, крепко держсь друг з друг?

Робин. От добр добр не ищут. С одинковыи недосттки, споткнувшиеся н то же, они нходят друг у друг пониние, ккого у идущих верны путе не ншли бы. Хорошо бы лучшего, но они довольствуются те, что есть. Сеья живет, пок не столкнется с утртой, пок кто-то не выйдет из круг. Серть, рзлук, большие переены для этой сеьи губительнее, че для здоровой, норльной, он не тк ндежн, ее чще поджидют ктстрофы. Вот почеу большие рзветвленные сеьи, ушедшие в прошлое, процветли, вот почеу с совреенной лой «орнжерейной» сеьей столько возни.

 

 

ельных нет

 

Джон. Многие сиптоы депрессии, которые Вы описывете, не знкоы по опыту. В зтяжную, глубокую, кк сеь-восеь лет нзд, не впдю, но иногд придвит-тки слегк... Нприер, скжет кто-нибудь что-то обидное, я весто того, чтобы рсслбиться и чуточку сбвить сонение, чсто чувствую: «зжиюсь». Или, когд с рботой «нпряженк», не дю себе передышки ─ не уею «взять необходиое». Кк зведенный кручусь, отчего опять «зжиюсь», «духо» не упирюсь в тело, с полновесностью телтеряю полноерность ир. И тогд появляется чувство ─ больше всего не люблю в себе его ─ недовольств Всевышни... з то, что решилпозбвиться з ой счет, понствилвсяких брьеров. Зню: почти все ои друзья тк же «депрессивно» регируют н стресс... Это я подбирюсь к вопросу: «Ну, Вы?..»

Робин. Когд я знялся прктикой кк детский психитр, я чсто шутилс коллеги: если от еня и есть толк, то только потоу, что в родной сеье поненогу всего увидел─ что к чеу прочувствовлн своей душе. Тогд я еще не опрвился после типичной «болезни» студентов едицинского фкультет ─ они нходят у себя все до одного случя из учебник. Впроче, в оей шутке было првды с избытко. Внчле я дул, что я ─ печльное исключение, но позже, стжируясь и посещя группу психотерпии, при ближйше знкостве я выяснил, что у других стжеров в сеьях пробле тоже хвтло. Я неного рзобрлся в своей душе и здни уо понял: поплв психитрию, чтобы и себя пользовть, и других лечить. Может быть, неосозннно оя сеья «пожертвовл» ною во спсение стрждущих. К счстью, в оей профессии недосттки обрщются в преиущество.

Джон. А в политике ─ не тк?

Робин. Возожно, и тк. Но в ое деле, если поствили себе дигноз, си ожете себя и подлечить, кк-то рспутть клубок пробле.

Кк-то н днях я послушлструю зпись первой у нс в стрне предствительной конференции по сеейной психотерпии. Он проводилсь в 1973 году. И первый рз, по предложению приехвших из Институт Акерн в Нью-Йорке ерикнских специлистов по сеейной терпии, ы знялись рзыгрывние ролей, то есть рзыгрывли сценки из своей сеейной жизни или вспоинли сеейные истории пциентов. Рзыгрывли ─ чтобы лучше вникнуть. Тогд-то и были посеяны сеен ншей с Ви книги ─ вот, познкоьтесь с выдержкой из оего выступления н зкрытии конференции.

«Сое, пожлуй, вжное из того, что не длконференция,─ я ншелсвязь со своей сеьей. Я знл, что нуждюсь в это, но не знл, кк этого достичь. И я понял, что все присутствующие здесь ─ оя сеья, ы все врея здесь нблюдли одну сеью.

Всякий рз видели неуверенную ть, которя с трудо удерживет свои позиции и боится «высунуться». Он по-прежнеу испытывет привязнность к своей тери и жждет зботы уж, детей, но, зщищясь от осознния «нужды», с дет без еры, с зботится обо всех подряд, не зечя чьей-то «нужды» в состоятельности. И он в депрессии, конечно же, ведь он с... «не взял» этот рубеж состоятельности.

Кждый рз перед ни отец, не лдивший со свои отцо, не суевший вырвться из «нужды» в своей тери, он рздржен, он безволен, выбирет и... остется обойденны.

Супруги не лучши обрзо удовлетворяют свои сексульные потребности, ведь они «не доросли» до этой ступени рзвития, они все еще цепляются з родителей, жждут родительской любви-опеки. А без этой опеки, которую они, конечно же, не огут проявить друг к другу в достточной ере, они не огут пордовть друг друг в постели. Дети в сеье нследуют ту же одель. В результте родители чувствуют себя до крйности бессильныи, но кк рз поэтоу пытются предстть всесильныи и чересчур усердствуют, воспитывя детей првильно.

Я нблюдлэту одель, когд рзыгрывлсь сеейня жизнь нших пциентов, когд коллеги «игрли» свою, и подул: не похож ли я н человек, требующего луну с неб для себя только. Может быть, все здесь видят эту луну, эту сеью ─ одну н всех их собственную сеью. Может быть, есть лишь одн сеья, сеья людей ─ просто ного способов отстть и сбиться с пути».

Джон. Нверное, резонно дуть, что ногие читющие ншу книгу будут узнвть себя или, по крйней ере, «ехнику» своей сеьи, сеьи друзей.

Робин. Д, ногие узнют себя, ожет быть, увидят себя бледныи копияи «обрзов» из этой книги.

Джон. А если ничего не увидят?

Робин. Тогд они полностью преодолели описывеую ступень, но тких незнчительнейший процент.

Джон. И, конечно же, будут ткие, которые считют, что все н свете преодолели, хотя н деле ─ нет.

Робин. Ну, они всегд узнют себя, если зхотят.

Джон. Кк же это?

Робин. Они рзозлятся, читя книгу, и вроде бы ─ без причины.

Джон. Уно говорите, доктор, слишко уно. Нверное, у Вс бывли пциенты, которые приходили в рж и выствляли оборону, когд Вы выдвигли предположение, что у них есть неудовлетворенные нужды?

Робин. Фктически еще труднее с теи, которые не злятся, но ловко провоцируют вс, когд подобрлись к их «печля». Поню одного ткого пциент, кждый рз, появившись, он еня зводил. Погрничный случй прнойи, он ного лечился, я соглшлся беднягу изредк принить, потоу что его прежний психотерпевт уер. Появлялся он с интервло в дв-три есяц, выклдывлн столкниги ─»Винни Пух», «Толковние сновидений» Фрейд, «Алис в стрне чудес», «Звисть и блгодрность» Мелни[9]─ и принился выскзывться о прочитнно: что он понял. Я же те вреене пытлся понять, «прочесть» его зшифровнную жлобу. Я обычно рздржлся, чувствовлсебя «несоответствующи» креслу, но он продолжлпоявляться у еня и, кзлось, поненогу енялся в лучшую сторону. Однжды весте с книги он принес огроный бужный пкет, из которого осторожно вытщилбелого игрушечного зйц-гигнт трех футов росту и поестилего н столе среди книг. Зяц все врея звливлся нзд, я хвтлс полок книгу з книгой, чтобы создть еу опору, пок, нконец, не устроилзйц, пциент ежду те повторял: «Не беспокойтесь!» А пото, зведя рзговор, действительно вывелиз рвновесия. Я тк рссвирепел, что уже порывлся объяснить: нпрсно, ол, отние друг у друг врея. Но я взялсебя в руки. К оеу удивлению, он уходилочень довольный. Собиря книги, зсовывя зйц в бужный пкет, он скзл: «Очень В блгодрен з то, что Вы сделли для зйчик!»

Джон. То есть просить поддержку себе он не ог, он выствилвесто себя зйку, «поддержв» которого, Вы поогли еу.

Робин. Д, нверное, тк. Инче попросить поощи он былне способен. Он облегчили ое положение, ведь я безотчетно откликнулся н его «нужду» единственны приелеы для него способо. Позже я понял, что он вылечиленя, ткже нучив сердиться ─ держсь вовне спровоцировнного во не...

Джон. Я оценилзслугу переходного объект ─ он поддерживет ребенк и одновреенно удерживет у с ее ненужной зботой н «нужно» рсстоянии. Срвнивю с Ви, когд лечите, поддерживете, и вижу: Вы си для своих пциентов, выржясь языко ученых докторов, зйк.

Робин. Знли бы Вы, кк трудно быть дельны зйкой.

Джон. Это потоу, что Вы не зйк-ззнйк.

 

 

КТО ЗДЕСЬ ГЛАВНЫЙ?

 

 

╟к, ожно я буду нгело?

 

Джон. Кков следующий ряд идей?

Робин. Довольно длинный ряд интереснейших идей: отношение к влсти, почеу одни конфористы, другие ─ бунтри, ккя строгость положен родителя и в че глвня отцовскя обязнность, почеу кто-то годится в конду, кто-то ─ с непоерно больши «я» ─ нет, речь пойдет о детях, которые непослушние или болезнью ирят родителей, об одержиости, детской истерике, о пользе нечстых родительских стычек и о рйско сде.

Джон. Неужели все перечислили? И эт гор выросл, нверное, потоу, что ребенку предстоит перебрться н следующую ступень рзвития?

Робин. Ребенок пошел...

Джон. Уже не лденец беспоощный... Или почти беспоощный...

Робин. Д, озг рзвивется, нервные клетки соединяются, связывются с ышечной ткнью. И где-то ежду годо и двуя ребенок нчинет состоятельно ходить, говорить первые слов.

Джон. А его «естественные отпрвления» ─ кк выржются в Уэстон-сьюпер-Мэр?

Робин. Теперь эти «отпрвления» совершются не втотически, кк рньше, но «с соглсия» ребенк. Приерно в полтор год ребенок уже способен иеть свое «нение».

Джон. Бедные родители! Рньше «диссидентство» сводилось к голодноу плчу и к откзу от нелюбиой кши.

Робин. Ну, еще ожно было зболеть. Теперь же возожности безгрничны. Ребенок подойдет, когд зовут, зхочет ─ убежит! Скжет «д», скжет «нет» ─ кк зхочет. Может брость и опрокидывть вещи, хотя очк этого совсе «не любит». А когд посдят н горшок, ожет «отдежурить», позже пустить дело «н сотек»... Ребенок все подвижнее, и родители уже покзывют еу, что они «любят» и что «не любят».

Джон. Они уже «призывют» ребенк «к ответу», ведь он уже способен выбирть, что еу делть.

Робин. Совершенно верно. Ребенок поненогу обретет незвисиость и свободу, и поэтоу стновится перед выборо ежду «добро» и «зло».

Джон. Теперь доступно возбуждюще рзнообрзное «злодеяние». Откуд и приступы истерики, или кпризы н этой ступеньке.

Робин. Д. Конечно же, ребенок просто пробует силы, выясняет, н что их хвтит. И если стлкивется с препятствие, то... «стлкивет» препятствие, стреится преодолеть его. А иногд препятствие окзывются родители!

Джон. В кко-то сысле ребенок экспериентирует.

Робин. Д. Родители же дуют, что в че-то подвели, что-то «не додли» ребенку. Совсе нет. Кпризы ─ норльное явление.

Джон. Но почеу ткое буйство?

Робин. Оцените положительный «зряд». Че яростнее вспышк рздржения, те сильнее будет хрктер, если ребенок нучится обуздывть свою энергию. З неистовство скрывется упряство и упорство, которое «блокировно». Вообрзите, что тут энергия, способня оторвть ркету от зели. Вспышки ярости ─ все рвно что пробные ркеты, взрывющиеся н зпуске или после взлет, пото придет уение контролировть энергию, и ркет полетит в выбрнно нпрвлении.

Джон. Никогд и в голову не приходило, что кпризы «включются» энергией ─ не злостью. Нверное, злость ─ неисчерпеый источник энергии? Сижу, нприер, не пишется и все тут... знчит, ндо рзозлиться н себя хорошенько? И тогд, очевидно, резервня энергия поожет сдвинуться с ертвой точки.

Робин. Иенно этоу и должен нучиться ребенок ─ сдерживя вспышки ярости, «обуздывть» удивительную силу, чтобы чть, кк уелый всдник, усиривший и нпрвляющий скковую лошдь... Кпризы позбыты, когд ребенок нучился упрвлять своей энергией и нпрвлять ее себе н пользу.

Джон. Дело вреени?

Робин. Д, при условии, что родители пониют: кпризы в порядке вещей ─ и будут спокойны с ребенко и тверды. Все со собой нлдится, ребенок «укротит» свой буйный нрв.

Джон. Знчит, ребенок ─ кк бы его нзвть... «ходунок» ─ уже физически «уелый» и способен подуть о себе... Кков глвный урок для него н этой ступени?

Робин. Приспособиться к други, снчл─ в сеье, зте ─ в обществе.

Джон. Не приспособившись, он потеряет любовь, поддержку, поощь других, он в это, конечно, нуждется.

Робин. Жизнь, безусловно, будет богче и интереснее, если он суеет лдить с другии.

Джон. Знчит, он должен по выбору быть только «хороши»?

Робин. Нет.

Джон. Нет?!

Робин. Пониете, быть просто «хороши» еу не н пользу. Чтобы сделться здоровы, состоятельны, полгющися н себя человеко, человеко незвисиого у, н этой ступени он должен творчески брться з все, что «под рукой». Пускй получется новое, неожиднное для него ─ непредвиденное родителяи. Иногд ткое, что они... «не любят».

Джон. Знчит, он должен быть достточно уверенны в своих силх и пробовть, но одновреенно ─ учиться приспосбливться к други?

Робин. Д. «Озорник» и «пиньк» ─ это не он. Еу нужно по тропинке посередине, не нлево и не нпрво...

Джон. Сбвьте шг, я отстю! Понятно, почеу еу не следует быть «слишко плохи», ведь нике не любиые себялюбивые эгоисты остются в одиночестве. Но ккой вред ─ быть «слишко хороши»?

Робин. Если он не экспериентирует, не дует своей головой, поневоле во все уступет, то вырстет конфористо. Он никоу не будет ешть ─ ткой неинтересный, скучный, серый. Его везде отпихнут, и он никогд не добьется того, чего хочет или в че нуждется. Его будто и нет ─ нет личности.

Джон. Бухглтер, короче говоря. Вспоиню свой учительский опыт: двое-трое ребят, никогд ничего не выкинувших, почеу-то не вызывли интерес.

Робин. В то-то и пробле. Они не нрвятся, их не любят. И постепенно они лишются поддержки в жизни, тк же, кк «слишко плохие», слишко себялюбивые. Знчит, у родителей «зшгвшего» ребенк весь трудня здч ─ нпрвлять его шги, удерживя от крйностей.

Джон. Дть «ходунку» свободу, поощрять... нет, уже не «вылзки» ─»выходки», поддерживя в не уверенность, незвисиость, но ткже проявлять твердость, не збывть про контроль... чтобы он нучился соконтролю.

Date: 2016-11-17; view: 202; ═рЁє°хэшх ртЄюЁёъшї яЁрт; ╧юью∙№ т эряшёрэшш ЁрсюЄ√ --> ╤▐─└...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) ┬ёх ьрЄхЁшры√ яЁхфёЄртыхээ√х эр ёрщЄх шёъы■ўшЄхы№эю ё Ўхы№■ ючэръюьыхэш  ўшЄрЄхы ьш ш эх яЁхёыхфє■Є ъюььхЁўхёъшї Ўхыхщ шыш эрЁє°хэшх ртЄюЁёъшї яЁрт - ╧юцрыютрЄ№ё  эр яєсышърЎш■