Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возраст и его определение в теории деятельности





Представление о социальной ситуации развития было содер­жательно развито в теории деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Ру­бинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин). Деятельность - это ак­тивное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправлен­но воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Во многом деятельностная парадигма развивает положения Вы­готского. «В процессе онтогенетического развития человек всту­пает в особые, специфические отношения с окружающим его ми­ром предметов и явлений, которые созданы предшествующими поколениями людей». «Действительный, ближайший к человеку мир, который более всего определяет его жизнь - это мир, преоб­разованный или созданный человеческой деятельностью. Однако мир общественных предметов, предметов, воплощающих челове­ческие способности, сформировавшиеся в процессе развития об­щественно-исторической практики, он непосредственно не дан индивиду; в этом своем качестве он стоит перед каждым отдель­ным человеком как задача» [5, с. 372].

Эти положения А.Н.Леонтьева во многом перекликаются с идеями Выготского о реальной и идеальной формах: ребенка окружает не природный мир (не только природный), но мир об­щественных предметов. Иными словами, сама среда всегда об­щественна (сравним: среда, прежде всего, социальная). Но А.Н.Леонтьев специально рассматривает и момент присвоения человеческого опыта ребенком. Он пишет: «Ребенок должен осуществить по отношению к ним (предметам - К. П.) такую практическую или познавательную деятельность, которая адек­ватна (хотя, разумеется, и не тождественна) воплощенной в них человеческой деятельности» [там же, с. 373]. И далее, поясняя эту мысль, Леонтьев приводит пример: если внести в клетку с животными предметы материальной культуры, они выступят лишь как предметы приспособления, но не собственно человеческой деятельности. Продолжить этот пример А. Н. Леонтьева можно, вспомнив знаменитую мартышку из басни Крылова «Мартышка и очки». Процесс онтогенетического развития в деятелътстной парадигме есть процесс присвоения. Это процесс, в результате которого происходит воспроизведение индивидуумом исторически сформи­ровавшихся человеческих способностей и функций. А.Н.Леонтьев в принципе отвергает возможность адаптации к среде.

Присвоение и есть содержание развития, на каждом возрас­тном этапе - свое. Присвоение состоит в том, что ребенок начина­ет действовать с предметом сообразно его функциям. Вспомним пример с ложкой: ребенок не просто знакомится со свойствами ложки (ее можно ощупать, бросить на пол, засунуть в рот). Он, во-первых, выясняет с помощью взрослого ее орудийную функ­цию - переносить небольшие количества пищи и, во-вторых, учит­ся действовать сообразно этой функции

В продолжение линии анализа Л.С.Выготского в деятельност-ной традиции предметом анализа становятся действия субъекта, сами механизмы изменения действующего.

Особое место в онтогенетическом развитии, по А.Н.Леонтье-ву, имеет интериоризация - постепенное преобразование внешних действий во внутренние, умственные.

Собственно возрастному развитию, динамике в онтогенезе по­священа работа А.Н.Леонтьева «К теории развития психики ре­бенка», впервые опубликованная в 1945 г.

Определяя понятие «возраст», Леонтьев пишет следующее: «Выясним, прежде всего, что определяет собой психологическую характеристику личности на том или ином этапе ее развития. Первое, что должно быть указано здесь, заключается в следую­щем: в ходе развития ребенка под влиянием конкретных обстоя­тельств его жизни изменяется место, которое он объективно за­нимает в системе человеческих отношений» [6, с. 281]. Далее на примере дошкольного детства демонстрируются особенности жизни и деятельности ребенка-дошкольника. Показано, что эти отношения в первую очередь носят личностный, интимный ха­рактер.

При поступлении ребенка в школу многое меняется. В первую очередь у него появляются обязанности не только перед близкими взрослыми, но и перед обществом. Это обязанности, от выполне­ния которых будут зависеть его место в жизни, его общественная функция и роль, а отсюда - и содержание всей его дальнейшей жизни. Отношение же общества к ребенку также меняется. В част­ности, это выражается в оценке (отметке), которая содержит те­перь не только отношение близких взрослых, но и отношение об­щества.

«Итак, - пишет А Н Леонтьев, - изменение места, занимаемого ребенком в системе о(нци (веньь'ч отношений, есть то первое, что надо oiiuCThib, пытаясь «ответить на вопрос о движущих силах развития его психики» Но оно лишь характеризует наличную, уже достигнутую ступень. Однако не менее важно проанализиро­вать и саму развивающуюся деятельность ребенка. «Каждая стадия психического развития характеризуется опре­деленным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным ведущим типом его деятельности» [там же, с. 285]. И далее Леонтьев перечисляет основные признаки ведущей деятельности.

В форме этой деятельности возникают и дифференцируются другие, новые виды деятельности; в ней формируются и пере­страиваются частные психические процессы; от нее ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основ­ные изменения личности ребенка.

Таким образом, ведущая деятельность - это такая деятель­ность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

В работах А.Н.Леонтьева стадия развития личности (психи­ческого развития) определяется двумя моментами - местом ребен­ка в системе общественных отношений и ведущим типом деятель­ности. Сравнивая определение возраста, данное в культурно-исторической теории и в теории деятельности, мы видим, что в первом случае возраст определяется отношением социальной си­туации развития и новообразованиями (структурой личности, соз­нания), а во втором - отношением места ребенка в системе обще­ственных отношений и ведущей деятельностью. Если говорить об определении возраста в деятельностном подходе, то речь здесь идет о взаимоотношении двух внешних факторов, поскольку ни место в системе отношений, ни деятельность не являются собст­венно интрапсихической формой, не являются субъектной харак­теристикой.

При этом следует обратить внимание на то, что развитие пси­хики происходит одновременно с развитием самой деятельности, что особенно ярко было продемонстрировано в работах В.В.Да­выдова по проблемам развития мышления в процессе формиро­вания учебной деятельности.

В 1971 г. вышла в свет статья Д. Б. Эльконина «К проблеме пе­риодизации психического развития в детском возрасте». В этой статье Д. Б. Эльконин обобщил представления о движущих силах детского развития, опираясь, прежде всего, на теорию деятельно­сти.

Д. Б. Эльконин проследил историю возникновения современ­ных этапов детского развития и показал, что исходно в прими­тивных сообществах ребенок «встречается» с обществом в целом, условием развития является система «ребенок - общество». По мере развития общества и его усложнения в этом исходно целост­ном отношении выявляются более конкретные системы «ребенок -общественный взрослый» или «ребенок - общественный пред­мет», которые представляют как бы две стороны единого отношения «ребенок - общество». В каждый стабильный период целост­ность «ребенок - общество» конкретизирована отношением «ребе­нок - общественный взрослый» или «ребенок - общественный предмет».

Ведущая деятельность ребенка предстала в этой работе как конкретизация отношения «ребенок - общество». Каждая из ве­дущих деятельностей относится либо к системе «ребенок - обще­ственный взрослый», либо к системе «ребенок - общественный предмет». Соответственно есть два типа возрастов.

Дальнейший анализ обнаружил регулярность смены возрас­тов. Они последовательно сменяют друг друга: сначала возни­кает деятельность первого типа («ребенок - общественный взрос­лый»), она сменяется деятельностью второго типа («ребенок -общественный предмет») и затем наоборот. Два периода детства (один первого типа, второй - второго) составляют одну возраст­ную эпоху. Так, дошкольный возраст (игровая деятельность принадлежит к первому типу) и младший школьный (учебная деятельность - второй тип) составляют вместе эпоху, названную Д.Б.Элькониным «детством». Всего ребенок до достижения взрослости проживает три глобальные эпохи: раннее детство (младенчество и ранний возраст), детство (дошкольный и млад­ший школьный возрасты), подростничество (младшее и старшее юношество).

Одним из наиболее важных положений данной работы являет­ся представление о том, что в деятельностях первого типа у ре­бенка преимущественно развивается мотивационно-потребностная сфера, сфера смыслов и значений, а в деятельностях второго типа — операционально-техническая сфера. Так, на протяжении дошколь­ного возраста в игре у ребенка формируются потребности и моти­вы на основании открытия им смыслов и значений человеческих отношений. Это открытие происходит посредством условного (игрового) включения в жизнь взрослых, затем этот этап «как будто» включенности в жизнь взрослых исчерпывает себя и начи­нается этап реального учения, интереса к тому, что «я могу», «я умею», т.е. этап овладения операционально-технической сторо­ной человеческой деятельности.

Таким образом, система «ребенок - общественный взрослый» или «ребенок - общественный предмет» есть особая форма взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью. В этом взаимодействии ребенок воспроизводит особые, харак­терные для данной системы действия по отношению к окру­жающему его миру, открывая для себя этот мир и становясь уча­стником этого мира.

Возраст в культурно-исторической теории представляет собой конкретно-историческую категорию. Это означает, что возрасты полагаются возникающими в процессе исторического развития общества. Они не даны изначально, не связаны с какими Яы то ни было врожденными характеристиками индивида. Возраст - пери­од, имеющий свое особое содержание. Это содержание можно вы­разить через некоторые культурно и исторически возникшие за­дачи, которые должен решить человек. На каждом историческом этапе развития общества задачи развития различны.

Л. Ф. Обухова пишет по этому поводу следующее: «Детство -период, продолжающийся от новорожденности до полной соци­альной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого обще­ства. При этом продолжительность детства в первобытном об­ществе не равна продолжительности детства в Средневековье и в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад.... Продол­жительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества» [8, с. 14].

Детство не только меняет свою продолжительность от эпохи к эпохе, но и членится на различные периоды - возрасты. Итог можно подвести определением, данным в отечественном психоло­гическом словаре (под ред. В.П.Зинченко и Б.Г.Мещерякова): «...объективная, исторически изменчивая, хронологически и сим­волически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) воз­раст датируется в единицах измерения времени (годы, месяцы, дни и т.д.). В науке (психологии) используется условный возраст, оп­ределяемый методом периодизации для структуризации онтогене­за человеческой жизни».

Онтогенез в различных психологических теориях рассматривается либо как последовательность стадий развития, либо как череда непрерывных изменений. В связи с этим в онтогенезе выделяют­ся (или не выделяются) отдельные возрасты. Соответственно онтогенез может быть описан как последовательность смены отдельных периодов (Пиаже, Фрейд, Ловингер, Выготский, Эльконин, Петров­ский и др.) или как непрерывная линия (теории личности, нарратив­ные теории и др.).

Членение онтогенеза на отдельные периоды, фазы, эпохи, возрасты - есть периодизация психического развития. Основанием пе­риодизации является некоторая единица - определение возраста. В зависимости от того, как определяется возраст, какова единица описания онтогенеза, возникает представление о возрастах разного типа - стабильных или критических.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского: возраст определяется через социальную ситуацию развития и возрастное новообразование. Такое описание возраста дает возможность различить стабильный и критический возраст. Теория деятельности: возраст определяется через ведущую деятельность и место в системе общественных отношений. Эта! единица описания возраста нечувствительна к описанию механизма} перехода от одного возраста к другому.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Что в психологии понимают под развитием?

2. Что такое «метафора развития» и какие метафоры могут описывать развитие (в отличие от роста или эволюции)?

3. Приведите примеры периодизаций онтогенеза. Укажите их основания.

4. Перечислите и объясните основные характеристики возраста в куль-1 турно-исторической теории.

5. Перечислите и объясните основные характеристики возраста в теории ] деятельности.

Рекомендуемая литература

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1984. - Т. 4.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

3.Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопро­
сы психологии. - 1992. - № 1 - 2. - С. 22 - 33.,

4. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.

5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1981.

6. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.,

1983. - Т. I.

7. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. - М., 1998.

8. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996.

9. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М., 1996.

10. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. - М., 1994.

11. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в дет­ском возрасте // Вопросы психологии. - 1971.- № 4. - С. 39-51.

12. Эльконин Д. Б. Послесловие // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М.,

1984.-Т.4.-С. 386-404.

Дополнительная литература

13. Блонский П. П. Психология младшего школьника. - М.; Воронеж, 1997.

14. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1998.

15. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.

16. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.

17. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.

 

 

Глава 2

Date: 2016-11-17; view: 245; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию